Вопрос 18. Виды творческих объединений в системе дополнительного образования

Учебная группа, в той или иной ее разновидности, является основным способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений. Попытаемся дать краткую характеристику основных творческих объединений обучающихся в системе дополнительного образования детей, применимых к условиям общеобразовательных школ.

Одним из традиционных видов творческих объединений детей является кружок. Кружок — это среда общения и совместной деятельности обучающихся, объединение детей по интересам, занятия в котором способствуют решению воспитательных задач, формированию знаний, умений и навыков в конкретной деятельности. Во внешкольных учреждениях прошлых лет он был основной формой объединения детей. В системе современного дополнительного образования детей кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей. Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на занятиях которого обучающиеся могут попробовать свои силы и возможности, проверить правильность выбора направ­ления деятельности.

Класс в системе дополнительного образования детей — это группа обучающихся (обычно одного возраста), занимающихся по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет, например, класс вокала, рояля, балета, живописи.

Секция — детское творческое объединение с определенной специализацией, обычно спортивной, существующее в составе учреждения дополнительного образования детей или общеобразовательной школы. Секция создается с целью развития способностей воспитанников, выявления наиболее талантливых детей в области конкретного вида спортивной деятельности. Например, секция спортивного клуба, шахматная секция, секция по плаванию, секция художественной гимнастики детской спортивной школы.

Студия — творческий коллектив, объединенный общими задачами, ценностями совместной деятельности, а также характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений. Это своего рода мастерская для подготовки обучающихся, специализирующихся в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов. Студия создается с целью развития художественных и иных творческих способностей обучающихся, выявления ранней одаренности детей.

Оркестр — группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах: детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр и т.п.

Ансамбль — исполнительский коллектив или небольшая группа исполнителей художественных произведений (музыкальных, хореографических и др.), выступающих как единый художественный коллектив. В учебном процессе в ансамбле сочетаются групповые и индивидуальные формы обучения. Это могут быть ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный ансамбль.

Театр — творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности. Обычно в театре существует разделение труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива, который создается для совместного художе­ственного действия на сцене. Например, детский эстрадный театр песни «Серебряный колокольчик», театр моды «Конфетти» и пр.

Клуб — объединение обучающихся с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга с целью разностороннего развития. Клуб ориентирован на массовое привлечение школьников к конкретному виду деятельности: клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристский клуб. В клубе занимаются обучающиеся разного возраста, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах).

Клуб работает на основе положения (устава), которое утверждается общим собранием его членов. Устав клуба— это документ, в котором указываются: наименование клуба и его местонахождение (юридический и фактический адрес), статус, тип клуба, учредитель, цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных и культурно-досуговых программ, основные характеристики организации деятельности, порядок приема и порядок отчисления членов, режим заседаний и занятий, структура финансовой и хозяйственной деятельности, порядок управления деятельностью клуба, права и обязанности членов клуба, перечень приказов и распоряжений, регламентирующих деятельность клуба. В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием его членов.

Клуб — самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением обучающихся. Его работой руководит совет клуба, избираемый на собрании его членов. С целью сплочения коллектива обучающихся в клубе создаются и развиваются свои традиции. Прием в клуб проводится на основе заявления школьника. Первоначально он может быть зачислен кандидатом в члены клуба с прохождением определенного испытательного срока. Поэтому логично, чтобы обучающиеся имели удостоверения члена клуба. Клуб может иметь свои отличительные символы и атрибуты: название, девиз, песню, эмблему, значок, форму. Работа клуба отражается в дневнике или летописи его дел, клуб может иметь свой печатный орган (информационный бюллетень, газету). С целью организации и проведения совместного досуга обучающихся регулярно проводятся клубные дни, тематические вечера, игровые и конкурсные программы. При клубе может действовать совет друзей клуба.

Школа в системе дополнительного образования — это, как правило, узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное обучение. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения в школе может составлять один, два и более лет. Обучающиеся в школе объединяются в учебные группы (классы). По договору с соответствующими учреждениями, предприятиями и организациями обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, может выдаваться свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии. На базе общеобразовательной школы могут быть созданы: художественная школа, школа художественных реме­сел, музыкальная школа, детская спортивная школа, автошкола, киношкола и т.п.

Клуб, студия и школа в системе дополнительного образования могут существовать и как объединения обучающихся по интересам, и как самостоятельные учреждения этой системы наряду с домами, центрами детского творчества, детскими парками, музеями и т.д.

Вопрос 20. Образовательная программа – это документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.

Перечень программ, по которым может работать педагог дополнительного образования

Примерная (типовая) программа

Это программа, рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная (адаптированная) программа

Это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа, либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Экспериментальная программа

Это программа, которая разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Экспериментальная программа - это такая образовательная программа, которая проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, а ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации - в случае выявления новизны предложений автора - экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Авторская программа

Это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно - новизной. Она полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: