Введение. Железные дороги Царицына-Сталинграда-Волгограда

Железные дороги Царицына-Сталинграда-Волгограда

На главном ходу русской истории.

(1843-1945 гг.)

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Зарождение и эволюция железных дорог в регионе во II-ой половине XIX в.

Процесс строительства и эксплуатации железнодорожных коммуникаций в Нижнем Поволжье

Решение кадровых и социально-бытовых условий работников магистралей

Обеспечение правопорядка на железных дорогах Нижней Волги

Глава 2. Особенности функционирования железных дорог Нижней Волги в 1905 – 1917 гг.

Деятельность железнодорожников региона в период Первой русской революции 1905 – 1907 гг.

Работа железнодорожного транспорта Нижнего Поволжья в военные годы.

Глава 3. Деятельность железнодорожников региона в период установления и укрепления власти большевиков.

Участие железнодорожников региона в революционных событиях и в установлении Советской власти в регионе.

Использование железных дорог большевистскими и антибольшевистскими армиями в борьбе за Нижнее Поволжье.

Восстановление железнодорожной сети региона после окончания боевых действий Гражданской войны.

Формирование социалистических трудовых традиций сталинградских железнодорожников в период индустриализации и коллективизации (1928-1941 гг.)

Глава 4 Участие железнодорожников в перестройке экономики

Нижней Волги на военный лад (июнь 1941 - июль 1942 гг.)

Деятельность железнодорожников региона

По обеспечению перевозок в первый военный год

Работа железнодорожников армии и тыла по

Строительству новых стратегических магистралей

Глава 5. Вклад железнодорожных войск и специальных

Формирований НКПС в Сталинградскую победу

Работа прифронтовых магистралей в период обороны

Сталинграда

Обеспечение контрнаступления советских войск под

Сталинградом

Глава 6. Работа по восстановлению железнодорожных

Коммуникаций Нижнего Поволжья в 1943 - 1945 гг. 6.1 Участие в восстановлении магистралей

Решение кадровых и социальных вопросов на

Железнодорожном транспорте региона

Заключение

Введение

Развитие железнодорожного транспорта в регионе Нижнего Поволжья было обусловлено его географическим положением. С древних времен междуречье Волги и Дона являлось перекрестком водных и сухопутных путей. Здесь располагались наиболее удобные перевозы и волоки между реками.

После отмены крепостного права Россия вступила на путь капиталистических отношений. Падение крепостничества способствовало в городах Нижнего Поволжья, как и по всей стране, росту капиталистической промышленности. В этом отношении, Нижнее Поволжье с его географическим расположением, возросшим спросом на предметы промышленного производства и ростом рынка рабочей силы в сельском хозяйстве – все это, выдвинуло как острую необходимость устройства надежных транспортных средств.

Актуальность работы заключается в том, что железнодорожный транспорт нашей страны, и в частности нашего региона – Нижней Волги в течение полутора веков был и остается важнейшей отраслью народного хозяйства, основополагающим фактором её экономического, политического и военного развития. Железные дороги объединили в единое целое бескрайние просторы нашей Родины, надежно соединив между собой различные регионы, места производства и потребления, значительно облегчив, ускорив и удешевив доставку сырья и товаров. Железнодорожный транспорт стал основным сухопутным средством перевозки пассажиров, надежным дублером замерзающего каждую зиму Волжского речного пути. Проведение железных дорог создавало благоприятные условия для мощного подъема металлургии и машиностроения, быстрого расширения товарного сельскохозяйственного производства. Также железные дороги имели большое значение в революционных событиях, в событиях связанных со становлением советской власти в Нижнем Поволжье и конечно же в героической обороне Царицына и Сталинграда, где довольно широко использовались бронепоезда.

Инициатива введения нового вида транспорта, связанного с огромными капиталовложениями и самыми передовыми научно-техническими достижениями того времени, принадлежала предпринимателям и ученым-изобретателям, нередко совмещавшим в одном лице обе этих ипостаси. По мере совершенствования железные дороги срочностью доставки заметно стали превосходить гужевые и водные перевозки, а дешевизной — гужевые. Эти достоинства делали все более привлекательными для предпринимателей вложения капитала в железнодорожное дело. Железные дороги постепенно превращались в монопольные средства сообщения, выдержать конкуренцию с которыми традиционным водным и сухопутным путям становилось все труднее.

Изучение железных дорог и железнодорожного транспорта помогает разобраться во многих вопросах, связанных с развитием экономики, промышленности, развитии городов и сел. Связывая воедино города и села, губернии и области железные дороги являются не только базисом развития государства, но и представляют собой фокус ментального, нравственно-психологического состояния того общества, нуждам которого служат.

Предметом настоящей работы является деятельность железнодорожного транспорта в пореформенной России. Объектом соответственно является история деятельности железных дорог Нижнего Поволжья, как организации связующей Центр страны с его юго-восточной окраиной. Целью работы является изучить строительство железных дорог в нашем регионе, их генезис, а также выявление специфических особенностей развития железных дорог в отдельные исторические периоды.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

1. исследовать процесс строительства железных дорог в Нижнем Поволжье, рассмотреть влияние, оказанное на экономику региона постройкой железных дорог;

2. проследить социальные изменения, происходившие на строительстве железных дорог в Нижнем Поволжье;

3. изучить функционирование железных дорог Нижней Волги в 1859 – 1945 гг., а также оценить влияние, оказанное революциями и войнами на местные магистрали;

4. исследовать роль железнодорожного транспорта региона в обеспечении боеспособности Российской и Красной (Советской) Армии в период войн ХХ века;

5. изучить процесс восстановления и обеспечения жизнедеятельности железных дорог Нижнего Поволжья после разрушений, нанесённых боевыми действиями;

6. обобщить основные направления трудовой и творческой активности работников железных дорог по усовершенствованию методов труда, в решении кадровых и социальных вопросов.

Настоящая работа состоит из введения, шести глав, заключения, а также списка используемой литературы и приложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: