Принципиально важным моментом для понимания сущности воспитательных технологий является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
|
|
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
- антропоцентричностью;
- гуманистической направленностью;
- психотерапевтической направленностью;
- имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- гуманно-личностные технологии;
- технологии сотрудничества;
- технологии свободного воспитания;
- эзотерические технологии.
Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
|
|
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Технология организованного общения школьников:
- изучение межличностных отношений детей (метод социометрии);
- организация малых групп, способы организации: «Фонарик», «Магнит», «Предпочтение»;
- обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе: распределение ролей (лидер, функциональные роли: затейник, артист, художник, поэт и т.д.);
- обучение культуре общения, гуманизация отношений мальчиков и девочек, традиции класса;
Технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком:
- изучение интегративных характеристик индивидных свойств личности (типология индивидуальностей);
- формирование образа «Я»;
- изучение интересов и склонностей ребенка;
- разработка методов индивидуального воздействия на детей.
Технология педагогического взаимодействия с родителями школьников:
- изучение социально-культурных и воспитательных возможностей семьи;
- установление личностного контакта с родителями;
- организация совместной деятельности детей и родителей в условиях школы;
- педагогическое просвещение родителей;
- педагогическая помощь родителям в решении трудных проблем семейного воспитания (коррекция семейного воспитания).