Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Глава 3. Социальная работа: личность и профессия




§ 1. Личность в профессии "Социальная работа"

Истина: профессия не только

определяет путь и судьбу человека —

она его формирует, развивает, воспитывает

Последние десятилетия отражаются в жизни человека, об­щества обострением проблем социально-экономического, поли­тического, демографического, национально-этнического харак­тера, впечатляющих своей масштабностью, драматизмом, не­предсказуемостью и глубокой противоречивостью. Происходит актуализация в этих сложных условиях проблем, связанных с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией и адаптаци­ей отдельного человека, различных групп и сообществ, а это вызывает в свою очередь острейшую потребность в профессио­нальных кадрах социальной работы.

Выполнение требования времени — сделать социальную работу эффективной во многом зависит от профессиональной подготовки кадров, их теоретической и практической базы, на­личия компетентности и готовности специалиста к этой работе, а также его личностных образований, свойств, качеств.

В начале XXI в. все социальные противоречия, запросы, теоретические идеи о вершинах достижения профессионализ­ма стали перекладываться на индивидуальный уровень. В на­стоящее время роль личности стала одним из факторов проти­вовеса кризисным, стихийным, неупорядоченным социальным процессам общества. Перед личностью в жизни и профессии встали сложные проблемы, для которых нет готовых решений. Соответствующим этому состоянию общества должен быть не только высококвалифицированный профессионал, но человек, способный действовать в условиях высокой неопределеннос­ти, трудностей, риска, способный думать, маневрировать, со­храняя свое лицо, позицию, уверенность. Потребности в само­реализации у подавляющего большинства людей являются наименее удовлетворенными, а следовательно, всегда остро ак­туальными.

В деятельности социального работника должен ярко про­являться, во-первых, гуманистический потенциал личности: уважение и признание достоинства человека, принятие его та­ким, каков он есть, признание многообразия, индивидуальнос­ти, его целостности. Люди, с которыми предстоит работать в этой сфере, представляют различные слои общества и имеют наци­онально-этнические, нравственно-духовные особенности и мо­гут иметь какие-либо физические недостатки или психические несоответствия норме людей разных полов, возрастов, сексу­альных предпочтений и т. д. Учет этих и других особенностей (традиций, культуры, ценностей, интересов и предпочтений), толерантность по отношению к ним обусловливают эффектив­ность социальной работы.

Во-вторых, профессионально-ценностная установка на дру­гого человека, потребность помочь ему в социально-сложных ситуациях жизни представляют базовый компонент личности специалиста социальной сферы, определяют его поведение, от­ношение к окружающему миру. Эта гуманистическая направ­ленность личности является интегративно-базовым основани­ем, придающим особый ценностно-ориентационный оттенок в становлении, развитии других характеристик и качеств лично­сти специалиста, объединяя их в единое целое.




Гуманистическая направленность личности приобретает особую значимость уже в силу того, что в современных услови­ях на социального работника возлагается особая миссия – сво­его рода миссия “пассионария”. В-третьих, для выполнения столь высокой миссии социальный работник должен быть гу­манным человеком, личностно и профессионально зрелым, осоз­нающим как объективную свою подготовленность к решению стоящих перед ним задач (наличие диплома, свидетельствую­щего о соответствующих образовании и квалификации), так и субъективную готовность.

Несмотря на широкое распространение понятия готовность, его трактовка неоднозначна. Работая в исследовательском кол­лективе, мы пришли к выводу, что готовность может быть ин­терпретирована как целостное образование, ядром которого выступает нравственно-психологическая, содержательно-информационная и операционально-деятельностная готовность. Указанные виды готовности взаимодополняемы и взаимосочетаемы.

Нравственно-психологическая готовность — специалист нравственно соответствует морально-этическим нормам в сво­их действиях, поступках, словах; психологически настроен на выполнение этой работы: она ему интересна, значима, он осоз­нает ее плюсы и минусы, но вместе с тем позитивно готов эту работу выполнять.



Содержательно-информационная — человек показывает владение знаниями, умениями, теорией, технологиями, метода­ми, проявляет личное участие в решении различных проблем клиента, группы людей, сообществ, социума и т. д. Это означа­ет, что он должен быть профессионально, социально, личностно компетентен в своей деятельности.

Операционально-деятельностная — работник показыва­ет определенный уровень профессионализма непосредственно в своей работе, владение практическими умениями, навыками в решении различных задач, учитывая условия, возможности, ресурсы и др., чтобы деятельность была результативной. Здесь также присутствуют различные профессионально личностные качества социального работника.

Строя себя в деятельности, личность формирует и профес­сиональную среду, общность, вносит вклад в развитие и совер­шенствование социальной работы, осуществляет индивидуаль­ное творческое переосмысление задач, содержания, форм и ви­дов технологий социальной помощи и поддержки, реабилита­ции как отдельного человека, так и группы лиц, оказавшихся в сложных социальных условиях жизни.

В-четвертых, деятельность социального работника не мо­жет осуществляться без развития профессионально-обуслов­ленных личностных качеств. Качества же воплощаются в прак­тической работе, оцениваются и получают развитие с позиций требований к ней. Работа не получает успешного, продуктивно­го результата без готовности личности ее выполнять. Процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности в широком смысле является двусторонним. Формируясь в ней, приобретая свойственные представителям той или иной соци­ально-профессиональной группы типичные свойства, качества, личность оказывает преобразующее воздействие на саму дея­тельность.

Объединение всех качеств личности интегративно-базовым основанием позволяет рассматривать личность социального ра­ботника как единый компонент системы “личность и деятель­ность”. Именно гуманистическая направленность личности, и в первую очередь профессионально-ценностная ориентация, яв­ляются источником цели и содержания деятельности.

Критерием развития личности как профессионала высту­пает эффективность деятельности. Она не может осуществлять­ся без развития профессионально необходимых образований, качеств и свойств личности, которые в ней воплощаются, с по­зиций этой деятельности оцениваются, компенсируются и по­лучают дальнейшее развитие. Работа, связанная с социальной помощью, поддержкой, коррекцией и реабилитацией отдельного человека и разных категорий групп населения, требует специ­фических подходов в профессиональном образовании. Подготов­ка специалиста социальной работы рассматривается на лично­стном уровне, т. е. ставится задача не только приобретения про­фессиональных знаний, умений, ценностей, но и развития его способностей, возможностей компетентно и ответственно выпол­нять профессионально-функциональные обязанности, форми­ровать и воспитывать качества личности, черты характера, по­могающие эффективно выполнять эту работу.

Предлагаем рассмотреть схему-модель, отражающую ос­новные блоки (параметры) формирования личности социально­го работника в его профессиональной подготовке и деятельнос­ти (рис. 4).

Рис. 4. Схема-модель формирования личности социального работника

В процессе профессиональной подготовки и самой деятель­ности “Социальная работа” начинает формироваться профес­сиональное сознание и самосознание, которые показывают лич­ностную принадлежность к этому виду работы, отражая в по­ведении, поступках некую общность с другими людьми, зани­мающимися этой же работой.

До настоящего времени в теории и практике доминировал и доминирует функциональный подход к анализу профессио­нальной деятельности любого специалиста, в том числе и соци­ального работника. В этом подходе нет ничего предосудитель­ного, пока он рассматривается как один из этапов исследова­ния, призванный задать некое общее представление о техно­логической структуре профессионального труда в его инвариан­тных характеристиках. Но поскольку профессией социального педагога, социального работника можно овладеть лишь в индиви­дуально-личностном контексте, — отмечает В. А. Сластенин, — про­фессиональное образование должно быть ориентировано, преж­де всего, на личность специалиста.

Объединение всех качеств личности интегративно-базовым основанием позволяет оценить личность социального работни­ка как единый компонент в рассматриваемой системе “личность и деятельность социального работника”.

Многие качества личности социального работника должны стать профессионально-ориентированными. В непрерывном их взаимодействии и возникает, а затем и формируется профессионально-ценностная ориентация, способствующая их даль­нейшему развитию (саморазвитию) специалиста.

Именно профессионально-ценностная ориентация, лежа­щая за пределами структуры самой деятельности социального работника, является основанием, источником цели деятельнос­ти. Но ее роль в таком компоненте системы, как деятельность, значительно шире.

Она проясняет сам смысл социальной работы, определяет ее характер и желаемый (прогнозируемый) результат.

Решающую роль в развитии человека играют его представ­ления о самом себе — “Я-концепция”, центральным звеном ко­торой является самоценность. Принятие собственной самости — предпосылка к более полному и адекватному восприятию дру­гих людей, и, наоборот, — принятие личности другими людьми обычно повышает уровень ее собственной самоценности.

Социальная работа относится к тем профессиям, где не только необходима готовность к деятельности, важны компетен­тность специалиста, личностные, профессиональные качества и отношения, что во многом определяет успешность и эффек­тивность работы.

В частности, это отношение социального работника к лю­дям: толерантность, эмпатичность, милосердие, доброта, чест­ность, тактичность, доброжелательность, чуткость и вниматель­ность и др.; отношение социального работника к профессиональ­ному делу (работе): инициативность, работоспособность, ответ­ственность, оптимизм, сила воли, организованность, настойчи­вость, эмоциональная стабильность и др. Существенным явля­ется и отношение социального работника к себе: самокритич­ность, рефлексивность, уверенность в себе, социальная актив­ность, выдержка и самообладание, стремление к самосовершен­ствованию и др.

Вместе с тем исследователи выделяют и такие группы ка­честв:

- психологические характеристики, являющиеся частью способности к данному виду деятельности;

- психоаналитические качества, ориентированные на со­вершенствование социального работника как специалиста-профессионала;

- психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

В первую группу качеств включаются требования, предъяв­ляемые профессиональной деятельностью к психическим про­цессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психи­ческим состояниям — усталости, апатии, стрессу, тревожнос­ти, депрессии, вниманию как состоянию сознания, эмоциональ­ным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчи­вость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются глав­ными, без них вообще невозможна качественная профессиональ­ная деятельность.

Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала. Это самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключаться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др. Эта группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентации). Данной проблеме посвящены различные исследования, однако умением правильно, адекватно ситуации подать себя должен владеть специалист в любой сфере социального взаи­модействия.

Пилотажный опрос, проведенный среди социальных работ­ников, показал, что из предложенного максимального набора качеств и свойств респонденты (293 человека) выделяют не­сколько позиций, повторяющихся в разной последовательнос­ти, но одинаково часто.

Из этого мы можем выделить пять групп профессионально­важных личностных качеств и свойств, необходимых социаль­ному работнику и выступающих одновременно основанием для его профессионально-личностного развития и саморазвития:

1-я группа — интеллектуальные (профессиональная ком­петентность, эрудиция, пластичность, аналитичность ума, гиб­кость, сообразительность, рассудительность, критичность ума, способность к самообразованию, хорошая обучаемость);

2-я группа — моральные (гуманность, гражданственность, ответственность, доброжелательность, тактичность, толерант­ность, принципиальность, уважение к людям, честность, спра­ведливость, находчивость, оптимистичность);

3-я группа — коммуникативные (общительность, адаптив­ность, контактность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать, эмоциональная открытость, чувство юмора);

4-я группа — волевые (настойчивость, выдержка, реши­тельность, организованность, уравновешенность, смелость, тре­бовательность, эмоциональная устойчивость, дисциплинирован­ность, умение доводить дело до конца);

5-я группа — организаторские (активность, инициатив­ность, уверенность в себе, целеустремленность, объективность, работоспособность, новаторство, самостоятельность, предпри­имчивость).

Таким же образом нами выявлены качества, свойства лич­ности, отражающие “противопоказания” к социальной работе. К ним относятся: некомпетентность, вспыльчивость, равноду­шие, конфликтность, брезгливость, неприязнь к больным, не­мощным, престарелым, неумение вести диалог, агрессивность, психическое и физическое нездоровье и др.

Безусловно, профессиональные качества являются необхо­димым условием для эффективной деятельности. Однако не менее важны такие компоненты личности, как мировоззрение, его культура, гуманистическая и этическая направленность об­раза жизни. Существенно влияют на личностные и профессио­нальные качества специалиста пространство социальных отно­шений в обществе, становление нового типа взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, морально-право­вой статус социального работника в обществе и др.

Итак, в характеристике личности социального работника можно выделить следующие основы.

Личность социального работника есть субъект профессио­нальной деятельности, включенный в конкретные социокуль­турные условия.

Личность социального работника — это профессионализи­рованный индивид, осуществляющий свою профессиональную деятельность в системе “человек—человек”. Личность социаль­ного работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а на­ходящая выход в профессиональной деятельности.

Целостность личности можно представить: как единство природного и результатов социализации и персонализации; единство социального, нравственного, психологического, обще­культурного, профессионального; нерасторжимость профессионально-значимых и профессионально-обусловленных качеств личности и деятельности.

Личность социального работника формируется, развивает­ся, самореализуется, самосовершенствуется в профессиональ­ной деятельности, изменяя себя и деятельность.

Как показывают исследования и отражает практика, соци­альный работник должен:

- иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, эко­номики и организации производства, законодательства, инфор­матики и математической статистики;

- обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хо­роших знаний в области литературы, музыки, живописи и т. д.;

- владеть информацией о современных политических, со­циальных и экономических процессах в обществе, иметь широ­кую осведомленность о различных социальных группах насе­ления;

- обладать супервидением, т. е. предвидеть последствия своих действий, не попадать “на удочку клиента”, твердо про­водить в жизнь свою позицию;

- обладать определенной социальной приспособленностью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в сове­тах специалиста социальной сферы). Ему необходимо умело кон­тактировать и располагать к себе “трудных” подростков, сирот, инвалидов, престарелых, людей, находящихся на реабилитации, и т. д.;

- иметь профессиональный такт, способный вызывать сим­патию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интим­ные стороны жизни человека;

- обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, избегать невротических отклоне­ний в собственных оценках и действиях и, несмотря на возмож­ные неудачи (неадекватные реакции, отказы и т. п.), уметь доб­росовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, добро­желательным и внимательным к подопечному;

- уметь принимать нужное решение в неожиданных ситу­ациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчи­во их излагать.

Опираясь на практический опыт социальной работы, мож­но выделить следующие наиболее общие (базовые) характери­стики социальных работников независимо от специализации:

- способность обеспечить допустимое и целесообразное по­средничество между личностью, семьей, с одной стороны, и об­ществом, различными государственными и общественными структурами — с другой;

- способность выполнять своеобразную роль “третьего че­ловека”, связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

- умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;

- умение работать в условиях неформального общения, ос­таваясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощни­ка, советчика, способствующего проявлению инициативы, ак­тивной субъектной позиции клиента;

- способность соучаствовать, сопереживать клиенту в ре­шении его проблем;

- умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность.

Исходя из того, что главной целью социальной работы счи­тается “забота о благосостоянии и раскрытие возможностей личности, семьи и общества”, социальную работу правомерно рассматривать как личностную службу помощи людям.

Не менее важно знать, какие умения социального работни­ки заложены в профессиональном стандарте специалиста. Вы­делено 12 таких умений.

1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправ­ленностью.

2. Умение выявить информацию и собрать факты, необхо­димые для подготовки социальной истории, оценивания ситуа­ции.

3. Умение создавать и развивать отношения, способствую­щие успешной профессиональной деятельности.

4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и не­вербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.

5. Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия.

6. Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоцио­нальном настрое и без выражения угроз.

7. Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных.

8. Умение выявлять нужды для определения терапевтичес­ких зависимостей.

9. Умение вести исследования или интерпретировать выво­ды исследований и положений профессиональной литературы.

10. Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.

11. Умение обеспечивать межинституциональные связи.

12. Умение интерпретировать социальные нужды и докла­дывать о них в финансирующих фондах, органах общественно­сти, в законодательных институтах.

В функциональном назначении любого социального работ­ника на первое место выдвигается его умение создавать и раз­вивать отношения между людьми, между человеком и его ок­ружением, “умение активизировать усилия по решению своих проблем”, “умение посредничать и улаживать отношения меж­ду конфликтующими индивидами, группами”, “обеспечивать межинституциональные связи”. Поскольку социальный работ­ник имеет дело с человеком и его окружением (прежде всего, с его семьей), подчеркивается, что знание развития и поведения человека в конкретной среде необходимо любому и каждому социальному работнику, кем бы ни был его клиент — ребенок или взрослый, одинокий пенсионер или инвалид, семья или дру­гая социальная группа. А это означает, что психолого-педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте спе­циалиста составляет базовую основу его функциональной гра­мотности, подготовленности.

Социальная работа как профессия, социальные работники как специалисты этой профессии призваны, таким образом, слу­жить социальной заботе о нравственности народа, физическом и духовном здоровье нации, гармонизации отношений в обще­стве. По своему назначению, функциям социальная работа как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить дол­жный материальный, социальный и культурный уровень жиз­ни граждан, восстановить по мере необходимости их способнос­ти к функционированию в обществе.

В характеристике “личность—деятельность” нам представ­ляется возможным выделить следующие аспекты.

Личность социального работника есть субъект профессио­нальной деятельности, включенный в социокультурные условия.

Личность социального работника есть профессионализиро­ванный индивид, осуществляющий свою профессиональную деятельность в системе “человек—человек”.

Личность социального работника как субъекта деятельно­сти определяют два базовых компонента: возможности (способ­ности) и готовность к этой деятельности, которые находят вы­ражение в базовой инвариантной характеристике (ценностное отношение и ориентация на человека, “Я-концепция”, самоцен­ность, профессиональное сознание, самосознание и др.) и лич­ностном потенциале социального работника.

Личность социального работника формируется, развивает­ся, самореализуется, самосовершенствуется в профессиональ­ной деятельности, она изменяет себя и деятельность.

Личность социального работника есть индивидуальность с присущими личностными инвариантными характеристиками, которые отвечают профессионально-этическим принципам и стандартам данной профессии.

Личность социального работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а находящая выход в профессиональной дея­тельности.

Социальная работа — сложный процесс, получающий в пос­ледние годы в нашем обществе значительное признание и акту­альность. Эта работа приобретает сегодня статус профессии, которая вызывает необходимость разносторонних знаний в об­ласти теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т. д. Ее эффективность во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств.

Статус современного социального работника в нашем обще­стве проходит начальные этапы своего становления. Сфера со­циальной работы многообразна, деятельность людей данной профессии определяется очерченным кругом проблем и отра­ботанных методов их разрешения. Успех этой деятельности за­висит от овладения системой знаний, как практических, так и теоретических, соблюдения этических принципов, норм и на­личия у людей, принадлежащих к данной профессии, опреде­ленных качеств и характеристик (профессиональных, личнос­тных), интересов и способностей.

Вопросы и задания

1. Как взаимосвязаны личность и деятельность в социаль­ной работе?

2. В чем суть понятия “готовность к профессиональной дея­тельности”? Охарактеризуйте его на примере социальной ра­боты.

3. Каковы приоритетные ценности специалиста социальной сферы?

4. Охарактеризуйте схему-модель, отражающую основные блоки (параметры) формирования личности социального работ­ника в его профессиональной подготовке и деятельности.

5. Выделите и обоснуйте основные группы личностных ка­честв социального работника.

6. Перечислите основные умения социального работника.





Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 5988; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10442 - | 7913 - или читать все...

Читайте также:

 

18.207.132.114 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.01 сек.