Уровни интегрированных социальных коммуникаций

Интегрированные социальные коммуникативные связи имеют различные уровни коммуникаций. Так, П. Шаран предлагает различать три уровня коммуникационных связей: семантический, технический и влиятельный.

Семантический уровень раскрывает зависимость процессов передачи информации и возникновения коммуникации между субъектами от употребляемых знаково-языковых форм. Иными словами, с этой точки зрения во внимание принимается способность используемых органами управления языковых средств, которые сохраняют или препятствуют сохранению смысла и значения передаваемых сигналов и сообщений и обеспечивают их адекватную интерпретацию гражданами. При этом в расчет принимаются как вербальные, так и невербальные средства передачи информации, которые используются разнообразными социальными субъектами.

По сути дела, выделение семантических структур показывает значение тех языковых форм, с помощью которых при взаимном обмене информацией коммуникация может либо состояться, либо не состояться. Например, руководящие органы учреждений нередко доводят до граждан распоряжения в излишне теоретизированном виде, что затрудняет их понимание в целом и снижает мобилизационные возможности руководства. Местное радио чрезмерно широко употребляет иностранные и специальные термины, которые существенно затрудняют смысловое восприятие информации обычными людьми.

Таким образом, несоответствие семантических структур типу общения, возможностям людей либо их внутренние изъяны способны вместо связующих эффектов породить коммуникационный вакуум в отношениях руководства и простых людей. Следовательно, органы управления просто обязаны использовать такие языковые формы, которые сглаживали бы коммуникационные противоречия в социальной сфере. Тексты распоряжений должны содержать в себе языковые формы, облегчающие точное усвоение их смысла. Так, в своих выступлениях руководители органов управления обязаны использовать определенные просторечия, сленговые и другие формы, усиливающие семантическую близость языка управляющих и управляемых. Информация должна быть многоязычной, лингвистически многообразной и при этом семантически целостной.

Важную роль при осуществлении информационных отношений играют и находящиеся в распоряжении субъектов технические средства, что заставляет говорить о техническом уровне информационно-коммуникационных процессов. С данной точки зрения информационная деятельность субъектов рассматривается как функционирование специальных организационных структур, банков данных, сетей и технологий хранения и передачи информации. Значение и роль всех этих технических инструментов коммуникации определяется тем, насколько они способны без каких-либо изменений, своевременно передать в нужное место то или иное сообщение.

Выделение такого организационно-технологического, несоциального пласта информационно-коммуникативных процессов помогает акцентировать внимание на устранении различных помех, которые препятствуют своевременной и бесперебойной передаче информации. К подобным помехам относятся различия в носителях информации, дефицит времени на получение субъектом нужной ему информации, маломощность и перегрузка проводящих каналов, низкая квалификация собирающих информацию и т.д.

Для организации информационных контактов субъект управления должен обладать необходимым количеством каналов распространения официальной информации: речевыми (выступления, брифинги) или связанными с печатными (публикации в прессе, бюллетени), визуальными и электронными (телевизионные каналы, каналы кабельного телевидения, Интернет), позволяющими осуществлять бесперебойную коммуникацию со своими гражданами. Менеджеры также должны иметь прямой доступ ко всем электронным и радиоканалам. Все каналы информации должны уверенно работать как в обычном режиме, так и в условиях перегрузки, т.е. средства связи необходимо использовать максимально гибко. В то же время коммуникационные возможности субъекта управления должны обязательно соответствовать средствам приема сообщений, которыми обладают рядовые граждане. В противном случае определенная часть граждан может быть по чисто техническим причинам исключена из диалога с руководством. Вместе с тем органы управления должны постоянно совершенствовать средства защиты своих информационных сетей в целях охраны сообщений от попыток несанкционированного проникновения.

Третий, влиятельный уровень информационно-коммуникативной деятельности субъекта управления раскрывает степень воздействия информации на социальные отношения. Именно компоненты данного уровня информационно-коммуникативных связей и отношений характеризуют те условия, от которых зависит сила духовного воздействия на граждан предлагаемых руководством целей, ценностей и стандартов. По сути дела, на этом структурном уровне определяются источники, предпосылки и факторы эффективности вращающихся на информационном рынке идей и представлений.

Для повышения эффективности своей деятельности в этом направлении органы управления должны руководствоваться соображениями адресности и дозированности подачи информации, учитывать особенности групп общественности, которые имеют дело с теми или иными сообщениями. Необходимо следить за тем, чтобы формулировки руководящих указаний, лозунгов соответствовали условиям внутренней и внешней среды. Здесь важно ориентироваться на действующие в групповом и массовом сознании традиции и обычаи, доминирующие стереотипы и привычки.

Первостепенное значение для функционирования влиятельного уровня приобретает обеспечение единства смыслового и временного параметров информационных сообщений. Такое единство для субъекта управления предполагает следующую аксиому: любые идеи и нововведения должны соотноситься с физическим временем существования человеческих отношений. Иначе люди, сталкивающиеся на работе с многочисленными проблемами и противоречиями, видя попытки руководства заменить реальные социальные отношения выдуманными образами, просто утратят уважение к системе управления в целом и к руководству в частности.

Наличие в системе коммуникаций семантического, технического и влиятельного уровней позволяет вычленить наиболее существенные и качественно отличающиеся компоненты информационно-коммуникативных процессов, которые, с одной стороны, обеспечивают развитие положительных тенденций в деятельности субъекта управления, а с другой – определяют условия эффективного взаимодействия органов управления и групп общественности.

Вопросы для самоконтроля

1.Почему теория коммуникации является определяющей для связей с общественностью?

2.Раскройте понятия «коммуникация», «социальная коммуникация», «интегрированные социальные коммуникации».

3.Какие модели коммуникации сыграли определяющую роль в формировании современной теории коммуникации?

4.Можно ли назвать коммуникации главным инструментом реализации связей с общественностью?

5.Какие условия обеспечивают эффективность коммуникации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: