Состав доходов и расходов государственного бюджета

Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм – поступлений и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Поступлениями бюджета являются доходы, суммы погашения бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства, займы.

Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов.

Состав и структура поступлений и расходов зависит от направлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.

Как правило, источником доходов являются налоги или платежи адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюд жета Казахстана определяется действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств (табл. 1).

Таблица 1. Состав и структура государственного бюджета Республики Казахстан, отчет 2008 г.

Наименование подразделений классификации млрд. тенге в % к итогу по доходам и расходам В % к ВВП (15,9 трлн тенге)
I. ДОХОДЫ 4034.4 100,0 25,3
Налоговые поступления 2819,5 69,9 17,2
в том числе:      
корпоративный подоходный налог 920,9 22,8 5,8
индивидуальный подоходный налог 267,4 6,6 1,7
социальный налог 251,2 6,2 1,6
налог на добавленную стоимость 641,0 15,9 4,0
акцизы 56,5 1,4 0,4
Неналоговые поступления 85,5 2,1 0,5
Поступления от продажи основного капи- тала 56.9 1,4 0,4
Поступления трасфертов 1072.4 26,6 6,7
II. ЗАТРАТЫ 3394,1 100,0 21,3
1. Государственные услуги общего характера 224,0 6,6 1,4
2. Оборона 185,4 5,4 1,1
3. Общественный порядок, безопасность, пра вовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 271,5 8,0 1,7
4. Образование 572,4 16,8 3,6
5. Здравоохранение 363,2 10,7 2,3
Социальная помощь и социальное обеспечение 622,0 18,3 3,9
7. Жилищно-коммунальное хозяйство 233,9 6,9 1,5
8. Культура, спорт, туризм и информационное пространство 164,0 4,8 1,0
9. Топливно-энергетический комплекс и не дропользование 60,5 1,8 0,4
10. Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйст во, особо охраняемые природные террито- рии, охрана окружающей среды и живот- ного мира, земельные отношения 170,4 5,0 1,1
11. Промышленность, архитектурная, градо- троительная и строительная деятельность 40,1 1,2 0,2
12. Транспорт и коммуникации 332,7 9,8 2,1
13. Прочие 96,2 2,8 0,6
14. Обслуживание долга 57,9 1,9 0,4
15. Трансферты - - -
III. ОПЕРАЦИОННОЕ САЛЬДО 640,3   4,0
IV. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВА НИЕ 42,5   0,3
Бюджетные кредиты 47,3   0,3
Погашение бюджетных кредитов 4,8  
V. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАН СОВЫМИ АКТИВАМИ 931,1   5,8
Приобретение финансовых активов 932,4   5,9
Поступления от продажи финансовых ак тивов государства 1,3  
VI. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА -333,2   2,1
VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА БЮДЖЕТА) 333,2   2,1
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ 477,3   3,0
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ 167,6   1,0
ДВИЖЕНИЕ ОСТАТКОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 23,5   0,1

Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления тра-нсфертов. Доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов.

Налоговые поступления – налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Неналоговые поступления – обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные законодательными актами Республики Казахстан.

Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:

- от продажи государственного имущества;

- от продажи товаров из государственного материального резерва;

- от продажи земли, находящихся в государственной собственности или предоставления ее в постоянное или временное пользование;

- от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.

Поступления трансфертов – поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет.

Погашения бюджетных кредитов – поступления в бюджет, связанные с возвратом основного долга по полученным из бюджета кредитам, а также юридическими лицами требований по оплаченным государственным гарантиям.

Поступления от продажи финансовых активов государства – поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг юридических лиц, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий, а также иного государственного имущества.

Займы – поступления денег в бюджет, связанные с выпуском государственных эмиссионных ценных бумаг и (или) заключением договоров займов.

Затраты – бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе.

Бюджетные кредиты – деньги, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и платной основе.

Приобретение финансовых активов – бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций.

Погашение займов – бюджетные средства, направляемые на погашение основного долга в соответствии с соглашениями о правительственных внешних займах, ратифицированных Республикой Казахстан, а также по внутренним займам.

Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета равен сумме поступлений в республиканский бюджет без учета поступлений займов и поступлений из Национального фонда Республики Казахстан, за вычетом расходов республиканского бюджета, за исключением погашения займов.

Чистое бюджетное кредитование определяется как разница между бюджетными кредитами и погашением бюджетных кредитов.

Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета равен сумме поступлений в республиканский бюджет без учета поступлений займов и поступлений из Национального фонда Республики Казахстан, за вычетом расходов республиканского бюджета, за исключением погашения займов.

Сальдо по операциям с финансовыми активами определяется как разница между приобретением финансовых активов и поступлениями от продажи финансовых активов государства.

Дефицит (профицит) бюджета равен разнице между доходами и затратами, чистым бюджетным кредитованием и сальдо по операциям с финансовыми активами. Полученная величина с отрицательным знаком является дефицитом, с положительным знаком – профицитом бюджета.

Финансирование дефицита бюджета – обеспечение покрытия дефицита бюджета за счет заимствования и используемых остатков бюджетных средств.

Использование профицита бюджета – расходование профицита бюджета, средств займов, используемых остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам.

В составе республиканского и местных бюджетов образуются резервы правительства и местных исполнительных органов для финансирования затрат, не запланированных при разработке бюджетов из-за их непредвиденности и носящих чрезвычайный характер. Такие резервы включают: чрезвычайный резерв; резерв на неотложные затраты; резерв на исполнение обязательств по решениям судов; резерв на покрытие дефицита наличности местных бюджетов в случае прогноза его в текущем финансовом году. В республиканском бюджете предусматривается резерв для кредитования областного бюджета, бюджетов города республиканского значе­ния, сто-лицы в случае прогноза в текущем финансовом году дефицита на-личности их бюджетов. Общий объем резерва Правительства Рес-публики Казахстан устанавливается законом о республиканском бюджете. Общий объем резерва местного исполнительного органа не должен превышать 2% от объема поступлений соответствующего местного бюджета без учета трансфертов и займов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: