Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм – поступлений и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Поступлениями бюджета являются доходы, суммы погашения бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства, займы.
Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов.
Состав и структура поступлений и расходов зависит от направлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.
Как правило, источником доходов являются налоги или платежи адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюд жета Казахстана определяется действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств (табл. 1).
Таблица 1. Состав и структура государственного бюджета Республики Казахстан, отчет 2008 г.
Наименование подразделений классификации | млрд. тенге | в % к итогу по доходам и расходам | В % к ВВП (15,9 трлн тенге) |
I. ДОХОДЫ | 4034.4 | 100,0 | 25,3 |
Налоговые поступления | 2819,5 | 69,9 | 17,2 |
в том числе: | |||
корпоративный подоходный налог | 920,9 | 22,8 | 5,8 |
индивидуальный подоходный налог | 267,4 | 6,6 | 1,7 |
социальный налог | 251,2 | 6,2 | 1,6 |
налог на добавленную стоимость | 641,0 | 15,9 | 4,0 |
акцизы | 56,5 | 1,4 | 0,4 |
Неналоговые поступления | 85,5 | 2,1 | 0,5 |
Поступления от продажи основного капи- тала | 56.9 | 1,4 | 0,4 |
Поступления трасфертов | 1072.4 | 26,6 | 6,7 |
II. ЗАТРАТЫ | 3394,1 | 100,0 | 21,3 |
1. Государственные услуги общего характера | 224,0 | 6,6 | 1,4 |
2. Оборона | 185,4 | 5,4 | 1,1 |
3. Общественный порядок, безопасность, пра вовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность | 271,5 | 8,0 | 1,7 |
4. Образование | 572,4 | 16,8 | 3,6 |
5. Здравоохранение | 363,2 | 10,7 | 2,3 |
Социальная помощь и социальное обеспечение | 622,0 | 18,3 | 3,9 |
7. Жилищно-коммунальное хозяйство | 233,9 | 6,9 | 1,5 |
8. Культура, спорт, туризм и информационное пространство | 164,0 | 4,8 | 1,0 |
9. Топливно-энергетический комплекс и не дропользование | 60,5 | 1,8 | 0,4 |
10. Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйст во, особо охраняемые природные террито- рии, охрана окружающей среды и живот- ного мира, земельные отношения | 170,4 | 5,0 | 1,1 |
11. Промышленность, архитектурная, градо- троительная и строительная деятельность | 40,1 | 1,2 | 0,2 |
12. Транспорт и коммуникации | 332,7 | 9,8 | 2,1 |
13. Прочие | 96,2 | 2,8 | 0,6 |
14. Обслуживание долга | 57,9 | 1,9 | 0,4 |
15. Трансферты | - | - | - |
III. ОПЕРАЦИОННОЕ САЛЬДО | 640,3 | 4,0 | |
IV. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВА НИЕ | 42,5 | 0,3 | |
Бюджетные кредиты | 47,3 | 0,3 | |
Погашение бюджетных кредитов | 4,8 | … | |
V. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАН СОВЫМИ АКТИВАМИ | 931,1 | 5,8 | |
Приобретение финансовых активов | 932,4 | 5,9 | |
Поступления от продажи финансовых ак тивов государства | 1,3 | … | |
VI. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА | -333,2 | 2,1 | |
VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА БЮДЖЕТА) | 333,2 | 2,1 | |
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ | 477,3 | 3,0 | |
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ | 167,6 | 1,0 | |
ДВИЖЕНИЕ ОСТАТКОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ | 23,5 | 0,1 |
Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления тра-нсфертов. Доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов.
Налоговые поступления – налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Неналоговые поступления – обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные законодательными актами Республики Казахстан.
Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:
- от продажи государственного имущества;
- от продажи товаров из государственного материального резерва;
- от продажи земли, находящихся в государственной собственности или предоставления ее в постоянное или временное пользование;
- от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.
Поступления трансфертов – поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет.
Погашения бюджетных кредитов – поступления в бюджет, связанные с возвратом основного долга по полученным из бюджета кредитам, а также юридическими лицами требований по оплаченным государственным гарантиям.
Поступления от продажи финансовых активов государства – поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг юридических лиц, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий, а также иного государственного имущества.
Займы – поступления денег в бюджет, связанные с выпуском государственных эмиссионных ценных бумаг и (или) заключением договоров займов.
Затраты – бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе.
Бюджетные кредиты – деньги, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и платной основе.
Приобретение финансовых активов – бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций.
Погашение займов – бюджетные средства, направляемые на погашение основного долга в соответствии с соглашениями о правительственных внешних займах, ратифицированных Республикой Казахстан, а также по внутренним займам.
Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета равен сумме поступлений в республиканский бюджет без учета поступлений займов и поступлений из Национального фонда Республики Казахстан, за вычетом расходов республиканского бюджета, за исключением погашения займов.
Чистое бюджетное кредитование определяется как разница между бюджетными кредитами и погашением бюджетных кредитов.
Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета равен сумме поступлений в республиканский бюджет без учета поступлений займов и поступлений из Национального фонда Республики Казахстан, за вычетом расходов республиканского бюджета, за исключением погашения займов.
Сальдо по операциям с финансовыми активами определяется как разница между приобретением финансовых активов и поступлениями от продажи финансовых активов государства.
Дефицит (профицит) бюджета равен разнице между доходами и затратами, чистым бюджетным кредитованием и сальдо по операциям с финансовыми активами. Полученная величина с отрицательным знаком является дефицитом, с положительным знаком – профицитом бюджета.
Финансирование дефицита бюджета – обеспечение покрытия дефицита бюджета за счет заимствования и используемых остатков бюджетных средств.
Использование профицита бюджета – расходование профицита бюджета, средств займов, используемых остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам.
В составе республиканского и местных бюджетов образуются резервы правительства и местных исполнительных органов для финансирования затрат, не запланированных при разработке бюджетов из-за их непредвиденности и носящих чрезвычайный характер. Такие резервы включают: чрезвычайный резерв; резерв на неотложные затраты; резерв на исполнение обязательств по решениям судов; резерв на покрытие дефицита наличности местных бюджетов в случае прогноза его в текущем финансовом году. В республиканском бюджете предусматривается резерв для кредитования областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, сто-лицы в случае прогноза в текущем финансовом году дефицита на-личности их бюджетов. Общий объем резерва Правительства Рес-публики Казахстан устанавливается законом о республиканском бюджете. Общий объем резерва местного исполнительного органа не должен превышать 2% от объема поступлений соответствующего местного бюджета без учета трансфертов и займов.