Фирма может не обращать внимания на конкурентов, однако знание методов работы и товаров конкурентов может повысить собственную конкурентоспособность фирмы. Создание надежной системы изучения конкурентов требует немалых вложений средств.
При анализе конкурентов важно выявить следующее:
– их сильные и слабые стороны, а также исходящие от них угрозы, т.е. построить SWOT-матрицу, может даже не одну;
– прогноз будущих стратегий конкурентов;
– предсказание возможной реакции конкурентов на действия Вашей фирмы;
– определение влияния конкурентов на преимущества Вашей фирмы.
Конкурентов в отрасли может быть много. М. Портер предложил выделять т.н. стратегическую группу конкурентов. Этот подход полезен в том случае, если в отрасли есть несколько групп конкурентов, причем каждая из них занимает позицию, четко различаемую покупателями. Каждая из этих групп имеет свои собственные методы работы с покупателями.
Стратегическая группа конкурентов – это множество соперничающих в отрасли фирм, имеющих какие-то общие черты. Такими чертами могут быть: одинаковые позиции на рынке, схожие конкурентные стратегии, схожие товары, каналы сбыта, сервис и другие элементы маркетинга.
|
|
Барьерами, отделяющими одну группу от другой, являются:
ü размер предприятия;
ü дифференциация товаров;
ü уникальность технологий;
ü наличие интеллектуальной собственности специализированный персонал.
На рынке финансовых услуг, например, могут быть такие группы: местные мелкие банки, филиалы крупных банков, небанковские финансовые учреждения.
Сначала проводится общий анализ, а потом – анализ стратегических групп, в результате которого может быть получена следующая информация:
1. Фирмы одной группы являются более очевидными конкурентами, чем фирмы разных групп. Обычно жесткая борьба идет внутри группы.
2. Фирмы, находящиеся в различных группах, имеют разные конкурентные преимущества и потенциальную прибыльность. Они зачастую испытывают различные степени угрозы со стороны товаров-заменителей.
3. Изменение рыночных условий зачастую имеет совершенно различный эффект для различных групп, в том числе он может стимулировать переход той или иной фирмы в другую группу.
4. Увеличение числа стратегических групп конкурентов в отрасли может усиливать конкуренцию.