по гигиене детей и подростков для студентов 6 курса медико-профилактического факультета на 2012-2013 учебный год
1. Гигиена детей и подростков как наука, ее содержание, цели и задачи, методы исследования.
2. Истоки гигиены детей и подростков как науки. Первые научно-практические работы по школьной гигиене. Роль общественных деятелей и врачей в развитии гигиены воспитания детей. (М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, С.Г. Зыбелин, Н.М. Амбодик).
3. Роль отечественных гигиенистов в развитии гигиены детей и подростков (Ф.Ф. Эрисман, А.П. Доброславин, Г.В. Хлопин, А.В. Мольков, Г.Н. Сердюковская, С.М. Громбах).
4. Теоретические принципы гигиенического нормирования в гигиене детей и подростков.
5. Социально-гигиенический мониторинг в охране здоровья детей и подростков. Алгоритм действия врача.
6. Законодательные и нормативные акты Российской Федерации по охране здоровья детей и подростков.
7. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и медицинское обслуживание детей и подростков в России.
8. Содержание и методы работы врача детской дошкольной организации и врача школы.
9. Содержание и методы работы врача по гигиене детей и подростков.
10. Проведение экспертизы в гигиене детей и подростков.
11. Морфо-функциональные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста (3-6 лет), их значение для гигиенического нормирования.
12. Морфо-функциональные и психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста (7-10 лет), их значение для гигиенического нормирования.
13. Морфо-функциональные и психофизиологические особенности детей среднего школьного возраста, их значение для гигиенического нормирования.
14. Анатомо-физиологические особенности периода полового созревания и задачи гигиены воспитания.
15. Физическое развитие детей и подростков. Биологический возраст, его значение, методы оценки.
16. Основные закономерности роста и развития детей и подростков.
17. Методы изучения физического развития. Составление возрастных стандартов физического развития, принципы разработки, использование.
18. Методы оценки физического развития индивидуума и коллектива,их сравнительная характеристика.
19. Комплексная оценка физического развития детей и подростков.
20. Физическое развитие как показатель здоровья и социальных условий жизни населения. Особенности физического развития детей в современных условиях.
21. Акселерация и децелерация. Социально- г игиенические проблемы, обусловленные акселерацией.
22. Профилактика деформаций опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.
23. Значение ультрафиолетовой радиации и методы профилактики ее недостаточности.
24. Состояние здоровья детей и подростков, уровень и структура. Методы изучения, прогнозирования состояния здоровья в связи с факторами среды обитания.
25. Основные медико-демографические и медико-статистические показатели, используемые для характеристики состояния здоровья детского населения.
26. Влияние биологических и социальных факторов на растущий организм.
27. Гигиенические вопросы адаптации к дошкольной организации и школе.
28. Детское население в возрастной структуре населения. Виды детских учреждений и школ, расчет потребности в них.
29. Этапы развития дошкольных учреждений в стране, современные принципы планировки
30. Школьное строительство в России. Гигиеническая оценка типового проектирования школ. Задачи в современных условиях.
31. Гигиеническое воспитание детей и подростков (формирование здорового образа жизни).
32. Гигиенические требования к земельному участку и размещению дошкольных организаций.
33. Гигиенические требования к групповым ячейкам для детей раннего и дошкольного возраста в дошкольных организациях.
34. Гигиенические требования к земельному участку и размещению школ и школ-интернатов.
35. Гигиенические принципы планировки школ и школ-интернатов.
36. Гигиенические требования к школьным мастерским и организация работы учащихся в мастерских.
37. Гигиенические требования к устройству и содержанию мест для физического воспитания детей и подростков.
38. Воздушно-тепловой режим в детских учреждениях. Системы вентиляции.
39. Гигиенические требования к естественному освещению детских учреждений.
40. Гигиенические требования к искусственному освещению детских учреждений.
41. Проблема близорукости у детей. Меры профилактики.
42. Гигиенические требования к применению технических средств обучения в школе.
43. Гигиенические требования к кабинетам информатики и вычислительной техники, организация учебного процесса.
44. Гигиенические требования к синтетическим материалам, возможность использования в детских учреждениях.
45. Этапы проведения летней оздоровительной компании. Задачи Роспотребнадзора и педиатрической службы.
46. Гигиенические принципы размещения и планировки летних оздоровительных учреждений.
47. Гигиенические требования к организации лагерей труда и отдыха для старшеклассников.
48.Гигиенические требования к режиму дня в летних оздоровительных учреждениях, оценка эффективности оздоровления.
49. Физиологическая сущность утомления и профилактика переутомления в детском и юношеском возрасте.
50. Деятельность как фактор роста и развития организма. Ведущие виды Деятельности.
51. Работоспособность, фазы, динамика в процессе учебной деятельности.
52. Методы исследования физической и умственной работоспособности детей и подростков в процессе деятельности.
53. Гигиенические принципы режима дня детей дошкольного возраста. Формирование динамического стереотипа и его гигиеническое значение.
54. Гигиенические принципы организации режима дня школьников.
55. Организация режима дня в группах продленного дня и школах-интернатах.
56. Гигиенические подходы к организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
57. Основные гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в школе.
58. Гигиенические требования к условиям обучения и организации учебно-воспитательного режима учащихся первого класса.
59. Гигиенические принципы построения учебного расписания в школе.
60. Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости». Методы определения.
61. Гигиенические проблемы современной школы. Факторы риска и здоровьесберегающая школа.
62. Гигиенические проблемы информационно-коммуникационных технологий в обучении.
63. Двигательная активность. Кинезофилия, нормирование двигательной активности. Профилактика гиподинамии.
64. Физическое воспитание, его цель, задачи, физиолого-гигиенические принципы его организации и проведения.
65. Оздоровительная роль физического воспитания и принципы его организации в дошкольных организациях.
66. Физическое воспитание в школах. Медицинский контроль.
67. Особенности терморегуляции у детей. Гигиенические принципы нормирования микроклимата в детских учреждениях.
68. Физиологическая сущность закаливания. Физиолого-гигиенические принципы закаливания, основные закаливающие факторы, формы их применения. Оценка эффективности.
69. Нормирование трудовой деятельности в зависимости от возраста и пола. Формы трудового воспитания в школе.
70. Гигиенические принципы трудового обучения и воспитания школьников.
71. Гигиенические требования к организации и проведению занятий по технологии для девочек и мальчиков.
72. Гигиенические требования к организации общественно-полезного труда в школе.
73. Понятие о профессионально-значимых функциях. Значение их в оценке профессиональной пригодности подростка, методы определения.
74. Врачебная профессиональная консультация. Определение профессиональной пригодности подростков.
75. Задачи профессиональной ориентации в системе трудового обучения учащихся.
76. Гигиенические требования к организации учебно-производственного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
77. Влияние основных профессионально-производственных факторов на организм подростков. Законодательство по охране труда.
78. Гигиенические требования к учебным пособиям и книгам. Физиологические особенности навыка чтения и их гигиеническое значение.
79. Гигиенические требования к игрушкам. Значение игрушек и игр для физического и психического развития детей.
80. Гигиенические требования к учебной мебели и оборудованию учреждений для детей и подростков.
81. Гигиенические требования к детской одежде.
82. Гигиенические требования к детской обуви.
83. Особенности обмена веществ и энергетические затраты в детском возрасте, организация питания детей различных возрастных групп.
84. Физиологические нормы питания, особенности нормирования пищевых веществ для детей и подростков.
85. Особенности организации питания в дошкольных организациях, школах, группах продленного дня в школах-интернатах.
86. Роль продуктов растительного происхождения в питании детей.
87. Роль продуктов животного происхождения в питании детей.
88. Значение минеральных веществ в питании детей и подростков.
89. Методы изучения и оценки питания детей в организованных коллективах. Медицинский контроль за питанием.
90.Молоко и молочные продукты в питании детей.
Задачи
по гигиене детей и подростков для студентов 6 курса медико-профилактического факультета на 2011-2012 учебный год
1. Оцените естественную освещенность в классе.
2. Дайте гигиеническую оценку микроклимата.
3. Оцените организацию питания в дошкольных организациях, предложите мероприятия по его оптимизации.
4. Определите группу здоровья девочки.
5. Оцените организацию питания в дошкольных организациях, предложите мероприятия по его оптимизации.
6. Оцените недельный режим учащегося 5 класса.
7. Дайте оценку естественного освещения в классе.
8. Дайте заключение по данным исследования игрушки.
9. Оцените микроклимат в групповой ячейке дошкольной организации и его влияния на организм детей.
10. Оцените искусственное освещение в классе.
11. Дайте гигиеническую оценку режима дня школьников 6,5 лет.
12. Какие факторы могут способствовать росту числа простудных заболеваний и как их оценить.
13. Дайте гигиеническую оценку урока физкультуры.
14. Составьте заключение по физическому развитию школьника.
15. Дайте анализ заболеваемости, и составить план мероприятий по ее снижению.
16. Дайте комплексную оценку физического развития.
17. Оцените режим дня в младшей группе детской организации.
18. Составьте план действий врача по гигиене детей и подростков, если поставлена задача разработать стандарты физического развития дошкольников города.
19. Оцените физическое развитие и определите группу здоровья мальчика 14 лет.
20. Оцените состояние здоровья мальчика 6 лет.
21. Оцените микроклимат в групповой ячейке дошкольной организации.
22. Оцените физическое развитие девочки 7 лет.
23. Дайте гигиеническую оценку физкультурно-оздоровительным мероприятиям в школе.
24. Дайте гигиеническую оценку урока физкультуры.
25. Укажите правильную схему проведения закаливающих процедур, ошибки персонала дошкольной организации.
26. Оцените правильность выбора закаливающих процедур, обоснуйте их выбор.
27. Оцените режим дня детей в средней группе дошкольной организации.
28. Дайте оценку недельному меню в школьной столовой.
29. Оцените достоверность различий в физическом развитии двух организованных коллективов детей.
30. Оцените «школьную зрелость».