Стратегические группы конкурентов

Фирма может не обращать внимания на конкурентов, однако знание методов работы и товаров конкурентов может повысить собственную конкурентоспособность фирмы. Создание надежной системы изучения конкурентов требует немалых вложений средств.

При анализе конкурентов важно выявить следующее:

– их сильные и слабые стороны, а также исходящие от них угрозы, т.е. построить SWOT-матрицу, может даже не одну;

– прогноз будущих стратегий конкурентов;

– предсказание возможной реакции конкурентов на действия Вашей фирмы;

– определение влияния конкурентов на преимущества Вашей фирмы.

Конкурентов в отрасли может быть много. М. Портер предложил выделять т.н. стратегическую группу конкурентов. Этот подход полезен в том случае, если в отрасли есть несколько групп конкурентов, причем каждая из них занимает позицию, четко различаемую покупателями. Каждая из этих групп имеет свои собственные методы работы с покупателями.

Стратегическая группа конкурентов – это множество соперничающих в отрасли фирм, имеющих какие-то общие черты. Такими чертами могут быть: одинаковые позиции на рынке, схожие конкурентные стратегии, схожие товары, каналы сбыта, сервис и другие элементы маркетинга.

Барьерами, отделяющими одну группу от другой, являются:

ü размер предприятия;

ü дифференциация товаров;

ü уникальность технологий;

ü наличие интеллектуальной собственности специализированный персонал.

На рынке финансовых услуг, например, могут быть такие группы: местные мелкие банки, филиалы крупных банков, небанковские финансовые учреждения.

Сначала проводится общий анализ, а потом – анализ стратегических групп, в результате которого может быть получена следующая информация:

1. Фирмы одной группы являются более очевидными конкурентами, чем фирмы разных групп. Обычно жесткая борьба идет внутри группы.

2. Фирмы, находящиеся в различных группах, имеют разные конкурентные преимущества и потенциальную прибыльность. Они зачастую испытывают различные степени угрозы со стороны товаров-заменителей.

3. Изменение рыночных условий зачастую имеет совершенно различный эффект для различных групп, в том числе он может стимулировать переход той или иной фирмы в другую группу.

4. Увеличение числа стратегических групп конкурентов в отрасли может усиливать конкуренцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: