Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Понятие административного права

Предмет правового регулирования составляют, как известно, группы однородных общественных отношений; отрасли права различаются, прежде всего, по предмету.

Административное правопредставляет собой отрасль правовой системы Республики Беларусь, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Эти отношения складываются, главным образом, в сфере государственного управления, исполнительной деятельности, а также в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.

Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т.е. составляющим предмет административного права, являются следующие: наличие в них соответствующего органа государственного управления или его представителя; связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

Следует, прежде всего, наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование. Классифицировать их можно по различным основаниям.

1. В зависимости от субъектов:

· между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, т.е. определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим (например, между Советом Министров Республики Беларусь и любым министерством);

· между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами);

· между органами государственного управления и подчиненными, а также неподчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями;

· между органами государственного управления и гражданами;

· между органами государственного управления и негосударственными организациями.

2. В зависимости от конкретных целей возникновения:

· внутренние, или внутриорганизационные, внутрисистемные (например, в связи с формированием управленческих структур, определением взаимодействия между ними, их подразделениями и т.д.);

· внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры).

Итак, административное правопредставляет собой отрасль права (система юридических норм), призванную регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.

Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

· определяют правовые положения граждан в сфере государственного управления;

· регулируют порядок образования, организации, ликвидации органов государственного управления, их компетенцию, основы взаимоотношений с другими государственными органами, общественными объединениями и другими негосударственными организациями, гражданами;

· регулируют порядок прохождения государственной службы, закрепляют правовой статус государственных служащих;

· устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

· определяют способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

· регулируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) и порядок ее осуществления;

· регламентируют управление в отраслях и сферах (отраслевое и межотраслевое управление).

Нередко одни и те же общественные отношения развиваются под воздействием нескольких отраслей права (особенно в хозяйственной сфере). В связи с этим большое значение имеет метод правового регулирования, представляющий собой юридическое средство воздействия, применяемое государством при правовом регулировании общественных отношений. Следовательно, если предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования,то метод – средства этого регулирования.

Административно-правовому регулированию свойственен метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. На этой основе отношения управленческого характера, испытывающие на себе воздействие административно-правового метода регулирования, часто называют властеотношениями, или отношениями власти и подчинения. Следует отметить, что власть и односторонность как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств. В условиях рыночных отношений (особенно в экономике) все большее распространение получают методы рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.

Административно-правовой метод регулирования общественных отношений находит свое выражение в:

· установлении определенного порядка действий, несоблюдение которого не влечет за собой юридических последствий;

· запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);

· предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой;

· предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях.

Однако во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или разрешение).

Административное право входит в единую систему права Республики Беларусь. Оно тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права, так как, несмотря на специфические особенности каждой из них, все они призваны решать единые задачи, стоящие перед государством, с помощью правовых средств.

Наиболее тесная связь административного права с конституционным правом. Вместе с тем они имеют разный предмет правового регулирования. Будучи ведущей отраслью права, конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношения с субъектами других ветвей власти, наиболее общие контуры компетенции органов исполнительной власти, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются чаще всего именно в сфере государственного управления. Следовательно, свои исходные начала административное право берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – Конституции, законах, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом правовой механизм реализации компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, прав и обязанностей граждан; административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и т.д.

Разные стороны имущественных отношений регулируются гражданским и административным правом, но разными методами. Гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное – их неравенством, поскольку одной из сторон всегда выступает государственный орган в качестве носителя государственно-властных полномочий.

Наиболее сложно проведение граней между административным правом и такими отраслями, как финансовое, земельное право. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету названных отраслей, регулируется нормами административного права.

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

Трудовое право регулирует трудовые отношения, а также некоторые другие, связанные с ними (но поводу заключения коллективных договоров, по рассмотрению трудовых споров, в области социального страхования и т.п.). Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой.





 

Читайте также:

Порядок обжалования административного решения

Контрольные полномочия законодательных органов государства в области государственного управления

Понятие органа государственного управления

Методы государственного управления

Требования, предъявляемые к актам государственного управления

Вернуться в оглавление: Административное право Беларуси

Просмотров: 2652

 
 

54.166.232.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.