double arrow

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости



Позаказный метод учета и калькулирования затрат — метод, используемый при изготовлении уникальной или выполняемой по специальному заказу продукции. Он применяется в промышленности на предприятиях с единичным типом организации производства, а также в мелкосерийных производствах, где затраты материалов на технологические цели, основную заработную плату производственных рабочих и общепроизводственные расходы легко соотнести выпуском конкретной продукции или выполнением каких-либо услуг. К таким производствам относятся: транспорт, строительство, самолето- и судостроение, производство мебели, оказание аудиторских и консультативных услуг и др.

Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные (непрямые) затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.

Объектом учета и объектом калькулирования является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных для него изделий. При определении себестоимости изделия общие производственные затраты на каждый заказ делят на количество единиц продукции, изготовленных по данному заказу.




Особенности метода:

— большое разнообразие изготавливаемой продукции, значительная часть которой не повторяется и выпускается в небольших количествах по отдельным заказам;

— аккумулирование данных обо всех понесенных затратах и отнесение их на отдельные виды работ или партии ГП;

— аккумулирование затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;

— ведение только одного счета «Незавершенное производство».

Учет издержек по отдельным заказам начинается с открытия заказа: «открыть заказ» — значит заполнить соответствующий бланк заказа (или наряд на выполнение заказа). Этот документ находится в бухгалтерии. Форму документа предприятие разрабатывает самостоятельно. Он должен содержать: тип заказа; номер заказа (индивидуальный код); характеристика заказа (краткое описание); указание исполнителя (или участок); срок исполнения заказа; месяц, в котором учитываются (распределяются) издержки по заказу.



Поступающие в бухгалтерию первичные документы о прямых затратах (материалов, заработной платы, потерях от брака и т.д.) должны содержать номер заказа. Бухгалтерия для каждого заказа открывает карточку (ведомость) — это основной документ (учетный регистр) в условиях позаказного калькулирования, которая выступает регистром для организации аналитического учета по 20 счету (количество аналитических счетов к счету 20 должно соответствовать количеству заказов).

Рассмотрим порядок учетных записей в условиях позаказного метода калькулирования. Прямые затраты материалов и прямая заработная плата, в соответствии с полученными первичными документами, списываются на соответствующие заказы и показываются по дебету счета 20 «Основное производство». Проблема возникает при распределении непрямых затрат (амортизация, арендная плата, затраты на освещение, отопление и т.п.) между отдельными производственными заказами, выполненными в отчетном периоде, так как необходимо спланировать цену заказа и согласовать ее с заказчиком в течение отчетного периода, когда еще не известна общая сумма косвенных расходов.

Одно из решений данного вопроса ждать окончания отчетного периода и затем, зная общую фактическую сумму косвенных расходов за отчетный период, распределить ее между отдельными заказами. Однако такое решение не приемлемо: руководству предприятия необходимы данные об ожидаемой себестоимости заказа для определения цены до того, как будет выполнен заказ, а заказчику нужна оперативная информация о возможной цене, с тем, чтобы выбрать для себя недорогого исполнителя. На практике обычно идут другим путем: непрямые затраты распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными нормативами) распределения ожидаемых косвенно-распределяемых расходов. Эти показатели базируются на оценочных величинах объемов производства (работ, услуг) и косвенных расходов в предстоящем периоде.

Расчет бюджетной ставки распределения косвенных расходов выполняется бухгалтерией до начала отчетного периода в три этапа:

1. Оцениваются косвенно-распределяемые расходы предстоящего периода.

2. Выбирается база для распределения косвенно-распределяемых расходов между отдельными производственными заказами, и прогнозируется ее величина. Под базой понимается какой-либо технико-экономический показатель, который наиболее точно увязывает общепроизводственные косвенно-распределяемые расходы с объемом готовой продукции.

База для распределения косвенно-распределяемых расходов выбирается предприятием самостоятельно, исходя из специфических особенностей его деятельности, характера выполняемых заказов их размера, количества и т.д., записывается в учетной политике предприятия и является таковой в течение всего финансового года.

3. Рассчитывается бюджетная ставка путем деления суммы прогнозируемых косвенно-распределяемых расходов на ожидаемую величину базового показателя.

Затем общепроизводственные расходы относят на каждый вид продукции с использованием этого коэффициента, для чего фактическое значение показателя базы распределения умножают на нормативный коэффициент. Эта сумма добавляется к затратам материалов и начисленной оплаты труда производственных рабочих. В результате получают расчетную (условно-фактическую) производственную себестоимость продукции, в которой только два элемента фактические — прямые материальные и прямые трудовые затраты, а общепроизводственные расходы списаны на основе нормативного коэффициента. Именно по этой расчетной производственной себестоимости отражают движение продукции по всем счетам бухгалтерского учета.

Пример. У предприятия А два заказа: №1 и №2;

Остатки по счетам: 10 «Материалы» — 1 230 р., счет 20 «Основное производство» — 2 300р., 43 «Готовая продукция» — 2 500 р.

Бухгалтерские записи за период при позаказном методе учета затрат следующие:

1) Оприходованы материалы от поставщиков:

Д-т 10/1 — основные материалы 10 000 р.

Д-т 10/2 — вспомогательные материалы 2 000 р.

К-т 60 12 000 р.

2) Отпущены материалы в производство:

Д-т20 К-т10/1 — 11 000 р. (в т.ч. З.№1 — 6 000 р., З.№2 — 5 000 р.) — основные;

Д-т 25 К-т 10/2 — 700 р. — вспомогательные (связаны с изготовлением обоих заказов).

3) Начислена заработная плата с отчислениями:

Д-т 20 К-т 70 — 1 000 р. (в т.ч. З.№1 — 600 р., З.№2 — 400 р.) — основным работникам;

Д-т 25 К-т 70 — 600 р. — вспомогательным работникам (связаны с изготовлением обоих заказов).

К этому моменту по Д-ту 25 «Общепроизводственные расходы» числится 1 300 р.

4) Кроме того, за период ожидаются прочие ОПР (коммунальные услуги, аренда и др.) в сумме 2 000 р.:

Д-т 25 К-т 60 — 2 000 р.

5) Распределяем и списываем планируемые общепроизводственные расходы (План. ОПР):

Д-т 20 К-т 25 – 3 300 р.

В соответствии с учетной политикой база распределения — прямая заработная плата основных рабочих:

Коэффициент распределения ОПР = Прогнозируемые косвенно-распределяемые расходы
ожидаемая величина база распределения

Коэф-т распред. ОПР = 3 300 р. / 1 000 р. = 3,3.

Следовательно, в управленческом учете будет распределено:

на Заказ №1 = 600 р. х 3,3 = 1 980 р.

на Заказ №2 = 400 р. х 3,3 = 1 320 р.

В итоге, в управленческом учете в карточках учета заказов будут сделаны следующие записи и определена условно-фактическая себестоимость:

Затраты за период ЗАКАЗ №1 ЗАКАЗ №2
— основные материалы 6 000 р. 5 000 р.
— зарплата основных рабочих 600 р. 400 р.
— ОПР 1 980 р. 1 320 р.
ИТОГО усл.-факт. с/с-ть 8 580 р. 6 720 р.

6) Д-т 43 К-т 20 — 15 300 р. (8580 + 6720) — оприходована готовая продукция по условно-фактической себестоимости на склад.

7) Д-т 62 К-т 90/1 — 22 000 р. — произошел переход права собственности на заказы: цена Заказа №1 — 12500 р., цена Заказа №2 — 9500 р., без НДС.

8) Д-т 90/2 К-т 43 — 15 300 р. — списана себестоимость продаж.

В конце отчетного периода определяется фактическая величина непрямых затрат и сопоставляется с плановыми уже распределенными непрямыми затратами. В случае расхождения данных осуществляются корректировочные записи:

1) Если Факт. Непрямые Затраты > План. Непрямых Затрат, т.е. они были распределены с недостатком и в силу чего Финансовый Результат был завышен, то делается дополнительная запись: Д-т 90/2 К-т 25;

2) Если Факт. Непрямые Затраты < План. Непрямых Затрат, т.е. непрямые затраты были распределены с излишком и Финансовый Результат оказался заниженным, то делается сторнировочная запись: [Д-т 90/2 К-т 25].

При этом, если сумма отклонений будет существенной (>5%), то она распределяется пропорционально между счетами 20, 43 и 90. На первые два счета списание производится пропорционально их конечному сальдо, на счет 90 — пропорционально дебетовому обороту счета до его закрытия.

Коэффициент распределения отклонения рассчитывается следующим образом:

Коэф-т распределения отклонения = Ʃоткл
(СКД 20 + СКД 43 + Д 90/2)

9) Бухгалтерские записи в этих случаях будут следующие:

1) Д-т 20, 43, 90/2 К-т 25 — дополнительно (в случае Факт. ОПР > План. ОПР) или

2) [Д-т 20, 43, 90/2 К-т 25] — сторно (в случае Факт. ОПР < План. ОПР).

Рассмотрим возможные отклонения (если отклонения не существенны):

1 Вариант:

Факт. ОПР > План. ОПР

3 800 р. > 3 300 р.,

т.е. была еще одна запись на сумму общепроизводственных расходов:

Д-т 25 К-т 60 — 500 р.

Следовательно, делается дополнительная запись:

9) Д-т 90/2 К-т 25 — 500 р. — на сумму отклонения;

определяем существенность отклонения:

500 : 3 800 х 100% = 13,2% (>5%);

Значит, необходимо распределить данное отклонение между счетами 20, 43, 90/2. Для этого определяем коэффициент распределения отклонения и распределяем само отклонение:

К-т распр. = 500 : (2500 + 2300 + 15300) = 0,0249.

Т.о., проводка 9 будет следующей (сложная проводка):

Д-т 20 (0,0249 х 2 300 р.) = 62,25 р.

Д-т 43 (0,0249 х 2 500 р.) = 57,27 р.

Д-т 90/2 (0,0249 х 15 300 р.) = 380,48 р.

К-т 25 500 р.

Далее определяем финансовый результат

10) Д-т 90/9 К-т 99 — 6 320 р. — выявляется финансовый результат (прибыль).

2 Вариант:

Факт. ОПР < План. ОПР

3 200 р. < 3 300 р.,

т.е. общепроизводственные затраты распределены с излишком.

Следовательно, делается сторнировочная запись:

9) [Д-т 90/2 К-т 25] — 500 р. — на сумму отклонения;

Рассчитываем существенность отклонения:

100 : 3 800 х 100% = 3,1% (<5%) — не существенно, значит, определяем сразу финансовый результат:

10) Д-т 90/9 К-т 99 – 6 800 р. — выявляется финансовый результат (прибыль).

Если возникшие отклонения для организации существенны, то также, как и в первом варианте определяем коэффициент распределения отклонения и распределяем отклонение между счетами 20, 43 пропорционально остаткам на этих счетах и дебетом 90/2 «Себестоимость продаж», но сторнировочной записью.



Сейчас читают про: