double arrow
Глава 3. Социальная работа: личность и профессия

§ 1. Личность в профессии "Социальная работа"

Истина: профессия не только

определяет путь и судьбу человека —

она его формирует, развивает, воспитывает

Последние десятилетия отражаются в жизни человека, об­щества обострением проблем социально-экономического, поли­тического, демографического, национально-этнического харак­тера, впечатляющих своей масштабностью, драматизмом, не­предсказуемостью и глубокой противоречивостью. Происходит актуализация в этих сложных условиях проблем, связанных с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией и адаптаци­ей отдельного человека, различных групп и сообществ, а это вызывает в свою очередь острейшую потребность в профессио­нальных кадрах социальной работы.

Выполнение требования времени — сделать социальную работу эффективной во многом зависит от профессиональной подготовки кадров, их теоретической и практической базы, на­личия компетентности и готовности специалиста к этой работе, а также его личностных образований, свойств, качеств.

В начале XXI в. все социальные противоречия, запросы, теоретические идеи о вершинах достижения профессионализ­ма стали перекладываться на индивидуальный уровень. В на­стоящее время роль личности стала одним из факторов проти­вовеса кризисным, стихийным, неупорядоченным социальным процессам общества. Перед личностью в жизни и профессии встали сложные проблемы, для которых нет готовых решений. Соответствующим этому состоянию общества должен быть не только высококвалифицированный профессионал, но человек, способный действовать в условиях высокой неопределеннос­ти, трудностей, риска, способный думать, маневрировать, со­храняя свое лицо, позицию, уверенность. Потребности в само­реализации у подавляющего большинства людей являются наименее удовлетворенными, а следовательно, всегда остро ак­туальными.




В деятельности социального работника должен ярко про­являться, во-первых, гуманистический потенциал личности: уважение и признание достоинства человека, принятие его та­ким, каков он есть, признание многообразия, индивидуальнос­ти, его целостности. Люди, с которыми предстоит работать в этой сфере, представляют различные слои общества и имеют наци­онально-этнические, нравственно-духовные особенности и мо­гут иметь какие-либо физические недостатки или психические несоответствия норме людей разных полов, возрастов, сексу­альных предпочтений и т. д. Учет этих и других особенностей (традиций, культуры, ценностей, интересов и предпочтений), толерантность по отношению к ним обусловливают эффектив­ность социальной работы.



Во-вторых, профессионально-ценностная установка на дру­гого человека, потребность помочь ему в социально-сложных ситуациях жизни представляют базовый компонент личности специалиста социальной сферы, определяют его поведение, от­ношение к окружающему миру. Эта гуманистическая направ­ленность личности является интегративно-базовым основани­ем, придающим особый ценностно-ориентационный оттенок в становлении, развитии других характеристик и качеств лично­сти специалиста, объединяя их в единое целое.

Гуманистическая направленность личности приобретает особую значимость уже в силу того, что в современных услови­ях на социального работника возлагается особая миссия – сво­его рода миссия “пассионария”. В-третьих, для выполнения столь высокой миссии социальный работник должен быть гу­манным человеком, личностно и профессионально зрелым, осоз­нающим как объективную свою подготовленность к решению стоящих перед ним задач (наличие диплома, свидетельствую­щего о соответствующих образовании и квалификации), так и субъективную готовность.

Несмотря на широкое распространение понятия готовность, его трактовка неоднозначна. Работая в исследовательском кол­лективе, мы пришли к выводу, что готовность может быть ин­терпретирована как целостное образование, ядром которого выступает нравственно-психологическая, содержательно-информационная и операционально-деятельностная готовность. Указанные виды готовности взаимодополняемы и взаимосочетаемы.

Нравственно-психологическая готовность — специалист нравственно соответствует морально-этическим нормам в сво­их действиях, поступках, словах; психологически настроен на выполнение этой работы: она ему интересна, значима, он осоз­нает ее плюсы и минусы, но вместе с тем позитивно готов эту работу выполнять.

Содержательно-информационная — человек показывает владение знаниями, умениями, теорией, технологиями, метода­ми, проявляет личное участие в решении различных проблем клиента, группы людей, сообществ, социума и т. д. Это означа­ет, что он должен быть профессионально, социально, личностно компетентен в своей деятельности.

Операционально-деятельностная — работник показыва­ет определенный уровень профессионализма непосредственно в своей работе, владение практическими умениями, навыками в решении различных задач, учитывая условия, возможности, ресурсы и др., чтобы деятельность была результативной. Здесь также присутствуют различные профессионально личностные качества социального работника.

Строя себя в деятельности, личность формирует и профес­сиональную среду, общность, вносит вклад в развитие и совер­шенствование социальной работы, осуществляет индивидуаль­ное творческое переосмысление задач, содержания, форм и ви­дов технологий социальной помощи и поддержки, реабилита­ции как отдельного человека, так и группы лиц, оказавшихся в сложных социальных условиях жизни.

В-четвертых, деятельность социального работника не мо­жет осуществляться без развития профессионально-обуслов­ленных личностных качеств. Качества же воплощаются в прак­тической работе, оцениваются и получают развитие с позиций требований к ней. Работа не получает успешного, продуктивно­го результата без готовности личности ее выполнять. Процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности в широком смысле является двусторонним. Формируясь в ней, приобретая свойственные представителям той или иной соци­ально-профессиональной группы типичные свойства, качества, личность оказывает преобразующее воздействие на саму дея­тельность.

Объединение всех качеств личности интегративно-базовым основанием позволяет рассматривать личность социального ра­ботника как единый компонент системы “личность и деятель­ность”. Именно гуманистическая направленность личности, и в первую очередь профессионально-ценностная ориентация, яв­ляются источником цели и содержания деятельности.

Критерием развития личности как профессионала высту­пает эффективность деятельности. Она не может осуществлять­ся без развития профессионально необходимых образований, качеств и свойств личности, которые в ней воплощаются, с по­зиций этой деятельности оцениваются, компенсируются и по­лучают дальнейшее развитие. Работа, связанная с социальной помощью, поддержкой, коррекцией и реабилитацией отдельного человека и разных категорий групп населения, требует специ­фических подходов в профессиональном образовании. Подготов­ка специалиста социальной работы рассматривается на лично­стном уровне, т. е. ставится задача не только приобретения про­фессиональных знаний, умений, ценностей, но и развития его способностей, возможностей компетентно и ответственно выпол­нять профессионально-функциональные обязанности, форми­ровать и воспитывать качества личности, черты характера, по­могающие эффективно выполнять эту работу.

Предлагаем рассмотреть схему-модель, отражающую ос­новные блоки (параметры) формирования личности социально­го работника в его профессиональной подготовке и деятельнос­ти (рис. 4).

Рис. 4. Схема-модель формирования личности социального работника

В процессе профессиональной подготовки и самой деятель­ности “Социальная работа” начинает формироваться профес­сиональное сознание и самосознание, которые показывают лич­ностную принадлежность к этому виду работы, отражая в по­ведении, поступках некую общность с другими людьми, зани­мающимися этой же работой.

До настоящего времени в теории и практике доминировал и доминирует функциональный подход к анализу профессио­нальной деятельности любого специалиста, в том числе и соци­ального работника. В этом подходе нет ничего предосудитель­ного, пока он рассматривается как один из этапов исследова­ния, призванный задать некое общее представление о техно­логической структуре профессионального труда в его инвариан­тных характеристиках. Но поскольку профессией социального педагога, социального работника можно овладеть лишь в индиви­дуально-личностном контексте, — отмечает В. А. Сластенин, — про­фессиональное образование должно быть ориентировано, преж­де всего, на личность специалиста.

Объединение всех качеств личности интегративно-базовым основанием позволяет оценить личность социального работни­ка как единый компонент в рассматриваемой системе “личность и деятельность социального работника”.

Многие качества личности социального работника должны стать профессионально-ориентированными. В непрерывном их взаимодействии и возникает, а затем и формируется профессионально-ценностная ориентация, способствующая их даль­нейшему развитию (саморазвитию) специалиста.

Именно профессионально-ценностная ориентация, лежа­щая за пределами структуры самой деятельности социального работника, является основанием, источником цели деятельнос­ти. Но ее роль в таком компоненте системы, как деятельность, значительно шире.

Она проясняет сам смысл социальной работы, определяет ее характер и желаемый (прогнозируемый) результат.

Решающую роль в развитии человека играют его представ­ления о самом себе — “Я-концепция”, центральным звеном ко­торой является самоценность. Принятие собственной самости — предпосылка к более полному и адекватному восприятию дру­гих людей, и, наоборот, — принятие личности другими людьми обычно повышает уровень ее собственной самоценности.

Социальная работа относится к тем профессиям, где не только необходима готовность к деятельности, важны компетен­тность специалиста, личностные, профессиональные качества и отношения, что во многом определяет успешность и эффек­тивность работы.

В частности, это отношение социального работника к лю­дям: толерантность, эмпатичность, милосердие, доброта, чест­ность, тактичность, доброжелательность, чуткость и вниматель­ность и др.; отношение социального работника к профессиональ­ному делу (работе): инициативность, работоспособность, ответ­ственность, оптимизм, сила воли, организованность, настойчи­вость, эмоциональная стабильность и др. Существенным явля­ется и отношение социального работника к себе: самокритич­ность, рефлексивность, уверенность в себе, социальная актив­ность, выдержка и самообладание, стремление к самосовершен­ствованию и др.

Вместе с тем исследователи выделяют и такие группы ка­честв:

- психологические характеристики, являющиеся частью способности к данному виду деятельности;

- психоаналитические качества, ориентированные на со­вершенствование социального работника как специалиста-профессионала;

- психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

В первую группу качеств включаются требования, предъяв­ляемые профессиональной деятельностью к психическим про­цессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психи­ческим состояниям — усталости, апатии, стрессу, тревожнос­ти, депрессии, вниманию как состоянию сознания, эмоциональ­ным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчи­вость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются глав­ными, без них вообще невозможна качественная профессиональ­ная деятельность.

Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала. Это самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключаться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др. Эта группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентации). Данной проблеме посвящены различные исследования, однако умением правильно, адекватно ситуации подать себя должен владеть специалист в любой сфере социального взаи­модействия.

Пилотажный опрос, проведенный среди социальных работ­ников, показал, что из предложенного максимального набора качеств и свойств респонденты (293 человека) выделяют не­сколько позиций, повторяющихся в разной последовательнос­ти, но одинаково часто.

Из этого мы можем выделить пять групп профессионально­важных личностных качеств и свойств, необходимых социаль­ному работнику и выступающих одновременно основанием для его профессионально-личностного развития и саморазвития:

1-я группа — интеллектуальные (профессиональная ком­петентность, эрудиция, пластичность, аналитичность ума, гиб­кость, сообразительность, рассудительность, критичность ума, способность к самообразованию, хорошая обучаемость);

2-я группа — моральные (гуманность, гражданственность, ответственность, доброжелательность, тактичность, толерант­ность, принципиальность, уважение к людям, честность, спра­ведливость, находчивость, оптимистичность);

3-я группа — коммуникативные (общительность, адаптив­ность, контактность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать, эмоциональная открытость, чувство юмора);

4-я группа — волевые (настойчивость, выдержка, реши­тельность, организованность, уравновешенность, смелость, тре­бовательность, эмоциональная устойчивость, дисциплинирован­ность, умение доводить дело до конца);

5-я группа — организаторские (активность, инициатив­ность, уверенность в себе, целеустремленность, объективность, работоспособность, новаторство, самостоятельность, предпри­имчивость).

Таким же образом нами выявлены качества, свойства лич­ности, отражающие “противопоказания” к социальной работе. К ним относятся: некомпетентность, вспыльчивость, равноду­шие, конфликтность, брезгливость, неприязнь к больным, не­мощным, престарелым, неумение вести диалог, агрессивность, психическое и физическое нездоровье и др.

Безусловно, профессиональные качества являются необхо­димым условием для эффективной деятельности. Однако не менее важны такие компоненты личности, как мировоззрение, его культура, гуманистическая и этическая направленность об­раза жизни. Существенно влияют на личностные и профессио­нальные качества специалиста пространство социальных отно­шений в обществе, становление нового типа взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, морально-право­вой статус социального работника в обществе и др.

Итак, в характеристике личности социального работника можно выделить следующие основы.

Личность социального работника есть субъект профессио­нальной деятельности, включенный в конкретные социокуль­турные условия.

Личность социального работника — это профессионализи­рованный индивид, осуществляющий свою профессиональную деятельность в системе “человек—человек”. Личность социаль­ного работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а на­ходящая выход в профессиональной деятельности.

Целостность личности можно представить: как единство природного и результатов социализации и персонализации; единство социального, нравственного, психологического, обще­культурного, профессионального; нерасторжимость профессионально-значимых и профессионально-обусловленных качеств личности и деятельности.

Личность социального работника формируется, развивает­ся, самореализуется, самосовершенствуется в профессиональ­ной деятельности, изменяя себя и деятельность.

Как показывают исследования и отражает практика, соци­альный работник должен:

- иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, эко­номики и организации производства, законодательства, инфор­матики и математической статистики;

- обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хо­роших знаний в области литературы, музыки, живописи и т. д.;

- владеть информацией о современных политических, со­циальных и экономических процессах в обществе, иметь широ­кую осведомленность о различных социальных группах насе­ления;

- обладать супервидением, т. е. предвидеть последствия своих действий, не попадать “на удочку клиента”, твердо про­водить в жизнь свою позицию;

- обладать определенной социальной приспособленностью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в сове­тах специалиста социальной сферы). Ему необходимо умело кон­тактировать и располагать к себе “трудных” подростков, сирот, инвалидов, престарелых, людей, находящихся на реабилитации, и т. д.;

- иметь профессиональный такт, способный вызывать сим­патию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интим­ные стороны жизни человека;

- обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, избегать невротических отклоне­ний в собственных оценках и действиях и, несмотря на возмож­ные неудачи (неадекватные реакции, отказы и т. п.), уметь доб­росовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, добро­желательным и внимательным к подопечному;

- уметь принимать нужное решение в неожиданных ситу­ациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчи­во их излагать.

Опираясь на практический опыт социальной работы, мож­но выделить следующие наиболее общие (базовые) характери­стики социальных работников независимо от специализации:

- способность обеспечить допустимое и целесообразное по­средничество между личностью, семьей, с одной стороны, и об­ществом, различными государственными и общественными структурами — с другой;

- способность выполнять своеобразную роль “третьего че­ловека”, связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

- умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;

- умение работать в условиях неформального общения, ос­таваясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощни­ка, советчика, способствующего проявлению инициативы, ак­тивной субъектной позиции клиента;

- способность соучаствовать, сопереживать клиенту в ре­шении его проблем;

- умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность.

Исходя из того, что главной целью социальной работы счи­тается “забота о благосостоянии и раскрытие возможностей личности, семьи и общества”, социальную работу правомерно рассматривать как личностную службу помощи людям.

Не менее важно знать, какие умения социального работни­ки заложены в профессиональном стандарте специалиста. Вы­делено 12 таких умений.

1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправ­ленностью.

2. Умение выявить информацию и собрать факты, необхо­димые для подготовки социальной истории, оценивания ситуа­ции.

3. Умение создавать и развивать отношения, способствую­щие успешной профессиональной деятельности.

4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и не­вербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.

5. Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия.

6. Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоцио­нальном настрое и без выражения угроз.

7. Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных.

8. Умение выявлять нужды для определения терапевтичес­ких зависимостей.

9. Умение вести исследования или интерпретировать выво­ды исследований и положений профессиональной литературы.

10. Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.

11. Умение обеспечивать межинституциональные связи.

12. Умение интерпретировать социальные нужды и докла­дывать о них в финансирующих фондах, органах общественно­сти, в законодательных институтах.

В функциональном назначении любого социального работ­ника на первое место выдвигается его умение создавать и раз­вивать отношения между людьми, между человеком и его ок­ружением, “умение активизировать усилия по решению своих проблем”, “умение посредничать и улаживать отношения меж­ду конфликтующими индивидами, группами”, “обеспечивать межинституциональные связи”. Поскольку социальный работ­ник имеет дело с человеком и его окружением (прежде всего, с его семьей), подчеркивается, что знание развития и поведения человека в конкретной среде необходимо любому и каждому социальному работнику, кем бы ни был его клиент — ребенок или взрослый, одинокий пенсионер или инвалид, семья или дру­гая социальная группа. А это означает, что психолого-педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте спе­циалиста составляет базовую основу его функциональной гра­мотности, подготовленности.

Социальная работа как профессия, социальные работники как специалисты этой профессии призваны, таким образом, слу­жить социальной заботе о нравственности народа, физическом и духовном здоровье нации, гармонизации отношений в обще­стве. По своему назначению, функциям социальная работа как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить дол­жный материальный, социальный и культурный уровень жиз­ни граждан, восстановить по мере необходимости их способнос­ти к функционированию в обществе.

В характеристике “личность—деятельность” нам представ­ляется возможным выделить следующие аспекты.

Личность социального работника есть субъект профессио­нальной деятельности, включенный в социокультурные условия.

Личность социального работника есть профессионализиро­ванный индивид, осуществляющий свою профессиональную деятельность в системе “человек—человек”.

Личность социального работника как субъекта деятельно­сти определяют два базовых компонента: возможности (способ­ности) и готовность к этой деятельности, которые находят вы­ражение в базовой инвариантной характеристике (ценностное отношение и ориентация на человека, “Я-концепция”, самоцен­ность, профессиональное сознание, самосознание и др.) и лич­ностном потенциале социального работника.

Личность социального работника формируется, развивает­ся, самореализуется, самосовершенствуется в профессиональ­ной деятельности, она изменяет себя и деятельность.

Личность социального работника есть индивидуальность с присущими личностными инвариантными характеристиками, которые отвечают профессионально-этическим принципам и стандартам данной профессии.

Личность социального работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а находящая выход в профессиональной дея­тельности.

Социальная работа — сложный процесс, получающий в пос­ледние годы в нашем обществе значительное признание и акту­альность. Эта работа приобретает сегодня статус профессии, которая вызывает необходимость разносторонних знаний в об­ласти теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т. д. Ее эффективность во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств.

Статус современного социального работника в нашем обще­стве проходит начальные этапы своего становления. Сфера со­циальной работы многообразна, деятельность людей данной профессии определяется очерченным кругом проблем и отра­ботанных методов их разрешения. Успех этой деятельности за­висит от овладения системой знаний, как практических, так и теоретических, соблюдения этических принципов, норм и на­личия у людей, принадлежащих к данной профессии, опреде­ленных качеств и характеристик (профессиональных, личнос­тных), интересов и способностей.

Вопросы и задания

1. Как взаимосвязаны личность и деятельность в социаль­ной работе?

2. В чем суть понятия “готовность к профессиональной дея­тельности”? Охарактеризуйте его на примере социальной ра­боты.

3. Каковы приоритетные ценности специалиста социальной сферы?

4. Охарактеризуйте схему-модель, отражающую основные блоки (параметры) формирования личности социального работ­ника в его профессиональной подготовке и деятельности.

5. Выделите и обоснуйте основные группы личностных ка­честв социального работника.

6. Перечислите основные умения социального работника.






Сейчас читают про: