double arrow

Билет №15. Жанры, характерные для журналов, новые формы журналистких текстов. Стилистические особенности текстов

Жанровая специфика публикаций в деловой прессе

заключается в использовании определенных жанров газетно-журнальной публицистики.

1. Хроника - это короткое информационное сообщение, состоящее из нескольких строк, отвечает на три главных вопроса: Что? Где? Когда? Язык хроники - "сухой", официальный. Часто хроника не имеет отдельного заголовка, а подается в подборке новостей под рубрикой (например, "Коротко")

2. Заметка - имеет самостоятельный заголовок, содержит один или несколько фактов, дает интересные для читателя подробности события…может содержать различные подробности об одном событии.

3. Новостное сообщение .

4. Репортаж - информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. Репортаж может быть как событийным, так и тематическим, описывающим события, объединённые одной темой, но происходящие в разное время; обычно иллюстрируется фотоснимками с места событий, широкое распространение получают и самостоятельные фоторепортажи [176].

5. Интервью

6. Отчет - ставит острые назревшие проблемы социально-политического значения. Отчет передает существо обсуждаемых вопросов, сообщает о принятых мерах и решениях. Наряду с официальными информационными отчетами публикуют проблемные, аналитические отчеты, выступления делегатов и т.д. Размеры отчета бывают разные - от нескольких десятков до многих сотен строк. Это зависит от значимости самого события. Различаются отчеты трех видов: общие (прямые), тематические и отчеты с комментариями. В общем отчете репортер придерживается изложения фактов в хронологическом порядке.




7. Обозрение - аналитический жанр, который знакомит читателей с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц, год, десятилетие). Обозрение может быть посвящено не только внутренним темам, но и международным. Главное назначение обозрения состоит в том, чтобы на основе определенной совокупности типичных, характерных, репрезентативных фактов современности воссоздать обобщенную картину (панораму) реальной действительности, выражающую ведущие тенденции и закономерности ее развития. Рассмотрение и интерпретация фактов происходит при обозрении элементов обширного целого в их связях и взаимовлияниях. Событие исследуется для выявления тенденций. Воссоздается панорама происшедших событий. Журналист выполняет задачу - открыть в наблюдаемых событиях внутреннюю закономерность. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации вызывают эффект "наглядности", что помогает читателям увидеть связь фактов и мнений. В обозрении представлена реальная, современная социально-политическая, общественно-политическая и духовная жизнь общества, взятая в ее сущностных проявлениях. Органическая совокупность типичных социальных фактов, явлений, событий, ситуаций, процессов и составляет предмет обозрения. Журналист должен обладать эрудицией, интуицией, знаниями в области политики, экономики, культуры; иметь богатейший фактический материал [176].



Обозрение классифицируется на общее и тематическое. По форме выделяют информационно-публицистическое, публицистическое, художественно-публицистическое обозрение.

В обозрении важны группировка фактов, выявление концепции, определение формы и содержания; диалектическая взаимосвязь реальных фактов, событий, процессов. Обозрение включает идеологическую оценку, научный и экспертный комментарий.

8. Статья - это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе. Статье присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. В статье автор рассматривает отдельные ситуации, как часть более широкого явления. Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов. В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной проблемы. журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).

9. Комментарий - автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения.

Комментарий преследует следующие цели:

направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;

ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;

формулировать прогноз развития комментируемого события;

обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач

10. Рейтинг. Цель рейтинга заключается в осуществлении определенной "ранжировки" сходных явлений по какому-либо конкретному признаку [176].

11. Прогноз - чаще всего их составляют специалисты, эксперты, ученые соответствующей сферы деятельности [176]. Журнал "Эксперт" практически в каждом номере содержит несколько материалов данного жанра.

ЖАНРЫ СТАТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЖУРНАЛОВ

Интервью-ответы на вопросы. Чем больше журналист знает о человеке, с которым он ведет беседу, тем лучше получается материал. Имеет смысл посмотреть различные публикации, посвященные этому человеку, и попробовать преподнести читателю эту личность с новой, еще не освещенной стороны. Основная задача – создать образ конкретного человека. Материал обязательно утверждается с объектом беседы.

Репортаж. Основная задача журналиста, работающего в этом жанре, – преподнести события с точки зрения очевидца. Сегодня часто используется имитация репортажа, которая выполняет ту же задачу. Жанр, допускающий экспрессию, высказывание личной точки зрения.

Обзорная статья. Материал, посвященный определенному вопросу, дающий освещение этого вопроса с различных сторон. Задача – объективность и рассмотрение различных вариантов.

Аналитическая статья. Предполагает глубокий анализ освещаемой проблемы, один из наиболее «серьезных» жанров. В аналитической статье предполагаются комментарии специалистов-оппонентов.

В перечисленных выше жанрах допускается передача слова героям, прямая речь и комментарии специалистов.

Эссе. Данный жанр исключает прямую речь и комментарии и тяготеет к публицистическому стилю.

Рекламная статья. Обязательно обсуждается с рекламодателем и должна полностью соответствовать его требованиям.

Несмотря на то, что в каждом издании есть «свои» эксклюзивные рубрики, очевидно наличие общих обязательных позиций в рубрикаторах современных популярных журналов.

Письмо редактора (или его обращение к читателю). Поддерживает постоянную связь с читателем, чтобы она не была односторонней, подводит результаты конкурсов, поздравляет с государственными праздниками, сообщает о корпоративных праздниках, создает образ редактора издания, соответствующий «лицу журнала». Например, в журналах, относящихся ко всему с иронией, очень остроумные редакторы.

Письма читателей (или их отзывы). Для создания эффекта объективности носят как положительный, так и отрицательный характер. Но, так или иначе, касаются проблем и вопросов, освещенных в журнале. Иногда рубрика построена как диалог читателя и редакции, которую представляет специалист в определенной сфере (психолог, визажист, сексопатолог и т.д.), что позволяет сразу же осветить актуальные вопросы.

Новости.В зависимости от издания освещаются конкретные вопросы (в мире моды, театра, кино, телевидения, науки, политики и т.д.), но в любом случае их задача – своевременность, свежесть и актуальность.

Полезные советы. Так же, как и новости, даются в зависимости от ориентации издания.

Кулинарные рецепты.

Большинство развлекательных журналов также постоянно публикует психологические тесты, гороскопы, опросы читателей.

Однако большую часть статей, опубликованных в развлекательном журнале, составляют статьи различных жанров, которыми, безусловно, должен владеть пишущий журналист.

ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛЬНОЙ СТАТЬИ

Безусловно, любая статья начинается с названия (заголовка), которое должно четко отражать содержание общего текста. Но этого мало: название – первое, на что обращает внимание читатель. Оно должно быть емким, кратким и броским, оно – визитная карточка любой статьи. Конечно, никто не запрещает назвать, например, материал о мебельной фабрике «Орелмебель» так: «Продукция компании “Орелмебель”». Но маловероятно, что такое название привлечет и заинтригует читателя, он, скорее всего, просто не обратит внимания и на сам текст. «Орелмебель – мебель высокого полета». В этом названии удачно сочетается игра слов (название города и название птицы), которая сразу выявляет информативную суть статьи и заявляет о высоком качестве рекламируемой продукции.

Одним из обязательных компонентов текста современной статьи стало вступление (введение) – та часть, которая подготавливает читателя к ключевой информации основного текста и обычно выделяется графически.

информация преподносится читателю определенными блоками, которые связаны единой интригой и композицией статьи и, безусловно, имеют общее заключение. В статьях используются различные методы изложения информации: констатация, репортажное описание, повествование, рассуждение.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОЕННОСТИ ТЕКСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЖУРНАЛАХ

Важной стилевой особенностью языка современных развлекательно-познавательных журналов стала простота (в некоторых случаях она доходит до примитивности) изложения информации, так называемый «легкий стиль», что повлекло за собой практически полное отсутствие в статьях сложной терминологии и развернутых синтаксических конструкций. Легкость и простота подачи материала, с одной стороны, позволяет расширить круг потенциальных читателей и увеличить количество тем, освещенных в издании. С другой – является четким отражением снижения общего культурного уровня современного читателя. Использование в различных статьях сленговых выражений, просторечий, разговорной (а иногда и ненормативной) лексики стало в наше время нормой, с чем вынуждены считаться авторы.

В современных журнальных статьях развлекательно-познавательных изданий четко прослеживается ироническая (в разной степени) направленность – почти обо всем сегодня принято писать, как минимум, с юмором.

Важно отметить и доверительные интонации повествования. Современный развлекательно-информативный журнал часто выступает в роли лучшего друга (подруги), поэтому большой популярностью пользуются различного характера советы, комментарии и рекомендации.

Необходимым компонентом языка современных популярных изданий, безусловно, является цитирование (известных фраз, реплик, сцен, поговорок и т.д.), вызывающее у читателя определенные ассоциации.

практически любой материал преподносится от лица человека испытавшего (пережившего) описанное.






Сейчас читают про: