double arrow

РИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ


Календарь древних римлян. 

История не сохранила нам точных сведений о времени зарождения римского календаря. Однако известно, что во времена Ромула (середина VIII в. до н. э.), римляне пользовались лунным календарем, который расходился с действительным астрономическим циклом на Земле. Год начинался с марта и состоял только из 10 месяцев (содержал 304 дня). Первоначально месяцы не имели названий и обозначались порядковыми номерами.

В VII в. до н. э., т.е. во времена второго легендарного древнеримского царя - Нумы Помпилия, была произведена реформа римского календаря и к календарному году было добавлено еще два месяца. Месяцы римского календаря носили следующие названия:

лат. название примечание
Martius март- в честь бога войны Марса, отца Ромула и Рема
  Aprilis апрель – возможно, от лат. aperire (раскрывать), т.к. в этом месяце в Италии раскрываются почки на деревьях; вариант – apricus (согреваемый солнцем)
  Majus май – название месяца восходит к италийской богине земли и плодородия, нимфе гор, матери Меркурия – Майе
  Junius июнь - по имени богини Юноны, супруги Юпитера, покровительницы женщин и брака, которая дарует дождь и урожай, успех и победу
Quintilis, позже Julius пятый, с 44 г. до н. э. – июль, в честь Юлия Цезаря
Sextilis, позже Augustus шестой; с 8 г. н. э.- август, в честь римского императора Октавиана Августа
September сентябрь – седьмой
October октябрь – восьмой
November ноябрь – девятый
December декабрь – десятый
Januarius январь - в честь двуликого бога Януса, у которого одно лицо было обращено вперед, а другое – назад: он мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее
Februarius февраль – месяц очищений (лат. februare – очищать); связан с обрядом очищения, отмечавшимся ежегодно 15 февраля; этот месяц посвящался богу подземного царства Фебруусу.

Названия месяцев являлись прилагательными-определениями при слове mensis — месяц, напр., mensis Martius, mensis December.




Юлианский календарь. 

Хаотичность римского календаря создавала такие большие неудобства, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была проведена свыше двух тысяч лет назад, в 46 г. до н. э. Инициатором ее был римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года устанавливалась в 365,25 дней, что в точности соответствовало известной в то время длине тропического года. Но чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число, а также на одно и то же время суток, приняли решение в течение трех лет считать в каждом году 365 дней, а в четвертом 366. Этот последний год был назван високосным.



Созиген разделил год на 12 месяцев, за которыми сохранил их древние названия. Год стал начинаться с 1 января. Это совпало с началом римского хозяйственного года и со вступлением в должность новых консулов. Тогда же была установлена продолжительность месяцев, существующая и в настоящее время.

После смерти Юлия Цезаря пятый месяц Quintilis в его честь назвали Iulius (июль), а в 8 г. н.э. Sextilis был назван в честь императора Августа- Augustus.

Счет по новому календарю, получившему название юлианского, начался с 1 января 45 г. до н. э. В 1582 году папа Григорий XIII внёс исправления в юлианский календарь, согласно которму год начинался на 13 дней раньше. Он был принят во всём мире. В России «новый стиль» был введён в 1918 году. Русская православная церковь до сих пор пользуется юлианским календарём.

Счет дней в месяцах. Римский календарь не знал порядкового счета дней в месяце. Счет велся по числу дней до трех определенных моментов внутри каждого месяца: календ, нон и ид. Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в нём трёх главных дней, связанных первоначально со сменой фаз луны.



День новолуния (1-й день месяца) назывался календы (Kalendae , сокр. Kal.). Первоначально о его наступлении возвещал верховный жрец (от лат. calare – созывать; зд.: для возвещения о новолунии). Вся система исчисления в течение года называлась Kalendarium (отсюда календарь), так же называлась и долговая книга, т. к. проценты платили во время календ.

День полнолуния (13-й или 15-й день месяца) назывался иды (Idus, сокр. Id.). По этимологии римского учёного Варрона – от этрусского iduare – делить, т.е. месяц делился пополам.

День первой четверти луны (5-й или 7-й день месяца) назывался ноны (Nonae, сокр. Non.). От порядкового числительного nonus — девятый, т.к. это был 9-й день до следующего рубежа в месяце.

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы — иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

Даты обозначались путём отсчёта от этих трёх главных дней месяца, включая как этот день, так и день обозначаемой даты: ante diem tertium Kalendas Septembres – за три дня до сентябрьских календ (т.е. 30 августа), ante diem quartum Idus Martias – за четыре дня до мартовских ид (т.е. 12 марта).

Високосный год. Выражение «високосный год» связано с происхождением юлианского календаря и своеобразным счетом дней, применявшимся древними римлянами. При реформе календаря 24 февраля повторялось дважды, т. е. после шестого дня перед мартовскими календами, и назывался ante diem bis sextum Kelendas Martium - в повторный шестой день перед мартовскими календами.

Год с добавочным днём назывался bi(s)sextilis - с повторным шестым днём. По-латыни шестое число называется «секстус», а «еще раз шестое» — «биссекстус». Поэтому год, содержащий в феврале лишний день, назывался «биссекстилис». Русские же, услышав это слово от византийских греков, произносивших «б» как «в» превратили его в «високос».

Дни недели. Семидневная неделя в Риме появилась в I в. н.э. под влиянием Древнего Востока. Христиане ввели регулярный праздник после каждых 6 рабочих дней. В 321 году император Константин Великий закрепил такую форму недели законодательно.

Римляне назвали дни недели по семи известным тогда светилам, носившим имена богов. Латинские названия, видоизменившись, отчасти сохраняются до сих пор в названиях дней недели во многих европейских языках.

русский латинский французский английский немецкий
понедельник Lunae dies lundi Monday Montag
вторник Martis dies mardi Tuesday Dienstag
среда Mercuri dies mercredi Wednesday Mittwoch
четверг Jovis dies jeudi Thursday Donnerstag
пятница Veneris dies vendredi Friday Freitag
суббота Saturni dies samedi Saturday Sonnabend
воскресенье Solis dies dimanche Sunday Sonntag

В славянских названиях дней недели (через греческую православную церковь) был усвоено обозначение по их номерам. В романских языках традиция называть дни недели по именам языческих богов (несмотря на упорную борьбу христианской церкви) сохранилась до сих пор. В германских языках имена римских божеств были заменены соответствующими германскими. Римскому богу войны Марсу в германской мифологии соответсвует Тиу, богу торговли Меркурию – Водан, верховному божеству неба и грозы Юпитеру – Донар (Тор), богине любви Венере – Фрея. Название ”суббота ” является видоизменённым древнееврейским словом sabbaton (шаббатон) – покой. Воскресенье первые христиане отмечали как ”день Господень”, то есть день воскресения Иисуса Христа.

Летоисчисление. В первые столетия своего существования датировка событий в Риме велась по именам консулов, которые избирались по два на год. Благодаря тщательности исторической фиксации имён консулов и постоянному употреблению их в исторических сочинениях и документах, мы знаем имена консулов, начиная с Брута (509 г. до н.э.) и кончая Басилием (541 г. н.э.), т.е. на протяжении более 1000 лет!

Год обозначался по именам двух консулов данного года, имена ставились в аблативе, напр.: Marco Crasso et Gnaeo Pompejo consulibus — в консульство Марка Красса и Гнея Помпея  (55 г. до н. э.).

С эпохи Августа (с 16 г. до н. э.), наряду с датировкой по консулам, входит в употребление летоисчисление от предполагаемого года основания Рима (753 г. до н. э.): ab Urbe condita — от основания города, сокр. ab U. c. Перед номером года ставили аббревиатуру, например, 2009 году григорианского календаря соответствует 2762 год римской эры.







Сейчас читают про: