Экономический анализ деятельности организации

Финансовый анализ Управленческий анализ
Внешний Комплексный
Внутренний Тематический
Комплексно-тематический внутрихозяйственный
   

Инвестиционный анализ

Финансовый анализ – это система исследования хозяйственных процессов организации и их результатов, получающих отражение в бухгалтерской отчетности и складывающихся под действием объективных и субъективных факторов. Цель финансового анализа – получение ключевых характеристик финансового состояния организации для принятия оптимальных управленческих решений различными пользователями информации. В число задач финансового анализа входят: 1.объективная оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта, его платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности. 2.выявление возможности увеличения собственного капитала, чистых активов, доходности акций и улучшение использования заемных средств. 3.прогнозирование финансовых результатов, потенциальной угрозы банкротства (финансовой несостоятельности) и др. Конечные финансовые результаты деятельности организации являются составным элементом их финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, финансовый анализ – это неотъемлемая часть экономического анализа деятельности организации. Финансовый анализ может быть классифицирован по: 1.Объему анализируемых вопросов (тематический анализ – может охватывать только анализ показателей доходов, расходов, финансовых результатов, ликвидности, финансовой устойчивости и др.; комплексный анализ – изучаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности не только в отдельности, но и во взаимосвязи показателей ее характеризующих). 2.По времени проведения (ежедневный, ежемесячный, квартальный, полугодовой, годичный, в динамике за ряд лет). 3.По характеру аналитических исследований (предварительный; текущий – проводится для оценки в текущем порядке, например, показателей платежеспособности предприятия, его ликвидности, кредитоспособности, других показателей. С помощью полученных результатов в ходе проведения анализа возможно найти отрицательные моменты в работе предприятия, принять меры к их устранению и обеспечить эффективность деятельности предприятия; итоговый; прогнозный (перспективный) – анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем и степень воздействия на динамику этих значений различных факторов. Его особенность – в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиции будущего, т.е. перспективы развития с точки зрения проекции составных элементов прошлой и настоящей хозяйственной деятельности в элементы будущего. Этот вид анализа предполагает использование различных статистических методов (корреляционный, регрессионный, факторный, дисперсионный). При построении рядов динамики показателей для нахождения отсутствующего из них в ряде используются методы экстраполяции и интерполяции.). 4.В зависимости от критериев оценки (оценочный анализ – например, показатели соотношения между доходом и риском, ликвидностью, доходностью и др.; трендовый анализ – позволяет установить тенденции развития показателей; сравнительный анализ – раскрывающий отклонения фактического значения показателей от их значений в бизнес-плане прошлого периода, средних показателей по группе филиалов, дочерних предприятий). 5.Заключительный вид анализа – рейтинговый. Рейтинговая оценка позволяет определить как для руководства предприятия, так и для его текущих и перспективных контрагентов надежность функционирования предприятия. Объектами управленческого являются хозяйственные процессы производства и реализации продукции; использование всех видов ресурсов (формирование финансовых ресурсов и их расходование), воздействие объективных и субъективных факторов с целью поиска резервов и снижения затрат на производство продукции. В процессе анализа даются обоснования принятия управленческих решений, обеспечивающих на должном уровне поддержание конкурентоспособности продукции и повышение эффективности хозяйствования. Между финансовым (внешним) и управленческим (внутренним) анализом имеются принципиальные различия в организации и способах проведения. Для выявления их особенностей рекомендуется использовать такие классификационные признаки как: 1.цель и задачи анализа. 2.объект анализа. 3.субъект анализа. 4.организация анализа. 5.информационная база. 6.доступность информации. 7.пользователи информации. 8.система учета. 9.измерители информации. 10.используемые методы. 11.направленность анализа. 12.свобода выбора в проведении анализа. 13.формы обобщения. 14.вид анализа. 15.степень надежности. 16.место принятия решений по результатам анализа. Содержание анализа зависит от восстребованности его результатов различными внутренними и внешними пользователями.

Классификация показателей анализа и оценки финансовой деятельности организации:

№ п.п Классификационные признаки Классификационная группа показателей
  По степени охвата совокупности явлений Обобщающие Частные
  По роли в исследовании финансовых процессов Результативные Факторные
  По глубине характеристики финансовых процессов Качественные Количественные
  По времени изучения финансовых процессов Ретроспективные (вчерашние) Текущие Прогнозные
  По степени значимости в оценке финансовой деятельности Основные Не основные
  По уровню и времени отражения в отчетности Нормативные (базовые на начало периода или заложенные в финансовом плане на год) Фактически сложившиеся за год или достигнутые по состоянию на конец периода
  По характеру воздействия на финансовые процессы Внешние (не зависят от предприятия) Внутренние (зависят от предприятия

Типология видов экономического анализа: 1.объект управления – технико-экономический, финансово-экономический, управленческий, маркетинговый, экономико-статистический, экономико-экологический. 2 по субъектам управления и заинтересованным лицам в его проведении – анализ, проводимый руководством, функциональными службами, собственниками, поставщиками, покупателями, кредитными организациями, аудиторскими фирмами, агентствами по фин. оздоровлению, судебно-правовыми органами. 3.пользователи, потребители анализа – внутренний, внешний анализ. 4.периодичность проведения – годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный, разовый. 5.пространственный – внутрихозяйственный и межхозяйственный. 6.отраслевой – межотраслевой, отраслевой. 7.полнота охвата объекта – сплошной и выборочный, локальный и тематический. 8.временной признак – последующие (ретроспективные, исторические, посмертные), предварительные (перспективные, стратегические), оперативные (ситуационные, экспресс анализ). 9.методика исследования – сопоставительный, диагностический, детерменированно-факторный, стохастический (корреляционный), маржинальный, коммерческих рисков, функционально-стоимостной, комплексный, системный. 10. источники информации – финансовый, управленческий, инвестиционный, инновационный, налоговый. 11.степень механизации и автоматизации вычислительных работ – с ручной обработкой, использование ЭВМ. Экономический анализ делится: 1. управленческий анализ – комплексный, тематический, внутрихозяйственный. 2. финансовый – внешний анализ, внутренний, комплексно-математический. 3. инвестиционный. Разница между управленческим и финансовым: 1.в зависимости от пользователей. 2.информация, которой пользуются. 3.финансовый – анализ абсолютных показателей прибыли, рентабельности, финансового состояния, финансовой устойчивости ликвидности баланса, платежеспособности предприятия, эффективности использования собственного займа, экономическая диагностика состояния предприятия. Особенности управления: отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов, комплексность, интеграция учета, анализа, планирования и принятия учета, максимальная закрытость результатов проведенного анализа.

2.Система показателей анализа и оценки финансовой устойчивости организации. Финансовая устойчивость – это целеполагающее свойство финансового анализа, а поиск внутрихозяйственных возможностей, средств и способов ее укрепления определяет характер проведения и содержания анализа. Оценка финансовой устойчивости позволяет внешним субъектам анализа (партнерам по договорным отношениям) определить финансовую возможность организации на длительную перспективу, которая связана с общей финансовой структурой организации, со степенью ее зависимости от кредиторов и инвесторов, а также условиями, на которых привлечены и обслуживаются внешние источники средств. Финансовые коэффициенты для оценки: 1.коэффициент автономии (финансовой независимости) – характеризует в какой степени А предприятия сформированы за счет СК

³0,5. Превышение указывает на увеличение фин. независимости, расширение возможности привлечения средств со стороны. 2.коэффициент финансовой зависимости – характеризует, сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. вложенных в активы собственных средств

<0,5

3.коэффициент соотношения заемных и собственных средств (фин. рычаг) - характеризует, в какой степени предприятие зависит от внешних источников финансирования, т.е. сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль.

Если полученное значение больше 0,7, значит превышение означает зависимость от внешних источников средств. 4.коэффициент финансирования – характеризует сколько заемных средств покрывается СК

³1

5.коэффициент маневренности СК – показывает часть СК, вложенного в необоротные активы

0,2-0,5. Чем больше значение показателя к верхней границе, тем больше возможность фин. маневренности у предприятия. 6. коэффициент постоянного актива – показывает долю А, финансируемых за счет устойчивых пассивов

£1

7. коэффициент финансовой устойчивости - характеризует фин. устойчивость предприятия, показывает удельный вес источников финансирования в своей деятельности длительное время

³0,7

чем выше, тем выше фин. устойчивость. 8.коэффициент обеспеченности ОА собственными средствами – показывает долю ОА, финансируемых за счет собственных средств предприятия

>0,1

9. коэффициент обеспеченности запасов собственными ОА – характеризует степень обеспечения запасов СК

0,6-0,7

10.коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных собственных средств – показывает сколько внеоборотных средств приходится на 1 руб. ОА

чем выше значение этого показателя, тем больше средств предприятие вкладывает во внеоборотные активы.

3.По данным б\б с помощью косвенного метода анализа денежных средств рассчитать и оценить влияние факторов на величину чистого дисконтированного потока.





Подборка статей по вашей теме: