double arrow
Коммуникация (общение) в деятельности социального работника

Самая главная формула успеха —

знание, как общаться с людьми.

Т. Рузвельт

Настоящая коммуникация

происходит тогда, когда в общении

избегают оценок, когда собеседника

слушают с пониманием...

К. Роджерс

Деятельность “социальная работа” включается в систему профессий “человек-человек”. Ввиду этого важной составляю­щей основой этой деятельности является коммуникация, обще­ние социального работника. Поэтому, безусловно, в характери­стике личности социального работника, в его деятельности под­черкивается фактор коммуникативной культуры, общения.

Вся человеческая деятельность основана на коммуникации между людьми. Нет процесса коммуникации (общения) — и мы обречены на изоляцию. Итак, что же такое общение?

Общение (коммуникация) — процесс обеспечения взаимо­понимания людей посредством обмена информацией — мысля­ми, идеями и даже эмоциями, — используемой для установле­ния межиндивидуальных связей и взаимодействия в совмест­ной деятельности.

По характеру общительности люди подразделяются на раз­личные типы. Есть люди общительные. Общение с ними, как правило, приносит чувство удовлетворения: они легко входят в контакт, быстро организуют общение, могут расположить собе­седника, успешно создают плодотворную психологическую ат­мосферу для общения, хорошо поддерживают разговор, умеют завязать беседу с незнакомыми людьми, не испытывая чувства стеснения и неловкости. Более того, они обладают своеобразным талантом общения — как бы притягивают к себе, вызывают же­лание разговаривать с ними, просто находиться в их обществе. Они обаятельны, причем нередко именно в общении. Это так называемый идеальный тип.




Вот каким видится портрет “гения общения” известному психотерапевту В. Леви:

“...Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жад­ность к людям. Отсюда повышенное внимание, тонкая наблю­дательность и превосходная память на все, касающееся друго­го... С непостижимой легкостью вживается в чужие судьбы, ха­рактеры, обстоятельства, живет жизнью другого, как своей соб­ственной. Поразительная человекосовместимость...

Минус тревожность. При всей живости и подвижности — этот человек на редкость спокоен... Сопутствующие качества: открытость восприятия, легкость переключения внимания, до­верчивость, свобода в поведении...

Плюс обратная связь. Вы еще только взглядываете, а он взглянул уже трижды и принимает ваш взгляд, как старого зна­комого... В контакте саморегуляция — высокая чувствительность к изменениям. Реакции быстрые, точные, а напряженности нет. В беседе улавливает малейшие изменения интонации, мельчай­шие неосознанные движения... Сопутствующие качества: лов­кость, тактичность, находчивость, остроумие...



Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций, превосход­ный рассказчик... Вкус к подробностям, к сочной детали. Эти люди умеют, не нравясь по частям, нравиться в целом.

Плюс оптимизм...

Минус предвзятость...

Плюс предвидение...

Плюс симпатии...”

Позитивно, если все названные признаки существуют в жиз­недеятельности социального работника. Есть и другой тип людей. Они, хотя и малоинициативные в общении, но общаться с ними все-таки приятно. Они редко выступают инициаторами взаимо­действия, скорее, как бы присутствуют в контексте общения, чем сами общаются. И удивительное дело! Нам с ними хорошо. И зна­ете, почему? Прежде всего, потому, что они умеют слушать. Та­кие люди поддерживают нить общения внешне обычными фра­зами и несложными репликами типа: “Да вы что?”, “Правда?”, “А что он сказал”, “Ну да?”, “Ты смотри!” и т. д.

Интенсивность общения целиком зависит от собеседника, который как бы аккомпанирует в общении, в котором вы соли­руете. И такие люди приятны — они помогают выговориться, как правило, деликатны. Этот тип общительности характери­зует одно весьма важное свойство, чрезвычайно значимое для общения, — умение чувствовать другого человека, что являет­ся главной чертой, качеством личности социального работника.

Еще один тип — это люди с гипертрофированной функци­ей общения, которая буквально “захлестывает” человека. Этот тип многим хорошо знаком, его представители — люди общи­тельные до неприятного. Они постоянно стремятся во что бы то ни стало быть в центре общения, заговаривают на любую тему и всегда готовы беседовать, о чем хотите, но при непременном ус­ловии: ЦЕНТРОМ ОБЩЕНИЯ обязательно будут они. Для них это самое главное. Общение должно исходить от них, темы раз­говоров предлагаться ими, регулирование общения осуществ­ляться ими. Разговор на любую тему они стремятся замкнуть на себе. Это может выглядеть приблизительно так: скажем, вы рассказываете, как провели лето, а суперобщительный тип пе­ребивает вас фразой: “Ага, со мной тоже так было...” И далее идет рассказ о нем самом. Таким людям постоянно хочется, что­бы сейчас, сию минуту внимали обязательно им. Они сами, как правило, плохие слушатели. Если присутствуют такие призна­ки общения у социального работника, — необходимо следить, контролировать, и даже корректировать такую “общитель­ность”.

Но есть и противоположный тип людей — люди необщи­тельные; организовать контакт с ними чрезвычайно затруд­нительно. Они погружены в себя, как улитка, которая появ­ляется из раковины только когда ей очень нужно. С необщи­тельным человеком непросто: он не заражает вас, слабо чув­ствует другого, не всегда понимает его психическое состоя­ние, а если понимает, то неспособен выразить свое отноше­ние в непосредственном общении. Необщительный человек — не значит плохой, но обязательно трудный в организации вза­имоотношений. Опасность необщительного человека заклю­чается не только в том, что он сам по себе сложен в жизни и в общении, айв том, что он порой отрицательно воздействует на окружающих, дестабилизирует социально-психологичес- кую ситуацию человеческого взаимодействия. Данный тип людей в социальной работе, профессиональной деятельности не всегда соответствует профессии, и человеку предстоит много работать над собой.

Коммуникативная компетентность социального работника — это его способность эффективно взаимодействовать с окружа­ющими людьми.

В ее состав входят:

- умение ориентироваться в социальных ситуациях;

- умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

- умение выбирать и реализовать адекватные способы вза­имодействия.

Исследователи выделяют характеристики личности про­фессионала, способного решать задачи на общение: полное и правильное восприятие объекта (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации); понимание внутренних свойств друго­го (интуиция); сопереживание; рефлексия как способность к анализу своего поведения и самоконтроль (умение управлять своим состоянием).

В литературе также описываются базовые умения профес­сионального общения, которые составляют три группы: межлич­ностная коммуникация, межличностное взаимодействие; вос­приятие и понимание других людей (табл. 3).

Таблица 3

Группы базовых умений профессионального общения

Умения Стороны общения
Межличностная коммуникация Межличностное взаимодействие Восприятие и пони­мание других людей
- умение переда­вать рациональную и эмоциональную информацию; - умение пользо­ваться вербальными и невербальными средствами; - умение организо­вывать и поддержи­вать диалог - умение управлять груп­повой динамикой; - умение занимать адек­ватную ролевую позицию; - умение оказывать пси­хологическую поддержку; - умение занимать пози­цию конструктивной кон­фронтации; - умение конструктивно разрешать конфликты - умение ориентиро­ваться в коммуника­тивной ситуации; - умение понимать эмоциональное со­стояние партнера; - умение распозна­вать скрытые мотивы и защитные реакции

Виды общения исследователи трактуют различно. Так, на­пример, А. А. Леонтьев выделяет следующие виды общения:

- личностно-ориентированное (направленное вглубь, обра­щенное к личности партнера, собеседника);

- социально-ориентированное (направленное вширь, обра­щенное к группам, массам людей);

- предметно-ориентированное (развертывающееся по по­воду решения какой-то задачи, выполнения какого-то дела).

Примером другой типологии общения являются выделен­ные зарубежным исследователем Э. Берном шесть типов, кото­рые выражаются в следующем:

“Отсутствие” — состояние, когда человек (например, соци­альный работник в работе) физически присутствует в ситуации, но психологически (мысленно, эмоционально) в ней отсутствует.

“Ритуалы” — привычные, повторяющиеся, не несущие по­чти никакой смысловой нагрузки действия (часто речевые) и в основном не имеющие никаких целей, кроме собственного вы­полнения. Наиболее типичные разновидности ритуалов, по

Э. Берну, — приветствия и прощания.

“Развлечения” — полуритуальные разговоры общего ха­рактера о всем известных проблемах и событиях. Цель “развле­чения” — приятное и отчасти информативное времяпрепровож­дение.

“Совместная активность” — целенаправленное взаимодей­ствие, например, при совместной работе. Причем Э. Берн выде­ляет две разновидности подобного общения:

а) направленное на решение общей задачи и

б) манипулятивное, направленное на то, чтобы другой выполнял необходимые для общих целей опе­рации.

“Игры” — наиболее сложный тип общения, при котором каждая из сторон скрыто и часто неосознанно пытается достичь превосходства над другой стороной.

“Интимность” — свободное от игр общение, предполагаю­щее теплое, заинтересованное отношение к другому человеку.

Следует отметить, что каждый вид, тип общения часто включает в себя три компонента:

- коммуникативный (предлагает обмен информацией меж­ду людьми в процессе совместной деятельности);

- интерактивный (подразумевает взаимодействие людей в процессе совместной деятельности);

- перцептивный (восприятие другого человека в общении, познание и понимание людьми друг друга).

Важно учитывать следующее: общение поддерживается объективной взаимозависимостью участников совместной дея­тельности и их отношениями, а также, если деятельность, об­щение одного способствуют достижению цели другого, то пер­вый сотрудничает с другим. Когда же люди сотрудничают друг с другом, они не только взаимодействуют, но и взаимодополня- ют друг друга. Но это происходит тогда, когда есть общие цели, интересы, когда они “отдают” (информацию) что-то другому. Причем это делается при участии эмоционального фактора — отношения, доверия. Умение руководителя социальных служб учитывать это пожелание дает эффективный результат дея­тельности. Это основание следует развивать и поддерживать социальным работникам при встрече с клиентами, а также при обращении со своими коллегами.

Удержание людской привязанности, их внимания и контак­та реально только через общение.

Достаточно просты и интересны упражнения, рекомендо­ванные А. А. Леонтьевым.

Понаблюдайте в течение 5-10 минут за беседой незнако­мых вам людей одного или близкого с вами возраста на улице, в кафе, в учреждении и т. д. Постарайтесь ответить на следую­щие вопросы:

1. Каков характер связывающих их отношений (формаль­ный, т. е. служебный, простое знакомство, приятельские отно­шения, интимные отношения, близкая дружба, любовь, род­ственные отношения)?

2. Происходят ролевое или личностное общение? Какую роль “проигрывает” каждый из собеседников (“шеф”, старший и более опытный, “настоящий мужчина”, любящий муж, дело­вой человек и т. п.)? Кто является лидером и находится в более “высокой” социальной позиции?

3. Есть ли у беседы “второй план”, подтекст и какой?

4. Естественно ли ведут себя собеседники? Если у вас впе­чатление, что нет, почему оно возникает? За счет чего поведе­ние неестественно: личностные особенности одного из собесед­ников? Тема, содержание и другие признаки, самого общения? Эмоциональное напряжение? и т. д.

Попытайтесь предсказать конец беседы. Конфликт? Кто распрощается и уйдет первым? “Техника” прощания: кивок, рукопожатие, поцелуй и др. Если беседа происходит в кафе или аналогичном месте, кто расплатился? Кто поднимается первым? Кто пропустит другого вперед при выходе?

Эти и другие аналогичные упражнения помогут вам раз­вить у себя наблюдательность, внимательность, зоркость в об­щении, которая так необходима при организации плодотворных взаимоотношений с разными людьми.

Следующий компонент общения — перцептивный — вос­приятие человека человеком.

Воспринимать себя, знать свои силы и возможности столь же необходимо будущему социальному работнику, как и знать других людей, с которыми он взаимодействует. Для самоанали­за по восприятию себя и другого в контексте общения можно использовать следующие позиции, рекомендуемые психологом JI. А. Петровской.

1. Восприятие себя через соотношение (сравнение, разли­чение) себя с другими.

2. Восприятие себя через восприятие себя другими (иметь представление, как воспринимают тебя другие люди, как оце­нивают личность, деятельность, поступки).

3. Восприятие себя через результаты собственной деятель­ности (самооценка себя как личности через свою деятельность, дела, поступки и их мотивы).

4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутрен­них состояний (самоанализ себя, своей личности, черт характе­ра через анализ внутренних состояний: чувств, эмоций, преоб­ладающего настроения, экстравертности и интровертности в общении и т. д.).

5. Непосредственное восприятие собственного внешнего об­лика (самооценка своей внешности может быть завышена, за­нижена и адекватна: это порой зависит от объективных факто­ров и субъективных мотивов).

В развернутом виде в общении можно выделить такие эта­пы общения:

- установление контакта;

- ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т. д.);

- обсуждение вопроса, проблемы;

- принятие решения;

- выход из контакта.

Стереотипы первого впечатления. Что формирует наши первые впечатления о человеке?

- его внешний вид;

- репутация;

- манера говорить;

- несловесное поведение и т. д.

Внешний вид для человека очень важен. Его лицо, фигура, одежда и даже запах — все это активно формирует восприятие человека человеком. “Слава впереди бежит” — гласит посло­вица.

Поза, выражение лица, жесты — все это сигналы для форми­рования оценок о человеке. Неречевое поведение говорит о мно­гом, но неоднозначно. Поэтому не всегда можно полагаться в оцен­ке человека только на его мимику, позу, улыбку и т. д. Эффект пер­вичности дает информацию не только о человеке, но и информа­цию о коллективе. Так, вновь назначенному руководителю часто говорят: “Опирайся на И... — не подведет, остерегайся П...” и т. д. И такая установка бывает необъективной и может помешать но­вому руководителю в первоначальных действиях и анализе рабо­ты как отдельных педагогов, так и коллектива в целом.

Эффект ореола. Это влияние первоначального впечатления о человеке на дальнейшее его восприятие. Если сформировано благоприятное впечатление о человеке, то в последующих оцен­ках положительные качества этого человека часто переоцени­ваются (награждают часто одних и тех же людей в коллективе), а отрицательные качества или поступки либо не замечаются, либо оправдываются. И оценка детей порой более объективна, чем оценка взрослого, который “отягощен” жизненным опытом, а также эффектом первичности или ореола.

Итак, какие же трудности (барьеры) в рассматриваемых компонентах общения мешают строить оптимальные профес­сионально-деловые, межличностные отношения в коллективе? Исследователь Н.Г. Зима выделяет следующие трудности в на­лаживании коммуникации между людьми:

- коммуникативные трудности: отсутствие или искажение информации;

- интерактивные трудности: низкий уровень культуры об­щения, отсутствие психологического контакта, неадекватные приемы воздействия;

- перцептивные трудности: отсутствие способности воспри­нимать партнеров по общению, отрицательные установки;

- индивидуально-психологические особенности общающих­ся: необщительность, скрытность, агрессивность и др.

Порождает трудность общения дефицит информации или ЛОЖНАЯ (искаженная) информация, идущая как от руково­дителя, так и от подчиненных.

Известная книга Д. Карнеги “Как завоевывать друзей и ока­зывать влияние на людей” любима и читаема людьми всех воз­растов и профессий. Около века прошло, как написаны шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Они просты, но всегда ли руководствуемся мы ими в отношениях и общении с коллегами, сотрудниками, клиентами?

Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

Правило 2. Улыбайтесь.

Правило 3. Помните, что имя человека — это самый сладо­стный и самый важный для него звук на любом языке.

Правило 4. Будьте хорошими слушателями. Поощряйте других говорить о самих себе.

Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собесед­ника.

Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его зна­чительности и делайте это искренне.

За последние десятилетия заметно повысился интерес к невербальным способам общения. Невербальный компонент иг­рает важную роль в общении и осуществляется без участи речи. Пространственное расположение, мимика, взгляд, позы, движе­ния (жесты), тембр и тон голоса, темп речи — иногда это наи­лучшие показатели того, что происходит с человеком. Язык тела порой даже больше, чем слова (по крайней мере правдивее, так как сознательно управлять невербальными проявлениями дос­таточно тяжело), дает нам информацию о физическом и пси­хологическом состоянии партнера, об эмоциональном отноше­нии человека к чему-либо и кому-либо, о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации.

В качестве первой важной характеристики для установле­ния контакта выступает организация пространства между парт­нерами, т. е. то, как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Обычно, чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Каждый человек имеет собственное личное про­странство, определяющее то расстояние, на которое позволено приблизиться партнеру. Это пространство, без сомнения, обе­регается столь же ревностно, как и честь имени.

Чтобы не допустить подобной ошибки, обратите внимание на нормы приближения к партнеру по общению, установленные экспериментально. Для нашей культуры приближение на рас­стояние 45 см и менее возможно, когда отношения довольно ин­тимны (приближаться на данное расстояние позволено в тех видах спорта, где предполагается касание тел противников). 45-120 см — расстояние дружеских отношений. Необходимое рас­стояние неформальных социальных и деловых отношений, а также первого контакта варьируется от одного до полутора мет­ров (по некоторым данным, до 3,7 м).

Выражение лица — главный показатель чувств. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

- удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

- страх — приподнятые и сведенные над переносицей бро­ви, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть от­крыт;

- гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

- отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

- печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

- счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Установку и чувства человека можно определить по мото­рике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движе­ниям. Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непри­нужденную позу (такую позу принимают и люди с более высо­ким положение, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись набок).

В результате исследования, проведенного в США доктором Дж. Клором и его коллегами, был создан список поведенческих признаков, отражающих антипатию. К ним относятся:

- хмурый вид;

- нежелание смотреть в глаза собеседнику;

- хождение с места на место;

- зевота;

- усмешка;

- ковыряние в зубах;

- покачивание головой;

- чистка ногтей.

При общении социальному работнику следует анализиро­вать некоторые виды жестов клиента:

- жесты оценки — почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание и др.;

- уверенности — соединение пальцев в купол пирамиды; рас­качивание на стуле;

- нервозности и неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами;

- самоконтроля — руки сведены за спину, одна при этом сжи­мает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотники;

- отрицания или защиты — сложенные на груди руки, откло­ненный назад корпус, потрагивание кончика носа;

- ожидания — потирание ладоней;

- расположения — прикладывание руки к груди, прерывис­тое расположение к собеседнику и др.;

- доминирования — жесты, связанные с выставлением боль­ших пальцев напоказ, резкие взмахи.

- неискренности, неприятия — прикрывание рукой рта, при­косновение к носу, поворот корпуса в сторону от собеседника, блуждающий взгляд.

И в заключение следует напомнить пожелания психотера­певта В. Леви, которые помогут сделать общение более успеш­ным в нашей деятельности, работая над собой:

- уверенность в себе. Нужное самочувствие в любом поло­жении, с любым человеком;

- умение слушать и смотреть, непрерывное тонкое ощуще­ние собеседника;

- творческая вежливость;

- равновесие серьезности с юмором;

- как во всяком искусстве: ничего лишнего, плюс то самое “чуть-чуть”;

- дар привлекать людей, обаяние;

- достоинство;

- естественность, искренность;

- непрерывная инициатива в создании психологической ат­мосферы;

- чувство меры;

- говорить с каждым на его языке;

- ответственность минус навязчивость;

- умение доверять.

И в завершение параграфа и обозначенной темы, считаем, следует обратить внимание на понятие “клиент” и его смысло­вое содержание, ибо коммуникация, общение в первую очередь направлены на человека — клиента, обратившегося к социаль­ному работнику.

В соответствии с признанным международным сообществом определением практической социальной работы клиентом со­циальных служб, в которых трудится подавляющее большин­ство социальных работников, может быть практически каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию. Од­нако чаще всего под понятием “клиент” понимаются определен­ные категории населения, нуждающиеся в специфической по­мощи и поддержке, адаптации, реабилитации, а иногда и кор­рекции.

Это дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том чис­ле подвергшиеся жестокому обращению, оставшиеся без надзо­ра; беспризорные, подвергшиеся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающие социально обусловленными заболе­ваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита; дети-инвалиды; дети из числа беженцев; дети, склонные к пра­вонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении; женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию; лица, занимающиеся проституцией; лица, страдающие алкого­лизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веще­ствам; лица, отбывающие и отбывшие наказания в учреждениях системы ГУИН и специальных лечебных учреждениях; лица по­жилого и старческого возраста; инвалиды; беженцы, вынужден­ные мигранты; лица, попавшие в особо сложные условия вслед­ствие природных и техногенных катастроф; лица — участники боевых действий; лица, пострадавшие от терроризма и бандитиз­ма; безработные; лица без определенного места жительства.

В конечном счете уникальность социальной работы в отли­чие от других профессий, предназначенных для оказания по­мощи людям, в том, чтобы способствовать достижению измене­ний во взаимодействиях между людьми и окружающим их ми­ром. Каждому клиенту свойственны определенные личностные характерные черты, которые должны быть обнаружены и за­действованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работ­ника отдельная личность, группа, семья или более крупная со­циальная структура, ей будут свойственны особые потребнос­ти, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждую ситуацию делают по- истине уникальной.

К тому же клиенты не находятся в вакууме. Их непосред­ственное окружение также оказывает на них свое влияние. В не­посредственное окружение могут входить друзья, семья, работ­ники школы, работодатели, соседи и все те, кто просто хочет ока­зать помощь, как профессиональную, так и непрофессиональную, непосредственно, от всего сердца, руководствуясь своими знани­ями и жизненным опытом. Вследствие того, что непосредствен­ное окружение также вносит свой вклад в решение проблемы, необходимо в интегральное понятие клиента социальной работы включить и непосредственных участников этого социального ок­ружения, к помощи которых можно будет прибегнуть в ходе ра­боты с клиентом. В подходах к клиенту социальной работы необ­ходимо иметь представление как об общих проблемах, объеди­няющих обращающихся за помощью к социальному работнику людей, входящих в обобщенное понятие “клиент”, так и о специ­фических проблемах каждого клиента, составляющего ту или иную целевую группу социальной работы.

Вопросы и задания

1. Что такое общение? Какие типы общения вы можете на­звать.

2. Охарактеризуйте виды общения.

3. Нарисуйте и обоснуйте портрет “гения общения”.

4. Представьте различную типологию людей в общении.

5. Какова роль невербального поведения в общении соци­ального работника и клиента?

6. Приведите примеры, характеризующие невербальное поведение в общении. Отразите это состояние реально.

7. Представьте письменно (или устно) анализ состояния об­щения, коммуникации в коллективе, когда вы вели ваш репор­таж с практической площадки: а) руководитель; б) специалист; в) клиент и т. д.

8. Проведите диалог (на любую обозначенную проблему) “социальный работник — клиент”.

Литература

1. Баркер Р. Словарь социальной работы / Пер. с англ. — М., 1995.

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

3. Бочарова В. П. Педагогика социальной работы. — М.: SVP Аргус, 1994.

4. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Пси­хотехники: Учеб. пособие. — М.: Ось-89, 2000.

5. Введение в социальную работу: Теоретические и приклад­ные аспекты: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н. Г. Стойко. — Крас­ноярск, 1998.

6. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обуче­ния //Современная высшая школа. — 1982. — № 3.

7. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер, 2008.

8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.

9. Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социаль­ного работника // Российский журнал социальной работы. — № 1, — 1995.

10. Кравченко А. И. Социальная работа: Учебник. — М.: ТК “Велби”; Проспект, 2008.

11. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной ра­ботой в России. — М.: Наука, 1995.

12. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и под­готовки специалистов. Учеб. пособие. — М.: Московский психо- лого-социальный институт, 2002.

13. Основы социальной работы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академия, 2007.

14. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Пав­ленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001.

15. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Пав­ленок. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.

16. Павленок П. Д. Введение в профессию “Социальная рабо­та”. — М.: ИНФРА-М, 1998.

17. Павленок П. Д. Краткий словарь терминов по социальной ра­боте // Введение в профессию “Социальная работа”. — М., 1998.

18. Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.

19. Павленок П. Д. Основы теории социальной работы. М., 1998.

20. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. — М.: Институт социальной работы, 1997.

21. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д.ист.н., проф. Е. И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1997.

22. Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. академика РАН В. И. Жукова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во РГСУ, 2008.

23. Социальная работа: введение в профессиональную деятель­ность: Учеб. пособие / Отв. ред. А. А. Козлов. — М.: Логос, 2004.

24. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2004.

25. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н. Ф. Басова. — М.: ИТК “Дашков и К°”, 2009.

26. Социальная работа: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

27. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. посо­бие. — М.: Академ, проект, 2002.

28. Топчий Л. В. Отечественные исследователи проблем соци­альной работы: Словарь персоналий (1992-2000 гг.). — М., 2005, 2006.

29. Топчий Л. В. Теория социальной работы в основных поня­тиях и схемах. — М.: РГСУ, 2008.

30. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ГИЦ “ВЛА- ДОС”, 2000.

31. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России: Учеб. пособие. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2007.

32. Холостова Е. И. Практикум по социальной работе. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2007.

33. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная рабо­та: Учеб. пособие. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2007.

34. Холостова Е. И. Социальная работа: Учеб. пособие. — М.: ИТК “Дашков и К°”, 2004.

35. Шмелева Н. Б., Донина О. И. Педагогические основы соци­альной работы. — УлГУ, 2001.

36. Шмелева Н. Б. Личность -— профессионализм — деятель­ность в социальной сфере. — 2-е изд., доп. — УлГУ, 2007.

37. Шмелева Н. Б. Формирование и развитие личности соци­ального работника как профессионала: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. —УлГУ, 2007.

38. Шмелева Н. Б. Формирование и развитие личности соци­ального работника как профессионала. Учеб. пособие. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2004.






Сейчас читают про: