Железные дороги Царицына-Сталинграда-Волгограда
На главном ходу русской истории.
(1843-1945 гг.)
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Зарождение и эволюция железных дорог в регионе во II-ой половине XIX в.
Процесс строительства и эксплуатации железнодорожных коммуникаций в Нижнем Поволжье
Решение кадровых и социально-бытовых условий работников магистралей
Обеспечение правопорядка на железных дорогах Нижней Волги
Глава 2. Особенности функционирования железных дорог Нижней Волги в 1905 – 1917 гг.
Деятельность железнодорожников региона в период Первой русской революции 1905 – 1907 гг.
Работа железнодорожного транспорта Нижнего Поволжья в военные годы.
Глава 3. Деятельность железнодорожников региона в период установления и укрепления власти большевиков.
Участие железнодорожников региона в революционных событиях и в установлении Советской власти в регионе.
Использование железных дорог большевистскими и антибольшевистскими армиями в борьбе за Нижнее Поволжье.
Восстановление железнодорожной сети региона после окончания боевых действий Гражданской войны.
Формирование социалистических трудовых традиций сталинградских железнодорожников в период индустриализации и коллективизации (1928-1941 гг.)
Глава 4 Участие железнодорожников в перестройке экономики
Нижней Волги на военный лад (июнь 1941 - июль 1942 гг.)
Деятельность железнодорожников региона
По обеспечению перевозок в первый военный год
Работа железнодорожников армии и тыла по
Строительству новых стратегических магистралей
Глава 5. Вклад железнодорожных войск и специальных
Формирований НКПС в Сталинградскую победу
Работа прифронтовых магистралей в период обороны
Сталинграда
Обеспечение контрнаступления советских войск под
Сталинградом
Глава 6. Работа по восстановлению железнодорожных
Коммуникаций Нижнего Поволжья в 1943 - 1945 гг. 6.1 Участие в восстановлении магистралей
Решение кадровых и социальных вопросов на
Железнодорожном транспорте региона
Заключение
Введение
Развитие железнодорожного транспорта в регионе Нижнего Поволжья было обусловлено его географическим положением. С древних времен междуречье Волги и Дона являлось перекрестком водных и сухопутных путей. Здесь располагались наиболее удобные перевозы и волоки между реками.
После отмены крепостного права Россия вступила на путь капиталистических отношений. Падение крепостничества способствовало в городах Нижнего Поволжья, как и по всей стране, росту капиталистической промышленности. В этом отношении, Нижнее Поволжье с его географическим расположением, возросшим спросом на предметы промышленного производства и ростом рынка рабочей силы в сельском хозяйстве – все это, выдвинуло как острую необходимость устройства надежных транспортных средств.
Актуальность работы заключается в том, что железнодорожный транспорт нашей страны, и в частности нашего региона – Нижней Волги в течение полутора веков был и остается важнейшей отраслью народного хозяйства, основополагающим фактором её экономического, политического и военного развития. Железные дороги объединили в единое целое бескрайние просторы нашей Родины, надежно соединив между собой различные регионы, места производства и потребления, значительно облегчив, ускорив и удешевив доставку сырья и товаров. Железнодорожный транспорт стал основным сухопутным средством перевозки пассажиров, надежным дублером замерзающего каждую зиму Волжского речного пути. Проведение железных дорог создавало благоприятные условия для мощного подъема металлургии и машиностроения, быстрого расширения товарного сельскохозяйственного производства. Также железные дороги имели большое значение в революционных событиях, в событиях связанных со становлением советской власти в Нижнем Поволжье и конечно же в героической обороне Царицына и Сталинграда, где довольно широко использовались бронепоезда.
Инициатива введения нового вида транспорта, связанного с огромными капиталовложениями и самыми передовыми научно-техническими достижениями того времени, принадлежала предпринимателям и ученым-изобретателям, нередко совмещавшим в одном лице обе этих ипостаси. По мере совершенствования железные дороги срочностью доставки заметно стали превосходить гужевые и водные перевозки, а дешевизной — гужевые. Эти достоинства делали все более привлекательными для предпринимателей вложения капитала в железнодорожное дело. Железные дороги постепенно превращались в монопольные средства сообщения, выдержать конкуренцию с которыми традиционным водным и сухопутным путям становилось все труднее.
Изучение железных дорог и железнодорожного транспорта помогает разобраться во многих вопросах, связанных с развитием экономики, промышленности, развитии городов и сел. Связывая воедино города и села, губернии и области железные дороги являются не только базисом развития государства, но и представляют собой фокус ментального, нравственно-психологического состояния того общества, нуждам которого служат.
Предметом настоящей работы является деятельность железнодорожного транспорта в пореформенной России. Объектом соответственно является история деятельности железных дорог Нижнего Поволжья, как организации связующей Центр страны с его юго-восточной окраиной. Целью работы является изучить строительство железных дорог в нашем регионе, их генезис, а также выявление специфических особенностей развития железных дорог в отдельные исторические периоды.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. исследовать процесс строительства железных дорог в Нижнем Поволжье, рассмотреть влияние, оказанное на экономику региона постройкой железных дорог;
2. проследить социальные изменения, происходившие на строительстве железных дорог в Нижнем Поволжье;
3. изучить функционирование железных дорог Нижней Волги в 1859 – 1945 гг., а также оценить влияние, оказанное революциями и войнами на местные магистрали;
4. исследовать роль железнодорожного транспорта региона в обеспечении боеспособности Российской и Красной (Советской) Армии в период войн ХХ века;
5. изучить процесс восстановления и обеспечения жизнедеятельности железных дорог Нижнего Поволжья после разрушений, нанесённых боевыми действиями;
6. обобщить основные направления трудовой и творческой активности работников железных дорог по усовершенствованию методов труда, в решении кадровых и социальных вопросов.
Настоящая работа состоит из введения, шести глав, заключения, а также списка используемой литературы и приложения.