Фаза контроля качества

Система Тейлора дала великолепный механизм управления каче­ством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), од­нако производство — это процессы. И вскоре стало ясно, что управ­лять надо процессами.

Фаза контроля качества начинается с 20-х годов XX в. как по­пытка если не разрешить, то ослабить противоречие в форме, свой­ственной предыдущей фазе развития качества. Точкой отсчета счита­ются работы, выполненные в отделе технического контроля фирмы «Вестерн Электрик», США. В мае 1924 г. сотрудник отдела доктор Шухарт передал начальнику короткую записку, которая содержала метод построения диаграмм, известных ныне во всем мире как кон­трольные карты Шухарта. Статистические методы, предложенные Шухартом, дали в руки управленцев инструмент, который позволил сосредоточить усилия не на том, как обнаружить и изъять негодные изделия до их отгрузки покупателю, а на том, как увеличить выход годных изделий в технологическом процессе.

Примерно в это же время были разработаны первые таблицы вы­борочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом. Вместе с контрольными картами Шухарта эти работы послужи­ли началом статистических методов управления качеством, которые впоследствии благодаря Э. Демингу получили очень широкое распро­странение в Японии и оказали весьма существенное влияние на эко­номическую революцию в этой стране.

Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабо­чими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность — инженер по качеству, кото­рый должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т. п. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.

Более сложной стала мотивация труда, так как теперь учитыва­лось, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты регулирования и контроля. К профессионально­му обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали более сложными и отношения по­ставщик — потребитель. В них большую роль начали играть стан­дартные таблицы статистического приемочного контроля.

Одним из замечательных достижений практики контроля качества стало создание аудиторской службы по качеству, которая в отличие от отделов технического контроля занималась не разбраковкой про­дукции, а путем контроля небольших выборок из партий изделий проверяла работоспособность системы обеспечения качества на произ­водстве.

Ядром концепции обеспечения качества на этой фазе стал следую­щий постулат.

Сохраняется главная цель — потребитель должен получать толь­ко годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. От­браковка сохраняется как один из важных методов обеспечения ка­чества. Но основные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий.

Внедрение концепции обеспечения качества в практику позволило значительно повысить эффективность производства при достаточно высоком качестве изделий и услуг, что создало условия для форми­рования глобального рынка товаров и услуг. В то же время росло понимание того, что каждый производственный процесс имеет опре­деленный предел выхода годных изделий, и этот предел определяет­ся не процессом самим по себе, а системой, т.е. всей совокупностью деятельности предприятия, организации труда, управления, в кото­рой этот процесс протекает. При достижении этого предела с новой остротой действует то же противоречие, что и на предыдущей стадии, — цели повышения эффективности производства и повышения качества изделий становятся противоречивыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: