В подразделе 2.3 подробно отражаются результаты осуществленного студентом исследования, в соответствии с поставленными исследовательскими задачами (второй, третьей, четвертой). Приводятся данные о выявленных тенденциях и закономерностях, которые могут быть проиллюстрированы соответствующими таблицами (результаты контент-анализа и содержательного анализа документов организации, протоколы наблюдения) и диаграммами, отражающими статистически достоверные выводы. По каждой из исследовательских задач делается подвывод о состоянии отдельных характеристик изучаемого объекта. На основе сопоставления и обобщения подвыводов делается общий вывод о том, подтвердились ли первоначальные представления о проблеме (проблемах).
Описывается степень достижения цели исследования, и далее делается вывод о том, можно ли будет в дальнейшем приступить к решению исходной проблемы или потребуется продолжение исследовательской работы (в таком случае ее направление указывается в третьей главе). При этом по каждому использованному в исследовании методу представляются выявленные достоинства и недостатки, характеризующие проблему.
Выводы по результатам исследования могут быть представлены сводной таблицей (на примере таблицы 12) или диаграммой Исикавы (рисунки 1, 2).
Таблица 12 – Пример сводной таблицы результатов исследования по вовлечению молодых специалистов в производственную деятельность станции Инская
Метод исследования | Выявленные достоинства | Выявленные проблемы и недостатки |
Анализ документов | Разработано направление молодежной политики, существует Целевая программа «Молодежь Холдинга ОАО «РЖД» | Молодежная политика направлена на молодых специалистов, и не учитывает молодых работников |
Затраты на обучение персонала и повышение квалификации увеличиваются, персонал своевременно повышает квалификацию | Программы обучения и повышения квалификации большей частью имеют техническую направленность | |
Анкета «Информированность о работе с молодежью» | Разработано направление проектной деятельности молодежи, проводятся конкурсы на уровне ОАО «РЖД» | Не организована регулярная работа по привлечению молодых работников к рационализаторству и инновациям, в связи с этим молодые работники недостаточно информированы о проводимых мероприятиях в инновационной сфере |
Молодые работники направлены на участие в творческой инновационной деятельности | Творческая, инновационная деятельность не всегда целенаправленно поддерживается руководством | |
Анкета «Качество трудовой жизни» | На предприятии осуществляется построение планов карьеры для молодых работников | Перспективные молодые работники не видят возможности дальнейшего профессионального развития Руководством не проводится работа по выявлению лидеров среди молодых работников |
Благоприятный социально-психологический климат в коллективе | Нет доверия к молодым руководителям из-за недостаточной квалификации в области работы с коллективом |
Алгоритм построения диаграммы Исикавы:
Общая проблема исследования записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка – «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).
Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, - «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом». Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. Последней стрелкой среди факторов необходимо обозначить «Прочие», так как всегда могут остаться неучтенные факторы.
Одним из способов группировки факторов, рассмотренным в Стандарте ОАО «РЖД» СТО 1.05.515.3-2009 является их группировка по принципу «6M’s+E»: Man (влияние человека), Machine (влияние оборудования), Method (влияние методов работы), Materials (влияние материалов, сырья, заготовок), Measurement (влияние измерительной системы), Management (влияние менеджмента), Environment (влияние окружающей среды). Могут быть и другие факторы, более точно характеризующие объект анализа. Но эта модель дает основу для анализа и может использоваться на начальном этапе работы.
Пример Диаграммы Исикавы для вышеописанного исследования по выявлению проблем по вовлечению молодых специалистов в производственную деятельность станции Инская приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Диаграмма Исикавы по выявлению проблем вовлечения молодых специалистов в производственную деятельность станции Инская
В общем виде диаграмма Исикавы изображена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Схема построения Диаграммы Исикавы
Диаграмма Исикавы предназначена для определения и структурирования причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами, что позволяет правильно направить усилия для решения проблем или достижения целей совершенствования кадровых технологий.
Аналитический раздел ВКР заканчивается описательной частью полученных выводов. Общий объем результатов исследования – 10-15 страниц.