Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Каждая наука имеет свой предмет. Подпредметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.
Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи:
· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов,
· бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
· определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
· проверка оптимальности управленческих решений.
В экономической литературе дается следующее определение понятию экономический анализ.
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на мировом уровне и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования.
Экономический анализ должен обеспечивать разработку рекомендаций по улучшению деятельности организации с целью повышения ее финансовых результатов, снижения риска и увеличения рыночной стоимости.
Для полноценного экономического анализа необходима обширная информация, которую можно условно сгруппировать следующим образом:
- бухгалтерская отчетность организации – для общей оценки её финансово-экономического положения;
- данные внутреннего управленческого учета – для оценки инвестиционной, производственной и финансовой деятельности организации;
- внешняя и внутренняя маркетинговая информация – для оценки рыночной деятельности организации.
При формировании цели экономического анализа необходимо учитывать интересы пользователей результатов анализа. Пользователями результатов экономического анализа могут быть:
- кредиторы, интересующиеся кредитоспособностью организации;
- инвесторы, заинтересованные в оценке инвестиционной привлекательности;
- собственники, интересующиеся сохранностью и эффективностью своих вложений;
- аудиторы, оценивающие с помощью аналитических процедур достоверность отчетности;
- налоговые органы, оценивающие полноту уплаты налоговых платежей.
В меньшей степени анализ бухгалтерской отчетности интересует менеджмент организации, её инсайдеров, поскольку им доступна более обширная внутренняя информация организации.
Роль экономического анализа в принятии управленческих решений
Процесс управления – это непрерывный, целенаправленный процесс, осуществляемый с помощью различных методов для достижения поставленных задач.
Экономический анализ является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку:
1. проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлый период времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми;
2. определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности;
3. выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др.
С помощью экономического анализа достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.
Роль анализа на современном этапе развития производства возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами:
- необходимостью повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства, обострением внутренней и внешней конкуренции;
- переходом к рыночной экономики, в которой усиливаются последствия за принимаемые решения.
В этих условиях управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе.
В условиях неопределенности и непредсказуемости тенденций развития рынка умение использовать анализ для принятия наиболее рациональных управленческих решений является необходимой предпосылкой успешной работы хозяйствующих субъектов.
Виды экономического анализа
В аналитической практике используются разнообразные виды экономического анализа в зависимости от сроков проведения, объектов и субъектов, содержания аналитических программ и других признаков.
В табл. 1 представлены виды анализа в соответствии с их классификационным признаком.
Таблица 1 – Типология видов экономического анализа
Классификационный признак | Вид анализа |
Объекты управления | Технико-экономический; финансово-экономический; социально-экономический; управленческий; маркетинговый; экономико-статистический; экономико-экологический и т.п. |
Субъекты управления и заинтересованные лица его проведения | Анализ, проводимый руководством, функциональными службами; собственниками; поставщиками; покупателями; кредитными организациями; аудиторскими фирмами; агентствами по финансовому оздоровлению и банкротству; судебно-правовыми органами и т.п. |
Пользователи (потребители) анализа | Внутренний и внешний анализ |
Периодичность проведения | Годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный, разовый |
Пространственный | Внутрихозяйственный и межхозяйственный |
Отраслевой | Отраслевой и межотраслевой |
Полнота охвата объекта | Сплошной и выборочный; локальный и тематический |
Временной признак | Оперативный, последующий, перспективный |
Оперативный анализ позволяет на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности, своевременно сформулировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия.
Последующий анализ установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии путем построения временных рядов за значительный период; выявить основные факторы, которые оказали в прошлом и могут оказать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность предприятия.
Перспективный позволяет определить планово-предположительные показатели. В ходе стратегического анализа данные, полученные в результате оценки внешней и внутренней среды, преобразуются в стратегический план организации.
Этапы экономического анализа
Экономический анализ включает в себя следующиеэтапы:
1. составление программы анализа;
2. выбор и проверка исходной информации;
3. расчет и группировка анализируемых показателей;
4. сравнение анализируемых показателей, определение их отклонений от величин, принятых в качестве базисных;
5. установление причин и факторов, влияющих на изменение анализируемых показателей;
6. определение характера и степени связи выявленных факторов с анализируемыми показателями;
7. установление путей регулирования факторов, влияющих на колебание анализируемых показателей;
8. выявление резервов производства, разработка мероприятий по их эффективной реализации.
Главная цель аналитической обработки - раскрыть причинную связь и измерить влияние факторов на тот или иной показатель.Аналитическая обработка экономических показателей осуществляется с помощью математических, статистических и других методов. Обобщение результатов анализа производится для оценки деятельности предприятия за отчетный период и выявления причин, как положительных, так и отрицательных, влияющих на общие результаты.
Информационное обеспечение экономического анализа на микроуровне
В качестве информационного обеспечения экономического анализа может использоваться финансовая отчетность организации, рассматриваемая как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, а именно:
- Бухгалтерский баланс. Является основой для оценки структуры и динамики имущества и источников его формирования, а также оценки ликвидности и финансовой устойчивости.
- Отчет о прибылях и убытках. Позволяет оценивать структуру, качество, и динамику прибыли организации, рентабельность продаж и конкурентоспособность продукции.
- Отчет об изменениях капитала. Позволяет анализировать собственный капитал организации, причины его изменения.
- Отчет о движении денежных средств. Оцениваются результаты по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, так же позволяет анализировать налоговую нагрузку.
- Приложение к бухгалтерскому балансу. Содержит информацию, позволяющую более тщательно анализировать активы и ресурсы организации.
Так же при анализе используются формы статистической отчетности, например такие как:
- Форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»
- Форма № 11 «Сведения о наличии и движении основных средств и иных нефинансовых активов»
- Форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»
- Форма № 1-т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности»
- Форма № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции».