Вопрос 14. Социальное государство как основа конституционного строя Российской Федерации

В структуре общественной жизни обычно выделяют, как мы уже говорили, следующие основные сферы - экономическую, социальную, духовную и политическую. Основным формам общественной жизни соответствуют определенные направления политического руководства обществом, одним из которых является регулирование социальных процессов и отношений, целенаправленное воздействие на них государства, то есть определенная государственная политика, а точнее - социальная политика государства.
Что такое социальная политика? В научной литературе имеется характеристика ее в широком и узком смысле.
В широком смысле социальная политика охватывает всю совокупность отношений между классами, социальными группами и слоями, нациями и народностями, в том числе и их отношение к обществу и государству, которые направлены на преобразование или сохранение существующей социально-классовой структуры.
В узком смысле слова социальная политика выражает отношения между классами, большими и малыми социальными группами по поводу их места и роли в обществе, методов удовлетворения таких жизненно важных потребностей, как потребность в труде, в образовании, в охране здоровья, в социальном обеспечении, в создании социально-бытовых и социально-культурных условий жизнедеятельности.
Мы будем говорить о социальной политике в узком смысле.
Что такое социальное государство?
Для такого государства характерны следующие черты: в сфере экономической жизни - превосходство «социального государства» объясняется существованием смешанной экономики, которая призвана объединять достоинства частного предпринимательства с гарантиями защиты общественных интересов;
в сфере политической жизни - для обоснования идеи превосходства социального государства выдвигается утверждение, будто государство «благоденствия» уже не несет классовой сущности, а выражает общенародные интересы;
в сфере права - в социальном государстве могут издаваться такие законы, которые соответствуют перечисленным в Основном законе правам и эти законы неукоснительно должны соблюдаться на практике.
А что понимает под «социальным государством» Конституция Российской Федерации?
Понятие «социальное государство» ново для российского законодательства. Оно впервые употреблено в Конституции Российской Федерации 1993 года и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека - часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Смысл такой обязанности государства основывается на следующем положении: каждый человек вправе рассчитывать на такой уровень жизни, который позволил бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных благ. То есть мы говорить в данном случае о создании благоприятных правовых и организационных условий (возможностей), чтобы граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи.
Часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации определяет принцип социального государства как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий жизнеобеспеченности его граждан. В соответствии с этим п. «е» статьи 71 Конституции Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития. Пункты «е» и «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации указывают, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также координация вопросов здравоохранения, защита, включая социальное обеспечение.
В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения. Поэтому правовая система, как важнейший признак правового государства, должна включать в себя гарантии социальных прав гражданина и человека. Связанность всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц всех уровней нормами права предполагает закрепление в них (то есть в правовых нормах) необходимых социальных гарантий.
В части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации закреплены основные направления социальной политики государства, которые одновременно могут считаться и наиболее значимыми социальными гарантиями.
К ним относятся:
1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
2) назначение пенсий инвалидам и другим нетрудоспособным лицам;
3) создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице;
4) выплата государственных пенсий и социальных пособий;
5) охрана здоровья и труда людей;
6) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
Социальная политика Российского государства не исчерпывается названными в ст. 7 Конституции направлениями. Перечень социальных гарантий, о которых мы говорили, является открытым, то есть он может быть дополнен и расширен федеральным законом, поскольку сама статья 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что кроме перечисленных могут быть установлены и иные гарантии социальной защиты.

Вопрос 15. Идеологическое и политическое многообразие как основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.

Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства. Основные характеристики данного принципа:

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;

3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;

4) свобода общественных объединеныий. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;

5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ — предусмотренная законом совокупность прав и обязанностей общественного объединения, гарантии и порядок его деятельности, а также процедуры приостановления или прекращения его деятельности. Правовое положение общественных объединений в РФ, порядок их создания и деятельности урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (с изм. и доп.).

Согласно этому Закону общественное объединение для осуществления уставных целей вправе свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, участвовать в избирательных кампаниях (если оно обладает статусом избирательного объединения), учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни. Закон обязывает общественное объединение: соблюдать законодательство РФ; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности; представлять по запросу такого органа решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей регистрирующего органа на проводимые общественным объединением мероприятия, оказывать им (представителям) содействие в ознакомлении с деятельностью объединения, в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства.

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт; оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги, а также издательства, средства массовой информации и другое имущество. Общественные объединения вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в том объеме, который служит достижению уставных целей. В этой связи общественные объединения вправе создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Доходы от предпринимательской деятельности не могут перераспределяться между членами или участниками общественных объединений и должны использоваться для достижения уставных целей. Общественное объединение имеет свой устав и символику. В уставе определяются: название, цели общественного объединения, его организационно-правовая форма; структура объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы; условия и порядок приобретения и утраты членства в объединении, права и обязанности его членов; порядок реорганизации и (или) ликвидации объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав, описание символики объединения. Общественные объединения могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику, которая, однако, не должна совпадать с государственной символикой РФ, ее субъектов и символикой иностранных государств. Кроме того, символика общественных объединений не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Символика объединения подлежит регистрации и учету.

В РФ закреплено идеологическое и политическое многообразие, все общественные объединения равны перед законом (ст. 13 Конституции РФ).
38
Отдельно среди общественных объединений выделяются политические партии, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.
Правовой статус политических партий определяется Федеральным законом «О политических партиях». Основные требования, предъявляемые к политической партии: региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; не менее 50 тыс. членов. Запрет на создание региональных партий и ограничение минимальной численности членов партии были признаны соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. №1-П по делу о проверке конституционности абз. 2 и 3 п. 2 ст. 3 и п. 6 ст. 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия». Данная правовая позиция была подтверждена постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. №11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст. 3, 18 и 41 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия — Российская партия коммунистов».
Деятельность политических партий строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.
Политическая партия создается свободно, подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (общественного объединения). Помимо устава политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, методы реализации целей и решения задач.
39
Членами политической партии могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста.
В случае успешного выступления политической партии на выборах (набрали не менее 3% на выборах депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу, либо выдвинутый партией кандидат в Президенты РФ набрал не менее 3% голосов) политическая партия имеет право на получение государственной финансовой поддержки (из федерального бюджета).
Только политическая партия (из всех видов общественных объединений) вправе самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (эта норма вступила в силу с 2003 г.).
Политическая партия может быть ликвидирована по решению высшего руководящего органа либо (в определенных случаях нарушения законодательства, невыполнения требований, предъявляемых к политической партии, неучастия в выборах в течение 5 лет) по решению Верховного Суда РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: