Определение цен методом безубыточности используется теми фирмами, которые сориентированы на использование рыночных факторов. Этот метод дает возможность сравнивать размеры прибыли, получаемой при различных ценах, и позволяет фирме для себя определять норму прибыли. Установленная таким образом цена позволяет при определенной программе выпуска товаров добиваться реализации ценовой стратегии.
Экономическая сущность метода безубыточности заключается:
— в оценке полных затрат при различных программах (объемах) выпуска товара;
— в определении предполагаемого объема выпуска товара в планируемом периоде;
— в обосновании сроков окупаемости инвестиций.
Рассмотрим расчет цены на основе метода безубыточности (пример условный).
Предположим, что фирма, используя 80% производственных мощностей, будет выпускать 80 тыс. изделий в год. Полные затраты на выпуск данного количества продукции составляет 16 млн. руб. Коэффициент окупаемости инвестиций 25%. Для того, чтобы возместить затраты на капитальные вложения, фирма должна обеспечить реализацию товара не на 16, а на 20 млн. руб. Так как 4 млн. руб. будут составлять окупаемость дополнительного инвестирования. Цена единицы товара определяется путем деления валового дохода (выручки) в размере 20 млн. руб. на объем выпуска в размере 80 тыс. шт. В данном случае она равна 250 руб. Таким образом, это и будет цена реализации единицы данного товара, которая обеспечит фирме получение прибыли в размере 4 млн. руб. и достижение установленного заданием коэффициента окупаемости капиталовложений в размере 25%. Необходимо иметь в виду, что основной капитал амортизируется и это составляет одну из статей издержек фирмы, т.е. они учтены уже в общих издержках, т.е. в 16 млн. руб. 4 млн. руб. составляет прибыль фирмы.
|
|
Отметим, что при определении цены с целью достижения безубыточности производства используется оценочный норматив объема продаж, который сам зависит от цены, а 250 руб. может оказаться или высокой, или слишком низкой ценой для того, чтобы можно было продать 80 тыс. ед., произведенной продукции. Поэтому для полноты анализа необходимо построить дополнительно функцию зависимости спроса от уровня цены и на основе кривых спроса определить оптимальный объем спроса.
Достоинством данного метода является стремление к безубыточности, которая обеспечивается не только нормативно, но и на основе изучения рыночного спроса.
Недостаток — ограниченность рыночной информации, которая используется при определении цены этим методом, что делает его уязвимым в плане надежности принятия рынком цены, определенной на основе метода безубыточности.