Общая схема учета затрат

Общая схема учета затрат на производство представляет собой определенную последовательность учетных работ. Все учетные работы можно условно поделить на 4 этапа. На первом этапе все фактические затраты в течение отчетного месяца на основании первичных документов по расходу материалов, начислению и распределению оплаты труда, начислению амортизации, основных средств и нематериальных активов, по расходам денежных средств отражаются на основных калькуляционных и собирательно-распределительных счетах: Дт 20, 25, 26, 28 Кт 02, 10, 50, 51, 60, 69, 70. На втором этапе распределятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы: Дт 20 Кт 25, 26, Дт 90 Кт 26. На третьем этапе при наличии брака выявляются окончательные потери от брака на счете 28. Окончательные потери от брака в пределах норм списываются Дт 20 Кт 28. После завершения трех этапов на счете 20 собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции за отчетный месяц. На четвертом этапе определяется фактическая производственная себестоимость, т.е. устанавливается и оценивается остатки незавершенного производства. По данным о фактических затратах за месяц, изменяющих остатки НПЗ, определяет фактическую производственную себестоимость. Эта сумма списывается на счет 20 и отражается записью при оприходовании на склад (в зависимости от выбранной организацией методики): Дт 40, 43 Кт 20.

Нормируемые расхо ды

Под нормируемыми расходами понимаются такие расходы, по которым законодательно установлены нормы, лимиты, нормативы. Для целей налогового учета эти расходы принимаются строго по нормативам. Для целей бухгалтерского учета могут быть иными, руководитель должен издать приказ об изменении тех или иных нормируемых расходов. К ненормируемым расходам относят расходы,принимаемые в фактических размерах.

К нормируемым расходам в целях исчисления налога на прибыль относят рекламные расходы, представительские расходы,компенсация за использование личным автомобилем в служебных целях, долгосрочное страхование жизни, возмещение затрат работника по уплате % по кредитам и займам на приобретение (строительство) жилого помещения и т. д.

Предельный размер представительских расходов – 4 % от расходов предприятия на оплату труда работников за отчетный период.

Рекламные расходы для целей налогообложения являются нормируемыми: 1% от выручки за отчётный налоговый период, исключения составляют:

- рекламные мероприятия через СМИ;

- на световую и иную наружную рекламу;

- на участие в выставках, ярмарках, оформление витрин.

Пример:

В марте 2011 года руководство компании встречалось с представителями организации-партнёра с целью заключения договора поставки. Встреча была в ресторане,стоимость ужина составила 5 000 р. Сумма начисленной оплаты труда в первом квартале составила 90 000 р.Определим величину признаваемых представительских расходов 90 000 Х4%=3600р.Следовательно, сверхнормативная часть представительских расходов составила 1 400 р.Бухгалтер запишет в учёте Д 26 К76 5 000р-отражены представительские расходы, также будет отражено постоянное налоговое обязательство-Д 99 К68 280 р. (1400Х 20%)

Пример:

Организация имеет три передела. Запланировано и фактически изготовлено 200 изделий. Согласно установленным нормам первому цеху отпущено сырья и материалов на 15 000 руб., а затраты на обработку сырья составили 8 000 руб., вторым переделом израсходовано на обработку 7 000 руб., третьим - 10 000 руб. Себестоимость по переделам составляет:

I передел - 23 000 руб. / 200 ед. = 115 руб.

II передел - 7 000 руб. / 200 ед. = 35 руб.

III передел - 10 000 руб. / 200 ед. = 50руб.
Итого 200 руб.

Фактическая себестоимость единицы продукции равна 200 руб.

(40 000 р> ' 200ед.).

Пример:

При следующих показателях: нормативная себестоимость единицы продукции -1200 руб., выпуск - 500 единиц, затраты отчетного месяца составили перерасход в сумме12000 руб., экономию - в сумме 9000 руб.; незавершенное производство на начало месяца - 100 единиц с нормативной себестоимостью за единицу 1220 руб.

Требуется определить фактическую себестоимость всего выпуска и единицы продукции. При этом:

1. Нормативная себестоимость - 600 000 руб. (1200 руб. * 500 ед.).

2. Отклонение от норм: экономия - 9000 руб., перерасход + 12 000 руб.

3. Изменения норм составляют + 2000 руб., так как стоимость незавершенного
производства по старым нормам - 120 000 руб. (1220 руб. * 100 ед.), а по
новым нормам - 120 000 руб. (1200 руб. * 100 ед.).

4. Таким образом, фактическая себестоимость выпуска составила: 605 000 р
(600 000 + 12 000 - 9000 + 2000).

Для расчета фактической себестоимости единицы продукции необходимо рассчитать индексы отклонений от норм и изменений норм.

_

Индекс (%) = (Сумма отклонений от норм или сумма изменений норм / Нормативная себестоимость выпуска)*100

Индекс экономии - (-) 1,5% (9000 руб. * 100: 600 000 руб.)

Индекс перерасхода - (+) 2% (12 000 руб. * 100: 600 000 руб.)

Индекс изменения - (+) 0,33% (2 000 руб. * 100: 600 000 руб.)

Фактическая себестоимость единицы продукции составила

1210 руб. [(1200 руб. + (2% от 1200 руб.) - (1,5% от 1200 руб.) - (033 % от 1200руб. = 1200 руб. + 24 руб. - 18 руб. + 4 руб.].

Пример:

Требуется рассчитать фактическую себестоимость НЗП (незавершенного производства) по изделию А, если затраты материалов составили 500 руб., ТЗР - 10 возвратные отходы - 2%. Начислена заработная плата в сумме 1000 руб., единый социальный налог - в размере 26% заработной платы. Общепроизводственные расходы составляют по отношению к начисленной заработной плате 80% и общехозяйственные расходы - 90%.

Таблица 13.3 - Расчет фактической себестоимости НЗП

Статьи калькуляции Сумма, руб.
   
Материалы  
ТЗР (10%)  
Возвратные расходы (2%) -10
Итого материалы  
Заработная плата  
Социальный налог  
Общепроизводственные расходы (80% заработной платы)  
Общехозяйственные расходы (90% заработной платы)  
Всего фактическая себестоимость НЗП  

Пример:

К подразделениям основного производства ОАО «Док» относятся лесопильный и мебельный цеха. В качестве вспомогательного числится цех переработки отходов лесопиления и мебели.

За отчетный месяц на себестоимость продукции основного производства (счет 20) отнесены прямые затраты (с учетом цеховых расходов) в сумме 150000 руб. Прямые затраты вспомогательного производства (счет23) учтены в сумме 25000 руб.

Общехозяйственные расходы, собранные на счете 26, составили 40 000 руб.

Распределим общехозяйственные расходы пропорционально прямым затратам:

Общая сумма затрат основного и вспомогательного производств - 175 000 руб.

(150 000 руб.+ 25 000 руб.).

Доля общехозяйственных расходов, которую нужно учесть в затратах основного производства, равна: 150000 руб. / 175 000 руб. *

40 000 руб. = 34 286 руб.

Доля общехозяйственных расходов, которую нужно учесть в затратах вспомогательного производства, составит: 25 000 руб. / 175 000 руб. * 40 000 руб.= 5714 руб.

В учете ОАО «Док» эти операции отразятся проводками:

Дт 20 Кт 26 - 34 286 руб. - доля общехозяйственных расходов включена в затраты основного производства.

Дт 23 Кт 26 - 5 714 руб. - доля общехозяйственных расходов включена в затраты вспомогательного производства.

Контрольные вопросы

1. Что такое себестоимость продукции (услуг, работ)?

2. Как классифицируются производственные затраты?

3. Какие расходы относятся к основным?

4. Какие расходы относятся к накладным?

5. Дайте определение понятию калькулирование.

6. Какие существуют виды калькуляции?

7. Перечислите основные калькуляционные статьи затрат.

8. Какие существуют методы учета затрат на производство?

9. Подробно охарактеризуйте нормативный и попередельный методы учета затрат?

10. На каких счетах ведется синтетический учет затрат?

11. Как ведется учет затрат вспомогательных производств?

12. Как учитываются основные затраты? Назовите бухгалтерские проводки.

13. Что относится к общепроизводственным расходам, как они распределяются?

14. Что относится к общехозяйственным расходам, как они распределяются?

15. Как ведется учет и оценка незавершенного производства?

16. Из каких этапов состоит общая схема учета затрат на производство?

17. Назовите учетные регистры, в которых отражаются затраты на производство?

18. Как ведется аналитический учет затрат на производство.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: