Главное меню

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

· Ребенок не хочет делать уроки

· Методические указания к педагогической практике

· Как распознать энергетического вампира

· Как сберечь зрение детей

· Конспект лекций по коммуникативной компетенции

Самое популярное

· Психологическая характеристика ученика (образец)

· Самооценка подростка

· Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)

· Годовой план работы школьного психолога

· Аналитический отчет о работе психолога (образец)

Поиск

Top of Form

Bottom of Form

На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения

Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения Основным вопросом, с которого начинается планирование деятельности при реализации любых видов работ психолога, является определение цели и задач деятельности, анализ применимости результатов в учебно-воспитательном процессе. Важно определиться в том, что ни одна цель в воспитательно-образовательном процессе не может быть достигнута силами только школьного психолога или социального педагога. Компетентный подход к новым технологиям учителей-предметников, классных руководителей, заместителей директоров школы, родителей может обеспечить действительно эффективную целесообразную работу. В первую очередь это касается психолого-педагогического сопровождения профильного обучения. Цель психологического сопровождения профильного обучения: формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении школьников. Задачи психологического сопровождения: · мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся на протяжении всего периода обучения; · выявление интересов, склонностей и способностей учащихся, содействие в формировании представлений о мире профессий и характере труда; · психологическая диагностика при отборе учащихся в допрофильные классы; · психологическая поддержка углубленной профориентации учащихся на этапе перехода в профильные классы; · содействие в профессиональном и личностном самоопределении старшеклассников. Основанием для организации психологического сопровождения профильного обучения является "Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11–12 классы)" (далее Концепция), утвержденная Приказом № 893 (24.09.2004) Министерства образования Республики Беларусь. "Неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения" (Концепция). Профильное обучение на старшей ступени 12-летней школы рассматриваетсякак целостная система общеобразовательной профессионально ориентированной подготовки учащихся, обеспечивающая на основе дифференциации обучения получение старшеклассниками качественного общего среднего образования, формирование их готовности к осознанному профессиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности (Концепция). Ключевыми понятиями для педагогов-психологов в данном определении являются: "профессионально ориентированная подготовка", "дифференциация", "готовность к осознанному самоопределению". При этом предполагается, что психолого-педагогические усилия будут распределены между допрофильной подготовкой учащихся, которая предполагает систему работы, содействующую самоопределению учащихся, и непосредственно профильным обучением, в процессе которого происходит либо подтверждение, либо опровержение ранее сделанного выбора. Анализируя содержание задач, можно констатировать, что основная область применения психолого-педагогических технологий – это возраст, предшествующий непосредственно профильному обучению, когда идет процесс самопознания, самоопределения, формирования временной перспективы будущего. В школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях – речь может идти только об индивидуальных психологических способностях как предпосылках формирования профессиональных способностей. Психологическая готовность к выбору профессии должна быть частично или полностью сформирована уже к началу профильного обучения. Фактически это предполагает ускоренную профориентацию подростка, что может сформировать деструктивные личностные противоречия. Первая сторона противоречий связана с особенностями современного восприятия профессий. Еще десятилетие назад идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной "биографией", их профессиональными ценностями (это мог быть собирательный образ, но он обладал той степенью конкретности, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас в некоторой степени "идеальный образ профессионала" заменен на "идеальный образ жизни" (американский, европейский, олигархический и др.) Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни. Все это может приводить к растерянности педагогов, родителей, от которых психологи часто слышат жалобы на старших подростков: "Ему ничего не интересно, ничем не увлекается, никак не планирует свою жизнь; потребностей – выше крыши, а цель не стремится достигнуть". Разными способами взрослые пытаются помочь учащимся, которые либо находятся в состоянии неопределенности, либо уже сделали некий, не вполне устраивающий взрослых, выбор. Вторая сторона противоречий также связана непосредственно с личностью учащегося. Профильное обучение наиболее эффективно в тех случаях, когда нет времени на профессиональную подготовку в процессе работы. Для современных короткоживущих профессий необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе. Это значит, что необходимо более строгое, чем раньше, соблюдение принципа соответствия профессии, т. е. выбор должен быть осознанным, самостоятельным. Налицо парадокс: с одной стороны, времени на выбор нет, с другой – этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным. Подросток, оказавшийся под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без психологической помощи. Это означает, что профориентационная работа должна быть обязательным и значительным по времени компонентом любого профильного обучения. Причем профориентационная работа должна стать не только задачей психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса. Третья сторона противоречий: ускоренная профориентация может способствовать преждевременному ограничению кругозора и самосознания сначала подростка, затем старшеклассника в связи с утилитарным и прагматическим отношением к образованию. По мнению российского психолога Н. Пряжникова, есть также опасность в том, что ориентация на подготовку узких специалистов ведет к ограничению возможностей в приобретении широкого кругозора. С другой стороны, множество учащихся из-за широты информационного пространства при обучении в старших классах не учатся, а мучаются и профилирование для них – реальный шанс укрепиться хотя бы в одной плоскости знания: они с большей охотой будут обучаться в профильной школе по тем предметам, которые им более интересны. Но если учесть, что тенденции к получению всеобщего обязательного (и бесплатного) среднего образования, а в перспективе – всеобщего высшего образования достаточно устойчивы именно в цивилизованных странах, то определенные сомнения относительно ранней профилизации все-таки остаются. Работа педагога-психолога по обеспечению данного вида деятельности начинается уже с первых лет обучения ребенка в школе, когда на этапе первого психодиагностического минимума анализируется структура общего интеллекта, выделяются группы детей, имеющих особенности интеллектуальной деятельности, в том числе повышенные умственные способности, специальные способности, определяются направления индивидуальной и групповой развивающей работы. Параллельно с этой работой на классных часах педагоги вводят школьников в мир профессий. Цель допрофильной подготовки в рамках средней школы (5 – 7-е классы) – выявление интересов, склонностей, формирование представлений о мире профессий и характере труда. Уже в пятом классе могут быть предъявлены первичные карты интересов, анкеты. Безусловно, четкой картины предпочтений еще не будет, и это объясняется особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение динамики формирования интересов и склонностей и дадут основу для рефлексии своих способностей школьниками. Вопросы диагностической работы на этапе формирования допрофильных классов будут обсуждаться в разделе "Психодиагностические минимумы". При диагностике необходимо обязательно учитывать личный выбор самого подростка, принятие им решения о дальнейшей профессии. Выбор профиля обучения – совершение первичного профессионального самоопределения. От этого выбора в немалой степени зависит успешность обучения в старших классах и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом – и к будущей профессиональной деятельности. Как отмечает Дубровина И. В., при комплектовании классов дифференцированного обучения необходимо помнить, что интеллектуальное развитие учащихся происходит в разном темпе. Существенное значение для развития интеллекта в этом возрасте приобретает мотивация учения, которая в юношеском возрасте станет основанием для готовности к профессиональному самоопределению. Психолог может помочь педагогам в развитии мотивации учения учащихся, обращая внимание на возрастные и индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие формированию адекватной мотивации. При этом в развитии мотивации существенное значение приобретает общение с учителем как с человеком, заинтересованном и в предмете, и лично в школьнике. В 7–8-х и особенно в 9–10-х классах (по 12-летнему обучению) целесообразно использовать результаты психодиагностики для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию, тем более, что в этом возрасте особо велик интерес к собственному Я. Даже если внешне подростки выглядят не ищущими ответов на вопросы "какой я?", "какие у меня качества?", "дадут ли они возможность стать тем, кем я хочу?", "видны ли мои недостатки?", – они мучительно, чаще в одиночку, переживают по всем этим поводам. Именно в период допрофильной подготовки, когда идет первичный выбор, важно создать условия для формирования доверия к себе, целенаправленности, самокритичности, умения делать выбор и нести за него ответственность. Подростки часто не желают идти на контакт с педагогами и психологами по поводу планов на будущее. В таких случаях на помощь приходит спасительная диагностика. В допрофильных классах особая ценность диагностических мероприятий состоит в их психокоррекционных возможностях. Сегодня в психологической литературе предлагается широчайший спектр различных форм и методов с использованием психодиагностических средств, направленных на личностное и профессиональное самоопределение учащихся, формирование у них умения целеполагания, временной перспективы (см. книги Г. Резапкиной, Н. Пряжникова., газету "Школьный психолог"). Особенно эффективны активизирующие групповые занятия, непродолжительные по времени, но четко служащие цели создания условий для формирования самосознания школьников. Не следует думать, что можно, придерживаясь традиционной урочной формы, решать психологические проблемы старшеклассников. Нужны принципиально новые формы проведения групповых занятий с детьми, опирающиеся на активные методы обучения: деловые профориентационные игры, большие психологические игры, использование мультимедийных технологий. В таких мероприятиях использование психодиагностических методик может давать психокоррекционный эффект. Например, методики описания себя "Кто я есть" и "Я через 5 лет", самооценочные методики, методики диагностики ценностных ориентаций. Ранжирование высказываний относительно будущей работы может быть средством развития личностных механизмов, регулирующих активность, формирующих позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способность видеть альтернативы, принимать на себя ответственность, ориентироваться на свободный выбор и изменение в направлении будущего. Важный аспект содействия готовности к выбору профессии – это широкая информированность: · о возможных способах получения желаемого образования после школы; · об усилиях, которые потребуется приложить для его получения; · о наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования; · о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию; · о содержании и условиях возможной профессиональной деятельности; · о последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (например, востребованности специалистов с данным образованием на рынке труда, оплате труда, возможностях для личностного роста и карьеры и др.); · о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность. Такого рода информирование скорее является аспектом деятельности социального педагога, классных руководителей, организаторов воспитательной работы. Тем не менее, часть информационной работы с родителями может взять на себя психолог: возрастные особенности учащихся, проблемы совершения выбора личностью, особенности взаимодействия с детьми во время разного рода испытаний – экзаменов, конкурсных отборов, переживания неудач. Важно также, чтобы дети как можно раньше в доступной, интересной для них форме были ознакомлены с психофизиологическими особенностями выбираемых ими профессий. В 9–10-х классах (12-летней школы) необходимо проводить углубленную профориентационную работу. В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого учащийся ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основании которой он сам примет решение. Психологу важно владеть приемами профконсультирования. Полноценная профориентационная работа помимо массовых форм и методов (с классом или подгруппами) обязательно предполагает индивидуальные профконсультации. Индивидуальное консультирование требует высокого уровня подготовки специалистов. Поэтому, планируя психологическую работу по сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения, целесообразно учитывать широкий круг специалистов и учреждений района, города, способных включиться в совместную с вами деятельность. Работа психолога с профильными классами чаще всего затруднена в связи с высокой загруженностью старшеклассников, и в целях сохранения психофизиологического здоровья нецелесообразно привлекать школьников к дополнительным занятиям. Однако, учитывая тот факт, что юношеский возраст сензитивен для определения жизненных планов, прояснения временной перспективы будущего, развития способности к целеполаганию, задача психолога состоит в использовании возможностей школьных воспитательных мероприятий, классных часов, компьютерных и мультимедийных технологий для психологической поддержки старшеклассников. Психологическое сопровождение учащихся профильных классов может заключаться и в исследовании эмоционального состояния в начале обучения, диагностике социально-психологического климата в классах, диагностике уровня удовлетворенности организацией учебного процесса. Психологическая работа в разных формах организации профильного обучения также различна. Например, мультипрофильное обучение предполагает достаточный уровень автономности личности. Автономность определяется умением вычленить себя из мира окружающих людей, умением отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц, пониманием целостности своей личности, стремлением к самореализации, уровнем реализма в принятии карьерных решений. Обретение автономности представляет собой процесс взросления, который может нанести ущерб в случае отсутствия адаптационных ресурсов личности. Речь идет о такой ситуации, когда профильное обучение начинается без предварительной подготовки учащихся и переформирование классов или переход в другую школу вынуждает подростка ориентироваться на новую социальную ситуацию и систему межличностного взаимодействия. Зачастую оказывается, что подросток лишается постоянного общения со своими друзьями, выбравшими другой профиль, и это также снижает адаптивные возможности. Некоторым учащимся может потребоваться психологическая помощь в ситуации неопределенности или переосмысления выбора, несоответствия выбранного профиля собственным ожиданиям. Такие проблемы могут потребовать психологического консультирования. Таким образом, мониторинговые мероприятия позволяют наблюдать динамику интересов и склонностей учащихся; профориентационное и психологическое просвещение создают условия для широкой информированности учащихся о мире профессий, о необходимых навыках и умениях, личностных особенностях; психологические занятия способствуют развитию навыков принятия решения, целеполагания, ответственности за совершаемый выбор. Профконсультирование и возрастно-психологическое консультирование направлены на формирование у учащегося стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах развития. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

· Материально-техническое и методическое обеспечение работы кабинета психолога

· Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования

· Приказ о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений

· Приказ об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации

· Направления в работе школьного психолога

Главное меню

· Главная

· Младший школьный возраст

· Подросток

· Психодиагностика психолога в школе

· Коррекционная работа психолога в школе

· Документация школьного психолога

· Мероприятия психолога в школе

· Педагогически трудные дети

· Работа с родителями

· Работа с пед. коллективом психолога в школе

· Профилактическая работа психолога в школе

· Просвещение школьников

· Психологическое консультирование

· Профориентация старшеклассников

· Саморегуляция

· Лекции и практикум по психологии

· Психология для всех

· Книги

· Д

Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей
Что делать, чтобы ребенок готовил уроки с удовольствием? Надо переключиться. Не нужно гнать ребенка за письменный стол сразу после возвращения из школы. Дайте ему время отдохнуть и переключиться. Обычно на это нужно от 1 до 2 часов. В этот промежуток можно пообедать, поиграть, погулять на улице. В один и тот же час. Лучшее время для подготовки домашних заданий с 15 до 18 часов. Это должно стать ежедневным ритуалом. Каждые полчаса следует делать десятиминутный перерыв, иначе дети теряют концентрацию. Вначале нужна поддержка. Ребенок сам не способен организовать свою учебную работу. Поэтому в течение 2 лет ему должны помогать родители. Будьте поблизости. Проверяйте уроки, дайте понять, что он может обратиться за помощью. Так он обретет веру в свои силы и избавится от беспокойства. Никакого давления. Случается, что ребенок никак не может справиться с заданием. Не нужно давить на него или засиживаться за уроками. Можно вернуться к задачке позже. Посторонняя помощь. Важно налаживать дружеские отношения с учителями. Они посоветуют, как помогать ребенку в учебе дома и предупредят, если он начал отставать и нуждается в дополнительных занятиях.

· рузья сайта

 
· Анкеты для учащихся (выбор профессии) (5 Материалы) · Классные часы, беседы по профориентации (5 Материалы) · Полезная информация для школьников (8 Материалы) · Просвещение педагогов по вопросам профориентации (11 Материалы) · Постановления, указы правительства (2 Материалы) · Работа с "трудными" детьми по профориентации (1 Материал) · Мероприятия по профориентации (1 Материал) · Работа с родителями по профориентации (8 Материалы) · Тренинги по профориентации (13 Материалы) · Программы и курсы (1 Материал)
  Система профориентационной работы в школе
  План работы по профориентации
  Справочно-информационная работа классного руководителя с детьми по профориентации
  Оказание помощи учащимся по развитию их склонностей
  Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися по подготовке к выбору профессии
  Направления в работе по профориентации
  Важно знать о профессии
  Типичные ошибки учащихся при выборе профессии
  Система работы по профессиональной ориентации школьников:
  Принципы индивидуальной работы с детьми по профориентации
  Определение социальной направленности личности (к выбору профессии)
Методические рекомендации Введение Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики Беларуси в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи. В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду. Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов. Реализация Концепции профильного обучения актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии. В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:
· Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя
· Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении
· Профессии родителей
· Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься
· Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ
· Собственный практический опыт профессиональной работы
· Примеры и опыт друзей, знакомых
· Советы родителей или других родственников
· Рекомендации учителей
· Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах
· Профильное образование в 10-11-х классах
· Интуитивное принятие решений
· Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы
· Все это неважно, так как всё определяет случай
· Престиж профессии в обществе
· Другое

Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Заместитель председатель Совета Министров Республики Беларусь А.Н.Косинец в своем интервью заместителю главного редактора журнала «Вышэйшая школа» определил: «… глубоко убежден в необходимости усилить профориентационную работу в школе: заблаговременно знакомить учащихся с различными профессиями, уровнем оплаты и условиями работы в различных сферах деятельности, приглашать для этого специалистов-практиков с предприятий и организаций. Профориентация существует не для того, чтобы увеличить конкурс в высшее учебное заведение, а для того, чтобы в последующем «не потерять» студента, который поступил в вуз. Мы «теряем» по некоторым специальностям более 10 процентов студентов в год, которые либо отчисляются за неуспеваемость, либо сами уходят или же, окончив учебное заведение, приступив к работе по специальности, приходят в ужас – «не о том мечтали». Ежегодно из-за неправильного выбора профессии отчисляются по собственному желанию 2,8 процента студентов, более 5 процентов молодых специалистов после окончания срока обязательной работы по направлению (два года) меняют род своих занятий, приобретают другую профессию. Экономические потери государства в результате смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд. рублей» (Косинец, А.Н. Инновационное образование – главный ресурс конкурентоспособной экономики государства / А.Н.Косинец // Советская Белоруссия. - 2007. – 30 октября. – С.11-14.).
На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Предыдущая - Следующая >>

       

· Анкета для старшеклассников

· Анкета для старшеклассников, выбравших профессию учителя

· Словарик старшеклассникам (профориентация)

· Принципы индивидуальной работы с детьми по профориентации

· Работа по профориентации с "трудными" детьми


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: