Политика как социальное явление, ее структура и основные функции

Функции.

Возникновение политологии как науки, ее предмет и

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

ТЕМА: ПОЛИТИКА И ЕЕ ФУНКЦИИ. ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ.

ВОПРОСЫ: 1.Политика как социальное явление, ее структура и основные функции

Мечты о справедливом обществе, в котором люди не только будут удовлетворять свои материальные потребности, но и будут счастливы, не покидали человека с момента появления у него социального сознания. Построение такого общества неизменно связывалось с государством и властью. Однако создавая во имя всеобщего блага государство, люди вскоре стали заложниками его корыстных интересов и влияния. Ощущая свою беззащитность перед всесилием власти, люди поняли, что вне политики и помимо нее общественный прогресс невозможен.

Становление политики в качестве самостоятельной сферы деятельности человека вызвало потребность объяснить ее природу, особенности и социальное назначение в обществе.

Специфика политики связана с ее способностью обеспечить целостность общества, согласовывать различные группы интересов, эффективно регулировать социальные взаимодействия.

Глубокое изучение политики важно для более широкого понимания гражданами своей роли и места в обществе, формирования у них ощущения собственной значимости и сопричастности к делам общества, выработки активной жизненной позиции. Развитая способность анализировать и интерпретировать политические процессы вырабатывает у индивида умение самостоятельно ориентироваться в мире политики, в каком бы качестве он не выступал: в качестве сознательного гражданина, кандидата на государственную должность, рационального избирателя и т.д.

Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. Один из автором Конституции США 1787 года Дж. Медисон справедливо заметил: «Если бы люди были ангелами, то не требовалось бы никакого правительства». Однако «до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и он свободен пользоваться им», а в обществе существует «неравное распределение богатства», «различия во мнениях неизбежны». Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.

Политика довольно сложное явление, определить ее сущность и выявить ее содержание не так - то просто. До сих пор нет общепризнанного определения понятия политики, и можно встретить десятки различных вариантов. В переводе с греческого политика означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами, партиями, нациями и государствами.

Как особая сфера человеческой деятельности политика возникла 2,5 тысячелетий назад. Впервые в научный оборот термин «политика» ввел древнегреческий философ Аристотель. По его определению политика – это цивилизованная форма общности, которая служила достижению общего блага. Такой формой общности Аристотель считал античный полис.

Если в политическом управлении полисом непосредственно участвовали все граждане, то в пришедших им на смену гигантских нациях-государствах, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти.

В ХУ1 веке итальянский политический мыслитель Николо Макиавелли определил политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, что бы прийти к власти и полезно использовать ее».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля политика характеризуется как «…наука государственного управления», т.е. она охватывает все, что связано с властными отношениями.

По мере усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказалось все более размытым, т.к. ее влияние уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, а проникло и в сферы взаимодействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Появляются понятия «экономическая политика», «валютная политика банков», «политика профсоюзов в период забастовки» и т.д.

Поэтому многозначность термина политика требует уточнения значения в котором она употребляется.

В «Политологическом словаре» политика определяется как «социальная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти».

Политика существовала не всегда. Её появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленной постоянным развитием человеческих потребностей и видов продуктивной деятельности, призванных удовлетворять их.

В примитивных обществах охотников и собирателей политики не знали. Взаимодействия внутри подобных образований основывались на естественных, кровно-родственных связях и регулировались нормами общинно-коллективной морали.

Постепенное выделение из природы и создание искусственной среды обитания разрушили естественно-природный характер взаимосвязей внутри примитивных обществ. Господство «целого» над индивидуальным ослабевало по мере перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства и постепенного разложения родоплеменной организации.

Самостоятельной сферой политика стала в аграрном обществе, где совершенствование орудий производства (создание металлического плуга), использование животных в качестве тягловой силы и т.д., позволили произвести продукта больше, чем требовалось для удовлетворения повседневных потребностей. Появился прибавочный продукт, который заметно расширил возможности человека по развитию экономики.

Появление частной собственности способствовало обособлению отдельного человека, обретению им качеств автономной личности, независимой от власти общины, рода.

Поведение автономной личности уже не определялось родственными связями и религиозными нормами, т.к. социальные взаимодействия уже вышли за границы общины. Социальный статус обособленного человека определялся его экономическими возможностями, богатством, престижем. Обособление автономной личности потребовало формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение прав, свобод и самостоятельности личности.

Дифференцированная структура интересов и потребностей разрушила единство первобытных общин, а сложившиеся в них механизмы регуляции социальных взаимоотношений оказались недостаточными для преодоления конфликта интересов.

Следовательно, политика появляется там и тогда, где и когда утрачивается естественное согласие, однако существует потребность в согласованном поведении.

В отличие от других социальных институтов политика преследует своей целью служить удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых не возможна без власти государства.

Эффективность политики, как социального института, обусловлена наличием такого ее элемента, как власть. Властные взаимоотношения групп и общностей осуществляются на основе политически осознанных и интересов и потребностей, реализация которых требует использования государственной власти.

Значение и роль политики, как социального института, обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе.

В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться.

- Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного развития и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.

- Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.

- Управленческая и регулятивная функция политики. Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.

- Функция рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.

- Функция политической социализации. Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

- Гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности

Успешное выполнение политикой всех этих функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества. Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.

Стремление раскрыть тайны политики, понять ее логику стало причиной появления во второй половине Х1Х века политологии как самостоятельной академической дисциплины.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ КАК НАУКИ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ.

Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, начало которым было положено еще в древности, до второй половины Х1Х века политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине Х1Х века правовой школы в Германии, другие датируют ее возникновение второй половиной Х1Х века, когда Френсис Либер начал читать в 1857 г. в Колумбийском колледже курс лекций по политической теории. Именно там, в Колумбийском колледже (позже ставшим Колумбийским университетом) сменивший Ф.Либера Джон Берджес основал 1880 г. «Школу политических наук». Поначалу американская политическая мысль находилась под сильнейшим немецким и французским влиянием и занимала маргинальные позиции в мировом обществоведении.

В конце Х1Х – начале ХХ вв. термин «политическая наука» получает признание и распространение в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов Г. Моска называет свой, ставший позднее классическим, труд «Элементы политической науки».

В начале ХХ в. процесс выделения политологии в самостоятельную дисциплину в основном завершился. После первой мировой войны американская политическая наука становится ведущей в мире и на протяжении всего ХХ столетия оставалась доминирующей в этой отрасли знания. Развитию политических исследований заметно способствовала создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою деятельность и сегодня.

В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Важный вклад в мировую политическую науку внесли М.Ковалевский, Б.Чичерин, П.Новгородцев, М.Острогорский и марксистские теоретики В.Ленин, Г.Плеханов и др. Однако бурное развитие политической науки было прервано после революции 1917 г. Политология стала трактоваться как «лженаука», «буржуазная наука» и т.п. Отдельные политические проблемы анализировались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других идеологизированных дисциплин. Отношение к политологии стало меняться лишь во второй половине 80-х гг. ХХ в., и сегодня она постепенно занимает подобающее ей место в системе обществознания, оказывает все большее влияние на политическую практику.

Объектом политологии, то есть тем, на что направлено познание, исследование в этой науке, является политическая сфера. В связи со сложной структурой политики это могут быть политические взгляды, идеи, концепции, теории, политическое сознание; политические интересы, связи, действия, взаимодействия, отношения; политические ценности, нормы, политическая культура; политические партии и объединения; политические институты и организации; политические процессы и пр. Все это составляет основное содержание политической сферы, как специфической области общественной жизни, ее политического мира и пространства, изучаемых политологией. Главным объектом изучения в политологии были и остаются политическая система и ее главное звено – государство.

Более сложным является вопрос о предмете политологии, который неправомерно отождествлять с вопросом о ее объекте.

В понимании предмета политологии, ни в нашей стране, ни за рубежом пока не достигнуто принципиального единства мнений. В целом здесь выявились две основные односторонние крайние позиции.

Первая ведет к расширительному толкованию этого предмета, когда в политологию включается все и всякое научное знание о политике и политическом. Сторонники этой позиции безоговорочно включают в политологию и политическую философию, и политическую социологию, и политическую психологию и др. С этим трудно согласиться, ибо политическая философия это философское, а не политологическое по своей сущности и природе знание о политике, точно так же и политическая социология – это составная часть социологии, а не политологии, ибо речь в ней идет о социологическом, а не политологическом анализе политики. Другое дело, что политическая философия и политическая социология очень тесто взаимосвязаны с политологией, сохраняя при этом свою предметную определенность.

Другая крайность находит свое выражение в толковании политологии как науки о государстве, его организации, направлениях и механизме деятельности. Это означает сведение политологии к государствоведению. Такая позиция приводит к суженному пониманию предмета политологии, т.к. субъектами политики в современных условиях являются не только государство, но и негосударственные объединения и организации. Сегодня очевидно, что политическая жизнь не может быть правильно понята без учета интересов, программ и деятельности политических партий, различных политических движений и организаций, средств массовой информации и т.д.

Таким образом, необходимо четко разграничивать понимание политологии в широком смысле слова как всей системы научного знания о политике и политическом, как всей совокупности политических наук и политологии, как политической науки в более узком, собственном, строгом смысле слова – как одной из политических наук, имеющей собственный предмет исследования.

Предметом политологии в строгом смысле слова являются тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, форм и методов ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе.

Своеобразие политологии в ряду других наук, занимающихся исследованием сферы политических отношений, заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает соотносительно политической власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть является средством ее реализации.

Категория «политическая власть» универсальна и охватывает все политические явления. Например, в современном российском обществе не утихает дискуссия о путях экономической реформы. С точки зрения экономической науки – это спор о методах и принципах функционирования рынка. С точки зрения политологии – это теоретическое отражение борьбы различных социальных сил за обладание экономической и политической властью в обществе.

Политология, как научная и учебная дисциплины, отражающая многообразие политической жизни общества, выполняет следующие функции:

- гносеологическая, или теоретико-познавательная функция политологии заключается в изучении политической реальности. Политология изучает тенденции развития политической жизни общества, происходящих в нем политических процессов, анализирует различные стороны политической деятельности людей и их политических отношений;

- мировоззренческая функция политологии тесно связана с гносеологической и выражается в создании целостной картины политического развития общества, осмыслении места и роли политики в развитии всего общества и его основных сфер, в том числе экономической, правовой, духовной. Усвоение этого лежит в основе формирования политической культуры людей.;

- практически-прогностическая функция политологии выражается в том, что опираясь на научные знания, она вырабатывает рекомендации, касающиеся различных вариантов и способов политической деятельности, составляет прогнозы развития политических процессов, вырабатывает предложения и рекомендации, необходимые для эффективного руководства и управления политической жизнью общества.

Функции политологии тесно связаны между собой, лишь взятые в единстве они дают полное представление о назначении и социальной роли политологии.

Обучая умению политического управления, искусству властвования, политология помогает формировать политическую культуру народа, создавать гражданское общество, столь необходимое для обеспечения прав и свобод человека. Являясь частью демократической системы образования, она стоит на страже становления и сохранения принципов гуманизма, человечности в отношениях между государством и гражданским обществом, помогает умножать число и улучшать качество альтернативных подходов при принятии решений, раскрывает социально-политические последствия управленческих действий, которые могут быть неожиданными и нежелательными.

Политология имеет и большое воспитательное значение. Американские ученые Х.Юлоу и Д.Марч считают, что политическая наука несла и продолжает нести главную нагрузку в воспитании будущих граждан. Она оказывает огромное влияние на распространение политических идей и идеалов, политических норм и обычаев, политической информации и знаний.

Значение политологии и политики закономерно и неуклонно возрастает в современной России, где осуществляется глубокое, сложное и трудное реформирование общества. Прошедшие годы российских реформ наглядно свидетельствуют, с одной стороны, о первостепенном значении серьезной и сильной политики в условиях реформ, а с другой – о крайне негативных последствиях ошибочных политических решений. И здесь нет другого средства для обеспечения первого и предотвращения второго, нежели овладение и практическое применение науки о политики.

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

ВОПРОСЫ: 1.Власть как категория политической науки. Ресурсы власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: