Анализ баланса и коэффициентов и Du Pont компании «Компьютер»

В таблицах 3.21 и 3.22 представлены балансы и отчеты о прибылях и убытках компании за 2002 и 2003 годы, а также прогнозы этих отчетных документов на 2004 год. Кроме того, в таблицах приводится финансовые показатели за 2002 и 2003 годы вместе со средними показателями по отрасли. Данные прогноза отчета о прибылях и убытках на 2004 год демонстрируют оптимизм руководства компании, считающего, что можно достичь соглашения о новом кредите для компании, что поможет пережить трудные времена.

Руководство компании исследовало ежемесячные данные за 2003 год (здесь не представлены) и выработало план действий на ближайший год. Ежемесячная выручка увеличилась, затраты снижались, и значительные убытки в первые месяцы сменились небольшой прибылью к декабрю (таким образом, данные за год выглядели немного хуже, чем данные за декабрь). Кроме того, похоже, что рекламная компания будет раскручиваться медленнее, чем предполагалось, что для наращивания продаж в новых офисах потребуется больше времени и больше времени потребуется для модернизации производственного оборудования. Тем не менее, руководство компании считает, что в ближайшее время компания выживет.

Таблица 3.21

Баланс компании «Компьютер» (в тыс. руб.)

  2004 (прогноз)    
Активы
Денежные средства      
Краткосрочные инвестиции в ценные бумаги      
Дебиторская задолженность      
Материально-производственные запасы      
Всего оборотных активов      
Основные средства, брутто      
Начисленная амортизация (380120) (263160) (146200)
Чистая стоимость основных средств      
Всего активов      
Обязательства и собственный капитал
Задолженность перед поставщиками      
Векселя к оплате      
Задолженность перед персоналом      
Всего краткосрочных обязательств      
Долгосрочная задолженность      
Акционерный капитал      
Нераспределенная прибыль (128584) (327168)  
Всего собственного капитала      
Всего пассивов      

Таблица 3.22

Отчет о прибылях и убытках компании «Компьютер» (в тыс. руб.)

  2004 (прогноз)    
Выручка      
Себестоимость реализованной продукции, за исключением амортизации      
Другие затраты      
Амортизация      
Всего операционных затрат      
Прибыль до уплаты подоходного налога   (690560)  
Проценты к уплате      
Прибыль до налогообложения   (866560)  
Налоги (ставка 40%)   (346624)  
Чистая прибыль   (519936)  
Прибыль на одну акцию 1,014 (5,199) 0,880
Дивиденды на одну акцию 0,220 0,110 0,220
Бухгалтерская стоимость одной акции 6,209 1,328 6,638
Цена акций 12,17   8,50
Количество акций      
Ставка налога на прибыль 40,00% 40,00% 40,00%
Арендные платежи      

Таблица 3.23

Анализ коэффициентов компании Компьютер за 2003 и 2002 годы

      Среднее значение по отрасли
Коэффициент текущей ликвидности 1,1 раза 2,3 раза 2,7 раза
Коэффициент быстрой ликвидности 04 раза 0,8 раз 1,0 раз
Оборот материально-производственных активов 4,5 раза 4,8 раза 6,1 раза
Срок оборота дебиторской задолженности 39,0 дней 36,8 дней 32,0 дней
Оборот основных средств 6,2 раза 10,0 раз 7,0 раз
Оборот общих активов 2,0 раза 2,3 раза 2,5 раза
Коэффициент левериджа 95,4% 54,8% 50,0%
Коэффициент покрытия процентов -3,9 раза 3,3 раза 6,2 раза
Обеспечение фиксированных платежей -2,5 раза 2,6 раза 8,0 раз
Рентабельность продаж -8,9% 2,6% 3,6%
Способность активов порождать прибыль -24,1% 14,2% 17,8%
Рентабельность активов -18,1% 6,0% 9,0%
Рентабельность собственного капитала -391,4% 13,3% 18,0%
Отношение цена/прибыль -0,4раза 9,7 раза 14,2 раза
Окончание таблицы 3.23
Отношение цена/денежный поток -0,6 раза 8,0 раза 7,6 раза
Отношение рыночная цена/бухгалтерская стоимость 1,7 раза 1,3 раза 2,9 раза
Бухгалтерская стоимость одной акции 1,33 6,64 нет данных

Руководство компании должно подготовить анализ современного положения компании и план их действия. Ваша задача — помочь им ответить на следующие вопросы. Дайте ясные объяснения, а не отвечайте лишь «да» или «нет».

1. Чем полезны финансовые коэффициенты? Каковы пять основных категорий коэффициентов?

2. Вычислите для 2002 года коэффициенты текущей и быстрой ликвидности на основании предварительных данных баланса и отчета о прибылях и убытках. Что вы можете сказать о положении ликвидности компании в 2002 и 2003 годах? Какой она ожидается в 2004 году? Мы часто считаем, что показатели ликвидности полезны:

1) менеджерам для помощи в ведении бизнеса;

2) банкирам для выполнения кредитного анализа;

3) акционерам для оценки акций.

Могут ли различные группы пользователей иметь равный интерес к коэффициентам ликвидности?

3. Вычислите для 2004 года оборот материально-производственных активов, срок оборота дебиторской задолженности, оборот основных средств и оборот активов. Как рентабельность активов «Компьютер» можно сравнить с другими фирмами в отрасли?

4. Вычислите для 2004 года коэффициенты левериджа, покрытия процентов и обеспечения фиксированных платежей. Как компанию можно оценить по сравнению с другими фирмами в отрасли в смысле финансового левериджа? Какие выводы вы можете сделать на основании этого сравнения?

5. Вычислите для 2004 года рентабельность продаж, способность активов порождать прибыль, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала. Что вы можете сказать об этих коэффициентах?

6. Вычислите для 2004года отношения цена/прибыль, цена/денежный поток, а также отношение рыночной цены акций к их бухгалтерской стоимости. Указывают ли эти отношения на то, высокое или низкое мнение о компании составят инвесторы?

7. Выполните анализ масштаба и анализ темпов роста. Что эти виды анализа могут вам поведать о компании «Компьютер»?

8. Используйте расширенную формулу Du Pont для того, чтобы создать резюме и обзор финансового положения компании «Смирнов» на 2004 год. Каковы основные сильные и слабые стороны компании?

9. Используйте приведенный ниже упрощенный баланс на 2004год (табл. 3.22), чтобы показать в общих терминах, как сокращение срока оборота дебиторской задолженности будет влиять на курс акций. Например, если компания может усовершенствовать процедуры сбора задолженности и снизить ее срок с 44,9 до 32 дней — значения, среднего по отрасли, — без снижения продаж, то, как это изменение сможет «проявиться» в финансовой отчетности и повлиять на цену акций? (Все значения приведены в тыс. рублей).

10. Не кажется ли вам, что можно снизить материально-производственные запасы, и если да, то, как это может повлиять на рентабельность компании «Компьютер» и цену акций?

11. В 2003 году компания часто задерживала платежи своим поставщикам. Поставщики грозили прекратить отношения с компанией, и банк — отказаться возобновить кредитование, когда через 90 дней наступит срок возврата прежнего займа. На основании предоставленных данных можете ли вы как менеджер по кредиту компании-поставщика считать, что компании «Компьютер» следует продолжать поставлять продукцию в кредит? (Вы можете потребовать предоплату, но это может привести к тому, что компания перестанет покупать у вас.) Аналогично, если бы вы были банковским специалистом по кредиту, порекомендовали ли бы вы возобновление кредита? Повлияло бы на ваше решение то, что в начале 2004 года компания продемонстрировала бы свои прогнозы на 2004 год, а также убедительные доказательства того, что она увеличит свой акционерный капитал на сумму более чем в 1,2 млн рублей.

12. Оглядываясь назад, что должна была компания предпринять в 2002 году?

13. Каковы возможные трудности и ограничения применения финансовых коэффициентов?

14. Каковы некоторые качественные факторы, которые необходимо учитывать при оценке будущего финансового положения компании «Компьютер»?

Таблица 3.24

Упрощенный баланс компании «Компьютер» на 2004 год (в тыс. руб.)

Дебиторская задолженность  
Другие оборотные активы  
Чистая стоимость основных средств  
Всего активов  
Задолженность  
Собственный капитал  
Всего пассивов  

Глава IV

Финансовое планирование и прогнозирование данных финансовой отчетности

4.1 Принципы финансового прогнозирования
данных финансовой отчетности

В главах 2 и 3 рассказывалось о том, что такое финансовые отчеты, и показывалось, как менеджеры и инвесторы анализируют их, чтобы оценить эффек­тивность деятельности фирмы в прошлые периоды. Хотя это, безусловно, очень важно, еще более важно смотреть вперед и оценивать что и с какой вероятностью может произойти в будущем. Таким образом, и менеджерам, и инвесторам необходимо понимать, как прогнозировать будущие результаты работы фирмы. К сожалению. не существует хрустального шара, который умел бы предсказывать будущее. Вместо этого как менеджеры и другие «посвященные» корпоративные инсайдеры, так и сторонние инвесторы должны основывать свои решения на собственных финансовых прогнозах. В то время как результат прогнозирования в некотором роде обязательно является субъективным, в этой главе мы обсуждаем некоторые основные принципы, которые позволят более объективно и обоснованно подойти к решению этой задачи. К тому моменту, когда вы закончите изучение этой главы, у вас появится ясное понимание того, как прогнозировать будущие результаты для компании Disney или для какой бы то ни было компании.

Менеджеры создают прогнозные, или ориентировочные, документы финансо­вой отчетности (pro forma statements) и затем используют их четырьмя способами.

1. Изучая свои прогнозы, они могут оценить, соответствует ли предполага­емая эффективность деятельности фирмы ее общим целям и ожиданиям инвесторов. Например, если прогноз показывает, что рентабельность соб­ственного капитала ниже среднего значения по отрасли, менеджеры должны исследовать причины этого и найти способы устранения недостатков.

2. Также прогнозы финансовой отчетности можно использовать для оценки влияния тех или иных изменений в операционной деятельности на различ­ные показатели рентабельности и финансовые коэффициенты. Следова­тельно, финансовые менеджеры проводят много времени, выполняя анализ типа «что, если».

3. Менеджеры используют прогнозную отчетность также для того, чтобы предвидеть будущие потребности фирмы в финансировании.

4. Эти отчеты используются и для определения будущих денежных потоков в условиях реализации различных мероприятий и для окончательного вы­бора плана, который максимально увеличивает стоимость компании для акционеров.

Аналитики ценных бумаг строят прогнозы такого же типа, анализируя будущие прибыли, потоки денежных средств и цены на акции. Конечно, у менеджеров имеется больше информации о компании, чем у аналитиков, и поэтому менедже­ры — это те, кто принимает решения, определяющие будущее фирмы. Однако аналитики влияют на инвесторов, а инвесторы определяют будущее менеджеров. Влиятельный аналитик заключает на основании сравнительного финансового анализа, что менеджеры какой-то фирмы работают менее эффективно, чем другие менеджеры в этой же отрасли. Отрицательный отзыв уважаемого аналитика может вызвать желание акционеров заменить менеджеров компании. Кроме того, его негативные оценки могут побудить какую-нибудь компанию, специализирующуюся на враждебных поглощениях плохо управляемых фирм, начать скупку подешевевших акций, с тем чтобы, получив над ней контроль, а потом заменив руководство и улучшив положение дел в компании, перепродать ее с прибылью.

Наша основная цель в этой главе — объяснить, что менеджеры могут сделать для того, чтобы их компании стали более ценными для акционеров. Менеджеры должны понимать, как инвесторы определяют ценность акций и облигаций, если они собираются определять, оценивать и реализовывать проекты, которые соответствуют ожиданиям инвесторов или превосходят их. Однако создание ценности невозможно, пока у компании нет членораздельного плана. Как однажды сказал Йоги Берра: «Вы должны быть особенно осмотрительны, если не знаете, куда идете, — потому что вы можете туда не попасть».

Компании начинают с формулировки миссии (стратегической цели) (mission statement) компании, которая во многом является концентрированным представлением их стратегического плана. Если есть стратегический план, то и известна цель компании. Например, миссия компании «Coca – Cola» сформулированная ее менеджерами заключается в следующем:

Наша миссия заключается в максимальном увеличении со временем рыночной стоимости.

Чтобы выполнить эту задачу, мы должны представлять ценность для всех участников системы, которую мы обсуживаем, включая наших потребителей, наших клиентов, а также более широких кругов общества. Компания «Coca – Cola» создает свою стоимость, реализуя всеобъемлющую бизнес-стратегию, которая основывается на шести ключевых положениях.

1. Потребительский спрос движет всем, что мы делаем.

2. Фокус нашего бизнеса — торговая марка Соса-С оl а.

3. Мы будем предоставлять нашим потребителям широкий выбор готовых к употреблению безалкогольных напитков, которые они могли бы пить в течение целого дня.

4. Мы будем лучшими продавцами а мире.

5. Мы будем думать и действовать локально, с учетом местных особенностей.

6. Мы будем представлять собой образец корпоративной этики.

Конечные цели нашей бизнес-стратегии — увеличить объемы, увеличить долю наших продаж на мировом рынке готовых к употреблению безалкогольных напитков, максимально увеличить наши долгосрочные потоки денежных средств и создать экономическую добавленную стоимость, увеличив экономическую прибыль.

Система Соса-Соlа имеет более 16 млн партнеров по всему миру, которые продают или доставляют нашу продукцию непосредственно потребителям. Мы сильно заинтересованы в повышении нашей ценности для каждого из них и готовы содействовать росту их бизнеса. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы понимать потребности каждого из наших партнеров: не важно, крупный ли это розничный продавец, работающий на развитом рынке, или только начинающий свое дело владелец киоска в развивающейся стране.

В мире почти 6 млрд. людей, которые являются потенциальными потребителями продукции компании Coca-Cola. В конечном итоге наш успех в достижении корпоративной цели зависит от нашей способности удовлетворить больше спроса на безалкогольные напитки и нашей способности создавать стоимость для наших акционеров. Мы достигнем этой цели, когда выпустим нужную продукцию на нужные рынки в нужное время.

Любые стратегические планы обычно начинаются с утверждения основной цели (purpose) бизнеса компании. Компания Coca-Cola очень ясно выражает свою корпоративную цель: «Наша задача — максимально увеличить со временем рыночную стоимость акций».

Подобные же корпоративные цели декларируются в США все большим и большим числом компаний, но так было не всегда. Например, компания Varian Associates, котирующаяся на Нью-Йоркской фондовой бирже и имеющая объем продаж почти в 2 млрд. долларов в год, в 1990 году считалось одной из наиболее передовых в технологическом плане электронных компаний. Однако менеджеры компании Varian были озабочены больше разработкой новых технологий, нежели маркетингом, и цена ее акций была ниже, чем десять лет назад. Некоторые из наиболее крупных акционеров компании были особенно расстроены таким положением вещей, и менеджеры фирмы столкнулись с реальной угрозой отставки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: