Типы воспитательных технологий и основания их классификации

Принципиально важным моментом для понимания сущности воспитательных технологий является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

- антропоцентричностью;

- гуманистической направленностью;

- психотерапевтической направленностью;

- имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

- гуманно-личностные технологии;

- технологии сотрудничества;

- технологии свободного воспитания;

- эзотерические технологии.

Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Технология организованного общения школьников:

- изучение межличностных отношений детей (метод социометрии);

- организация малых групп, способы организации: «Фонарик», «Магнит», «Предпочтение»;

- обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе: распределение ролей (лидер, функциональные роли: затейник, артист, художник, поэт и т.д.);

- обучение культуре общения, гуманизация отношений мальчиков и девочек, традиции класса;

Технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком:

- изучение интегративных характеристик индивидных свойств личности (типология индивидуальностей);

- формирование образа «Я»;

- изучение интересов и склонностей ребенка;

- разработка методов индивидуального воздействия на детей.

Технология педагогического взаимодействия с родителями школьников:

- изучение социально-культурных и воспитательных возможностей семьи;

- установление личностного контакта с родителями;

- организация совместной деятельности детей и родителей в условиях школы;

- педагогическое просвещение родителей;

- педагогическая помощь родителям в решении трудных проблем семейного воспитания (коррекция семейного воспитания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: