Теоретический раздел выпускной квалификационной работы

Первый раздел выпускной квалификационной работы является теоретической частью ВКР и должен быть посвящен анализу основных теоретических и методологических вопросов заявленной темы. Цель написания раздела – на основе анализа теоретических положений дать оценку их применимости в конкретных организационных условиях, обосновать выбор или необходимость синтеза конкретного подхода (направления) к решению заявленных задач ВКР. Общий объем первого раздела не должен превышать 20 страниц, при этом в структуре раздела целесообразно выделять три подраздела.

В подразделе 1.1 кратко характеризуется научная традиция изучения заявленной темы (Например: «Впервые к рассмотрению вопросов способностей личности к отдельным видам деятельности обратились представители когнитивной школы психологии в начале ХХ века… В 80-х годах ХХ века проблематика способностей получила новое видение в рамках компетентностного подхода. Так, Р. Бояцис первым употребил термин «способности» в контексте изучения профессиональной готовности работника…»). Здесь следует указать на то, в рамках каких областей (сфер) научного знания, а также в рамках каких научных школ и подходов в границах отдельных областей знания данная тема рассматривалась исторически, проводились ли междисциплинарные исследования, дать периодизацию изучения темы, если это возможно.

После этого дается обзор современных определений ключевого понятия (научной категории) данной темы, которое отражает предмет ВКР. Приводятся определения, данные авторами, представляющими различные научные подходы и школы изучения рассматриваемой темы, после чего делается вывод о существенных различиях в интерпретации понятия (Например: «…в определении, данном А.Я. Кибановым, отражены структурные характеристики категории «персонал», тогда как В.Р. Веснин определяет персонал через его существенное свойство – правовое отношение с организацией…»).На основании отмеченных различий автор ВКР либо выбирает одно из определений в качестве базового (рабочего), обосновав свое решение логикой дальнейшего исследования проблемы, либо предлагает свое определение, синтезирующее содержание рассмотренных ранее. При необходимости в этом же подразделе рассматриваются определения понятий, связанных с ключевым, например, адаптация – управление адаптацией, обучение – образование, что позволяет более точно определить содержание анализируемого предмета, провести границы между сходными, но полностью не синонимичными понятиями, либо, наоборот, указать на тождественность различных терминов, которые будут впоследствии использоваться при написании работы.

Подраздел 1.2 должен содержать подробное, детализированное описание тех существенных свойств (особенностей, характеристик) предмета выпускной квалификационной работы, которые далее будут исследованы на практике. В зависимости от выбранной тематики существенными свойствами предмета могут выступать: типология изучаемого явления или процесса (виды, формы существования, модели чего-либо); структура изучаемого явления (поэлементный состав с детализированным описанием каждого элемента); последовательность протекания изучаемого процесса по основным этапам.

Если в качестве предмета в работе исследуется и оценивается эффективность какой-либо деятельности, целесообразно в данном подразделе охарактеризовать: принципы осуществления этой деятельности; субъекты осуществления деятельности, с раскрытием специфики функций каждого из субъектов; объекты осуществления деятельности; критерии (показатели) и методы оценки эффективности (успешности) деятельности; различные способы, приемы или методы осуществления деятельности; алгоритм осуществления деятельности по основным этапам (шагам).

Подраздел 1.3 рекомендуется посвятить анализу существующей практики решения исследуемой проблемы, опираясь на материалы профессиональных периодических изданий, монографии, авторефераты диссертационных исследований, сборники статей, нормативные документы международного, национального или отраслевого уровня. В этом подразделе могут быть рассмотрены: отечественный и зарубежный опыт решения проблемы на предприятиях и в организациях сходной сферы деятельности; отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных проблем на предприятиях иных, отличных от изучаемой, сфер деятельности, с обоснованием возможности переноса этого опыта в изучаемую сферу деятельности; для работ, выполняемых на примере структурных подразделений ОАО «РЖД», можно рекомендовать проанализировать отраслевой и корпоративный опыт решения проблемы; существующие нормативные положения, требования и ограничения общего характера, регламентирующие рассматриваемую проблему (например, требования Международной организации труда, международных договоров РФ, федеральные, отраслевые и региональные программы, национальные и региональные проекты в данной области, в ОАО «РЖД» - корпоративные нормативные положения).

Завершается теоретическая часть ВКР общими выводами, сделанными в ходе анализа теоретических и методологических вопросов по теме исследования.

3 Аналитический раздел выпускной квалификационной
работы

Второй раздел выпускной квалификационной работы представляет собой аналитическую часть ВКР и объединяет методические приемы и непосредственный анализ исследуемого объекта. Рекомендуемый объем второго раздела – 30–40 страниц. При этом выделяется 3-4 подпункта.

Название и содержание второго раздела ВКР определяется выбранной темой исследования. В общем виде аналитический раздел должен отражать анализ кадрового явления (технологии, элемента системы управления персоналом, процесса) в исследуемой организации. При этом рекомендуется в каждом отдельном подпункте привести: краткую характеристику исследуемой организации (подраздел 2.1 ВКР), программу исследования (подраздел 2.2 ВКР), выводы по результатам проведенного исследования (подраздел 2.3 ВКР).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: