Метод безубыточности

Определение цен методом безубыточности используется теми фирмами, которые сориентированы на использование рыночных факторов. Этот метод дает возможность сравнивать размеры прибыли, получаемой при различных ценах, и позволяет фирме для себя определять норму прибыли. Установленная таким образом цена позволяет при определенной программе выпуска товаров добиваться реализации ценовой стратегии.

Экономическая сущность метода безубыточности заключа­ется:

— в оценке полных затрат при различных программах (объемах) выпуска товара;

— в определении предполагаемого объема выпуска товара в планируемом периоде;

— в обосновании сроков окупаемости инвестиций.

Рассмотрим расчет цены на основе метода безубыточности (пример условный).

Предположим, что фирма, используя 80% производственных мощностей, будет выпускать 80 тыс. изделий в год. Полные затраты на выпуск данного количества продукции составляет 16 млн. руб. Коэффициент окупаемости инвестиций 25%. Для того, чтобы возместить затраты на капитальные вложения, фирма должна обеспечить реализацию товара не на 16, а на 20 млн. руб. Так как 4 млн. руб. будут составлять окупаемость дополнительного инвестирования. Цена единицы товара опреде­ляется путем деления валового дохода (выручки) в размере 20 млн. руб. на объем выпуска в размере 80 тыс. шт. В данном случае она равна 250 руб. Таким образом, это и будет цена реализации единицы данного товара, которая обеспечит фирме получение прибыли в размере 4 млн. руб. и достижение установленного заданием коэффициента окупаемости капиталовложений в раз­мере 25%. Необходимо иметь в виду, что основной капитал амортизируется и это составляет одну из статей издержек фирмы, т.е. они учтены уже в общих издержках, т.е. в 16 млн. руб. 4 млн. руб. составляет прибыль фирмы.

Отметим, что при определении цены с целью достижения безубыточности производства используется оценочный норма­тив объема продаж, который сам зависит от цены, а 250 руб. может оказаться или высокой, или слишком низкой ценой для того, чтобы можно было продать 80 тыс. ед., произведенной продукции. Поэтому для полноты анализа необходимо постро­ить дополнительно функцию зависимости спроса от уровня цены и на основе кривых спроса определить оптимальный объем спроса.

Достоинством данного метода является стремление к безу­быточности, которая обеспечивается не только нормативно, но и на основе изучения рыночного спроса.

Недостаток — ограниченность рыночной информации, кото­рая используется при определении цены этим методом, что делает его уязвимым в плане надежности принятия рынком цены, определенной на основе метода безубыточности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: