Качество как экономическая категория

Качество - совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность удовлетворить (обусловленные или предлагаемые) потребности.

Качество является количественной характеристикой потребительной стоимости, внешней формой, в которой она проявится.

Качество объективно.

Качество измеряется системой показателей являющихся количественной характеристикой свойств продукции (услуг).

Качество измеряется:

а) по характеризуемым свойствам качества продукции. Сюда относятся назначение объекта, наземность, технологичность, эргономичность, транспортабельность и пр.;

б) по стадиям жизненного цикла (прогнозируемые, проектные, строительные, эксплуатационные характеристики);

в) по единицам измерения (натуральные и стоимостные, общие и удельные, нормируемые и ненормируемые и т.п.).

Для измерения уровня качества используют понятие уровня качества.

Уровень качества - относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Затраты на обеспечение качества - совокупные издержки, обусловленные необходимостью достижения общественно необходимого качества продукции.

С определённой позиции, все затраты на создание какого-либо объекта можно представить как сумму затрат на достижение наземных аспектов качества (долговечность, прочность, эстетичность).

В зависимости от спроса на рынке на те или иные составляющие качества формируется модель объекта с максимально эффективными затратами.

В мировой практике существует бонификация (способ оплаты, связанный в основном с премированием за качество поставляемых товаров или выполняемых работ по заранее оговорённым правилам).

Оценка уровня качества продукции — совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Содержание операций оценки уровня качества на различных этапах жизненного цикла продукции и последовательность их проведения представлены на рис. 1.

Рис. 1. Операции оценки уровня качества продукции на различных этапах ее жизненного цикла

1. Оценка проектного качества продукции (разработка продукции):

§ установление класса и группы продукции;

§ выбор и обоснование номенклатуры показателей качества продукции;

§ выбор базового образца;

§ выбор метода определения значений показателя качества;

§ определение численных значений показателей.

2. Оценка качества изготовления продукции (производство продукции):

§ установление методов и средств контроля качества;

§ выбор метода определения значения показателя качества;

§ определение фактических значений показателей качества;

§ оценка уровня качества изготовления по показателям дефектности.

3. Оценка качества в эксплуатации (потреблении):

§ установление способа сбора и получения информации о качестве;

§ определение фактических показателей качества;

§ определение полезного эффекта и суммарных затрат;

§ оценка рекламаций;

§ получение результатов оценки и принятия решений

36. Издержками производства и обращения являются затраты предприятия, которые возникают в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности.

Если фирма занимается производственной деятельностью, то она рассчитывает издержки производства. Если фирма занимается сбытовой, снабженческой, торгово-посреднической деятельностью, то она рассчитывает издержки обращения, связанные с процессом доведения товаров и услуг до потребителей.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) ресурсов.

При изучении состава издержек производства и обращения используются группировки затрат по различным признакам.

В соответствии с экономическим содержанием затраты на производство и реализацию продукции подразделяются на:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

По способу распределения между видами производимой продукции выделяют:

1) прямые затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретные виды продукции (работ, услуг) и распределены между ними;

2) косвенные затраты, связанные с выпуском нескольких видов продукции. Они распределяются по видам изделий, работ или услуг на основании экономических расчетов.

По связи с объемом производства выделяют:

1) условно переменные затраты, размер которых увеличивается или уменьшается соответственно изменению объема производства;

2) условно постоянные затраты, размер которых не находится в непосредственной зависимости от объема выпуска продукции.

Издержки обращения по экономической природе подразделяются на:

1) чистые издержки, связанные с организацией товарно-денежного обмена;

2) дополнительные затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения.

В общем виде номенклатура статей затрат включает следующие пункты:

1) сырье, материалы, покупные изделия, полуфабрикаты;

2) услуги производственного характера сторонних организаций;

3) отчисления на социальные нужды;

4) расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

5) общепроизводственные расходы;

6) потери от брака;

7) общехозяйственные расходы;

8) коммерческие расходы.

Постоянные издержки - это такие издержки, величина которых не изменяется в зависимости от изменения объёма производства. Наличие таких издержек объясняется самим существованием некоторых производственных факторов, поэтому они имеют место даже тогда, когда фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относят затраты на оплату труда управленческого персонала, рентные платежи, страховые взносы, отчисления на амортизацию зданий и оборудования.

Переменные издержки - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объёма производства. К ним относят затраты на оплату труда, приобретение сырья, топлива, вспомогательных материалов, оплата транспортных услуг, соответствующие социальные отчисления и т.п

Производственные и коммерческие затраты

По участию в процессе производства все виды затрат подразделяются на производственные и коммерческие.

Производственные затраты связаны с основным видом деятельности фирмы, например, у туроператора это затраты по формированию турпродукта. В конце отчетного периода они собираются на счете 20 "Основное производство".

Коммерческие (внепроизводственные) затраты связаны с реализацией турпродукта и включают в себя расходы на рекламу, средства, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, комиссионные сборы и другие подобные расходы. Все они учитываются отдельно на счете 43 "Коммерческие расходы".

Производственные и коммерческие затраты образуют полную себестоимость продукта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: