Функции цены. Механизм ее формирования в условиях рыночной экономики

Цена выполняет множество различного рода функций. К ним можно отнести:

1. Решение глобальной экономической проблемы: среди них особое место занимает проблема занятости. Она решается и посредством использования «цены» труда, которая предстает в форме заработной платы. В ценовом механизме через доходы, механизм спроса и предложения коренится решение проблемы привлечения к труду. Однако, спрос на труд ни в одной стране мира в полной мере не совпадает с предложением. Он ниже, а потому определенная часть населения работы найти не может. Поэтому проблема безрабо­тицы, трудовых отношений, профессиональной подготовки — во многом это проблема цены. В настоящее время в экономике России эта проблема прослеживается рельефно и она обостря­ется в силу низкого уровня заработной платы.

2. Цена выполняет функцию ограничителя спроса. Выступая в таком качестве она рационализирует потребление, способству­ет эффективному использованию ресурсов, товаров и услуг. Эта функция настолько практична, что ее ощущает каждый человек, так как цена ограничивает возможность удовлетворения по­требностей, поэтому приобретенные ресурсы, товары, услуги используются рационально. В противном случае потреб­ности будут удовлетворены не полно. В мире рыночных отноше­ний ценится только то, что имеет цену, что поступает в потребление посредством обмена.

3. Функция стимулятора прогресса в экономике — одна из важнейших функций цены. Стремление использовать научно-технические достижения, инновации, новые технологии, развивать комму­никации — все это непосредственно связано с ценой, а затем уже с доходами. Поэтому в рыночной системе экономическое лидерство проявляется через лидерство в ценах и материализу­ется оно в более высоких доходах. В данной системе выигрывает тот, кто первым разработал, внедрил, произвел и продал. Когда эти процессы становятся доступными многим, то тогда возможности получения доходов ограничиваются ценой. Этим и объясняется, что в рыночной системе субъекты хозяйственной деятельности через механизм конку­ренции и цен обеспечивают рост эффективности экономики.

4. Цена аккумулирует в себе важнейшую информацию о экономическом состоянии всех участников рыночных отноше­ний. Она является информационной базой для того, чтобы сделать свой выбор. Принятие любого решения в экономике обуславливает необходимость познания цены и ее динамики.

5. Важнейшей функцией цены является объединение про­изводителей и потребителей в такую экономическую систему, которая функционирует на основе свободного выбора. В противном случае такая система испытывает ограничения в своем развитии. Если потребитель или производитель лишен права выбора, значит он лишается собственного участия в принятии решения и своего личного участия в удовлетворении собственного экономического интереса. В таком случае ими утрачиваются качества участника экономического процесса. Они становятся исполнителями воли других людей, что в конечном итоге подрывает стимулы к экономному расходо­ванию ограниченных ресурсов. Такая система отношений ха­рактерна для административных методов руководства экономи­кой. Управление, организация и механизм функционирования рыночной экономики базируется на основе свободно формирую­щихся цен, которые частично могут подвергаться регулирова­нию со стороны государства, что позволяет объединить интере­сы всех субъектов хозяйственной деятельности, на основе эффективного использования своих возможностей в удовлетворении потребностей.

Таким образом цена выполняет многообразные функции. Посредством них рыночная система постоянно стремится к со­стоянию равновесия, обеспечивающего продавцам и потребителям свободу выбора. Однако в реальных условиях цены формируются в зависимости от состояния конкурентной среды, которая непосредственно влияет на функциональную направ­ленность цены. Для того, чтобы познать, как это происходит, необходимо выяснить механизм формирования цен.

Экономическая теория различает два вида конкурентной среды: совершенная и несовершенная конкуренции. Наиболее благоприятной средой для формирования свободных равновесных цен является совершенная конкуренция. Известно, что в ее условиях на рынке представлено большое количество производителей и потребите­лей продукции, которые без всяких ограничений реализуют и покупают товары и услуги. Механизм ценообразования в этих условиях рассмотрим, используя рисунок 6.1.

Рисунок 6.1 - Ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Спрос на данном графике представлен линией dd. Пре­дельный доход фирмы MR от продажи дополнительной единицы продукции равен ее цене P1. Поэтому линия спроса и пре­дельного дохода совпадает. МС — кривая предельных издержек, АТС — кривая средних общих издержек. В долго­временном периоде, когда установилось равновесие спроса и предложения, формируется равновесная цена, происходит минимизация средних общих издержек и создается предельный доход. Это равновесие свидетельствует, что фирма реализует продукцию по равновесной цене P1 и производит объем продукции Q1. При этом она компенсирует издержки и получает доход в форме прибыли. Равенство цены и предельных издержек означает, что ресурсы распределены в соответствии с предпоч­тениями потребителей.

В условиях несовершенной конкуренции рынок монополизи­рован. Это усложняет механизм ценообразования. Монополь­ный рынок характеризуется таким его состоянием, когда в качестве продавца выступает несколько крупных фирм. Товар или услуга в данном случае не имеет, а если и имеет, то ограни­ченное их количество. Такой рынок ограничивает потребителю свободу выбора, а это, в свою очередь, деформиру­ет механизм спроса и предложения, что приводит к формирова­нию монопольных, а не равновесных цен. Монопольные цены, с одной стороны, разрушают экономическую среду рыночных отношений, а во-вторых они, как правило, выше уровня цен, который складывается посредством механизма совершенной конку­ренции.

Формирование монопольных цен рассмотрим, используя рисунок 6.2.

Рисунок 6.2 - Ценообразование в условиях монополистического рынка

Кривая спроса на данном графике представлена линией dd. Максимальная прибыль при объеме производства Q1 находится на пересечении предельного дохода и предельных издержек в точке К.

Товар монополиста реализуется по цене P1, соответствую­щей точке Е на кривой спроса. Цена же, соответствующая точке L на линии средних издержек АТС равна Р2, где P2<P1. Прибыль, которая будет получена за счет неравенства P2<P1 и будет монопольной прибылью.

В условиях долгосрочного периода появятся новые конкурирующие фирмы, в результате чего понизится цена до уровня Р2, но Р23, где она будет выше точки пересечения предельного дохода и предельных издержек.

Стало быть монополизация рынка снижает конкуренцию и, в конечном итоге, уменьшает степень свободы выбора покупа­теля. В результате осуществляется экономический «диктат» цен со стороны продавца (монополии), который выражается в росте цен равновесного состояния.

Несколько иная ситуация складывается на рынке несовершенной конкуренции при определяющей роли олигополий. В отрасли, состоящей из нескольких крупных фирм, поведение конкурентов может быть самым разным, что и затрудняет теоретическое описание олигополистической ситуации ценообразования. Поэтому на олигополистическом рынке наблюдается значительная устойчи­вость цен. Если фирма, в целях увеличения объема, снижает цену, то все зависит от действий конкурентов. Если они не снижают цену, то можно ожидать увеличения объема продаж, равным образом как при снижении цен конкурентами значи­тельных изменений в объеме продаж ожидать не приходится. Ситуация может складываться в зависимости от стратегии ценообразования, которую проводят олигополии, а поэто­му поведение фирмы в вопросах цен трудно прогнозировать. Но как правило на данном рынке цены выше равновесной цены.

Таким образом, олигополистические отрасли, сектора экономики характеризу­ются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы в этих условиях взаимозави­симы, поведение одной из них сказывается на поведении других фирм. Причины, обуславливающие развитие олигополии, за­ключаются в получении массы прибыли за счет снижения издержек на единицу продукции на основе эффекта масштаба.

В отсутствии сговора между олигополиями ценообразование осуществляется на основе модели ломаной кривой спроса, конфигурация которой зависит от поведения конкурентов. Эта кривая объясняет негибкость цен, но не объясняет их уровня. При сговоре приследуется не столь частое изменение цен, а через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность цен» обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами - олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае колебания спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками, такими, как необходимость проведения рекламных компаний, изменений в ассортименте продукции, ее внешнего вида и т.д. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода характерна динамика цен.

Способность удерживать цены в краткосрочном периоде заложена в самой структуре олигополии, которая планирует производство, подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса, проводит соответствующую маркетинговую политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: