double arrow
Нравственно-этические ценности; профессиональные функции и роли в деятельности социального работника

Одно из величайших заблуждений

при суждениях о человеке в том,

что мы называем, определяем человека

умным, глупым, добрым, злым, сильным,

слабым, а человек есть все...

JI. Н. Толстой

Понятие “ценности” распространено во многих отраслях человеческого знания и в различных сферах социальной прак­тики. Смысл этого слова вполне адекватен самому термину “цен­ность” — то, что мы ценим.

Понятие “ценностные ориентации” имеет неодинаковое зна­чение в различных областях науки. Тем не менее Б. Г. Ананьев, подчеркивая связующий, обобщающий характер изучения цен­ностных ориентаций, писал: “Имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром являются ценностная ориен­тация групп и личности, общность целей деятельности, жизнен­ная направленность или мотивация поведения людей”.

Роль и место ценностных ориентаций в профессиональном и личностном развитии значительны. В связи с этим необходи­мо особо выделить некоторые аспекты ценности не только лич­ности, но и профессиональной деятельности, что позволяет обо­значить их взаимодействие и сочетание ценностных ориента­ций личности и деятельности. Выделяя ценностные ориентации профессиональной деятельности, мы тем самым подчеркиваем не только системное единство, целостность развития личности и деятельности, но и отводим им определенную роль в достиже­нии профессионализма, мастерства личности и деятельности.




Каждая профессия характеризуется общими и специфи­ческими, присущими только ей ценностями. Особенности про­фессиональных ценностей обусловлены ролью и статусом про­фессии в жизни общества и отдельного человека.

В мире существуют общепринятые ценности социального работника — это обычаи, этические стандарты и принципы, су­щественные для данной культуры, группы людей или индиви­да. Среди специфических ценностей социальных работников как профессиональной группы приоритетными считаются стремле­ние к преимуществу индивида по отношению к обществу, ува­жение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиента­ми, готовность к передаче знаний и умений другим, уважение к индивидуальным и групповым различиям, стремление к разви­тию способностей подопечного помогать себе самому и др.

Под ценностями профессиональной деятельности “Соци­альная работа” мы понимаем ведущую потребность служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует (аккумулирует) профессионально-личностную активность со­циального работника в достижении этой гуманитарной цели.



В основе этики социального работника лежат следующие основные принципы и нормы морали:

- гуманизм и безусловное уважение к человеку;

- обостренное чувство профессионального долга;

- обостренное чувство добра и справедливости;

- добросовестность и вежливость, терпимость;

- честность и порядочность.

Ценности самодостаточного типа являются ценностями- целями в себе и характеризуются: многоплановым, полифункциональным характером социальной работы, приобретаемым в последние годы статусом и значимостью этой профессии, высо­кой ответственностью перед людьми и обществом, самоутвер­ждением себя в качестве профессионала-мастера, гуманностью и желанием помочь человеку и др.

Ценности инструментального типа служат средством дос­тижения ценностей-целей: признание актуальности професси­ональной социальной работы в нашем обществе, соответствие интересов, склонностей, способностей личности специалиста характеру профессиональной деятельности, профессиональный рост, продвижение по службе и др.

Эти ценности предусматривают овладение теоретическим основанием смежных предметов (социология, психология, ме­дицина, педагогика, право и др.) и теорией, технологией соци­альной работы, составляющими основу профессионального об­разования. Структурный и качественный анализ ценностей рассматриваемой профессиональной деятельности обнаружи­вает их комплексно-интегрированный характер, гуманистичес­кую природу и сущность (доброта, милосердие, благотворитель­ность, помощь нуждающимся и др.).

Взяв за основу характерные потребности личности и соот­неся их с новой профессией — “Социальная работа”, ее гумани­стическим смыслом, можно обозначить следующие группы цен­ностей:

- ценности, отражающие специфику профессиональной де­ятельности альтруистического характера (помоги другому, нуж­дающемуся в твоей поддержке слабозащищенному человеку);

- ценности этической ответственности перед профессией (социальный работник защищает достоинство и целостность профессии; придерживается и умножает этические принципы, нормы, знания и миссию социальной работы, которая, как и лю­бая отрасль знаний, находится в процессе постоянного разви­тия и обогащения и др.);

- ценности, связанные с потребностью самореализации, са­моутверждения и самосовершенствования в профессиональной деятельности и личности социального работника.

Именно гуманистический идеал — самоценность личности — определяет смысл и значение этой деятельности, а ее ценности в связи с этим отражают признание гармонии общественных и личных интересов, осознание труда как высшего смысла жиз­ни, признание приоритета общечеловеческих ценностей (исти­на, здоровье, мир, милосердие, добро, помощь нуждающимся и др.).

В профессиональной деятельности социального работника противопоказаны следующие антиподы морали:

- бюрократизм и волокита;

- черствость и равнодушие к личности;

- несправедливость;

- разрыв слова и дела;

- высокомерие;

- взяточничество, коррупция.

Особую роль практической этики социального работника играют нравственная культура, как внутренняя, так и внешняя:

- внешний вид работника;

- внешний вид помещения;

- удобство для посетителей;

- психологическая атмосфера доверия к посетителю.

В основе деятельности социального работника лежат опре­деленные нормы, правила, требования к его личности и деятель­ности. Эти нормы закреплены в этическом кодексе социального работника. В этот период этический кодекс выступает не как желательное явление, а как обязательное. В межличностном кон­такте социального работника и клиента он выступает как “неви­димый третий”, внутренний профессиональный цензор, позво­ляющий социальному работнику рефлексировать действия и поступки, их профессиональную направленность, контролиро­вать свою профессиональную компетентность. Отсюда не случай­но, что многие требования этического кодекса направлены на реф­лексию профессионального “я” социального работника.

Такой аспект в этическом кодексе, как категорический им­ператив, в истории профессии появляется впервые. Он направ­лен не только на клиента, но и на личностную сферу професси­онала, к его субъективному “я”.

Профессионально-этический кодекс социального работни­ка соединил в себе те этические установки, которые вырабаты­вались на всем протяжении становления и формирования этой профессии. Он содержит следующие принципы.

1. Преимущество индивида по отношению к обществу.

Социальный работник не только помогает индивиду, но он его защищает, помогает клиенту возобновить связи с обществом, войти в него, быть его полноправным членом. Только в отдель­ных случаях, когда клиент нарушает закон, социальный работ­ник защищает интересы общества.

2. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом.

Та информация, которую получает социальный работник от клиента, не может быть предметом обсуждения в других ме­стах, так как это может изменить жизненный сценарий личнос­ти, привести к ухудшающим последствиям его существования. Аналогичный принцип существует и в практике церкви, и в ме­дицинской практике. Это общий гуманистический подход, вы­работанный в процессе развития цивилизации. Так как конфи­денциальность — один из способов защиты клиента перед кем-либо, то социальная защита — неотъемлемая функция социаль­ного работника.

3. Готовность отделить личные чувства от профессио­нальных отношений.

Это один из наиболее сложных для выполнения пунктов. Он связан с тем, что требует работать в определенном режиме, ког­да необходимо отделить “личностный миф”, т. е. свои представ­ления, стереотипы, уже наработанные случаи, от реальной кар­тины, которая существует. Вторая часть этого нормативного требования связана, прежде всего, с контролированием отно­шений между социальным работником и клиентом. Принцип “ты мне, я тебе” недопустим в межличностном взаимодействии, ибо в основе взаимоотношений лежит не принцип взаимозависимо­сти, а принцип взаимоуважения, не потребительские ориенти­ры, а любовь к ближнему, альтруизм.

4. Стремление к социальным изменениям, соответству­ющим социальным познанным потребностям.

Один из подходов, который реализуется в системе социаль­ной работы, связан с изменением среды обитания человека. В идеологии лежит тезис “социальная работа”, т. е. работа по из­менению различных объектов. Не случайно этот принцип, во­шедший с деятельностью основателей, является актуальным и теперь. Социальная активность, которая возводится в необхо­димое условие деятельности социального работника, становит­ся нормативным, нравственным требованием к социальному работнику.

5. Готовность к передаче знаний и умений другим.

Социальный работник — это субъект, который активно по­знает мир через различные формы проявления его. Знания о мире, о процессах должны стать достоянием клиентов, ибо в ас­пекте деятельности социального работника знания являются определенным видом помощи, которые в неразрывной связи соотносятся с умениями. Тем самым подчеркивается, что зна­ние социального работника не является чем-то тайным, закры­тым, эзотерическим: оно служит людям и ради людей.

6. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.

Для социального работника не важны религиозно-этничес­кие различия, психосексуальная ориентация клиента, его ми­ровоззрение в том самом обыденном смысле, что это “хорошо” или “плохо” по отношению к личностным субъективным ориен­тациям самого социального работника. Для него важен сам субъект в его неповторимости жизненного сценария, с его осо­бенностями. Эти различия и ориентации, которые имеет кли­ент, становятся “хорошими” и “плохими” только в том случае, если они мешают самому клиенту, мешают ему нормально фун­кционировать в обществе, в межличностных и межгрупповых взаимодействиях. Такая объективная отстраненность от объекта позволяет социальному работнику достойно и с уважением от­носиться к своему клиенту

7. Стремление к развитию способности клиента помо­гать себе самому.

Это один из важнейших принципов взаимодействия с кли­ентом. Суть его заключается в том, что социальный работник не должен являться постоянным субъектом помощи клиенту. Он должен найти такие резервы у своего подопечного, чтобы они помогли ему самому находить поддержку в мире. Говоря обы­денным языком, социальный работник не должен являться тем “костылем”, на который клиент будет опираться всю свою жизнь. Задача социального работника в том и состоит, чтобы научить своего подопечного восстанавливать утраченные связи с миром, группой и самим собой, мобилизовав внутренние воз­можности клиента.

8. Готовность действовать от имени клиента, несмот­ря на возможные фрустрации.

Представлять субъекта, действовать от его имени являет­ся одной из систем помощи клиенту, защиты его от окружаю­щего мира. Учитывая самоценность субъекта, социальный ра­ботник должен не только понимать, но и принимать другое “я”, которое носит интерперсонализированный характер.

9. Стремление к социальной справедливости, к экономи­ческому, физическому, умственному благосостоянию для всех членов социума.

Интересен “Этический кодекс Национальной ассоциации социальных работников Соединенных Штатов Америки”. Не­сколько примеров.

Основные принципы поведения социального работника.

Благопристойность. Социальный работник должен поддер­живать высокие стандарты личного поведения в профессиональ­ной сфере.

Компетентность. Социальный работник всегда старается быть знатоком в профессиональной практике и специалистом в выполнении профессиональных функций.

Служение. Социальный работник превыше всего ставит служебные обязанности.

Чистота. Социальный работник действует в соответствии с наи­высшими стандартами профессиональной честности и чистоты.

За этими этическими требованиями скрывается предполо­жение о том, что социальный работник любит и ценит свою про­фессию, что он сделал не случайный выбор, что он в определен­ном смысле был призван так же, как может быть призван мис­сионер.

Деятельность социального работника предусматривает широкий спектр сервисных услуг, оказываемых клиентам по их информированию, консультированию, обслуживанию, стимули­рованию. Осуществляя какую-либо услугу, социальный работ­ник может одновременно исполнять одну или несколько функ­ций и ролей.

Социальный работник в своей профессиональной деятель­ности выполняет следующие функции:

- диагностическая — изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень направленности на них микросреды и ставит “социальный диагноз”;

- прогностическая — прогнозирует развитие событий, про­цессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, проек­тирует и вырабатывает определенные модели социального по­ведения человека, окружающего его социума, включение дея­тельности различных институтов, учреждений, организаций;

- правозащитная — использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

- организаторская — способствует организации соци­альных служб на предприятиях и по месту жительства, при­влекает к их работе общественность и направляет деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг на­селению;

- предупредительно-профилактическая — приводит в действие различные механизмы (юридические, психологичес­кие, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и пре­одоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

- социально-медицинская — организует работу по профи­лактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молоде­жи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т. д.;

- социально-педагогическая — выявляет интересы и по­требности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творче­ства и привлекает к работе с ними различные учреждения, об­щества, творческие союзы и т. д.;

- психологическая — оказывает различные виды консуль­тирования и коррекции межличностных отношений, способству­ет социальной адаптации личности, оказывает помощь в соци­альной реабилитации всем нуждающимся;

- социально-бытовая — способствует в оказании необхо­димой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их быта, жилищных условий;

- организационно-коммуникативная — способствует при­влечению добровольных помощников, устанавливает деловые контакты, контакты с нуждающимися, организует обмен инфор­мацией, выработку единой стратегии взаимодействия, воспри­ятия и понимания другого человека.

Принципиальной особенностью социальной работы как про­фессии является ее пограничный характер. Социальный работ­ник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со­держанием жизненных проблем клиента, и возможными путя­ми их решения. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элемен­ты смежных профессий (психологии, социологии, педагогики и т. д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

Еще одна важная особенность социальной работы как про­фессии проявляется в ее посредническом характере, что явля­ется следствием влияния ее на целостного человека и ориента­ции на жизненные проблемы реальных людей.

Основные направления посредничества:

- между клиентом и различными социальными институ­тами;

- между клиентом и другими специалистами;

- между другими специалистами, привлекаемыми к реше­нию жизненных проблем клиента;

- между клиентами.

Рассмотрение профессиональной роли как социальной (срав­нить с межличностной), обусловленной не только местом инди­вида в системе объективных социальных отношений, но и сово­купностью осуществляемых им функций, дает возможность обо­значить уровни профессиональной деятельности социального работника (И. А. Зимняя). К ним относятся: практическая соци­альная работа с клиентом; организация и координация этой ра­боты с клиентом; управление социальной работой на уровне со­циальных служб, департаментов и т. д.; обучение социальной ра­боте; супервизорство в социальной работе; исследования в соци­альной работе. Соответственно можно выделить следующие груп­пы профессиональных ролей: практический социальный работ­ник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, иссле­дователь. Каждая из этих профессиональных ролей предполага­ет, во-первых, специфические способности (например, препода­ватель); во-вторых, каждая роль определяет приоритетную цен­ность формируемых в процессе подготовки умений (например, функция посредника требует иных навыков, чем функция иссле­дователя); в-третьих, каждая профессиональная роль имеет на­бор конкретных функций, реализуемых исполнителем (напри­мер, коммуникативная функция активного слушания входит в функционал практического социального работника).

Можно более подробно рассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.

Прежде всего, социальный работник выступает посредни­ком между клиентом и социумом (Н. С. Данакин). Он содейству­ет, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой — процессу преодоления отчуждения социу­ма от забот реальных людей.

Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

- понимание социальным работником проблем клиента;

- способность социального работника к адекватному выра­жению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

- знание посредником социальных ресурсов, которыми рас­полагают различные учреждения и организации;

- знание социальным работником инструментальных воз­можностей смежных профессий, представители которых при­влекаются к решению жизненных проблем клиента;

- наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работни­ка стать посредником в их общении;

- делегирование клиентом социальному работнику пред­ставительских полномочий;

- делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и орга­низаций;

- признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

- доверие сторон посреднику, что достигается его профес­сионализмом.

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцировано. Профессор И. А. Зимняя, ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывает­ся через функционал.

- Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кри­зисной ситуации) или находящихся в опасности быть подверг­нутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является выявление фак­торов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа “Определитель клиента” (Outreach Worker).

- Брокер (Broker) — социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полез­ны, с целью дать возможность людям использовать систему со­циальных служб и связать эти службы.

- Посредник, “буфер” (Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть раз­ногласия и продуктивно работать вместе.

- Адвокат, защитник (Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслужи­вание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции це­лого класса людей и/или сегмента общества.

- Оцениватель (Evaluator) — социальный работник, кото­рый собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп, сообществ; помогает принять решение для действия.

- Мобилизатор (Mobilizer) — социальный работник, кото­рый собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

- Учитель (Teacher) — социальный работник, который пере­дает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

- Корректор поведения (Savior Charger) — социальный ра­ботник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

- Консультант (Consultant) — социальный работник, кото­рый действует совместно с другими работниками или агентства­ми с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.

- Проектант сообществ (Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности со­обществ.

- Менеджер информации (Data manager) — социальный ра­ботник, который собирает, классифицирует и анализирует дан­ные о социальной среде.

- Администратор (Administrator) — социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (про­ектом) или социальной службой.

- Практик (Caregwer) -— социальный работник, который обес­печивает конкретную постепенную помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах.

Функционал этих ролей достаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условия практической работы — с детьми, подростками, пенсионерами, безработными, инвалида­ми и т. д. возникает возможность повышения эффективности профессиональной деятельности социального работника.

Итак, социальный работник должен:

- иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, эко­номики и организации производства, законодательства, инфор­матики и математической статистики;

- обладать достаточно высокой общей культурой, быть вы­сокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хо­роших знаний в области литературы, музыки, живописи и т. д.;

- владеть информацией о современных политических, со­циальных и экономических процессах в обществе, иметь широ­кую осведомленность о различных социальных группах насе­ления;

- обладать супервидением, т. е. предвидеть последствия своих действий, не попасть “на удочку клиента”, твердо прово­дить в жизнь свою позицию;

- обладать определенной социальной приспособленностью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в сове­тах специалиста социальной сферы). Необходимо уметь контак­тировать и располагать к себе “трудных” подростков, сирот, инвалидов, престарелых, людей, находящихся на реабилитации, и т. д.;

- иметь профессиональный такт, способный вызывать сим­патию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интим­ные стороны жизни человека;

- обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, избегать невротических отклоне­ний в собственных оценках и действиях и, несмотря на возмож­ные неудачи (реакции не по существу, отказы и т. п.), уметь доб­росовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, добро­желательным и внимательным к подопечному;

- уметь принимать нужное решение в неожиданных ситу­ациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчи­во их излагать.

Исследования, анализ практики показывают, что значи­тельная часть просчетов и трудностей в социальной работе оп­ределяется недостаточно высоким уровнем коммуникативной культуры работающих кадров в социальных службах.

Особенности коммуникации (успех или поражение) зави­сят и проявляются в установлении отношений между людьми. Различают симметричные и доминирующие отношения, кото­рые находят место в социальной практике. Первый вид отноше­ний характерен для равных партнеров, взаимно заинтересован­ных общением, контактом. Отношения доминирования предпо­лагают преобладание в общении одного партнера над другим, что нередко ставит последнего в отношение зависимости или унижения. Это два крайних типа отношений. Но необходимо найти оптимально верную технологию общения для той или иной ситуации, владея знаниями (культурой, техникой контакта, ком­муникации), опытом.

Вариантность и маневренность — составляющие тактики как для делового, так и межличностного общения.

Выбрать правильную стратегию взаимодействия социаль­ного работника с клиентом или с представителем государствен­ных и общественных структур помогут следующие требования:

- предельное внимание к чужим мыслям и словам;

- корректность и чувство такта при несогласии с партнером;

- отсутствие категоричности;

- умение слышать то, что скрыто за словами;

- умение высказать свои мысли ясно, просто, лаконично.

Но статус социального работника, репутация его профес­сии зависят не только от его профессиональной компетентнос­ти, коммуникативной культуры, но и от умения “себя подать” (самопрезентовать). Мы полагаем, что данный аспект очень ва­жен и эффективен в профессиональной деятельности социаль­ного работника.

Умением правильно (адекватно ситуации) подать себя дол­жен владеть специалист в любой сфере социального взаимодей­ствия. Эта проблема находит значительный интерес у зарубеж­ных исследователей.

В частности, У. Джеймс писал: “Люди ведут себя опреде­ленным образом, чтобы у других сложился соответствующий взгляд на них”; Д. Мид: “Человек предъявляет разные аспекты “Я” для разных людей, чтобы показать свои лучшие стороны или произвести хорошее впечатление”; Э. Гоффман: “Правиль­но выполненная роль дает исполнителю возможность получе­ния личной выгоды — одобрение окружающих” и др.

В современной литературе самопрезентация (самопредъявление) описывается как “управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа дру­гим людям” (Демина Л.Д. Введение в психологические пробле­мы социальной практики. Барнаул, 1994).

Важное значение для эффективной самопрезентации име­ют внешний облик, манера поведения. Харизматические особен­ности личности: обаяние, приветливость, эмпатичность, рефлек­сивность, коммуникативность, одежда, окружающая обстанов­ка, цветовая гамма и другие приемы искусства самопрезентации, несомненно, помогут социальному работнику в утвержде­нии своего профессионально-личностного статуса.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ори­ентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые соци­альные работники чувствуют себя “комфортно” в конфликтных ситуациях, другие чувствуют себя увереннее в ситуациях со­трудничества и взаимопомощи. Одни умело обращаются с мно­гословными, говорливыми клиентами, другие легче “находят язык” с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрес­сивное, враждебное отношение к себе, другие — нет. Одни бо­лее отзывчивы к детям, другие более сочувственны к людям по­жилого возраста. Роль личностных качеств социального работ­ника значительна в его профессиональной работе.

Вопросы и задания

1. Какова роль ценностных ориентаций в деятельности со­циального работника?

2. Какие этические основы необходимо выполнять социаль­ному работнику?

3. Перечислите и охарактеризуйте функции в деятельнос­ти социального работника.

4. Какова роль профессионально-этического кодекса в под­готовке социального работника?

5. Назовите этические принципы, регулирующие взаимо­отношения социального работника со своими клиентами.

6. Перечислите профессиональные роли, которые выполня­ет социальный работник в своей деятельности.






Сейчас читают про: