Экономическое содержание цены

Любая экономическая система решает три взаимосвязан­ные, взаимозависимые проблемы:

1. Что производить и в каком количестве, т. е. какие товары и услуги пользуются спросом на рынке и могут быть реализованы. Но этого недостаточно. Не менее важно знать, как же устанавливается уровень цен, будет ли он изменяться и под воздействием каких факторов.

Ответ на эти вопросы дает рынок через механизм спроса и предложения, взаимосвязи издержек и доходов.

2. Как производить товары и услуги, используя какую технологию и какие ресурсы?

Для покупателя этот вопрос решается в пользу того производителя, который в результате конкуренции находит пути снижения издержек за счет прогрессивных технологий, научных методов управления и т. д. Тот из них, кто достигает сокращения издержек, имеет экономические возможности для снижения цен, а, стало быть, и для того, чтобы продать произведенный товар. Следова­тельно, и здесь цена так же является приоритетной в ответе на поставленный вопрос.

3. Для кого производить или кому предназначаются про­изведенные товары и услуги? Ответ на этот вопрос прост — тому, кто сможет их купить. Зависит ли это от цены? Зависит и непосредственно. Цена является основным элементом любой экономической системы. Она — средство достижения ее целей. Сама по себе цена не определяет содержание этой системы. Но она — это тот элемент ее механизма, посредством использования которого экономическая система функционирует, выражая интересы всех ее субъектов и индивидов. Сама жизнь человека во многом зависит от существующих цен. Этой ее ролью в экономической системе индивидов объясняется тот неугасающий интерес к проблеме ценообразования, который начался в период генези­са, экономической науки и до наших дней. С уверенностью можно прогнозировать возрастание роли данной проблемы как в сугубо научном, так и в практическом отношении в обозримой перспективе.

Итак, что же понимается под ценой? Каково ее экономиче­ское содержание? Эти вопросы экономической теории решаются неоднозначно. Сложились две главные концепции цены. Одна из них — трудовая теория стоимости товара и услуги, в которой цена рассматривается как денежная форма стоимости. Такое понимание цены обосновывается в работах А. Смита, Д. Рикардо, К. Марк­са. В конечном итоге в марксистской литературе и на практике отдельных стран цена трактовалась как денежное выражение стоимости товара, величина которой определялась обществен­но-необходимыми затратами труда (ОНЗТ). Они измерялись через затраты труда при общественно-нормальных условиях, а так же усредненных показателях его. интенсивности и квали­фикации работника. При этом общественно-нормальными усло­виями производства считаются те, при которых создается большая часть товаров или услуг данного вида. Основной недостаток данной теории, который ставит под сомнение научную ценность данной концепции — затратные цены. Все получалось просто: чем большее количество производителей расходуют больше ресурсов, тем быстрее эти затраты стано­вятся ОНЗТ, что и служит основой роста цен. В конечном итоге, в тех странах, где концепция трудовой теории стоимости практически использовалась в механизме ценообразования, вся экономическая система становилась неэффективной, затратной.

В рыночном хозяйстве цена — это то количество денег, которое покупатель готов отдать продавцу, а продавец готов их взять за товар или услугу. На этой основе формируются так называемые равновесные цены, как результат взаимодействия спроса и предложения.

Если цена представляет собой определенную сумму денег, то было бы неправильно не учитывать данного фактора в цено­образовании. Поэтому цена определяется не только рыночным механизмом, в основе которого лежит спрос и предложение, но и деньгами, их покупательной способностью. Этот вывод, хотя и остается за пределами учебной литературы, весьма важен с позиций выяснения динамики цен, а также познания причин обусловливаю­щих их изменения, колебания и стабильность.

Вторая проблема в ценообразовании — это проблема издер­жек. Движимые личными, интересами и продавец и покупатель на рынке в процессе купли-продажи стремятся отдать предпочтения такой цене, которая компенсировала бы продавцу все затраты и при­носила прибыль, а покупателю — удовлетворила бы потребно­сти через потребительские свойства приобретенного товара и услуги. Но как механизм спроса и предложения учитывает издержки? Ответ на данный вопрос коренится в формировании предложения и спроса. Естественно, что продавец определяет цену, исходя из понесенных издержек, отталкиваясь от них. Но признают ли эти издержки покупатели — зависит от многих факторов: от рыночной конъюнктуры, доходов потребителя, от качества товаров и услуги и других детерминантов спроса и предложения.

Теория рыночной цены начала формироваться в конце XIX века и связана с работой известного английского экономиста Альфреда Маршалла «Принципы экономической науки», которая была опубликована в 1890 г. В ней она получила концептуальное решение.

В чем же состояла суть нового подхода и новых идей А. Маршалла? В своей работе он полемизирует по вопросам стоимости, отдав при этом предпочтение такому варианту теории факторов производства, как теория жертв. Но основная его идея состояла в обосновании необходимости перенесения центра тяжести с дискуссий по проблемам стоимости к изучению закономерностей формирования и взаимодействия спроса и предложения и на этой основе — к разработке, параллельно с теорией стоимости, развернутой теории цены.

Маршалл установил простой механизм воздействия соотно­шения спроса и предложения на цены товаров, складывающие­ся в условиях совершенной конкуренции: спрос, как правило, при падении цены растет и при росте — снижается; предложение в большинстве случаев с ростом цены растет и при снижении — падает. Поэтому устойчивая цена — цена равновесия — устанавливается в той точке, где спрос уравнивается с предложением (в том смысле, что не возникает стимулов к изменению трех уникально связанных величин— спроса, предложения и цены). В этих условиях цена стремится к издержкам производства, но они не связаны со стоимостью, а сами определяются соотношением спроса и предложения на факторы производства, образующие эти издержки.

Новые идеи и концепции Маршалла явились тем фунда­ментом, на котором начала строиться современная западная экономическая наука. Теория цены, предложенная Маршаллом, в своем дальнейшем развитии составила ту часть этой науки, которая называется микроэкономическим разделом и посвяще­на анализу рыночных закономерностей на уровне отдельных предприятий, фирм.

При исследовании рыночного хозяйства в экономической теории значительное внимание уделяется проблемам альтернативного выбо­ра, равновесия и оптимизации экономической деятельности в условиях ограниченности (редкости) имеющихся ресурсов. В результате в экономической науке получили широ­кое использование предельные величины и усилилась роль математики. Это характерно и для теоретических разработок цены.

Таким образом, современная теория цены концептуально базируется на теории спроса и предложения, их эластичности, издержек производства. Наряду с этим отдельные экономисты до настоящего времени в трактовке источников доходов и других проблем стоимости по-прежнему отдают предпочтение либо теории жертв, либо монистической теории предельной полезности, считающей субъективные оцен­ки потребителей единственным основанием цены.

Более конкретно содержание цены проявляется в тех функ­циях, которые она выполняет. Поэтому переходим к рассмотре­нию вопроса о функции рыночных цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: