Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией – систематизированной группировкой доходов и расходов бюджета по однородным признакам, положенной в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.
Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами организацией и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и фина-нсовые планы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку и со-поставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной сис-темы.
Поступления в бюджет классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории представляют собой группировку поступлений по экономическим признакам – классы и подклассы – по их источникам и видам, специфика определяет вид платежа или поступления в бюджет.
Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс – вид налога, специфика – конкретного плательщика или объекта налога.
В расходах предусмотрена функциональная и экономическая и ведомственная классификации.
Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на четыре уровня: функциональная группа, функциональная подгруппа, администраторы бюджетных программ, бюджетные программы (подпрограммы).
Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.
Функциональная группа отражает основные направлении развития страны, соответствующие стратегическим приоритетам развития страны и показывающие четкую цель каждого из них.
По основным функциональным группамрасходы подразделяются на:государственные услуги общего характера, оборона, общественный порядок и безопасность, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальная помощь, жилищно-коммуналь-ное хозяйство, культура, спорт и информационное пространство, отрасли экономики, прочие расходы, обслуживание государствен-ного долга, трансферты нижестоящим бюджетам. Сочетание названных уровней образует код функциональной классификации расходов.
Функциональная подгруппа конкретизирует группы задач по каждому стратегическому приоритету развития страны внутри функциональной группы.
Администратор бюджетных программ – государственный орган, ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ. Выделяются администраторы республиканских и местных бюджетных программ.
Бюджетная программа – направление расходов бюджета, взаи-моувязанное со стратегическими направлениями, целями, задачами, показателями результата, определенными в стратегическом плане государственного органа, имеющее показатели результата и объемы финансирования расходов бюджета. Разрабатываются администра-тором бюджетных программ и утверждаются в составе стратегичес-кого плана государственного органа.
Бюджетная программа может подразделяться на подпрограммы, конкретизирующие задачи, обеспечиваемые бюджетными средствами, принятые для реализации функции государственного управления, стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики или региона в рамках бюджетной программы.
В зависимости от содержания бюджетные программы разделяются на программы, направленные на:
оказание государственных услуг;
предоставление трансфертов и бюджетных субсидий;
предоставление бюджетных кредитов;
осуществление бюджетных инвестиций;
осуществление капитальных расходов;
выполнение обязательств государства.
В зависимости от экономических результатов бюджетные программы подразделяются на текущие бюджетные программы и бюджетные программы развития. К бюджетным программам развития относятся расходы бюджета, направленные на осуществление бюджетных инвестиций. Остальные расходы бюджета относятся к текущим бюджетным программам.
В зависимости от уровня государственного управления, выполняющего те или иные функции, бюджетные программы подразделяются на:
1) республиканские, утверждаемые в республиканском бюджете;
2) местные бюджетные программы, утверждаемые в соответст-
вующем местном бюджете.
В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на индивидуальные, реализуемые одним администратором и распределяемые, подлежащие распределению в течение финансового года между различными администраторами бюджетных программ.
Администраторы бюджетных программ и подведомственные им организации оказывают государственные услуги физическим и негосударственным юридическим лицам в соответствии со стандартами государственных услуг.
Государственная услуга – деятельность, основанная на функциях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан, финансируемая за счет бюджетных средств и из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, направленная на обеспечение прав, свобод и защиты законных интересов и удовлетворение потребностей физических и юридических лиц, осуществляемая в соответствии со стандартами государсвенных услуг
Государство может устанавливать заказ юридическим лицам с его участием в уставном капитале на оказание отдельных государственных услуг, реализацию бюджетных инвестиционных проектов и выполнение других задач, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности государства; такой заказ называется государственным заданием. Выполнение государственного задания осуществляется без соблюдения конкурсных процедур, предусмотренных законодательством о государственных закупках.
Экономической классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ. Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики.
Категория группирует расходы по экономическим признакам.
Класс и подкласс группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями.
Специфика определяет вид операции, проводимой государственным учреждением для реализации бюджетной программы.
Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги – заработная плата рабочих и служащих – основная заработная плата и служащих.
При исполнении бюджета используется сочетание функциональной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения обеих классификаций.
На основе функциональной классификации расходов бюджета может формироваться ведомственная классификация расходов бюд-жета, составляемая посредством группировки администраторов бюджетных программ и бюджетных программ (подпрограмм): например, Администрация Президента Республики Казахстан, Хозяйственное управление Парламента, Канцелярия Премьер-Министра, Акимы областей и городов Алматы и Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы Республики Казахстан.
Бюджетным кодексом предусмотрено выделение бюджетных инвестиций – финансирования из республиканского или местного бюджета, направленное на увеличение стоимости активов государства за счет формирования и увеличения уставных капиталов юридических лиц, создания активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета/
Бюджетные инвестиции осуществляются посредством реализации бюджетных инвестиционных проектов; софинансирования концессионных проектов; участия государства в уставном капитале юридических лиц. По уровню значимости решаемых задач бюджетные инвестиционные проекты (программы) подразделяются на республиканские и местные.
Бюджетным кодексом Республики Казахстан предусмотрено также применение грантов – безвозмездной финансовой или технической помощи, предоставляемой донорами государственным организациям Республики Казахс-тан; донорами являются иностранные государства, их правительства и агентс-тва, международные и зарубежные государственные организации, зарубежные неправительственные общественные организации и фонды, чья деятельно-сть не противоречит законодательству страны.
Гранты по условиям предоставления подразделяются на:
1) связанные гранты, предусматривающие дальнейшее заимствование Пра-вительством Республики Казахстан у донора, предоставившего грант, или софинансирование из государственного бюджета в рамках соответствующей бю-джетной программы, направленной на реализацию связанного гранта;
2) несвязанные гранты – гранты, не предусматривающие дальнейшее заимствование Правительством Республики Казахстан у донора, предоставившего грант, или софинансирование из государственного бюджета.
Использование грантов образует отдельную бюджетную программу (под-программу) и осуществляется государственными организациями – получателя-ми грантов в соответствии с соглашением о гранте и законодательством Рес-публики Казахстан.