Лекция 16. Государственное управление экономической сферой

Государственное управление экономическим развитием. В части 2 статьи 8 Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности. В России признаются и равным образом защищаются государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст. 74 Конституции РФ органы государственной власти призваны обеспечить надлежащие правовые предпосылки для осуществления законной экономической деятельности на всей территории Российской Федерации.

В научной литературе выделяют следующие теоретико-правовые методы регулирования экономикой:

1. Метод общенормативного регулирования: введение общих правил; установление порядка реорганизации, создания и упразднения хозяйствующих субъектов (гл. 4 ГК РФ); определение порядка деятельности хозяйствующих субъектов.

2. Программно-установочные методы: концепции, целевые программы, тематические планы и т д.

3. Легализующие средства:

- лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением, приостановлением действия, аннулированием лицензии, контролем лицензирующего органа за соблюдением лицензиатом соответствующих лицензионных требований и условий и т.д. (Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

- аккредитация (в переводе с латинского означает оказывать доверие). Первоначально понятие использовалось в международном праве и означало процедуру назначения и принятия представителя страны при иностранном государстве или международной организации. В дальнейшем термин стал использоваться шире – как процедура признания государственными органами полномочий различного рода субъектов (образовательных, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.);

- сертификация – это процедура подтверждения соответствия продукции или услуги установленным нормативным требованиям. Проводится третьей стороной, независимой от изготовителя или продавца. Бывает обязательной и добровольной.

4. Способы количественно-нормативного измерения: тарифы, стандарты, квоты, цены.

5. Контрольно-учетные и запретные способы: санкции, штрафы, лишение легализации, проверки и иные формы контроля, специальные экономические меры. Специальные экономические меры в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 281 «О специальных экономических мерах» применяются в случае возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. Такие меры могут быть направлены на приостановление экономических программ, запрещение финансовых и внешнеэкономических операций, прекращение или приостановление торговых договоров, ограничение туристической деятельности, запрет заходов в порты РФ судов и использование воздушного пространства и др. Решение о применении таких мер и о сроках их применения принимается Президентом РФ на основании предложений Совета Безопасности РФ с обязательным и незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы. Примером реализации указанного закона служит Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», в соответствии с которым запрещено либо ограничено осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию России сельскохозяйственной продукции, страной происхождения которой является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц в связи с ситуацией на Украине.

6. Способы поддержания управления деятельности и ее стимулирование: дотации, субсидии, государственный заказ.

Основные полномочия Правительства РФв сфере экономики (ст. 14 ФКЗ «О Правительстве РФ»): осуществление регулирования экономических процессов; обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободное перемещение товаров, финансов и услуг; выработка государственной, структурной и инвестиционной политики, принятие мер по их реализации; прогнозирование социально-экономического развития России; разработка и осуществление развития приоритетных отраслей экономики; осуществление управления федеральной собственностью; принятие мер по защите отечественных товаропроизводителей.

Стратегию развития экономического процесса в России вырабатывает Министерство экономического развития РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), государственной статистики, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) организаций, управления государственным материальным резервом, государственного кадастра недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, предпринимательства и малого бизнеса.

Министерство осуществляет:

- мониторинг и анализ социально-экономических процессов, разработку сводного финансового баланса РФ, годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;

- разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, а также отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;

- координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций, по взаимодействию с международными организациями и региональными объединениями иностранных государств по вопросам экономической политики;

- подготовку в установленном порядке заключений на проекты федеральных целевых программ, подготовку проекта сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ;

- обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министерство экономического развития РФ осуществляет координацию и контроль находящихся в его ведении федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» создана Федеральная служба по аккредитации, на которую возложены функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц. Федеральная служба осуществляет полномочия по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий, граждан и организаций, экспертов, экспертных организаций.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии создана Указом Президента от 26 декабря 2008 г. На службу возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Государственную регистрацию осуществляют государственные служащие, замещающие должности государственных регистраторов.

Федеральное агентство по государственным резервам обеспечивает формирование, размещение, хранение, использование, пополнение и освежение запасов государственного материального резерва, мобилизационные нужды Российской Федерации и неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом реализует функции по оказанию государственных услуг и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных и земельных отношений; осуществляет функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В сфере экономики действуют Федеральная служба по тарифам и Федеральная служба государственной статистики, подведомственные Правительству РФ. Федеральная служба по тарифам призвана осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством, например, Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». Федеральная служба государственной статистикипредставляет органам государственной власти и должностным лицам официальную статистическую информацию; разрабатывает и утверждает ее методологию, обеспечивает соответствие международным стандартам; утверждает формы федеральных статистических наблюдений; разрабатывает план статистических работ; обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц; осуществляет контроль в установленной сфере деятельности.

Государственное управление антимонопольной деятельностью возложено на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы. Федеральная антимонопольная служба подведомственна Правительству РФ. Законодательство в этой области начало складываться в 90-е годы ХХ века. Согласно Закону РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на службу возложен контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательства о рекламе (в соответствии с Федеральным законом «О рекламе») и законодательства о естественных монополиях (в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях»).

Органы Федеральной антимонопольной службы вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими правовых актов, о расторжении или изменении заключенных ими соглашений в связи с нарушением антимонопольного законодательства; направлять рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушений законодательства о рекламе.

Должностные лица Федеральной антимонопольной службы вправе налагать административные штрафы на коммерческие и некоммерческие организации, их руководителей, а также на должностных лиц органов исполнительной власти РФ и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, в т.ч. за завышение регулируемых государством цен, а также на лиц, занимающихся рекламной деятельностью (например, по ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе»).

Государственное управление промышленным комплексом. Промышленность – ведущая отрасль экономики, представляющая собой совокупность предприятий, осуществляющих производственную или добывающую деятельность. Промышленность относится к отраслям материального производства (нематериальное производство или непроизводственная сфера – это культура, здравоохранение и др.).

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации», регулирует отношения между различными субъектами, возникающие при формировании и реализации промышленной политики.

Организационная структура государственного управления промышленностью представлена следующими государственными органами:

Министерство промышленности и торговли РФ разрабатывает основы государственной промышленной политики и участвует в ее осуществлении. Сфера деятельности министерства распространяется не на все отрасли промышленности. Отдельные отраслевые полномочия в указанной сфере входят в компетенцию отраслевых министерств и ведомств, например, Министерства обороны РФ, к ведению которого отнесено руководство подчиненными казенными предприятиями. Министерство промышленности и торговли наделено общими контрольными полномочиями за деятельностью подведомственного ему Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологииосуществляет общие полномочия, отнесенные к ведению любого федерального агентства, и специальные полномочия, отнесенные к его ведению постановлениями Правительства РФ. К специальным полномочиям относятся, например, лицензионные полномочия: лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также полномочия по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственного стандарта и технических регламентов. В указанных случаях к компетенции Федерального агентства отнесены полномочия, которые вправе осуществлять только федеральные службы. Агентство руководит деятельностью Государственной метрологической службы и Государственной службы времени.

Министерство энергетики РФ занимается государственным регулированием отраслями топливно-энергетического комплекса.

Государственное управление агропромышленным комплексом (АПК). Агропромышленный комплекс включает в себя сельское хозяйство, сельское строительство, отрасли промышленности, поставляющие сельскохозяйственную технику и перерабатывающее ее сырье, отрасли, непосредственно обслуживающие сельское хозяйство. Основным звеном АПК является сельское хозяйство. Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в этой сфере установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства».

В систему органов управления АПК входят Правительство РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также Федеральное агентство по рыболовству.

К вопросам Министерства сельского хозяйства РФ относятся: реформирование, государственная поддержка АПК; программы по развитию села; использование земель сельскохозяйственного назначения, производство и оборот этилового спирта, обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации.

Ветеринарный надзор в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 г. № 4979 «О ветеринарии». В рамках ветеринарного надзора проводится система мер по контролю за соблюдением физическими и юридическими лицами противоэпизоотических мер; контроль за организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных; контроль за ввозом на территорию Российской Федерации, транзитом через ее территорию и хранением продукции животноводства. Деятельность ветеринарного надзора организует Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Служба осуществляет и фитосанитарный надзор, т.е. надзор в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, является Федеральное агентство по рыболовству. Агентство организует следующие виды работ: комплексное изучение водных биологических ресурсов; ведение государственного рыбохозяйственного реестра; организация аукционов по продаже долей в общем объеме квот на добычу водных биологических ресурсов; осуществление государственного учета и мониторинга состояния водных биоресурсов. Правовую основу деятельности агентства составляет Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 163 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Государственное управление транспортным комплексом. Административно-правовое регулирование и государственное управление этой отраслью осуществляется на основе Воздушного Кодекса РФ 1997 г., Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17 «О федеральном железнодорожном транспорте», Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18 «Устав железных дорог в РФ», Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261 «О морских портах в РФ», Федерального закона от 18 ноября 2007 г. № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и других нормативных правовых актов. Кроме этого, распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734 утверждена Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г.

Главная задача транспортного комплекса – своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках. Транспортный комплекс составляют зарегистрированные на территории России юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на морском, речном, автомобильном, воздушном, городском, и других видах транспорта перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность. Важнейшим органом управления транспортным комплексом является Министерство транспорта РФ.

Транспортный комплекс является источником повышенной опасности, поэтому для обеспечения безопасности на транспорте создана Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, основными функциями которой являются: осуществление государственного надзора за соблюдением транспортного законодательства, лицензирование перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности, проведение расследования транспортных происшествий. Руководитель службы является главным государственным транспортным инспектором Российской Федерации, а работники службы в зависимости от вида транспорта осуществляют инспекторские и ревизорские функции.

Для осуществления функций по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в различных сферах транспортного комплекса созданы Федеральное агентство железнодорожного транспорта (общая протяженность железных дорог в России составляет свыше 80 тыс. км), Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, а также Федеральное дорожное агентство, чья сфера деятельности распространяется не только на автомобильный транспорт, но и на дорожное хозяйство.

Государственное управление внешнеэкономической деятельностью. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность средств и методов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью внешнеэкономической деятельности выступает внешнеторговая деятельность, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности. По российскому законодательству субъектами внешнеторговой деятельности могут быть как юридические лица, так и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, иностранные юридические и физические лица, а также государство в лице Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальные образования.

Этим видом деятельности государство занималось до начала 90-х годов ХХ века. В настоящий момент роль государства сводится, в основном, к таможенно-тарифному регулированию внешнеэкономической деятельности в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельностью». Под таможенно-тарифным регулированием в законе подразумевается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

В Российской Федерации управление внешней торговлей строится по следующему принципу – экспорт и импорт товаров осуществляется без количественных ограничений. И только в отдельных случаях Правительство РФ может вводить такие ограничения: для обеспечения национальной безопасности РФ; для выполнения международных обязательств России с учетом состояния на внутреннем рынке; для защиты внутреннего рынка. При установлении ограничений вводятся квоты, а также выдача лицензий на осуществление этой деятельности. Лицензии выдаются путем проведения конкурсов и аукционов.

В Российской Федерации предусмотрен экспортный контроль, который применяют при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений и военной техники. Номенклатура товаров, которые подпадают под контроль, устанавливается указом Президента РФ по представлению Правительства РФ.

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых товарах, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию в отношении отдельных товаров на срок, не превышающий трех лет. Предотгрузочная инспекция – это проверка качества, количества, цены, правильность кодирования товаров, предназначенных для импорта в Российскую Федерацию.

В систему органов управления внешнеэкономической деятельностью входят: Правительство РФ, Министерство экономического развития РФ, Федеральная таможенная служба.

В Советском Союзе полномочия таможенной службы сводились к таможенному контролю. После 1998 г. значение таможенных органов стало резко возрастать. Правовыми основами их деятельности является Таможенный Кодекс РФ 2003 г. и Федеральный закон «О службе в таможенных органах РФ» 1997 г.

В систему таможенных органов входит Федеральная таможенная служба (ФТС), подведомственная Правительству РФ, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты. В систему таможенных органов входит и загранаппарат – это таможенные атташе представительств РФ в зарубежных странах, обычно в странах, приграничных с территорией России, и в странах, где Россия имеет большие внешнеэкономические связи. Таможенные органы наделены полномочиями по привлечению к административной ответственности. Составы таможенных правонарушений и ответственность за них определены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Можно выделить две основные цели деятельности таможенных органов:

- экономическую, связанную с пополнением дохода государства за счет взимания таможенных платежей и стимулирования развития экономики посредством установления таможенных правил;

- правоохранительную, направленную на обеспечение безопасности государства, защиту интересов российских потребителей, пресечение незаконного оборота запрещенных предметов и т.д.

Государственное управление в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Правовую основу управления в данной отрасли составляют: ст. 40 Конституции РФ – право на жилище, Жилищный Кодекс РФ 2004 г., Градостроительный Кодекс РФ 2004 г.

Головным органом государственного управления в сфере строительства и ЖКХ является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, по оказанию услуг и управлению имуществом в этих сферах, а также по координации деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ и государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта.

В рассматриваемой отрасли государственного управления осуществляется два вида контрольно-надзорной деятельности: государственный архитектурно-строительный надзор и жилищный надзор.

Государственный архитектурно-строительный надзор представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением участниками строительства обязательных требований законодательства по вопросам качества и порядка строительства объектов и производства стройматериалов. Система органов государственного архитектурно-строительного надзора состоит из Главной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора России, которая осуществляет организационно-методическое руководство, разграничение полномочий и контроль за деятельностью органов архитектурно-строительного надзора; органов архитектурно-строительного надзора в субъектах РФ; инспекции архитектурно-строительного надзора в Министерстве обороны РФ; органов архитектурно-строительного надзора в муниципальных образованиях. Вышеперечисленные органы выдают разрешение на выполнение строительно-монтажных работ, проводят выборочные проверки объектов, принимают участие в расследовании аварий зданий и сооружений. Должностные лица органов архитектурно-строительного надзора имеют право выдавать обязательные предписания о приостановлении строительства, составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства, рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные наказания.

Главная задача жилищных инспекций – надзор за сохранностью жилищного фонда независимо от собственника жилищного фонда. Надзор осуществляется за использованием жилищного фонда и придомовых территорий, за техническим состоянием жилищного фонда и инженерного оборудования, за осуществлением сезонных мероприятий по подготовке жилого фонда к сезонной эксплуатации. Жилищная инспекция относится к органам административной юрисдикции, ее должностные лица имеют право налагать административные наказания за нарушение жилищного законодательства, а также проводить обследование и проверки подконтрольных объектов, давать обязательные предписания собственникам и владельцам жилого фонда, выносить заключение о пригодности жилого фонда для проживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: