К инструментам диагностики организационной культуры относятся:
· анализ документов,
· обход фирмы,
· анкетный опрос,
· наблюдение,
· интервью,
· эксперимент.
1. Анализ документов. При анализе документов необходимо уделить внимание следующим основным направлениям:
а) история развития организации:
· рекламные проспекты, содержащие информацию об истории фирмы (например, выпущенные к юбилею компании);
· основные цифры, ставшие вехами в развитии компании (рост численности персонала, размеров доходов, рыночной доли, инвестиций);
б) стратегические документы компании:
· сформулированные политика фирмы, стратегия, кадровая политика,
· отчеты о работе,
· протоколы заседаний руководства фирмы;
в) организационная структура:
· организационные диаграммы,
· примеры должностных инструкций;
г) управление персоналом:
· кадровая политика,
· документы по адаптации персонала,
· программы обучения персонала,
· выборочные показатели персонала (средний стаж работы на предприятии, средний возраст работников, уровень текучести);
|
|
· общие условия занятости на предприятии.
д) системы планирования и контроля:
· инструменты планирования,
· годовые планы и бюджеты,
· отчеты (например, квартальные);
е) внутренние и внешние системы коммуникаций:
· внутренние средства информации, корпоративные издания,
· рекламные материалы,
· примеры объявлений о вакансиях,
· результаты внутрифирменных исследований (например, социально-психологического климата),
· примеры выступлений работников (например, поздравление президента компании с Новым годом).
2. Обход фирмы. Существенную помощь при диагностике организационной культуры оказывает спонтанный обход фирмы. При этом необходимо обратить внимание на следующие организационные культурные индикаторы:
а) «внешность» фирмы:
· здание:
- стиль и форма: высота, архитектурный стиль и т. д.;
- внешний вид: фасад, размер и состояние вывески, наличие в ней всех букв и т. д.;
- географическое положение: центр города, окраина и т. д.
· окружение:
- удаленность от основных магистралей, наличие указателей, окружающие организации;
- чистота, порядок вокруг здания и т. д.;
- парковка: кто? где? рядом с кем? и т. д.
Результат: первое впечатление от внешнего вида фирмы:
· произвел впечатление,
· напомнил другую организацию,
· оставил равнодушным;
б) «проходная»:
· помещение для посетителей:
- обстановка: цветы, мрамор, картины, фотографии, реклама и т. д.;
- атмосфера ожидания.
· ритуал приема посетителей в фирме:
- первый человек, с которым вы контактировали: кто? во что одет? почему
- именно он? и т. д.;
|
|
- количество проведенного вами в проходной времени (кто вас оттуда забрал?);
- тон, такт сотрудников, при вас отвечавших на звонки;
- готовность «встречающего» персонала помочь вам и т. д.
Результат: второе впечатление - «проходная»:
· произвела впечатление;
· оставила равнодушным;
в) обход фирмы:
· сопровождение:
- поведение сопровождающего: рассказ о традициях фирмы, гордость за организацию, мимика, глубина в объяснениях специфических проблем организации,
- корпоративный жаргон, представление отделов и т. д.;
- представление работников: имя, фамилия, приветствие, ведение переговоров «на ходу», шутки и т. д.;
- отношение к вам: страх, уважение, доброта и т. д.
· порядок экскурсии:
- показанные вам объекты, порядок их представления, акцент на отдельных объектах и т. д.
г) наблюдения в течение обхода:
· логика расположения кабинетов;
· атмосфера на предприятии: юмор, социально-психологический климат, стресс и т. д.;
· поведение работников: разговоры, поведение во время перерывов и т. д.;
· оснащенность рабочих мест: технические средства, цвета, музыка и т. д.;
· средства коммуникации;
· другое.
Результат: третье впечатление - экскурсия:
· произвела впечатление,
· оставила равнодушным.
3. Анкетирование персонала организации. Следующим инструментом диагностики организационной культуры выступает анкетирование персонала. Главными темами в данном случае являются
· основные ориентации фирмы,
· стратегия фирмы,
· сильные и слабые стороны организации,
· совместная работа,
· информация / коммуникации,
· особенности типичных сотрудников,
· механизмы карьеры,
· социально-психологический климат,
· представление руководства.
Ниже предложен отрывок из анкеты, посвященной исследованию организационной культуры.
4. Наблюдение заседаний, в том числе клиническое интервью. Следующим важным инструментом диагностики организационной культуры является включенное наблюдение, в частности наблюдение заседаний. При этом желательно сконцентрироваться на следующих трех основных моментах: содержание разговора, ритуалы и символический менеджмент, действия участников.
В рамках действий участников необходимо обратить внимание на то, кто регистрирует участников, кто с кем разговаривает, кто кого перебивает, кто молчит, кто ехидничает и т.д. При анализе ритуалов и символических действий обычно отмечают: положение участников (кто и где сидит по отношению к руководителю), порядок ведения совещания (введение, объявление регламента и содержания встречи), мимика участников, атмосфера совещания, наличие конфликтного поведения, критика, доверие / недоверие между участниками, ролевое поведение.