Противоречия НЭПа

Развитие советского общества в период НЭПа было сложным и неоднозначным. Главное противоречие НЭПа – попытка с помощью ограниченного рыночного механизма построить плановое нерыночное хозяйство.

Преодолев с огромными трудностями кризис 1920-1921гг., Советская страна осенью 1923г. столкнулась с новым кризисом. Крестьяне были недовольны низкими закупочными ценами на хлеб и высокими ценами на промтовары и сельхозтехнику. «Ножницы» цен были столь велики, что возникли кризис сбыта, затоваривание; государству нечем было выплачивать зарплату рабочим; дело шло до забастовок. Кризис был вызван медленным восстановлением промышленности, грубыми просчетами в политике цен. Кроме того, правительство выделило крупные средства (400 тыс. дол.) на подготовку социалистической революции в Германии. Для преодоления кризиса 1923г. на 30% были снижены цены на промтовары и повышены цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены косвенные налоги, завершена финансовая реформа, укреплена валюта.

В апреле 1925г. был взят курс на расширение аренды земли и найма рабочей силы в деревне. Однако со второй половины 1925г. начался новый кризис.

Осенью 1925г. ясно, что выполнить план по хлебозаготовкам не удастся. Пришлось сократить экспорт и импорт, а также программу промышленного строительства. Эти обстоятельства привели к обострению «товарного голода» и росту цен. Но у крестьян имелись деньги, заработанные не столько на сбыте зерна, сколько на различных промыслах, выращивании технических культур и продаже скота. Выхода было два: или создать политические и экономические условия частному предпринимателю для производства большого количества продукции, в том числе сложной сельхозтехники (но для этого нужно было вернуть национализированные крупные предприятия частным владельцам, что противоречило программным целям большевиков), или построить новые государственные заводы и фабрики для производства промтоваров, ширпотреба, сельхозтехники (но для строительства нужны были огромные капиталовложения, чтобы закупить за границей станки и оборудование). Руководство страны предпочло другой выход: резко увеличить экспорт – а его важнейшей статьей является хлеб, который крестьянам невыгодно было производить и сдавать государству.

В то же время советская власть по-прежнему рассматривала крестьянский рынок как главный фактор развития промышленности. Перелив капиталов в государственную промышленность из частного сектора и крупного крестьянского хозяйства фактически блокировался ограничительными мерами государства. Поэтому к крестьянским хозяйствам опять применяются государственно-принудительные меры. Некоторые лидеры партии и государства, осознавая, что средства, которыми устраняли трудности, сами усугубляются эти трудности, не хотели понять, что узкоклассовый, идеологизированный, волюнтаристский подход к экономике ведет в тупик.

Таким образом, в 1925-1926гг. отсутствие промтоваров, низкие закупочные цены на хлеб, увеличение налогов резко снизили заинтересованность крестьян в выращивании зерна. Руководство страны загнало кризис вглубь, не устраняя его причин. Для выхода из сложившегося положения были использованы меры, противоречащие рыночным элементам НЭПа: закупочные цены на хлеб повысили, но для покрытия расходов государство выпустило массу денежных знаков, не обеспеченных товарами. Крестьяне добились повышения цен, но «отоварить» полученные за хлеб деньги не могли. С резкой критикой подобных мер выступил нарком финансов Г.Я. Сокольников: выпуск не обеспеченных товарами денежных знаков сводил на нет длительные усилия по стабилизации финансов России, в первую очередь успешную денежную реформу 1922-1924гг.; червонец превратился в «колеблющуюся валюту».

Кризисные явления, приглушенные в 1926г., нарастали. К концу 1927г. стало ясно, что программа хлебозаготовок не выполнена. Страна вновь столкнулась с острейшим кризисом. Если в 1926г. крестьян удалось успокоить, несколько подняв закупочные цены на хлеб, то 1927г. крестьяне не желали сдавать хлеб по твердым государственным ценам. Выгоднее было откармливать им скот и ожидать подорожания хлеба к следующей весне. Партии же большевиков для реализации плана социалистической индустриализации нужен был дешевый хлеб на экспорт.

Государство, национализировав крупную промышленность, должно было обеспечить её сырьем. Следовательно, районы, производящие сырье, должны были получать дешевый хлеб, иначе вместо хлопка и льна в них пришлось бы сеять пшеницу и рожь. И наконец, дешевый хлеб нужен был для обеспечения армии и городов, так как в связи с началом индустриализации численность рабочих быстро росла.

Для разрешения кризиса 1927г. следовало расширить рыночные элементы НЭПа – тогда реальным было бы повышение закупочных цен на хлеб и использование вырученной от его экспорта валюты на закупку за рубежом промышленных товаров. Однако такие меры были неприемлемы для большевистского руководства, и им был взят курс на силовые, административно-командные методы, которые подрывали НЭП и вели к его свертыванию.

Противоречием НЭПа было и то, что «период первоначального накопления» частного капитала в 1921-1923гг. в значительной мере имел криминальный оттенок и сопровождался всплеском коррупции в государственном аппарате. Незаконно нажитый частный капитал, а также другие противоречия НЭПа вызывали недовольство рядовых граждан, считавших, что НЭП выгоден криминальным структурам и коррумпированным чиновникам. Отрицательное отношение масс к негативным явлениям («гримасам НЭПа») явилось одной из предпосылок для его ликвидации.

Однако НЭП позволил ликвидировать разруху и восстановить народное хозяйство. Несмотря на противоречия и сложности, он сыграл важную роль в экономическом развитии Советского государства: производство электроэнергии в стране увеличилось с 1920 по 1928г. в 10 раз, чугуна и стали – в 20-30 раз, добыча угля - в 4 раза. В итоге СССР по основным экономическим показателям вышел на уровень царской России 1913г. Возникла новая проблема – создать условия для дальнейшего развития экономики, в первую очередь тяжелой промышленности, чтобы обеспечить независимость и укрепление обороноспособности страны.

8. Свертывание НЭПа
Нарастание противоречий и проблем в экономике и социальной сфере привело к тому, что в конце 20-гг. руководство страны вынуждено было определить дальнейший курс экономической политики и практики. Необходимо было решить, преодолевать ли кризисные явления в экономике хозяйственными методами либо резко расширить использование командно-административных методов, свойственных «военному коммунизму». Победили сторонники командно-административных методов во главе с И.В. Сталиным. Для выхода из хлебозаготовительного кризиса 1927/28г. был предпринят комплекс административных мер: усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги на частных предпринимателей и торговцев; к крестьянам, не сдающим хлеб, широко применялись санкции согласно УК РСФСР. Аресты крестьян сопровождались конфискацией средств производства, скота, инвентаря, имущества. Только в Среднем Поволжье были осуждены 33 тыс. владельцев крупных хозяйств, не желавших сдавать зерно по государственным ценам. У половины из них было конфисковано имущество. Использовались также усиление налогового пресса, принудительный выкуп тракторов и сельхозтехники, изъятие земельных излишков, сокращение, а затем и прекращение кредитования и снабжения крупных хозяйств средствами производства. Такие меры осуществлялись по всей стране. В 1928-1929гг. в крупных хозяйствах начались свертывания производства, распродажа скота, инвентаря и машин. Удар, нанесенный крупным хозяйствам в политических целях, для демонстрации якобы бесперспективности ведения единоличного хозяйства, подрывал основы производительных сил в аграрном секторе страны.

Таким образом, свертыванию НЭПа способствовали присущие ему глубокие внутренние противоречия, которые усугублялись действиями партийно-государственного руководства по ускорению темпов социалистического строительства, усилению административно-командных методов руководства экономикой, вплоть до применения чрезвычайных мер в конце 20-х гг.

Свертывание НЭПа не было единовременным актом: в сельском хозяйстве оно произошло в конце 20-х гг., в промышленности – на рубеже 20-30-х гг., в торговле – в первой половине 30-х г.

Решающую роль в политике отказа от НЭПа сыграли решение ЦК ВКП(б) и СНК (1929г.) о форсированном социалистическом развитии страны. Стремление ускорить строительство социализма в условиях капиталистического окружения обусловило решение руководителей СССР отказаться от новой экономической политики и перейти к насильственным мерам коллективизации сельского хозяйства и административно-командным методам индустриализации (модернизации тяжелой и военной промышленности).

33. Социально-экономическое развитие советского общества в конце 20-30х гг. XX в.

С октября по февраль 1917 г. началось установление советской власти на территории бывшей Российской империи.

25 октября 2-й съезд Советов принял декрет о власти, согласно которому она перешла к советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

27 октября принимается постановление о создании временного (до созыва Учредительного собрания) советского правительства - Совета Народных Комисаров (СНК), в которое вошли большевики (62) и левые эсеры (29). Возглавил его Ленин. По всем сферам (хозяйство, культура, образование и др.) были созданы наркоматы (более 20).

Высшим законодательным органом стал съезд Советов. В перерывах между съездами его функции выполнял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который возглавлял Л.Б.Каменев, а. затем Я.М.Свердлов.

Выборы в Учредительное собрание, проведенные в ноябре 1917 г. показали, что 76 % избирателей не поддерживают большевиков. Они проголосовали за эсеров, меньшевиков и кадетов, проводящих курс на установление буржуазной демократии. Однако большевиков поддерживали крупные города, промышленные центры, а также солдаты.

В январе 1917 г. большевики разогнали Учредительное собрание, запретили партию кадетов и издание оппозиционных газет.

В декабре 1918 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем и местные ее отделы в регионах.

ВЧК во главе с Ф.Э.Дзержинским имела неограниченные полномочия (вплоть до расстрела) и сыграла огромную роль в установлении советской власти и диктатуры пролетариата.

В январе 1918 г. был принят «Декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной армии и флота». Созданная на добровольных началах из представителей трудящихся, армия предназначалась для защиты завоеваний пролетариата.

В мае 1918 г. в связи с опасностью интервенции был принят «Декрет о всеобщей воинской обязанности». К ноябрю 1918 г. Л.Троцкому удалось создать регулярную боеспособную армию, а к 1921 г. ее численность достигла 4 млн. человек.

Агитационными и насильственными методами (за отказ сотрудничества с Красной армией в заложники бралась вся семья) большевикам удалось привлечь на свою сторону больше военных специалистов старой царской армии, чем белым.

После разгона Учредительного собрания и подписания позорного Брестского мирного договора с Германией в стране обострилась социально-политическая обстановка. Начались выступления против власти большевиков: мятеж юнкеров в Петрограде, создание Добровольческой армии на Дону, начало Белого движения, волнения крестьян в средней полосе России.

Острейшей проблемой, стоящей перед новой властью, стал выход из войны. Первые переговоры сорвал Л.Троцкий. Воспользовавшись этим, германские войска предприняли наступление по всей линии фронта и, не встречая сопротивления, заняли Минск, Полоцк, Оршу, Таллинн и множество других территорий. Фронт рухнул, и армия оказалась неспособной сопротивляться даже незначительным силам немцев.

23 февраля 1918 г. Ленин добился принятия германского ультиматума, и подписал «похабный» мир с колоссальными территориальными и материальными притязаниями Германии.

Получив передышку, понеся огромные потери ради сохранения завоеваний революции, Советская республика начала преобразования в экономике.

В декабре 1917 г. организован Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), проведена национализация крупнейших банков, предприятий, транспорта, торговли и др. Государственные предприятия стали основой социалистического уклада в экономике.

4 июля 1918 г. 5-м съездом Советов принята первая советская конституция, провозгласившая создание государства - Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

К концу 19 в. ведущие мировые державы вступили в империалистическую стадию своего развития. Основные черты империализма: смена свободной конкуренции в экономике господством монополий образование финансового капитала и финансовой олигархии, вывоз капитала за границу, формирование мировой капиталистической системы хозяйства, обострение борьбы за рынки сбыта.

Россия, вступившая на путь капиталистических преобразований с большим опозданием, стремительно ликвидировала отставание (реформы 60-х годов, ускорение темпов роста экономики и промышленности).

Государственная политика финансирования крупных предприятий, интенсивное строительство железных дорог, повышенный спрос на металл, уголь, древесину свидетельствуют о начавшемся в 1893 г. экономическом подъеме. Производство в стране выросло в 1,5 раза, а производство средств производства утроилось.

Основная черта крупной российской промышленности - высокая концентрация производства. Активно шло акционирование предприятий, создавались предпринимательские и торговые союзы и объединения, которые в начале века выросли в мощные монополии - картели и синдикаты.

Шла концентрация банковского капитала. Всего 5 российских банков контролировали практически все финансовые потоки в стране. Банкиры вкладывали деньги в развитие промышленности, что вело к сращиванию финансового и промышленного капиталов; зарождалась финансовая олигархия.

В конце 1899 г. в России начался экономический кризис, затронувший в основном тяжелую промышленность. Обострение конкуренции послужило причиной разорения более 3 тыс. мелких предприятий и привело к укреплению монополий. Огромные картели и синдикаты типа «Продуголь», «Продвагон» и т.п. господствовали на рынке. Значительно укрепили свои позиции ведущие российские банки Петербургский международный, Азовско-Донской, Русско-Азиатский.

Особенностью империалистической стадии развития российского государства стало отсутствие фактов вывоза капитала за рубеж. Представители крупной российской буржуазии в подавляющем большинстве предпочитали вкладывать деньги в отечественную промышленность и освоение огромных провинции и окраин российской империи. Это объясняется наличием военно-феодальных устремлений царизма, направленных на укрепление центральной власти.

Несмотря на высокие темпы экономического развития, Россия в начале 20 в. представляла собой в сравнении с передовыми европейскими державами аграрно-индустриальную страну с ярко выраженной многоукладностью в экономике.

Наряду с высшими формами капиталистической индустрии существовали раннекапиталистические и полуфеодальные формы хозяйствования - мануфактурная и мелкотоварная.

В деревне сохранились все пережитки крепостнических отношений, патриархальность, община и эксплуатация крестьянского труда. Низкая производительность крестьянского труда в аграрном секторе была результатом надельного крестьянского земледелия, малоземелья и чересполосицы.

Нельзя отрицать определенный прогресс в российском сельском хозяйстве: увеличились посевные площади, повысилась урожайность и техническое оснащение сельскохозяйственных предприятий.

Однако в целом отставание аграрного сектора от темпов развития промышленности принимало форму острого противоречия, что говорило о необходимости полного преодоления феодальных пережитков в российской деревне.

Эти противоречия прослеживались в социально-классовой структуре российского общества. С одной стороны, формировались буржуазия и пролетариат, с другой, продолжало существовать сословное деление, характерное для эпохи феодализма -дворянство, мещанство, купечество и крестьянство.

Сохранялась основная социальная опора царизма - дворянство, которое играло роль главенствующего класса, сохранив значительную экономическую и политическую силу.

34. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе 1039-1941годов.

1. В 1936 г., после фактического выхода Германии из Версальского договора, начала открытого перевооружения Германии и создания военно-политического союза стран "Оси" (Германии, Италии и Японии) странами, не входящими в гитлеровский блок, начались переговоры о создании системы коллективной безопасности. Особенно данные переговоры активизировались после оккупации Германией Австрии и Чехословакии в 1938 — 1939 гг.

Весной 1939 г. начались четырехсторонние переговоры между СССР, Англией, Францией и Польшей о создании оборонительного союза на случай разрастания гитлеровской агрессии. Однако СССР отказался от этих переговоров, поскольку Англия и Франция не дали гарантий своих военных действий в случае нападения на Польшу (как и ожидалось, в 1939 г. эти страны объявили войну Германии лишь "на бумаге", этого СССР опасался).

2. Сразу после срыва переговоров о воссоздании Антанты в августе 1939 г. начались советско-германские переговоры о взаимной безопасности. 23 августа 1939 г. в Москве был подписан Пакт о ненападении с Германией и секретные приложения к нему ("Пакт Молотова-Риббентропа"). Данным Пактом и приложениями:

- СССР и Германия обязывались не нападать друг на друга в течение 5 лет — до 1944 г.;

- было достигнуто соглашение об участии СССР в войне против Польши вместе с Германией;

- был утвержден план раздела Польши между СССР и Германией;

- было установлено разграничение сфер влияния между Германией и СССР — в советскую сферу влияния попадали Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Восточная Польша и Румыния.

3. 1 сентября 1939 г. началось нападение Германии на Польшу с запала. 17 сентября 1939 г. Красная Армия начала наступление на Польшу с востока. В октябре Польша была полностью разгромлена и поделена между Германией и СССР — Германия вернула себе Данцигский коридор, СССР — Западную Украину и Белоруссию.

В период советской оккупации Польши произошла трагедия Катыни. В 1940 г. около 22 тысяч взятых в плен польских офицеров и чиновников, в которых Сталин видел будущую основу сопротивления советскому присутствию, были тайно расстреляны и захоронены в лесу под Катынью и в других местах. Данный факт более 50 лет отрицался советским руководством и бьш признан только в 1990 г.

4. Между СССР и Германией возникла большая общая граница, которая была юридически закреплена "Договором о дружбе и границе", подписанным 28 сентября 1939. Данным договором также предусматривались военно-техническое сотрудничество между СССР и Германией, посещение СССР немецкими специалистами, поставки Германией СССР комплектующих военной техники (впоследствии в большинстве случаев оказавшиеся некачественными) и поставки СССР продовольствия в Германию. В средствах массовой информации СССР была прекращена критика фашизма.

После нормализации советско-германских отношений в 1939 г. СССР не вмешивался в политику Германии по захвату европейских стран и не пытался помешать гитлеровской агрессии в Европе. Германия, в свою очередь, не вмешивалась в политику, проводимую СССР по отношению к странам, вошедшим в советскую зону влияния.

5. Первой из стран, подвергшихся советской экспансии, стала Финляндия — независимое государство с 1917 г. и бывшая колония Российской империи.

Через 1,5 месяца после окончания войны с Польшей, 30 нояб­ря 1939 г., началась советско-финская война 1939 — 1940 гг., вошедшая в историю также как "зимняя война".

Целями СССР в данной войне были:

- свержение финского национального правительства Рюти — Ман­нергейма;

- установление в Финляндии советской власти и власти финских коммунистов;

- включение Финляндии в состав СССР в качестве новой союзной республики.

Формальными поводами к войне стали чрезмерная близость финской границы к Ленинграду (она проходила всего в 25 км от окраин Ленинграда), а также "провокации белофиннов на границе" — подстраиваемые НКВД регулярные перестрелки между советскими и финскими пограничниками.

30 ноября 1939 г. СССР начал боевые действия против Финляндии. 2 декабря 1939 г. г. Териоки было создано рабоче-крестьянское советское финское правительство во главе с Отто Куусиненом — финном по национальности и старейшим членом партии большевиков. Правительство Куусинена объявило о революции и переходе власти во всей стране рабоче-крестьянскому правительству.

Боевые действия очень быстро захлебнулись по следующим причинам:

- Финляндия была хорошо готова к войне — на протяжении почти всей советско-финской границы в 1930-е гг. была возведена оборонительная линия Маннергейма;

- линия Маннергейма представляла собой систему рвов, колючей проволоки, дотов, минных полей, блиндажей, складов продовольствия и иной инфраструктуры, делающих ее практически непроходимой;

- финская армия с максимальной выгодой использовала особенности местности и климата — хорошо владела лыжами, белыми маскхалатами, была хорошо экипирована;

- финнами умело использовались методы партизанской войны — проводились диверсии, повсеместно использовались снайперы на деревьях — "кукушки";

- во главе финской армии стоял талантливый и харизматический руководитель — маршал Маннергейм, в прошлом один из ярких командиров царской армии, досконально знающий Россию и военное дело.

В свою очередь, война показала неготовность СССР и Красной Армии к реальным боевым действиям:

- советское высшее командование допустило грубейшие стратегические просчеты — неудачно было выбрано время для войны в разгар зимы, незнание особенностей местности (ставка на молниеносный танковый прорыв в условиях болот и многочисленных озер);

- почти полное отсутствие разведки — не были известны все детали линии Маннергейма, получена ложная информация прокоммунистических настроениях жителей Финляндии;

- отсутствие инфраструктуры (взаимодействия фронта-тыла) — вовремя не подвозилось продовольствие, военная техника замерзала на 40-градусном морозе, негде было мыться, солдаты были не по погоде одеты и подвергались обморожению;

- был низкий боевой дух армии (частые случаи дезертирства и членовредительства — солдаты сами стреляли себе в руки и в ноги через буханку хлеба ("самострелы"), чтобы попасть в тыловой госпиталь).

После 3 месяцев бесплодных боевых действий, добившись частичного прорыва линии Маннергейма, в самый разгар северной зимы, огромных человеческих жертв, 12 марта 1940 г. Советское правительство прекратило войну и подписало мирный договор с Финляндией, согласно которому:

- граница Финляндии передвигалась примерно на 100 км на запад от Ленинграда;

- при этом Финляндия сохраняла полную государственную незави­симость.

В результате 3-месячной советско-финской войны 1939 — 1940 гг. Красная Армия потеряла более 300 тыс. солдат убитыми и ранеными. 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги наций. Война показала всему миру действительную слабость Красной Армии и способствовала укреплению желания руководства Германии напасть на СССР.

6. После провала финской кампании СССР направил свою экспансию на три прибалтийских государства — Латвию, Литву и Эстонию, которые стали независимыми в 1918 г.:

- весной 1940 г. СССР оказал сильное военное и политическое давление на данные государства;

- под угрозой прямой интервенции буржуазные правительства подписали с СССР договоры о взаимной безопасности и лись на ввод советских войск на свою территорию;

- введенных на территорию прибалтийских государств, с учетом фактического при поддержке советских войск, отсутствия собственных армий и органов безопасности, в июне 1940 г. в трех прибалтийских республиках произошли перевороты, в ходе которых буржуазные правительства всех трех государств передали власть в руки рабоче-крестьянских правительств;

- летом 1940 г. все три просоветских правительства приняли решение о вступлении данных республик к СССР.

7. В июле 1940 г. руководство СССР выдвинуло ультиматум Румынии с требованием передать СССР провинцию Бессарабию, находящуюся в составе Румынии с 1918 г. Руководство Румынии, желая не рисковать независимостью всей страны, удовлетворило ультиматум и передало Бессарабию СССР.

В результате указанных действий в 1939 — 1940 гг. территория СССР значительно увеличилась:

- в 2 раза (за счет присоединения районов Гродно, Бреста, Бело­стока) увеличилась территория Белорусской ССР (Минск из приграничного города оказался в центре Белоруссии);

- увеличилась территория Украинской ССР за счет присоединения земель Западной Украины;

- в состав СССР было принято пять новых союзных республик — Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР, Молдавская ССР (бывшая Бессарабия), Карело-Финская ССР (была создана путем объединения части Финляндии, перешедшей в состав СССР, и Карельской АССР).

Таким образом:

- в 1940 г. в составе СССР стало 16 союзных республик (в 1956 г. Карело-Финская союзная республика была ликвидирована и республик стало 15);

- почти вся граница СССР была передвинута на 150 — 250 км на запад.

8. Другим направлением внешней политики СССР 1938 — 1941 гг. стало восточное.

В 1938 — 1939 гг. произошло два приграничных конфликта с Японией — на озере Хасан и реке Халкин-Гол.

6 августа 1938 г. армия Японии вторглась на территорию СССР в районе озера Хасан и захватила две сопки — Заозерную и Безымянную. Незадолго до этого было разгромлено представительство СССР в Токио. 6—9 августа Красная Армия вступила с японцами в 3-дневный бой, в результате которого сопки были возвращены СССР, а японские войска были отброшены за пределы СССР. Япония испытывала СССР на прочность и СССР продемонстрировал готовность защитить себя.

В мае 1939 г. Япония, ранее оккупировавшая Манчжурию и Се­верный Китай, напала на Монгольскую Народную Республику. Поскольку СССР и МНР были связаны договором о взаимной обороне, Красная Армия вступила в бои на стороне монгольской армии. Бои советско-монгольских сил против японцев велись в районе реки Халкин-Гол. В результате 4-месячной полномас­штабной войны, которая велась на территории Монголии, советско-монгольские силы потеряли 18 тыс. убитыми и ранеными, японцы — около 50 тыс. 17 сентября 1939 г., в день вступления Красной Армии в Польшу, Япония прекратила боевые действия против советско-монгольской армии. Независимость Мон­голии была защищена.

25 апреля 1941 г. в Москве между СССР и Японией был подписан Пакт Молотова-Мацуоки о ненападении, который во многом предотвратил нападение Японии на СССР в годы Великой Отечественной войны.

35. СССР во второй мировой войне и Великой Отечественной войне.

Вторая мировая война стала самым кровопролитным и жестоким военным конфликтом за всю историю человечества. И единственным, в котором применялось ядерное оружие. В ней принимало участие 61 государство. Даты начала и окончания этой войны 1сентября 1939 – 1945 гг., 2 сентября являются одними из наиболее значимых для всего цивилизованного мира.

Причинами Второй мировой войны стали дисбаланс сил в мире и проблемы, спровоцированные итогами Первой мировой, в частности территориальные споры. Победившие в Первой мировой США, Англия, Франция заключили Версальский мирный договор на максимально не выгодных и унизительных для проигравших стран, Турции и Германии, условиях, что и спровоцировало рост напряженности в мире. В то же время, принятая в конце 1930-х г. Англией и Францией, политика умиротворения агрессора дала возможность Германии резко увеличить свой военный потенциал, что ускорило переход фашистов к активным военным действиям.

Членами антигитлеровского блока являлись СССР, США, Франция, Англия, Китай (Чан Кайши), Греция, Югославия, Мексика и т.д. Со стороны Германии во Второй мировой войне участвовали Италия, Япония, Венгрия, Албания, Болгария, Финляндия, Китай (Ван Цзинвэй), Таиланд, Финляндия, Ирак и т.д. Многие государства - участники второй мировой войны, не вели действий на фронтах, но, помогали, поставляя продовольствие, медикаменты и иные необходимые ресурсы.

Исследователи выделяют следующие основные этапы Второй мировой войны.

  • Первый этап с 1 сентября 1939 г. по 21 июня 1941 г. Период европейского блицкрига Германии и союзников.
  • Второй этап 22 июня 1941 – примерно середина ноября 1942 г. Нападение на СССР и последующий провал плана Барбаросса.
  • Третий этап вторая половина ноября 1942 – конец 1943 г. Коренной перелом в войне и потеря Германией стратегической инициативы. В конце 1943 г. на Тегеранской конференции, в которой принимали участие Сталин, Рузвельт и Черчилль было принято решение об открытии второго фронта.
  • Четвертый этап продлился с конца 1943 г. по 9 мая 1945 г. Он ознаменовался взятием Берлина и безоговорочной капитуляцией Германии.
  • Пятый этап 10 мая 1945 – 2 сентября 1945 г. В это время бои ведутся только в Юго-Восточной Азии и Дальнем Востоке. Соединенными Штатами впервые применено ядерное оружие.

Начало Второй мировой войны пришлось на 1 сентября 1939 г. В этот день вермахт внезапно начал агрессию против Польши. Несмотря на ответное объявление войны Францией, Великобританией и некоторыми другими странами, реальная помощь Польше оказана не была. Уже 28 сентября Польша была захвачена. Мирный договор между Германией и СССР был заключен в тот же день. Получив, таким образом, надежный тыл Германия начинает активную подготовку к войне с Францией, которая капитулировала уже в 1940 г., 22 июня. Фашистская Германия начинает масштабную подготовку к войне на восточном фронте с СССР. План Барбаросса был утвержден уже в 1940 г., 18 декабря. Советское высшее руководство получало донесения о готовящемся нападении, однако опасаясь спровоцировать Германию, и полагая, что нападение будет совершено в более поздние сроки, сознательно не привело в боевую готовность пограничные части.

В хронологии Второй мировой войны важнейшее значение имеет период 22 июня 1941- 1945 гг., 9 мая, известный в России как Великая отечественная война. СССР накануне Второй мировой войны представлял собой активно развивающееся государство. Поскольку угроза конфликта с Германией с течением времени возрастала, в первую очередь в стране развивалась оборонная и тяжелая промышленность, наука. Создавались закрытые КБ, деятельность которых была направлена на разработку новейшего вооружения. На всех предприятиях и колхозах была максимально ужесточена дисциплина. В 30-е г. было репрессировано более 80% офицерского состава Красной Армии. Для того чтобы восполнить потери, создана сеть военных училищ и академий. Но для полноценной подготовки кадров времени оказалось недостаточно.

Основные сражения Второй мировой войны, имевшие огромное значение для истории СССР, это:

  • Битва за Москву 30 сентября 1941 – 20 апреля 1942 г., ставшая первой победой Красной Армии;
  • Сталинградская битва 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг., ознаменовавшая коренной перелом в войне;
  • Курская битва 5 июля – 23 августа 1943 г., в ходе которого произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны – под селом Прохоровка;
  • Битва за Берлин – приведшая к капитуляции Германии.

Но, важные для хода Второй мировой войны события происходили не только на фронтах СССР. Среди проведенных союзниками операций стоит особо отметить: нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г., послужившее причиной вступления США во Вторую мировую войну; открытие второго фронта и высадку десанта в Нормандии 6 июня 1944 г.; применение ядерного оружия 6 и 9 августа 1945 г. для нанесения удара по Хиросиме и Нагасаки.

Датой окончания Второй мировой войны стало 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о капитуляции только после разгрома войсками СССР Кваньтунской армии. Битвы Второй мировой войны, по самым приблизительным оценкам, унесли, с обеих сторон, 65 млн. человек. Советский Союз понес наибольшие потери во Второй мировой войне – погибли 27 млн. граждан страны. Именно он принял на себя основной удар. Цифра эта является, также, приблизительной и, по мнению некоторых исследователей, заниженной. Именно упорное сопротивление Красной Армии стало главнейшей причинно поражения рейха.

Итоги Второй мировой войны ужаснули всех. Военные действия поставили на грань само существование цивилизации. В ходе Нюрнбергского и Токийского процессов фашистская идеология была осуждена, были наказаны и многие военные преступники. Для того чтобы в будущем предотвратить подобные возможность новой мировой войны, на Ялтинской конференции в 1945 г. было принято решение о создании существующей и сегодня Организации Объединенных Наций (ООН). Результаты ядерной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки привели к подписанию пактов о нераспространении оружия массового поражения, запрете на его производство и применение. Необходимо сказать, что последствия бомбардировок Хиросимы и Нагасаки ощущаются и сегодня.

Серьезными оказались и экономические последствия Второй мировой войны. Для западноевропейских стран она обернулась подлинной экономической катастрофой. Влияние стран Западной Европы значительно уменьшилось. В тоже время, США удалось сохранить и укрепить свои позиции.

Значение Второй мировой войны для Советского Союза огромно. Разгром фашистов определил будущую историю страны. По результатам заключения последовавших за поражением Германии мирных договоров, СССР заметно расширил свои границы. В то же время в Союзе была укреплена тоталитарная система. В некоторых европейских странах установились коммунистические режимы. Победа в войне не спасла СССР от последовавших в 50-е годы массовых репрессий.

36. Первое послесталинское десятилетие. Н.С. Хрущев и попытки обновления «государственного социализма».

5.03.1953 г. ум Сталин. Борьба за вл-ть. Раздел руков постов. Сокращ Президиума до 10 человек. Маленков - 1 место: предс Совмина и 1-ый секр ЦК КПСС; Берия - МВД; Молотов - МИД; Ворошилов - формальн. глава гос-ва - предс. Президиума ВС. Хрущёв не имел никаких гос. должностей, но занимал 2 место в ЦК КПСС. Амнистия для всех заключённых, чей срок не превышал 5 лет. Было выпущ много уголовников - криминогенная сит 10 июля Берия арестован, расстрелян в декабре 1953 г. Во главе МВД - Круглов. У МВД отобрали упр лагерями и передали в министерство юстиции. В марте 1954 г. п-кая милиция преобр в КГБ. 2 пути. Маленков: развит. легкой пром-ти, разв пр-ва и снижение цен на т-ры ширпотреба. Сбалансир разв. Хрущёв: союз с/х и тяжелой пром-ти, помощь селу, значит повыш закуп цен на зерно, быстрое расшир посевн площ, осв-е целин земель для немед получ больш кол-ва зерна, необх увел парк с/х машин и тракторов (тяжёлая пром-ть). 3 цели: повыш ур потр-я, выс темпы эк. роста и напр крупн. капит-й в тяжёлую пром-ть. Повыш закуп цен на пр-цию колх, осв цел, поп стимулир соц. акт трудящ, пересмотр трудового законодательства, введение паспортов для всех сельских жителей, упразднение МТС, укрупн колхозов, огранич частн сектора, реформа образования, жилищное строительство, 20 съезд партии 1956 г. - разоблачение "культа личности Сталина", "оттепель" в к-рной обл и внешней п-ке, реабилитация 20 млн. чел-к. II этап дея-ти Хрущёва: 1958-64 г. 22 мая 1957 г. на собрании представит колх. лозунг "Догнать и перегнать Америку" в двух областях: пр-во мяса и молочной пр-ции). 57-59 гг. отмечены серией административн реф и "кампаний" ("кукур лих", "мясн компания в Рязани", "молочные рекорды" и т. д.), нов укруп. колхозов, погоня за рекордами. 58-64 гг. резк. рост тяж. пром-ти, в эк-ке нереальное планир., 1961 г. - полет в космос, значит. Увелич. капиталовлож. в пром-ть и быстр. рост кред. Итоги: Существ улучш матер. полож городск трудящ, пробл финансир. Аграр. сектора оставалась нерешенной; сокращ парка с/х машин из-за ликвидации МТС; истощ целин земель; подгон рез-тов под план; резкий и неконтролир рост пром-ти, пр-во ср-в пр-ва; мас приток низкоквалифицированной раб силы из сельской местн; ощутимое сниж темпов эк. роста; увелич. дефицита, связанное со снижением интен-сивности развития пром-ти ср-в потребления; превышение возможности гос. бюджета.

37. Стагнация и предкризисное явление в конце 70-х – начале 80-х годов XX века.

Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране.
Мало кто думал, что новый первый секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, не выделявшийся никакими крупными талантами, будет стоять во главе страны 18 лет. Он также начал с реформ, назревших и разумных.
В многострадальном сельском хозяйстве вместо запланированных на хрущевскую «семилетку» (1959-1965) десяти процентов ежегодного прироста не было и двух. Поэтому в марте 1965 года Пленум ЦК КПСС принял постановление «о неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства». На ближайшие пять лет были установлены твердые планы государственных закупок. Сверх установленного плана продукция за-купалась по более высоким ценам, а на дефицитные культуры (например, рис, гречу и др.) устанавливались очень высокие стимулирующие цены. Сельскому хозяйству простили значительный долг и пообещали финансирование на осуществление механизации, электрификации, химизации и мелиорации. Впервые не только в совхозах, но и в колхозах, стали платить заработную плату помесячно в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Для колхозников были введены пенсии.
В сентябре 1965 года еще один Пленум ЦК КПСС ликвидировал систему сов-нархозов, деление органов управления на городские и сельские. Вместо распущенных совнархозов были восстановлены отраслевые министерства. Началась очередная хозяйственная реформа, которая предполагала расширение самостоятельности предприятий, резкое сокращение показателей, устанавливаемых сверху. Главным показателем работы предприятий стала прибыльность, рентабельность, реальный сбыт изготовленной продукции. Работу предприятий как первичных ячеек в производственной сфере предполагалось стимулировать с помощью таких рычагов, как цена, прибыль, премия, кредит. Предполагалось отменить безвозмездное финансирование капитальных вложений, привести оптовые цены в соответствии с реальными затратами на производство, установить соотношение между отчислениями предприятий в госбюджет и величиной закрепленных за ними производственных фондов, поставить денежный фонд предприятий в зависимость от эффективности труда. Сверхплановую прибыль разрешалось использовать на материальное поощрение работников, на строительство жилья, медицинских, детских учреждений, спортивных сооружений и т. д. В этих планах просматривались элементы рыночных отношений.
При Брежневе после хрущевской «семилетки» было восстановлено пятилетнее планирование. В течение пяти лет в СССР обычно бывало два плохих урожая, два средних и один хороший, что позволяло просчитывать определенные средние показатели. На пять лет были рассчитаны и основные проекты, связанные с капитальными вложениями, со строительством большинства промышленных объектов.
Со второй половины 60-х годов до начала 80-х годов в СССР происходило дальнейшее наращивание индустриальной мощи страны. Успешно осваивались природные ресурсы, особенно запасы нефти и газа в Западной Сибири. Была построена Байкало-Амурская магистраль. Складывались мощные территориально-промышленные комплексы. Возникла единая энергетическая система страны. Принимались крупные программы, например, программа подъема российского Нечерноземья. Строились линии метро, жилье, кинотеатры, школы во многих городах. Советское общество стало по преимуществу городским, урбанизированным. В сфере вооружений был достигнут паритет с США, странами запада. Продолжалось освоение космоса. Председателем Совета Министров СССР в 1964–1980 годах работал Алексей Николаевич Косыгин, крупный организатор народного хозяйства, лишенный серьезных политических амбиций. Многие считали, что на посту первого человека в государстве для того, чтобы довести реформы до конца, должен был быть именно он. Косыгин акцентировал внимание на принципах хозяйственного расчета и хозяйственной самостоятельности предприятий. Брежнев прямо требовал укрепления централизованных начал в руководстве экономикой.
Восьмая пятилетка (1966–1970) считается в советской истории «золотой». По-види-мому, без больших приписок и корректировок планов в сторону уменьшения ежегодный прирост промышленной продукции составил 8%, а сельскохозяйственной продукции – 4%. Нормализовалось продовольственное положение. Сахарный песок, рис, гречневую крупу, яйца и некоторые другие, ранее дефицитные продукты стали давать «в нагрузку» в так называемых «продовольственных заказах». К 50-летнему юбилею Октябрьской рево-люции в 1967 году был введен ряд новшеств в социальной сфере, направленных на повышение благосостояния народа. Минимальный размер заработной платы был повышен до 60 рублей. Пенсионный возраст был снижен для мужчин с 65 лет до 60, а для женщин с 60 до 55. Продолжительность отпуска ряду категорий трудящихся была увеличена с 12 до 15 дней. Ряд льгот получили работники Крайнего Севера. Инвалидам с детства I и II групп, достигшим 16 лет, были установлены пособия в размере 16 рублей в месяц. В промышленности широкое распространение получила сдельная заработная плата, «тринадцатая зарплата», различные формы премиальных поощрений. На строительстве газопроводов из Западной Сибири в Европейскую часть страны и далее в западную Европу рядовые рабочие за свой труд в экстремальных условиях зарабатывали до 1500-2000 рублей в месяц. В 70-е годы кандидат наук, доцент вуза с десятилетним стажем получал в месяц 400 рублей, а студенческая стипендия была в 10 раз меньше доцентской зарплаты.
Немало людей восприняли действия верховной власти как призыв к действию, к проявлению творческой инициативы. В одном из совхозов Казахстана директор И. Н. Худенко ввел систему материального стимулирования, при которой в несколько раз выросла производительность труда, а соответственно и заработная плата работников. На Щекинском химическом комбинате в Тульской области при неизменном фонде зарплаты за счет лучшей организации труда выпуск продукции утроился, производительность труда выросла вчетверо, а число работающих сократилось. В строительстве высокую эффективность демонстрировал бригадный подряд Николая Злобина.
Все эти новшества, «маяки» производства имели шумную прессу, рекламу, но рас-пространения не получили. Номенклатурных работников не устраивало то, что рядовые работники стали зарабатывать больше них, что инициативные низовые руководители вполне обходились без мудрых указаний «сверху». Не было и большого желания зани-маться реструктуризацией производства, сокращением огромной доли ручного труда, возможной безработицей. Поскольку снижения себестоимости было добиваться сложно, то многие предприятия для получения большей прибыли повысили оптовые цены. Затратный механизм демонтировать не удалось. На единицу продукции тратилось значительно больше сырья, электроэнергии, трудовых затрат, чем в аналогичных условиях в других странах мира. Перелома в организации производства, труда миллионов людей добиться не удалось. Экономическая реформа постепенно сошла на нет. Худенко был осужден по ложным обвинениям и умер тюрьме. Нелегко пришлось и многим другим новаторам.
Проблема качества приобрела всеобъемлющее значение. Так, в сельское хозяйство в 1966-1980 годы было направлено около 400 млрд. руб. капиталовложений. Однако сельскохозяйственная техника была низкого качества и часто ломалась. Отсутствовало большинство агрегатов, механизмов, которые должны были обеспечивать весь цикл работ в аграрно-промышленном комплексе. Потери сельскохозяйственной продукции на всех стадиях от сева и уборки до обеспечения сохранности составляли от 20 до 40% урожая. Нерациональное использование имеющихся удобрений при отсутствии всего их спектра имело печальные экологические последствия. Планы обязательных государственных закупок по низким ценам пересматривались в сторону увеличения. Доля сверхплановой продукции, за которую предусматривались стимулирующие повышенные цены, сокращалась. Сохранялся диктат местных партийных органов в отношении колхозов и совхозов. В 1954-1985 годах в совхозы было преобразовано 28 тыс. колхозов (треть от их общего числа). Колхозная собственность с большой натяжкой могла считаться кооперативной, так как колхозы не были собственниками производимой продукции. Государство снимало денежные средства со счетов колхозов безо всякого согласования. В то же время председатели колхозов не могли купить даже лампочку без разрешения партийного чиновника из местного районного комитета КПСС. Стимулы к высокопроизводительному труду в общественном секторе у сельских жителей были небольшими. Подсобные хозяйства сельских жителей считались рассадниками частнособственнических настроений и подвергались различным гонениям и ограничениям. За 1964-1988 годах освоенная пашня сократилась на 22 млн. га при значительной убыли работников в города. С середины 70-х годов возобновились серьезные перебои с продовольствием. Москва стала «универсамом» для приезжих из об-ластных центров европейской части страны. За 20 лет импорт мяса вырос в 12 раз, рыбы – в 2, масла – в 60, сахара – в 4,5, зерна – в 27 раз. К середине 80-х годов за рубежом на вырученную валюту закупалось до 40-50 млн. тонн зерна, 2-3 млн. тонн мяса, что составляло заметную долю от общего потребления.
В 1982 году была принята общегосударственная Продовольственная программа, целью которой было достижение научно обоснованных норм потребления. Но экономические отношения и хозяйственный механизм в аграрном секторе никто менять не собирался. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено в той или иной форме нормированное (по карточкам) снабжение по ряду продуктов. Очереди за продуктами стали обычным явлением.
В промышленности хозяйственный расчет и самостоятельность имели фальшивый характер. Руководители предприятий полностью зависели от союзных министерств, от выделяемых фондов, лимитов на сырье и заработную плату, всеми средствами старались обеспечить «хорошее отношение» к себе и показателям своих предприятий. К началу 80-х годов действовало более 100 союзных и 800 республиканских министерств. Внедрение достижений научно-технической революции замедлилось. Передовикам сразу увеличи-вали план. Не могло быть и речи о допущении безработицы. К концу 70-х годов, когда основные западные страны вступили в новую стадию НТР, начали путь к постиндустриальному обществу, в СССР работали вручную 40% рабочих промышленности, 55-60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства. К 1985 году, когда в США работало 1,5 млн. ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей. Торжествовала уравниловка в оплате труда. Привлечение людей к неквалифицированному, грязному, не престижному труду обеспечивалось более высокой оплатой: инженеры, учителя, врачи получали около 100 рублей, а шахтеры, лесорубы, грузчики и другие в 2 раза больше. В магазинах до второй половины 70–х годов был необходимый минимум товаров, а дефицит «доставали» «по блату» или отстаивали огромные очереди. Такой была ситуация в гражданском секторе экономики.
В то же время в стране сформировалась самодовлеющая суперструктура – ВПК (во-енно-промышленный комплекс). В искусственных условиях закрытой секретной системы, специального финансирования, льгот и преимуществ, недоступных другим социальным группам населения находились миллионы рабочих, инженеров, научных работников, связанных с ними военных специалистов. В СССР ежемесячно запускались в космос 5-6 военных летательных аппаратов, ежегодно взрывалось 15-20 атомных и водородных бомб. К 1991 году в мире, по данным американских экспертов, насчитывалось 50 млн. автоматов Калашникова и лишь около 8 млн. единиц американской винтовки М-16. Развитие гражданских отраслей считалось делом второстепенным, экономика оказалась милитаризованной. К 1989 году, по расчетам советских авторов, расходы СССР «на оборону» составили 51,9% от валового национального продукта или 73,1% от производственного национального дохода.
Объективной потребностью страны был переход от индустриального технико-технологического способа производства, от командно-административной системы и экстенсивных методов развития народного хозяйства к новой стадии развития, к научно-индустриальному производству, к экономическим методам управления страной. Но для этого требовалось изменить и систему политических отношений: от привычного авторитаризма и диктатуры правящей элиты к демократии, созданию стимулов для творческого труда советских людей. Но такого перехода не произошло. Для последовательных структурных реформ требовалась политическая воля и прозорливость, отказ от стереотипов, определенный риск. Оказалось, что есть шанс не рисковать. Как российские правители до революции 1917 года никак не решались пойти на обновление системы, так и наследники Ленина и Сталина боялись тронуть советскую, социалистическую систему. Самым простым вариантом представлялось использовать все новые и новые ресурсы…а там видно будет.
Брежневскому руководству крупно повезло: с 1973 года начался рост цен на нефть и газ на мировых рынках. СССР был крупнейшим поставщиком сырья, отправлял за гра-ницу до одной трети добываемой нефти. Только за 70–е годы было получено 170 млрд. так называемых нефтедолларов. Все, чего не хватало для внутреннего потребления, стало закупаться за границей. Номенклатура, создав систему закрытых распределителей, бла-годаря различным льготам начала жить как «при коммунизме».
Вторжение СССР в Афганистан и его внутри и внешнеполитические последствия.
Признание ракетно-ядерного паритета стало важнейшим условием для нового по-тепления в международных отношениях, которое с легкой руки французского президента Шарля де Голля получило название «разрядки международной напряженности».

38. Политика перестройки: содержание, этапы, значение.

В середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, социальном и политическом кризисе. Остро встала необходимость обновления всех сторон общественной жизни, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы. Эти изменения могли начаться только при условии прихода к власти политиков новой формации.

В марте 1985 г. после смерти К.У.Черненко, на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем КПСС избрали самого молодого члена политического руководства М.С.Горбачева. Он не стремился к смене общественно-политического строя, считая, что социализм не исчерпал своих возможностей. На апрельском пленуме 1985 г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривались меры технического перевооружения тяжелой промышленности и активизации «человеческого фактора». Расширялись права предприятий, вводились элементы хозрасчета, материальная заинтересованность. Для повышения качества продукции вводился его контроль со стороны государства. Приоритет отдавался развитию социальной сферы. Разрешалась индивидуальная и кооперативная деятельность. На селе было признано равенство всех форм хозяйствования - совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

Обновилось Политбюро (ряд его членов - приверженцев брежневской политики - был выведен из его состава). При этом Политбюро разделилось на соратников Брежнева, партократов-обновленцев и реформаторов.

Во внешней политике Горбачеву удалось провести новую концепцию. Отказавшись от идеи «классовой борьбы», он завоевал симпатии мировой общественности, выдвинув положение о взаимосвязи всех мировых явлений.

Однако у высшего руководства не было ясности о глубине и масштабности наступившего кризиса. Не приносили результатов кампании по борьбе с пьянством и нетрудовыми доходами.

Провал экономики обострил кризис в общественно-политической и духовной сферах. В среде интеллигенции господствовали «диссидентские» настроения. Видя, как партия теряет свои позиции, руководство КПСС начало либеральные преобразования в идеологической области.

Горбачев признал возможность каждого члена общества иметь собственные идейные установки и принципы и излагать их в средствах массовой информации. Благодаря политике «гласности» смягчилась цензура над средствами массовой информации, была разрешена публикация ранее запрещенной литературы, открыт доступ в архивы, ликвидированы спецхраны в библиотеках. Из ссылки был возвращен лидер правозащитников А.Д.Сахаров.

Попытка модернизации социализма успеха не имела. Первый этап реформ вызвал лишь кратковременное оживление в экономике. Но в 1988 г. началось падение производства в сельском хозяйстве и промышленности.

Кремлевское руководство подверглось критике как со стороны ортодоксально-марксистского крыла КПСС, так и либералов-реформаторов. О недовольстве горбачевской политикой высказывались лидеры союзных республик.

К 1990 г. стало ясно, что идея перестройки себя исчерпала. Разрешенная и поощряемая частная инициатива превратилась в кампанию по отмыванию грязных денег, появилось огромное количество некачественных товаров и т.д.

Гласность обернулась развенчанием КПСС, падением ее авторитета и, как следствие, появлением партий антикоммунистического толка и развитием националистических движений. Центральная власть стала терять возможность управления страной. Назревал политический кризис.

Политическая реформа 1988 г. стала попыткой придать импульс перестройке. Новым высшим органом законодательной власти утверждался съезд народных депутатов СССР. Из числа депутатов сформировались Верховные Советы СССР и республик. В марте 1989 г. председателем Верховного Совета СССР стал М.С.Горбачев.

39. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР.

Для того чтобы определить приоритеты во внутренней и внешней политике России, надо выяснить, что такое современная Россия, каковы ее интересы в советском и постсоветском пространстве. Разрушение СССР, суверенизация национальных республик и другие факторы создали пространство, где не существует строгих юридических норм, слабо определены границы, где каждая республика и даже национальный округ имеет не только свою суверенную неустойчивую территорию, но и аморфную законодательную базу. Отсюда и вытекает отсутствие конкретных социальных и экономических перспектив для жителей республик, краев, областей, округов в частности и для России в целом. По этому поводу А. Дугин пишет:

«Для того чтобы строить планы относительно “интересов государства”, необходимо иметь ясное представление, о каком именно государстве идет речь... Полагаем, что речь надо вести о политическом субъекте, которого в случае русских нет».

В статусе России много неясного: является ли она наследницей СССР (что же тогда представляют собой другие субъекты СНГ?), межэтнической федерацией, многонациональным государством или адептом Запада, в частности США (территория которого с подачи З. Бжезинского должна быть поделена на три самостоятельные республики)?

Таким образом, получается, что Россия в зависимости от обстоятельств может выступать в различных ипостасях: как объект для дележа между мировыми державами, как региональная держава и как держава, обладающая мощным ядерным потенциалом. Экономический потенциал РФ настолько мал, о чем мы уже говорили, что это служит «основанием» для государств-соседей (и не только соседей) предлагать свое видение дележа ее территории. Вот почему нет возможности говорить о стратегических интересах такого маргинального образования, как современная Россия. А. Дугин справедливо считает, что стратегические интересы РФ могут проясниться только после того, как появится, сложится и определится политический, социальный, экономический и идеологический субъект этих интересов. И далее он развивает тезис:

«РФ не имеет государственной истории, ее границы случайны, ее культурные ориентиры смутны, ее политический режим шаток и расплывчат, ее этническая карта разнородна, а экономическая структура фрагментарна и отчасти разложена».

Нынешняя Россия — фрагмент СССР. Подобные образования представляют собой и другие страны СНГ. Бельгийский геополитик Жан Тириар сравнил СССР с плиткой шоколада, где его дольки — это советские республики. После того как плитка разломана, ее невозможно сделать монолитной никаким иным путем, кроме переплавки всей плитки и новой штамповки. Но дадим возможность истории оценить или реализовать этот тезис Ж. Тириара. Сейчас же посмотрим, что представляют собой другие «кусочки шоколада» — бывшие союзные республики и выскажем предположение, что может ожидать их в недалеком будущем.

В бывших союзных республиках после получения ими статуса независимых государств у власти первое время находились, как правило, представители КПСС, постсоветской управленческой структуры, во многом сохранившие менталитет и навыки руководства, полученные в системе подготовки кадров во времена СССР. Кажется, они всей пуповиной должны быть привязаны к России. Но дело в том, что в геополитике политические, экономические и другие связи построены по иному принципу, чем связи между органами в биологической системе. Как правило, место ослабевшего суверена постепенно, но неуклонно занимает другой. На смену постсоветским лидерам независимых государств приходят новые люди, часто представляющие и отстаивающие интересы скорее не своего народа или народов, проживающих на территории республики, а сопредельных или дальних государств (это характерно, например, для стран Прибалтики, Грузии, Украины).

В независимых государствах на постсоветском пространстве идет постоянная ротация руководящих кадров. В качестве примера можно взять любую из них да и саму Россию. Политические и экономические решения, принимаемые главами государств — бывших республик, нередко полностью или частично игнорируют интересы народа, их национально-культурные и другие чувства. Фактически народы становятся зависимы от «старо-новой» номенклатуры, которая часто проводит в своей внешней и внутренней политике интересы более сильных в геополитическом отношении государств. Этими факторами во многом объясняется укрепление позиций в регионах бывшего СССР Турции и Ирана, США и Германии, Китая и Японии, Франции и Англии и т.д.

Противостоять этой экспансии народы России и других суверенных республик смогут в том случае, если они объединятся. Возможно ли это объединение при имеющихся разногласиях, противоречиях, существующих почти во всех сферах общественной жизни? Да, возможно. Надо четко представлять, что многие противоречия в сфере экономики, политики, идеологии созданы искусственно и специально раздуваются СМИ, которые преподносят искаженную, а зачастую и лживую информацию, воздействуя на сознание масс в нужном направлении. Примером может быть многолетняя шумиха вокруг некоторых проблем, поднятая в СМИ после подписания союзного договора между Россией и Белоруссией.

Как показала история, добровольное объединение, сотрудничество, добрососедские отношения всегда были характерны для славян, русских, в том числе и с тюркскими народами. Они, как писал Л.Н. Гумилев, обладают положительной комплиментарно- стью, каждый народ занимает свою исторически обусловленную ландшафтную нишу. И сейчас во многом русские и тюркские народы сосуществуют в своих специализированных экономических, производственных нишах, детерминированных общественным разделением труда. Русский народ в этом сосуществовании-сотруд- ничестве всегда выполнял мессианскую роль, был носителем прогрессивных традиций, технологий, культуры и т.д.

А. Дугин выдвигает тезис, что в нынешний период именно русский народ должен быть взят в качестве главного политического субъекта, от которого и следует вести отсчет на шкале геополитических и стратегических, а также социально-экономических интересов России, что русский народ — геополитическая потенция, реальная и конкретная, но еще не определившая свою новую государственную структуру — ни ее идеологию, ни ее территориальные пределы, ни ее социально-политическое устройство.

Возможна ли переплавка «разломанной «плитки шоколада», т.е. возрождение новой России, в обозримом будущем, где ядром, притягивающим разорванные элементы, выступит русский народ? Да, возможна! Но для этого, во-первых, национальные интересы страны следует поставить выше сиюминутных интересов многих российских политических деятелей, а во-вторых, необходимо обязательно избавиться от пагубного влияния внешних сил на внешнюю и внутреннюю политику страны. Разрушение СССР началось с культурно-политической экспансии, затем оно было закреплено экономической экспансией, а в 1990-х гг. последовала и военная, в частности приближение войск блока НАТО к границам России.

Подобную схему экспансии детально описал русский философ И.А. Ильин в 1940-х гг. Он считал, что весь кризис, переживавшийся тогда Россией и миром, есть кризис по существу своему духовный: идет измельчание духовного характера, утрата духовного измерения жизни, обмеление и прозаизация человеческого бытия, торжество пошлости в духовной культуре, отмирание рыцарственности и вырождение гражданственности. По его мнению, вселенское властолюбие, разрешающее себе все средства, весь этот единый и ужасный недуг, имеет не русское, а западноевропейское происхождение.

Русская интеллигенция, считает Ильин, в течение XIX в. мечтательно, сентиментально и безвольно соблазнялась «вселенским властолюбием» как последним словом передовой культуры. А принесла эту «духовную чуму» в Россию зараженная ею до мозга костей «полурусская полуинтеллигенция» — тупая, волевая и жестокая. Почему же не удалось оборониться от этого засилья? Философ так отвечает на этот вопрос: «Потому, что русская национальная интеллигенция не понимала своего народа... не умела верно вести его... по невежеству, ребячливой доверчивости и имущественной жадности народной массы, а также по недостатку волевого элемента в русском Православии последних двух веков. И главное — по незрелости русского национального характера и русского национального правосознания».Эта полуинтеллигенция уверовала в «западного дьявола», как в Бога, и поработила многоплеменную российскую массу — сначала соблазном разнуздания, а потом страхом голода, унижения, муки и смерти. В конце 1980-х гг. на СССР обрушился поток невиданных ранее вседозволенности, пошлости, насилия, садизма, порнографии и прочих «прелестей» западного образа жизни — с экранов телевизоров и кинотеатров, с глянцевых обложек журналов и книг, из передач радио, из рекламы и т.д. Это раскачивало мораль и нравственность, элиминировало национальное самосознание. Большинство СМИ «демократической» ориентации, будто соревнуясь друг с другом, обливали грязью всю историю России, но особенно много желчи было вылито на послеоктябрьский период российской государственности.

За культурно-политической экспансией последовала экономическая. Лозунг «Запад нам поможет!» затмил здравый смысл у многих даже национально ориентированных россиян. К сожалению, не очень много умов смогло устоять в той идеологической вакханалии, оголтелом натиске на национальное, патриотическое самосознание русского народа. Патриотизм был назван «последним прибежищем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow