Основные направления деятельности

Административная деятельность.
Административная деятельность – это наиболее объемная составная часть деятельности органов внутренних дел, осуществляемая подразделениями, службами и сотрудниками с помощью различных административно-правовых методов и средств. Эта деятельность в большей степени регламентируется нормами административного законодательства, что влечет вступление органов внутренних дел в административно-правовые отношения с различными субъектами, в том числе гражданами, по поводу реализации и обеспечения их прав и свобод. В административной деятельности органов внутренних дел по охране и защите этих прав и свобод особое мнение занимает охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности, реальное обеспечение которой дает гражданину действительную возможность использовать многое из них. Так, охраняя общественный порядок на улицах, площадях, транспортных магистралях, в парках, местах проведения крупных культурно-зрелищных мероприятий, зонах массового отдыха людей, органы внутренних дел создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, способствуют реализации ими прав на отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, пользование достижениями культуры и т. д. Органы внутренних дел обеспечивают порядок и безопасность в ходе проведения шествий, митингов и демонстраций, религиозных обрядов и церемоний, народных гуляний. Цель достигается путем предупреждения правонарушений, устранения препятствий, мешающих реализации гражданами своих личных, политических и культурных прав и свобод, или устранения прямых нарушений.

Обеспечение порядка и безопасности граждан в условиях функционирования железнодорожного, воздушного и водного транспорта имеет свои особенности. Здесь осуществляется надзор за соблюдение правил, действующих на объектах транспорта, пресечение их нарушений, применение мер воздействия к нарушителям. Применяются и специальные меры, направленные на охрану жизни, здоровья, имущества граждан (например, комплекс мероприятий по предупреждению различных происшествий, провоза запрещенных предметов и веществ, случаев захвата и угона самолетов, террористических актов). Необходимость обеспечения безопасности полетов воздушных судов сосредоточивает усилия органов внутренних дел на предупредительных мерах, включая досмотр пассажиров перед вылетом.

Органам внутренних дел принадлежит особая роль в обеспечении порядка и безопасности в ситуациях чрезвычайного характера: во время стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, эпидемий, массовых беспорядков, вооруженных межнациональных конфликтов, террористических актов. В таких условиях права человека на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, жилище, собственность, честь, достоинство подвергаются прямой угрозе и нуждаются в принятии органами внутренних дел мер соответствующей охраны и защиты. Еще более возрастает значение деятельности этих органов в данной сфере в условиях установления специального правового режима чрезвычайного положения. Профессиональная деятельность органов внутренних дел по обеспечению порядка и безопасности в особых, экстремальных обстоятельствах позволяет предотвратить панику, спасти людей, не допустить совершения тяжких преступлений, своевременно оказать помощь пострадавшим и в конечном счете гарантировать защиту прав и свобод граждан, их законных интересов. Подтверждение тому – деятельность сотрудников органов внутренних дел по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Административная деятельность органов внутренних дел проявляется и в других, более конкретных формах (например, деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения)[21]. Сотрудники этой службы, контролируя соблюдение Правил дорожного движения и регулируя его, осуществляют регистрацию, учет автомототранспортных средств и надзор за их техническим состоянием, оценивают подготовку водителей, обеспечивают правильное осуществление прав и обязанностей участников дорожного движения, что означает в свою очередь безопасность реализации права собственности на транспортное средство, права на жизнь, здоровую окружающую среду и др.

Органы внутренних дел, осуществляя административную деятельность, охраняют личное имущество граждан, другие формы собственность. Эту работу на основе договора выполняют подразделения службы вневедомственной охраны[22]. На охрану и защиту прав граждан направлены и иные виды административной деятельности органов внутренних дел, в частности выдача разрешений (лицензий) на право приобретения и хранения огнестрельного оружия[23].

Самостоятельный вид административной деятельности органов внутренних дел образуют мероприятия по организованному и правовому содействию в реализации и защите определенных прав личности. К ним традиционно относятся розыск без вести пропавших лиц и родственников, с которыми человек утратил связь; оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, а также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии; хранение находок и возврат их собственникам; содействие в бытовом и трудовом устройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы и т. д. Эта деятельность нередко не редко именуется обслуживание населения.

Имеются и другие особенности в осуществлении органами внутренних дел мероприятий организационного характера. Например, на МВД возложена специальная обязанность по охране материальных ценностей в местах прибытия российских граждан, эвакуированных из зарубежных государств[24]. В целом же возложение на эти органы функций, непосредственно не относящихся к борьбе с преступностью, обосновывается тем, что название органы чаще любых других структур оказывается в ситуациях необходимости оказания кому-либо помощи, а так же контактируют с гражданами, вследствие, круглосуточного режима работы; имеют широкие возможности в области информации, использования средств связи и транспорта; могут быть быстро мобилизованы; воспринимаются населением как всегда способные прийти на помощь.

Оперативно-розыскная деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность является не менее важным направление работы органов внутренних дел.

Оперативно-розыскная деятельность, выступая в качестве одного из основных направлений работы органов внутренних дел, как и некоторых других государственных органов обеспечения безопасности, представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями органов внутренних дел в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательст.

К задачам оперативно-розыскной деятельности относят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование документов и предметов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Организация и тактика проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий регламентируется нормативными актами МВД России и иных государственных органов, уполномоченных на это федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в частности, наличие возбужденного уголовного дела; поручение следователя, органа дознания; указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве: ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

1. о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершивших, если нет достаточно данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2. о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
3. о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4. о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; и некоторое другое.

Органы внутренних дел вправе для решения задач оперативно-розыскной деятельности создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Факт заведения дела оперативного учета не является основание для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранить в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию.

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Закон запрещает проводить оперативно-розыскные действия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать в негласное участие в работе органов государственной власти и местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступлений не доказана в установленном порядке, храниться один год, и затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.

При нарушении органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии в законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного ущерба.

Уголовно-процессуальная деятельность.

Уголовно- процессуальная деятельность органов внутренних дел занимает одно из центральных мест в сфере обеспечения прав и свобод граждан. Она основана на требованиях уголовно-процессуального законодательства и осуществляется по трем направлениям. Первое из них – это производство по делам, по которым предварительное следствие обязательно. К ним относятся большинство преступлений против жизни, здоровья, свободы, собственности, политических и экономических прав граждан. Органы внутренних дел при поступлении к ним заявления, сообщения о преступлении возбуждают уголовное дело и затем производят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей).

В целях закрепления законности в собственной деятельности о начатом дознании сообщается прокурору. После проведения неотложных следственных действий уголовное дело передается в следственные органы не позднее 10 суток со дня его возбуждения. При необходимости могут осуществляться оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление.

Второе направление связанное с деятельностью органов внутренних дел по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (например, делам о хулиганстве, связанном с посягательством на личность, ее здоровье, честь, достоинство). По таким делам расследование ведется в полном объеме, начиная с возбуждения уголовного дела, проводятся все требуемые следственные действия, составляется обвинительное заключение, и тем самым обеспечивается защита прав граждан, нарушенных в результате преступлений.

Третьим направление деятельности органов внутренних дел в данной сфере является исполнение определений, постановлений, поручений, указаний суда, прокурора, следователя а производстве предусмотренных законом розыскных и следственных действий, а так же оказание помощи названным субъектам при выполнении отдельных процессуальных действий.

Предупредительная работа.
Важное место в деятельности органов внутренних дел занимают организация и осуществление предупредительной, профилактической работы как наиболее эффективного и гуманного способа борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Профилактические мероприятия, осуществляемые в процессе управления внутренними делами, состоят из мер общей и индивидуальной профилактики.
Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Индивидуальные профилактические меры применяются непосредственно к личности с антиобщественными установками и ориентациями с целью убедить ее в необходимости законопослушного поведения.
В процессе профилактики органами внутренних дел предупреждаются также несчастные случаи, вредные и общественно опасные последствия, возникающие при эпидемиях, пожарах, наводнениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях.


Глава 3. Государственная политика совершенствования правового регулирования в сфере внутренних дел.
Государственная правовая политика в сфере внутренних дел
основывается на политико-правовой доктрине Российской Федерации,
демократических принципах построения общества и правового государства
и призвана выработать эффективные подходы к правовому обеспечению
сферы внутренних дел[26].

Для достижения указанной цели необходимо:
1) повышать перспективность и научную обоснованность
государственной правовой политики в сфере внутренних дел;
2) определять наиболее эффективные средства реализации
государственной правовой политики в сфере внутренних дел;
3) выявлять несоответствия отдельных направлений правового
обеспечения сферы внутренних дел потребностям и ожиданиям общества, а
также внутренние противоречия в организации и подходах к правовому
обеспечению сферы внутренних дел;
4) вырабатывать прогнозы потребностей в правовом обеспечении сферы
внутренних дел;
5) разрабатывать предложения по совершенствованию государственной
правовой политики в сфере внутренних дел, предусматривающие, в том
числе, разработку частных концепций правового обеспечения сферы
внутренних дел, деятельности органов внутренних дел и внутренних
войск;
6) обеспечивать средствами нормативно-правового регулирования
действие механизмов проведения административной реформы в части,
касающейся системы МВД России.
Повышение качества нормативно-правового регулирования имеет своей
целью построение целостной, структурированной, взаимосогласованной
системы нормативных правовых актов, которая позволит оптимизировать
деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.
Для достижения указанной цели необходимо:

1) совершенствовать нормативно-правовое регулирование обеспечить безопасность граждан, соблюдать и защищать их права и
законные интересы;
2) расширять нормативно-правовое регулирование в области
обеспечения защиты конституционного строя и государственной
целостности Российской Федерации;
3) дальнейшее развитие правовых основ противодействия наиболее
опасным видам преступлений, в первую очередь терроризму, экстремизму,
организованной и транснациональной преступности, коррупции, а также
незаконному обороту наркотиков;
4) развивать правовое обеспечение процессов профилактики
правонарушений, участия в ней государственных органов, органов
местного самоуправления и населения;
5) усиливать правовые средства государственного контроля за
оборотом оружия, взрывчатых веществ;
6) совершенствовать правое нормы уголовного и
уголовно-процессуального законодательства, законодательства об
административных правонарушениях;
7) обеспечивать развитие правовых основ оперативно-розыскной
деятельности;
8) совершенствовать правовое обеспечение сферы безопасности
дорожного движения;
9) повысить качества правового обеспечения внутрисистемных
процессов в органах внутренних дел и внутренних войсках.
Заключение.

Прогрессивное развитие российского государства зависит от стабильности отношений, защищенности интересов личности, общества и государства и требует повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.

Из вышеперечисленного мною, следует, что органы внутренних дел – это возглавляемая МВД России система органов исполнительной власти и их подразделений, осуществляющих публичные функции в сфере внутренних дел и наделенных в установленных законом случаях полномочиями по применению принудительных мер воздействия на участников контролируемых правоотношений.

Система органов МВД представляет собой сложную, одновременно управляющую и управляемую социальную систему, включающую в себя в качестве элементов несколько порядков подсистем, в рамках которых управление осуществляется на различных уровнях. Сколько бы порядков систем не насчитывало то или иное образование, функционирующее в рамках единой системы МВД, нижний уровень управления непременно будет «обслуживать» сферу внешних управленческих воздействий и будет направлен на решение уже не собственно «управленческих», а сугубо служебных задач, решаемых органом внутренних дел или каким-либо из его структурных подразделений.

Деятельность органов внутренних дел имеет следующие направления:
· административная;
· оперативно-розыскная;
· уголовно-процессуальная;
· предупредительная (профилактическая).
Деятельность органов внутренних дел направлена на выполнение следующих задач:
· разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел;
· защита прав и свобод человека и гражданина;
· охрана общественного порядка;
· безопасность дорожного движения;
· государственный контроль за оборотом оружия;
· государственная охрана имущества и организаций;
· Предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, а также административных правонарушений.


Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют: Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: