Билет №2. Разделы воз. псих. Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости. Хар-ка детства как социокультурного феномена

Надстраивание высшего над низшим

Поэтапность

Возраст – это временная хар-ка онтогенетического развития человека

Календарный (паспортный) возраст — количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени.
Биологический возраст - степень молодости или старости тела. Бывает, сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от здорового или наоборот образа жизни. Психологический возраст - объективный показатель степени развития человека, причем количественно - обычно в годах. Он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития. (пр: ребенку физически 5 лет, а по психологическому развитию он соответствует 6 -7 летнему).

Социальный возраст – (учащийся, трудящийся, пенсионер, ребенок)

· Акселерация - ускоренное развитие живого организма.

· Ретардация - задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Билет №2. Разделы воз. псих. Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости. Хар-ка детства как социокультурного феномена.

Разделы воз. псих:

· Детская психология – включает младенческий возраст(от 0до 1 года), ран. воз-ст (от года до 3), дошкольный (3-7), младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12, до начала полового созревания).

· Психология подростка ( подростковый (12- 16)и юношеский возраст(16-20)

· Психология зрелости включает молодость, раннюю, среднюю и позднюю зрелость.

· Психология старости включает пожилой возраст, старость и долгожительство.

Детство - явление историческое, как этап онтогенеза, возникает, когда новорожденной особи недостаточно врожденных приспособительных механизмов для самостоятельного выживания.

Детство – это начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста т.е. до появления возможности включения во взрослую жизнь. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст.

Парадокс - отсутствие порядка в причинно - следственной связи.

Парадоксы детства (Д.Б. Элькольнин):

1. Человек – самое совершенное существо в природе – новорожденный человек - самое беспомощное существо (объясняет изменение продолжительности детства–чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство - детство это период зависимости)

В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился.

2. Культурный опыт постоянно обогащается – новорожденный человек не изменяется. (объясняет происхождение детства – детство это период присвоения культурного опыта). Содержание детства определяется конкретной исторической обстановкой. Детство продолжается до тех пор, пока уровень освоения культурного опыта не позволит ребенку самостоятельно удовлетворить свои потребности. Чем более развито общество, те длиннее детство.

Старость – явление историческое, как этап онтогенеза, возникает на том этапе развития общества, когда: 1. появляются излишки производства. 2. появляются сферы деят-ти в которых пожилые особи востребованы.

Хар-ка детства как социокультурного феномена. любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, ей же созданного. Эта модель мира отражена в мифах, воплощена в религиозной концепции, обрядах и ритуалах, интегрирована в язык и материализована в средах. Каждое новое поколение получает в наследство свою определенную модель среды обитания, которая служит фундаментом для построения новой индивидуальной картины мира у следующего поколения, объединяя их в культурную общность. В истории существовало шесть типов отнош-я взрослых к детству: первобытный инфантицид; бросание взрослыми детей; восприятие детей как материала, пригодного для любых взрослых преобразований детской природы; преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения; социализация ребенка из «верхов» и «низов» общества XIX века; помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка во второй половине — конце XX века.Социолог и историк Ллойд Демоза на основании собственной теории также попытался изучить существенные отличия в понимании детства в исторической ретроспективе. Его шесть периодов истории Детства, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми представляют безусловный интерес.

Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля Демоза выбрал образ Медеи.

Бросающий стиль (IV–XIII вв.). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом негативных проекций, и как следствие – оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенцев сбывали кормилицам, отдавали в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держали заброшенным и угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля ученый выбрал Гризельду, бросившую детей ради мужа.

Амбивалентный стиль (XIV–XVII вв.) характеризуется тем, что детям уже дозволялось входить в эмоциональную жизнь родителей и их уже окружали вниманием, однако отказывали в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи – "лепка" характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивлялся, его беспощадно били, "выколачивая" своеволие и непокорность как «злое» начало.

Навязчивый стиль (XVII в.). Ребенка уже не считали опасным существом или простым объектом физического ухода, родители стали к нему значительно ближе. Однако это сопровождалось навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Это усиливало конфликты отцов и детей.

Социализирующий стиль (XIX – середина XX в.) сделал целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Ребенок мыслится, скорее, объектом, чем субъектом социализации.

Помогающий стиль (с середины XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или "формировать" его лич-ть, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда – стремление к эмоциональной близости с детьми, понимаю, эмпатии.

Б № 3 понятия: методология, метод, стратегия. Стратегии исследования в возр-ой психологии (Д.Б. Эльконин). классификация методов возр-ой психологии по Ананьеву. Хар-ка групп методов.

Методология – это наука о принципах формах, способах и процедурах осуществления исследования. Методология исследования - система принципов и способов организации и построения теоретической деят-ти, а также учение об этой системе. Методология учение о структуре, логической организации, методах и ср-вах деят-ти.

Методологическими принципами в психологии являются:

Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Принцип активности сознания личности предполагает, что лич-ть является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).

Пр-п единства психики (сознания) и деят-ти: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деят-ти или моделирование компонентов ведущей деят-ти в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте).

Пр-п системности (системного строения психического явления) -принцип психологии, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение.

Пр-п развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.

Исходя из методологических принципов и конкретных задач изучения тех или иных особенностей психики ребенка определяется стратегия, общий путь психологического исследования.

Метод – способ получения психологических данных. Методика – частный способ получения психологических данных (разработан авторами, надежный)

Стратегия – правила, с помощью которых строится исследование. Виды стратегий:

1. Стратегия наблюдения (для изучения хода развития). Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Стратегия наблюдения, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закон-сти самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину.

2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента, Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

3. стратегия формирования психических процессов (Стратегия формирующего эксперимента). Основная цель - активное вмешательство психологов по формированию психологических качеств)

Это наиболее адекватная стратегия для современного понимания предмета детской психологии. Благодаря стратегии формир-я псих-их процессов удается проникнуть в суть псих. разв-я ребенка. Но это не означает, что другими методами исследования можно пренебречь.

Классификация методов по Ананьеву:

1. организационные методы (сравнительный, лонгетюдный, комплексный) на основе которых строится исследование в целом, вся его методология.

2. эмпирические методы с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование:

а. наблюдение (открытое/инкогнито, включенное / невкл-ое, стандартизированное / нестандар-ное)

б. эксперимент (естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий)

в. психодиагностические методы (тесты, опросники, интервью, социометрия)

г. анализ продуктов деят-ти.

3. методы обработки данных (количественные, качественные)

4. интерпритационные методы (генетический, структурный) направлены на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow