Q Прочитайте приведенные ниже виды отношений к конфликту. Дайте название каждому из них

…? …? …?
Конфликты только усиливают разногла-сия, они в сущности не разрешимы. Открытые столкновения лишь напрасно все разрушают, они только отнимают силы, эмоционально опустошают, рождают стрессы. Поэтому лучше отказаться от жестких форм поведения и сдерживать себя. Различия естественны и необходимы; все имеют право на собственную позицию Работа по преодолению разногласий обогащает всех и способствует обновлению. Конфликты помогают освободиться от избытка чувств, тем более, что агрессия – это тоже энергия и я могу направить ее в позитивное русло. Стремление к консенсусу – форма соглашательства, проявление слабости и трусости. Отстаивая свои интересы, в конфликтах нужно всегда действовать наступательно, до конца и не бояться выплеснуть эмоции. Конфликты повыша-ют жизненный тонус, в них я черпаю для себя энергию.

?Какое отношение к конфликту более свойственно вам?

Какое, на ваш взгляд, должно быть присуще социальным работникам? Почему?

В процессе выполнения своих функций социальный работник должен быть максимально конфликтоспособным.

? Что, на ваш взгляд, означают термины «конфликтоспособный»? Каково значение этого качества для социального работника? В чем может заключаться сложность его формирования в нашей стране сегодня?

Конфликтология в теории и практике социальной работы может быть востребована:

1. На концептуальном уровне: теории социального конфликта могут служить методологической базой социальной работы. Позволяет рассматривать конфликтное взаимодействие как диалектичное, способствующее как дестабилизации, так и стабильности социальных отношений. Конфликт как форма социального взаимодействия – норма, а отсутствие конфликтов свидетельствует о высоком уровне подавления противоречий, или стагнации.

2. На мезоуровне: как обоснование и стимулирование отдельных направлений в социальной работе, например, таких как социальное посредничество.

3. На уровне социальных технологий (социальной инженерии): использование конкретных технологий и методик профилактики, диагностики, урегулирования и управления конфликтом, разработанных в рамках тех или иных теорий конфликта.

Конфликтологические знания социальному работнику необходимы для того, чтобы:

· на максимально ранней стадии уметь воспринять, прогнозировать или диагностировать конфликтные явления в себе самих и в субъектах социальной работы;

· знать какие механизмы способствуют усилению конфликта и осложнению ситуации;

· знать как себя вести, чтобы не ухудшить ситуацию, в которую попал клиент и, при этом, не быть самому втянутым в конфликт;

· знать способы и уметь применить средства, которые способствуют прояснению ситуации клиенту социальной работы;

· видеть различные варианты урегулирования конфликтной ситуации и уметь выбирать для данной ситуации наиболее подходящий;

· владеть основами организации переговоров и посреднической деятельности в социальной сфере;

· способствовать пропаганде и обучению клиентов социальной работы эффективному поведению и разрешению конфликтов;

· определять профессиональный предел возможного вмешательства в проблему и жизнь клиента, после которого необходимо привлекать специалистов из той или иной области;

· уметь определить, к специалисту какой области необходимо направить клиента социальной работы.

? Прокомментируйте две последние задачи, стоящие перед социальным работником. Приведите примеры ситуаций, где они могут быть востребованы.

Раздел 1.

Конфликт как социальный феномен.

Тема 1. Формирование современных парадигм о природе социального конфликта.

1. Методологические истоки теории социальных конфликтов в философии.

2. Формирование социологии конфликта. К. Маркс и Г. Зиммель.

3. Современные теории конфликта. Конфликтный функционализм Л. Козера и диалектическая теория конфликтов Р. Дарендорфа.

4. Психологическая традиция изучения конфликтов.

5. Общая теория предупреждения и разрешения социальных конфликтов.

Рекомендуемая литература:

*Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. С.19-77.

*Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Эссе о политике свободы. // Социология. Реферативный журнал. Сер. 11. 1991.№ 4. С. 30 - 43.

*Дарендорф.Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования. 1994. № 5.

*Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.:Гардарики, 2000. С. 7-42.

*Желтухин А.И. Социологическая концепция конфликта. // Социологические исследования 1994. № 4.

*Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Академия, 2000. С.11-68.

*Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996. С. 20 - 75.

*Зеркин Д.П. Основы конфликтологии (Курс лекций). Ростов-на-Дону. 1998. С. 38-84..

*Клементьев Д. С. К теории социального конфликта и управления дезинтеграционными системами.// Вестник Московского.университета. Сер.18. Социол. и политология.-1995.-N 4.-С.47-54.

*Коузер Л.А. Основы конфликтологии. - М., 1999.

*Козер Л.А. Функции социального конфликта.// Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996. С. 542-546 или Социальный конфликт: социологические исследования. М., 1991.

Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. С.6-32.

*Маркс К. Фрагменты разных работ // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 70; Т.6.С. 159-160; Т.22. С.234-237; Т.25. С.481-484.

*Социальный конфликт и теория человеческих потребностей. (Сводный реферат). // Социология. Реферативный журнал. Сер. 11. 1991. № 4. С. 92 - 105.

*Скалабан И.А. Современные теории конфликта // Социология и современное общество: Учебное пособие. Ч.2. – Новосирск: НГТУ.

Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. - М., 1996.

*Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985. С. 27-57, 125-218.

*Хан А. Социология конфликта. // Социология. Реферативный журнал. Сер. 11. 1994. № 1.

Методические рекомендации к подготовке вопросов:

Цель темы: рассмотреть эволюцию представлений о социальном конфликте в рамках ранней философской, социологической, психологической парадигм заложивших основы современных теорий социального конфликта, а так же основные подходы к пониманию данного социального феномена в рамках современной конфликтологической традиции

Проблеме осмысления природы социального конфликта в философской (до социологической) литературе, посвящен первый вопрос темы. Важно уяснить, что уже в ранних произведениях постепенно формируются два полюса отношения к конфликту: как явлению разрушительному, не совместимому с природой человека и явлению естественному, отражающему суть человеческой натуры. В этом плане, представляет интерес рассмотрение взглядов на конфликт Гераклида, Аристотеля, Э. Роттердамского, Ф. Бекона, Ж-Ж. Руссо, И. Канта, Т. Гоббса, Г. Гегеля.

При рассмотрении второго вопроса необходимо определить место проблемы социального конфликта в рамках классической социологической мысли, в рамках органицизма, в теориях Э. Дюркгейма, М. Вебера, но, главное внимание должно быть сосредоточено на идеях двух основновоположников терий социального конфликта К. Маркса и Г. Зиммеля. В чем их суть? Каковы особенности их подходов к пониманию социального конфликта, и их заслуги в разработке этой проблемы?

Третий вопрос темы включает в себя общую характеристику теорий конфликта 50-70х гг.. (К. Боулдинг, Л. Крисберг, Й. Галтунг и др.) Более подробно необходимо остановиться на взглядах двух «классиков» социального конфликта Л. Козера и Р. Дарендорфа, считающихся преемниками соответственно функциональной и диалектической традиций Г. Зиммеля и К. Маркса. Важно определить, в чем состояла эта преемственность? В чем они пошли дальше своих предшественников? Какова суть их теорий? Изложение данных теорий было бы более эффективным, если бы опиралось на сравнение теорий конфликта с трактовкой этой проблемы в доминирующей в это время структурно-функциональной теории Т. Парсонса, на осмысление дихотомии “конфликт - консенсус”, “напряженность - стабильность” в социологической литературе этого времени.

Вклад психологов в формирование современной конфликтной парадигмы рассматривается в четвертом вопросе темы. В частности, желательно обсудить основные интерпретации феномена конфликта в рамках психоаналитического, ситуационного и когнитивного подходов, ответить на вопрос: каковы современные подходы к пониманию феномена конфликта сложившиеся в рамках психологической парадигмы?

Заключительный пятый вопрос предполагает общую характеристику развития конфликтной проблематики в современных теориях 80-90-х гг.. Особенное внимание здесь следует уделить теории человеческих потребностей Дж. Бертона.

q Впишите в приведенную ниже схему, фамилии ученых, которых Вы бы отнесли к тому или иному этапу формирования теорий социального конфликта.

Этапы формирования теорий социального конфликта

Формирование представлений о конфликте, главным образом, в рамках философской парадигмы - до сер. ХIХ в. (…)

Социологические классическая теории социального конфликта – сер. ХIХ - нач.ХХ вв. (…)   Психологические классические теории социального конфликта – кон. ХIХ –сер. ХХ вв. (…)

С сер. 50-х годов – формирование современных теорий Конфликта Два этапа:
1. 1950-70-е гг. – становление социологии конфликта как специальной области социологического знания; противостояние структурно-функциональной (интегративной) и конфликтной парадигм в социологии изучение, механизмов обеспе- изучение механизмов порож- чения социального порядка, дающих конфликты и пере- разработка механизмов мены, изучение причин и достижения консенсуса функций конфликтов (…) изучение природы кон- разработка разрешение микро- фликта, позитивных и формализо- социальных кон- интегративных функций зованных фликтов в рамках (…) подходов социальной психо- “теория игр” логии (…) (…)

2. 1980-90-е гг.- формирование общей теории разрешения конфликтов, разработка проблем разрешения и предотвращения конфликта – (…)

?Могла ли конфликтология как наука возникнуть раньше середины ХХ века?

Можно ли говорить, что структурно-функциональный подход внес свой вклад в изучение конфликта как социального феномена? Если да, то какой?

? Как вы понимаете приведенное ниже высказывание, которое Л. Козер назвал «зиммелевским парадоксом»? Какие функции социального конфликта оно демонстрирует?

«Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта».

Ñ В “Папку конфликтолога”:

Заполнить следующую таблицу:

Основные положения теорий социального конфликта

  К. Маркс Г.Зиммель Р.Дарендорф Л. Козер Дж. Бертон
Природа          
Причины          
Функции          
Методы разрешения          
Последствия          

q Кому, из перечисленных ниже исследователей, могли принадлежать или о ком идет речь, в данных высказываниях:

(К. Маркс, Г. Зиммель, З. Фрейд, Т. Парсонс, Л. Козер, Р. Дарендорф, Дж. Бертон):

· «Подобно Марксу, он полагал, что конфликт в обществе неизбежен, однако проявлял интерес к более широкому кругу разнообразных конфликтных явлений и считал одной из основных их форм конфликт между индивидом и обществом».

· “…Он предпочитал говорить о “напряжениях” и “точках напряженности” там, где более ранние теоретики предпочитали употреблять слово “конфликт”…”.

· Прекращение конфликтов, которое, в противоположность подавлению или «отмене» обещает успех, поскольку оно соответствует социальной реальности, я буду называть регулирование конфликтов. Регулирование социальных конфликтов является решающим средством уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их регулирования, они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой их удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила становится на службу постепенному развитию социальных структур.»

· «Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы, тем глубже противоречия между господствующими и подчинеными классами»

· «Не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а ее жесткость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту по базовым ценностям, затрагивающим основы общественного согласия.»

· “Конфликт – это форма социализации.”

· «…он впервые проводит различие между процессами урегулирования споров и разрешения конфликтов»

· “Я считаю, что классовый конфликт эндемичен для современного общества промышленного типа…”

· «Ознакомься он тогда с новой теорией психоанализа, он отказался бы от предположения, что чувство враждебности может выразиться в конфликтном поведении, направленном только против его непосредственной причины.»

· «…говорит о замещении способов выражения враждебности. Он показывает, что положительный для индивида результат, который Зиммель приписывает конфликту, может быть достигнут косвенными способами, одним из которых является остроумие.»

· «Социальный конфликт всегда существует в обществе в силу неизбежного различия интересов. Однако в постиндустриальном обществе он смещается из плоскости экономических интересов, отношений собственности (о которых писал Маркс) в область отношений господства-подчинения и перераспределения власти».

· «Социальный конфликт является следствием ущемления (или неадекватного удовлетворения)всей той совокупности человеческих потребностей (или их части), которые и составляют реальную человеческую личность как активного субъекта социального процесса.»

· Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями.»

· «Социально контролируемый конфликт «очищает воздух» для его участников и позволяет продолжение их отношений»

· «Наблюдение всяческих антипатий и разделения на партии, интриг и случаев открытой борьбы, конечно, могло бы поставить враждебность в ряд тех первичных человеческих энергий, которые не высвобождаемы внешней реальностью их предметов, но сами для себя эти предметы создают. Так и говорят, что человек не потому имеет религию, что верит в Бога, но потому верит в Бога, что имеет религию как настроенность своей души.»

· «Социальные конфликты вырастают из структуры обществ, являющихся союзами господства и имеющих тенденцию к постоянно кристаллизуемым столкновениям между организованными сторонами.»

· «…он поставил задачу уравновесить парсоновский дисфункциональный подход к конфликту, концентрируя внимание на позитивных функциях конфликта».

Тема 2. Понятие и виды социальных конфликтов

1. Понятие социального конфликта в современной литературе.

2. Проблема социального конфликта в теории социальной работы.

3. Классификация социальных конфликтов.

Исследовательское задание:

1. Особенности проявления социальных конфликтов в системе социальной работы. (Интервью с сотрудниками социальных служб г. Новосибирска)

Рекомендуемая литература:

*Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. С.192-213.

Ганиев А.М., Тропова Л.С. Конфликтология: практикум. Казань, 1996.

*Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб.: Питер, 2000. – С. 9-18.

Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.:Гардарики, 2000. С.53-73.

*Козырев Г.И. Конфликтология. Социальный конфликт в общественной жизни.// Социально-гуманитарные знания 1999. № 1. С. 103-121.

*Скалабан И.А. Теории социального конфликта и парадигмы социальной работы. // Теория и практика социальной работы на рубеже веков: Материалы и научные доклады 1 Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию становления профессиональной социальной работы в России. Т.! / Отв. Ред М.В. Ромм. – Новосибирск, 2001. С. 203-208.

*Скалабан И.А. Теории конфликтов в контексте социальной работы. // Теория социальной работы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2000. – Ч. 2. С.48-60.

*Сперанский В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации. // Социально-политический журнал, 1995, № 4.

*Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб. Питер Паблишинг, 1997. Гл.2, С.12-15.

Методические рекомендации к подготовке вопросов:

Цель темы: рассмотреть содержание понятия «социальный конфликт» в современной литературе и познакомиться с используемыми в литературе классификациями конфликта, что позволит определить его проблемное поле, ориентироваться в специфических проявлениях конфликта и, как следствие, эффективно диагностировать, оценить возможные пути их разрешения.

Сложность подготовки к первому вопросу придает не отсутствие определений конфликта, а скорее их многообразие. С момента ввода этого термина в научный оборот его проблемное поле только расширяется, включая в себя не только форму взаимодействия между людьми, но и внутреннее состояние индивида, противоречия и антагонизмы встречающиеся в сфере техники (конфликт механизмов, технических систем), философии (конфликт идей) и т.д. делая фактически невозможным формулировку внятного определения этого явления.

В этом плане особенно важно определиться с содержанием понятия, которое может быть предметом изучения в рамках данного курса, что предлагается сделать через анализ различных определений встречающихся в конфликтологии, психологии и социологии конфликта и выявление основных признаков конфликта. Этому будет способствовать и выявление его особенностей по сравнению с используемыми синонимами.

Еще менее проработанным в литературе является проблема вынесенная во второй вопрос данной темы. Поскольку литература по данной проблеме фактически отсутствует необходимо отталкиваться от двух отправных точек – теории социальной работы и теорий социального конфликта. Насколько широко особенности интерпретации социальной действительности с точки зрения теорий социального конфликта представлены в среди парадигм теории социальной работы? Возможно ли их привлечение для анализа основного проблемного поля социальной работы? Каково отношение к такому явлению как конфликт, социальный конфликт в теории и практике социальной работы?

Третий вопрос. Несмотря на недостаточную строгость классификаций конфликта, отсутствие единства в выделяемых принципах вызванного, в первую очередь, методологическими трудностями типологии масштабного социального явления, классификация конфликтов позволит составить впечатление об их многообразии. При подготовке к этому вопросу важно яснить какие принципы типологизации в конфликтологии используются, познакомиться с наиболее распространенными классификациями конфликта. Но, так же важно уяснить: даже самая строгая типология конфликта упрощает это явление, делает его более одномерным. Например, где грань между субъективными и объективными причинами конфликта? Всегда ли четко можно выявить сферы его проявления или возникновения. Лучше понять это поможет разбор конкретного примера, представленного в данной теме.

Прочитайте приведенные ниже определения социального конфликта:

Конфликт – «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные (латентные) или субъективные (явные) противоположности». Или «любые отношения между совокупностями индивидов, которые включают несовместимые различия целей, то есть, в более общей форме, стремление со стороны обоих соперников того, что доступно только частично, - являются в этом смысле отношениями социального конфликта» (Р. Дарендорф)

Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но так же и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника (Л. Козер)

Конфликт социальный (от лат. Conflictus – столкновение) есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интрересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов. (Е.М. Бабосов)

О социальном конфликте, я говорю тогда, когда, по меньшей мере один «участник» (одна сторона, т.е. группа и т.д..), ощущает себя в связи с этими различиями из-за поведения другого «участника» ущемленными, что ему мешают осуществить собственные намерения, следовать своим чувствам и представлениям. (Ф. Глазл)

Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. (А.В. Дмитриев)

? Какие основные свойства конфликта обязательно выделяются во всех, или в большинстве, выше приведенных определений?

Какие из указанных характеристик являются, на ваш взгляд, проявлением частного случая конфликта?

Какие признаки конфликта авторами вы считаете необходимым добавить? Аргументируйте свой ответ.

q Проанализируйте и дайте определения приведенным ниже понятиям.

Противоречие, антагонизм, борьба, проблема, соперничество, конкуренция, соревнование, спор, кризис.

? Что в них общего и чем они отличаются друг от друга? Какие из них можно считать синонимами понятия «конфликт»?

q Прочитайте следующий фрагмент:

«А.П. Чехов однажды встретился с преступником, который убил совершенно незнакомого человека, сидевшего с ним за одним столом в ресторане. «За что же ты его?» – спросил Чехов. – «Да он так противно чавкал, что я не выдержал», - ответил убийца.»

? Можем ли мы рассматривать отношения между преступником и жертвой в данном эпизоде как конфликт? Аргументируйте свой ответ.

q Прочитайте следующее высказывание Р. Годдарда:

«Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию.»

? Как вы понимаете данное высказывание?

Какие функции конфликта нашли здесь свое отражение?

Может ли найти данная мысль подтверждение в практике социальной работы? Приведите конкретные примеры..

Ñ В «Папку конфликтолога»

Заполните свободные места в таблице. Допишите типы конфликтов не указанные ниже, но которые вы считаете важными для анализа конфликта.

Классификация конфликтов

Основание классификации Виды конфликтов Определяющие характеристики,
По предмету конфликтного взаимодействия -реалистичные -нереалистичные -конфликты-средства, направлены на конкретный результат --конфликты-цели, вызваны необходимостью разрядки напряжения
По сферам проявления ? ?
По сферам возникновения -интересов -ценностей -идентификации ?
По формам борьбы ? ?
По широте вовлечения масс и степени воздействия на общество -частные конфликты -гражданское неповиновение -беспорядки -тайный сговор -внутренняя война -социальный контроль -война -государство не занимает главных ролей (война банд, межклановые, межплеменные столкновения) -действия против правительства опасные для общества: политические демонстрации, забастовки -гражданская война, восстание, бунт, революция -действия правительства в
По субъектам конфликтного взаимодействия ? ?
По направленности -вертикальные -горизонтальные; ?
По направленности на субъекта -прямые -косвенные; ?
По степени активности субъекта в конфликте -активный -пассивный ?
По степени длительности и напряженности конфликта -бурные быстротекущие конфликты -острые длительные конфликты -слабовыраженные и вялотекущие конфликты -слабоваженные и быстротекущие - влияют индивидуальные психологические особенности личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью - при наличии глубоких противоречий - не очень острые противоречия или пассивность одной из сторон -поверхностные причины, эпизодический характер
По отношению субъектов к конфликту -подлинный -случайный -смещенный -ложный -неверно приписанный -латентный ?
По социальным последствиям ? ?

q Прочитайте фрагменты газетных публикаций о «крымских погромах» лета – осени 1995 г. Определите тип данного конфликта. Какими критериями в выявлении типа конфликта вы руководствовались?

3 июня в поселке Щебетовка под Феодосией на одном из крымских базаров рэкетиры, вымогая в очередной раз деньги у торгующих крымских татар, натолкнулить на сопротивление. Два татарина (Роберт Габитов и Эбубекир Веисов) отказались от уплаты дани и были избиты преступниками до смерти на глазах у милиции.

Похороны убитых взорвались бунтом против бессилия покончить с криминальными структурами. Десятитысячная толпа двинулась в Симферополю, сметая на своем пути киоски той мафиозной группировки, которая занималась рэкетом. Вызванные властями Крыма и Украины полтавские омоновцы открыли по толпе огонь «на порожение» и убили еще двух человек, многих ранили…

События лета 1995 года стали катализатором политической борьбы крымских татар.

К подготовке «ненасильственных акций гражданского неповиновения» призвал свои подразделения меджлис крымских татар. Такое решение принято менджлисом в воскресенье после того, как стало понятно, что 11-дневная политическая голодовка депутатов крымско-татарской фракции в парламенте Крыма не дала результатов. Пятеро из девяти голодавших были госпитализированы, но тем не менее парламентское большинство так и не смогло внести в уже принятую Конституцию Крыма положение о гарантированном представительстве депортированных народов в органах государственной власти и равенстве трех государственных языков.

Версий случившегося много:

· Председатель Верховного Совета Крыма и президент республики Крым назвали конфликт межэтническим;

· По мнению начальника Главного управления МВД Украины в Крыму, все происшедшее не имеет под собой иной версии, кроме стихийно-криминаотной;

· Были выссказаны подозрения относительно политических причин конфликта:Украине нужен был повод для ввода в Крым спецчастей, чтобы покончить с его «непокорностью»

· Прозвучала мысль об экономической первооснове конфликта: крупные инвесторы из России, вложившие деньги в курорты Сочи заинтересованы в дестабилизации обстановки в Крыму, для отпугивания отдыхающих подстрекали крымских татар к беспорядкам.

Тема 3.Особенности конфликтов в России и их влияние на

социальную работу..

1. Проблема социального конфликта в контексте российской истории.

2. Конфликты советского общества и их трансформация в постсоветском пространстве.

3. Конфликты переходного периода.

4. Демократизация как форма преодоления конфронтационности и перехода к цивилизованной конфликтности.

Исследовательские задания:

1. Конфликтность российской истории и ее влияние на формирование российской ментальности.

2. Динамика изменения основных сфер развертывания социальных конфликтов в России в 90-е гг. (контент-анализ российской прессы)

3. Существуют ли изменения в уровне конфликтности современной российской ментальности? (социологическое исследование различных возрастных групп).

Рекомендуемая литература:

Амелин В.Н. Социология политики. М., 1992.

*Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 2-х тт. - Новосибирск: Сибирский хронограф. 1997.

*Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1993.

*Бердяев Н. Смысл истории. М., 1994.

*Видоевич З., Голенкова З.Т. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах //Социол.исслед.-1997. N 12.-С.6-12.

*Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 1996. С.148-297.

*Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса: Статьи и доклады 90-х годов. – М.: Наука, 1999. С.7-172.

*Косолапов Конфликты на постсоветском пространстве. // Мировая экономика и международные отношения. 1995. №10,11,12.

Конфликтология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. Гл. 11. Конфликты российской истории С.252-281.

Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. С.82-115.

*Семенов В. С. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием //СОЦИС:Социол.исслед. -1993.-N 7.-С.73-76.

Методические рекомендации к подготовке вопросов:

Цель темы: опираясь на представление о содержании понятия и типологии конфликтов, рассмотреть конкретные проявления этого феномена в социальной действительности на примере России.

Невозможно понять суть современного российского конфликта без исторического контекста, где, как сформировалась наша ментальность, своеобразный тип социального поведения, так и зародились многие из современных противоречий. Именно этой проблематике посвящены два первых вопроса семинарского занятия.

Первый вопрос дает возможность критически взглянуть на российскую историю через призму конфликтных парадигм. Каковы особенности российских конфликтов? В чем их неиссякаемые причины на протяжении сотен лет и преодолены ли эти причины сегодня? В чем они находили и находят свое проявление? Как сказались на формировании ментальности национального характера? И как, в свою очередь, данная ментальность влияет на формирование современной модели, современной идеологии социальной работы, и влияет ли? Для ответов на эти вопросы полезно познакомиться с точками зрения на эти проблемы дореволюционных российских философов Н. Бердяева, Н. Данилевского, С. Соловьева, современного философа А. Ахиезера.

Трудно опровергнуть тот факт, что многие из конфликтов и противоречий решаемых сегодня в России, и являющихся, в том числе и предметом деятельности социальных работников, пришли к нам из советской эпохи. Этому посвящен второй вопрос данной темы. Какие противоречия остались не разрешенными? В каких сферах общественных отношений они наиболее сильно проявляются? Какую трансформацию они претерпели сегодня? Как они влияют и как они связаны с современными постсоветсвими конфликтами.

Рассмотреть последние - задача третьего вопроса. Каковы особенности и содержание современных постсоветских конфликтов возникших в результате реструктуризации общества? Охарактеризуйте сферы их распространеия, классификацию, дайте оценку перспективам их урегулирования.

Четвертый вопрос. Один из самых стратегических конфликтов нашего времени, отражающий системные изменения в российском обществе – конфликт связанный с преодолением тоталитарных стереотипов и переходом к демократической культуре в силу своей значимости и всепроникающего характера, вынесен отдельным вопросом.. В чем суть тоталитаризма и каковы формы его проявления в российской истории и сегодняшней жизни? Как демократизация общественной жизни может способствовать преодолению конфронтационности в обществе и способствовать переходу к цивилизованной конфликтности? Что из себя представляет последняя? Каким критериям соответствует и насколько мы приблизились к ней? Как модель цивилизованной конфликтности может найти свое отражение в системе социальной работы?

q Познакомьтесь с основными параметрами, характеризующими специфику моделей конфликтного разрешения, к которым тяготеют властные структуры и субъекты гражданского общества предложенными Л.М. Романенко:

  Конфликт Сферы актуализации мотива
Государство Гражданское общество (внегосударственная сфера)
Главная область развертки Вертикальная Горизонтальная
Структурные характеристики Одномерность, унифицированность ролей и решений Многомерность, поливариантность ролей и решений
Базисный тип отношений участников Господство—подчинение Сотрудничество (партнер-партнер)
Основа актуализации и последующего разрешения Неравенство Равенство
Приоритетный режим развертки Монологовый Диалоговый
Генеральные технологии разрешения Жесткие, репрессивные Мягкие, компенсационные.

Упражнение

Цель: прояснить особенности и критерии анализа конфликтов в общественно-политической культуре современной России.

Участники: все присутствующие делятся на три группы, первые две получают задание к определенному сроку изучить современную российскую прессу и выбрать из нее примеры:

- первая группа: подтверждающие существование авторитарной модели управления конфликтами в современном российском обществе

- вторая группа: подтверждающие существование демократической модели управления конфликтами в современном российском обществе.

Задача упражнения: убедить представителей третьей группы в доминировании в общественно-политической культуре России отстаиваемой ими модели разрешения конфликтов.

Ход упражнения:

1. Каждая из групп излагает свою точку зрения и приводит примеры подтверждающие сказанное.

2. По мере выступления каждой из групп, участники третей группы задают им вопросы уточняющего характера.

3. Обсуждение точек зрения и представленных материалов.

Какие из аргументов представленные группами показались вам убедительными?

Какая из данных моделей конфликтного разрешения, с вашей точки зрения, больше присуща современному российскому обществу? Аргументируйте свой ответ.

Изменилась ли, подтвердилась, стала более осмысленной ваша позиция по этому вопросу после выступления групп? Если да, то что конкретно повлияло на это?

Определенную помощь в обсуждении данного вопроса может дать таблица результатов социологического исследования, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, проведенный осенью 1995 г.:

  Все опрошенные (1464): Ощущающие внешнюю угрозу (239):
1. Изъятие у части т.н. «новых русских» – современных богачей неправедно нажитых ими состояний, даже с помощью насильственных мер 2. Упрощение процедуры судопроизводства при рассмотрении наиболее тяжелых уголовных преступлений 3. Использование военных средств для преодоления конфликтов, грозящих целостности России 4. Приостановление деятельности парламента на переходный период и сосредоточение всей власти в руках президента и правительства 5. Запрещение забастовок и других массовых выступлений на переходный период 6. Военный переворот, произведенный патриотически настроенными военными с целью наведения порядка в стране 7. Отмена на ближайшие годы всех выборов 8. Запрещение деятельности газет, которые выступают против нынешней власти, требуют ее скорейшего устранения 9. Ограничение свободы выезда из страны 45,2 35,0 25,6 18,1 18,0 13,6 12,4 10,6 10,3 69,0 46,9 38,1 24,7 27,2 28,9 18,0 20,5 20,9

? Проанализируйте полученные результаты.

Охарактеризуйте, какие ценности присущие демократическому обществу наиболее активно поддерживаются россиянами и какие нет? Как вы думаете почему?

Какие из мер авторитарной политики представленные в таблице будучи поддерживаемы значительной частью населения могут быть наиболее «конфликтоопасны»?

Тема 5. Структурная модель описания социального конфликта.

1. Понятие структуры конфликта. Границы конфликта

2. Причины конфликта.

3. Объект и предмет конфликта.

4. Субъекты конфликта. Ролевое поведение в конфликте. Психология участников конфликта.

5. Цели, мотивы, интересы и позиции сторон

6. Действия участников сторон и их силовой потенциал.

Исследовательские задания:

1. Основные ресурсы, используемые для победы в конфликте в молодежной среде (социологическое исследование).

Рекомендуемая литература:

*Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. С.215-250.

*Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! – Новосибирск: Наука, 1984. С.10-63.

*Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб.: Питер, 2000. – С. 156-159,210-217.

*Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. С.73-100.

*Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Академия, 2000. С.145-166.

*Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. - СПб: Питер, 1997. С.60-62.

* Шейнов, Виктор Павлович. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.-Минск:Амалфея,1996.

Методические рекомендации к подготовке вопросов:

Цель темы: рассмотреть необходимые сущностные явления, без наличия которых конфликт не может развиваться как динамически взаимосвязанная целостная система.

В первом вопросе необходимо дать общее представление о структуре конфликта и очертить его границы, к которым можно отнести временные, пространственные и системные.

Второй вопрос темы посвящен изучению причин конфликта, которые исследователи часто делят на объективные причины и восприятие ситуации индивидом выступающее значимым условием возникновения конфликта. И здесь важно выделить два аспекта анализа феномена восприятия: собственно социально-психологический механизм восприятия присущий всем (например, фундаментальная ошибка атрибуции как закономерность восприятия другого индивида), и личностные особенности, присущие собственно индивидам, вступившим в конфликтное взаимодействие.

Во процессе подготовки к третьему вопросу важно уяснить содержание понятий «предмет» и «объект» конфликта, выделение которых часто вызывает наибольшие трудности. Почему возможны безобъектные конфликты, а беспредметные нет? Какие виды объектов конфликта бывают? Что собой представляет манипуляция объектом конфликта?

Четвертый и пятый вопрос рассматривает субъектов конфликта и присущие им цели, мотивы, интересы и позиции.. Здесь необходимо не только усвоить основные роли участников конфликта, выделить их типические и социально-психологические составляющие, но и показать динамику их изменения в процессе самого конфликта. Важно разобраться в содержаниях понятий «цели», «мотивы», «интересы», «позиции» сторон, выяснить как они формируются и как можно их определить. Следует учитывать многоплановость содержания этих понятий, в частности, цели участников конфликтов могут быть рассмотрены в трех измерениях: цели связанные с предметом конфликта, цели связанные со спецификой взаимоотношений оппонентов, цели связанные с психологическими потребностями оппонентов в обосновании совей позиции.

Шестой вопрос Конфликтное взаимодействие и является, в сущности основным содержанием конфликта. Более подробно его специфика будет рассматриваиться с ледующей теме. Здесь хотелось бы остановиться на его важной компоненте, так ком как обмен конфликтогенами. И влияние на протекание взаимодействия силы участников сторон. Силовой потенциал участников конфликта – один из решающих факторов, который может определить направление течения конфликта и способ его разрешения. Каковы источники силы оппонентов? Что такое ресурсы которыми обладают оппоненты? Каким образом расширение ресурсов может усилить конфликт или способствовать его разрешению? Каким образом сила демонстрируется? Что такое группы влияния и силовая динамика?

Ñ В “Папку конфликтолога”: Составить схему «Структура социального конфликта».

q Прочитайте приведенные ниже определения и опираясь на них выделите в приведенной ниже ситуации объект и предмет конфликта.

ОБЪЕКТ конфликта – ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента.

ПРЕДМЕТ конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема (противоречие), служащая основой конфликта.

Реальные объект и предмет конфликта часто скрыты за многими кажущимися. (Предметом конфликта между мужем и женой может быть не распределение обязанностей в домашнем хозяйстве, как декларируется в конфликте, а большой объем работы, хоть и высокооплачиваемой работы жены на производстве).

Помочь определить реальную проблему может помочь метод визуализации проблемы предложенный Ч. Ликсоном:

q Упражнение: «Очищаем шелуху»

1. Визуализируйте свою проблему.

2. Представьте себе, что проблема – большая луковица. Постарайтесь действительно увидеть мысленным взором огромную луковицу.

3. Теперь счистим слой шелухи с проблемы (луковицы) и посмотрим, что скрывается внутри.

4. На минуту задержитесь перед этой новой проблемой, затем снимите следующий слой проблемы (луковицы) и посмотрите, что под ним.

5. Ознакомьтесь с новым слоем проблемы, который вы увидели под только что снятым слоем проблемы (луковицы).

6. Постарайтесь снять новый слой: продолжайте процесс до тех пор, пока слоев не останется и новых проблем видно не будет.

7. Модно, считать, что последняя проблема, открывшаяся под всеми снятыми слоями и есть реальная проблема.

8. Откройте глаза и приступайте, если готовы, к решению реальной проблемы.

Потренируйтесь в использовании данного способа выявления предмета конфликта дома. Для этого:

- вспомните конфликт, который произошел с вами, близкими вам людьми;

- попробуйте выявить предмет конфликта воспользовавшись данным методом.

- опишите, что у вас получилось и ответьте на следующие вопросы: Удалось ли вам, с вашей точки зрения, определить предмет конфликта? Если, да, что в процессе упражнения этому способствовало? Если нет, что вызвало трудности?

СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА

q Обратитесь к героям книги А. Гайдара «Тимур и его команда»: шайке хулиганов возглавляемой Квакиным и команде возглавляемой Тимуром[2]. Опишите эти группировки как субъектов конфликта. Выделите основные роли участников конфликта в группировках. Подтвердите свои выводы цитатами.

Часто, в межгрупповых и внутригрупповых конфликтах не очевидны не только организаторы, но даже лидеры конфликта. Н.Н. Вересов предлагает методику по определению лидера в конфликте:

ПРОВЕРОЧНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Как безошибочно определить лидеров

Внимание! Эту инструкцию можно использовать только в том случае,

если вы не втянуты в конфликт!

Шаг 1.

Установите всех членов коллектива, чьи интересы оказались прямо затронуты в результате причины конфликта. Выпишите их фамилии на листе бумаги. Слева — тех, чьи ин­тересы пострадали, справа тех, чьи интересы укрепились. У вас получилось два списка. Слева — возможные лидеры груп­пы В, справа — возможные лидеры группы А..

Ш а г 2.

Сузьте круг потенциальных лидеров. Для этого:

1. Вычеркните из обоих списков тех, кто не высказывает открыто своей позиции.

2. Из оставшихся в обоих списках вычеркните тех, кто не выяс­няет позиции других членов коллектива.

3. Из оставшихся в обоих списках вычеркните тех, кто не призыва­ет других членов коллектива открыто высказать свои позиции.

4. Из оставшихся в списке А вычеркните тех, кто дружит с кем-то из оставшихся в группе В, и наоборот, из оставшихся в |группе В вычеркните тех, кто дружит с кем-то из оставшихся, в группе А.

5. Из оставшихся в группе А вычеркните тех, кто в ходе конфликта общается с кем-то из оставшихся в группе В и, наоборот, из оставшихся в группе В вычеркните всех тех, кто в ходе конфликта активно взаимодействует с кем-то из оставшихся в группе А.

Ш а г 3.

Подведите итоги «сужения круга». В окончательном списке должно остаться 2 фамилии. Это лидер группы А и лидер группы В. Если в списке осталось больше фамилий или их не ос­талось совсем, то это значит, что вы допустили ошибку в выпол­нении инструкции. Проверьте все еще раз и не нарушайте поря­док действий!

Внимание: Если в обоих списках окажется только по одной фамилии еще до того, как вы дойдете до пункта 5 шага 2, то это и есть лидеры обоих групп. Приступайте к организации беседы с обоими лидерами.

? Каким критериям должен соответствовать лидер, по мнению Н.Н.Вересова?

Соответствует ли характеристика деятельности лидеров в конфликте, поведению главных героев А. Гайдара? Подтвердите свою точку зрения примерами.

q Прочитайте приведенные ниже определения и опираясь на них выделите в приведенной ниже ситуации интересы и позиции сторон.

ПОЗИЦИИ – это то, как каждая сторона понимает проблему и чего именно хочет.

ИНТЕРЕСЫ – это то, почему каждая из сторон понимает проблему так, а не иначе, и почему она хочет именно того, о чем заявляет.

Выявлению интересов, а не позиций часто помогают ПОЧЕМУ-вопросы. (Почему вы хотите.того…)

Когда Сергей с Татьяной решили, что их семья достигла достаточного финансового благополучия, казалось что впереди вполне безоблачное будущее. Но, чем меньше становилось бытовых проблем, тем больше проявлялись проблемы моральные, грозящие со временем перейти в серьезный конфликт.

С точки зрения Сергея, поскольку он хорошо зарабатывает, то может позволить жене не работать, сосредоточиться на доме, семье, себе, ведь многие женщины только об этом и мечтают. Тем более, что иметь неработающую жену, чтобы она была всегда холеной, эффектно выглядела, больше внимания уделяла ему и детям - весьма престижно особенно среди его новых знакомых.

Татьяна и слышать об этом не хочет. Работа ее вполне устраивает, коллектив хороший, ее уважают, с ее мнением считаются. Дома же она превратиться в домохозяйку, а может даже домашнюю прислугу. Все ее общение будет ограничиваться мужем, детьми и собакой.

Выпишите интересы и позиции сторон в данном конфликте в виде следующей таблицы:

Сергей Татьяна
Позиции (Что говорит?) … Позиции (Что говорит?) …
Интересы (Почему говорит?) … Интересы (Почему говорит?) …

? Выделите объект и предмет конфликта.

Что вам кажется более совместимыми; позиции или интересы сторон?

ДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ СТОРОН

Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту или используются для эскалации конфликта.

Опираясь на эскалацию конфликтогенов, конфликт развивается по формуле:

КФГ1 КФГ2 КФГ3 КФ

При этом важно иметь в виду:

КФГ1<КФГ2<КФГ3 и т.д.

По наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия:

  Не употребляйте конфликтогены и не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Ñ В “Папку конфликтолога”:

1. Выписать основные виды конфликтогенов предложенные В.П. Шейновым и возможные способы их нейтрализации.

2. Проследите в течение ближайших трех дней за общением окружающих вас людей и зафиксируйте ваши наблюдения по приведенной ниже схеме в «Дневнике анализа конфликтов»:

· Опишите слова, жесты, мимику, особенности поведения которые вы считаете конфликтогенными.

· Систематизируйте их опираясь на типологию В.П. Шейнова. Обратите особое внимание, присутствовала ли в общении наблюдаемых субъектов эскалация конфликтогенов. Если да, то воспроизведите ее.

? Ответьте на следующие вопросы:

С каками видами конфликтогенов вам пришлось чаще всего встречаться?

Как часто вы наблюдали эскалацию конфликтогенов?

Кто чаще всего выступает инициатором прекращения эскалации конфликтогенов?

Каким образом, и почему, на ваш взгляд, он это делал?

Материалами полученными в результате наблюдения пополнить список конфликтогенов составленный вами для «Папки конфликтолога».

q Прочитать приведенную ниже конфликтную ситуацию и опираясь на составленную схему «Структура социального конфликта», выделите его основные структурные элементы:

В конструкторском бюро был отдел по переводу иностранной

литературы. В нем работало пять переводчиц и начальник отдела.

Каждую неделю проводились собрания на которых начальник выдавал задание и определял объем работы, а переводчицы распределяли эту работу между собой.

В коллективе была одна молодая сотрудница, которой все помогали так как считали, что у неё не нет должного опыта. Девушке это не нравилось. На одном из собраний она предложила большую подборку статей для КБ, и вызвалась самостоятельно перевести их.

Руководитель одобрил эту инициативу, и предложил молодой сотруднице, чтобы она, в первую очередь, занялась этими переводами. Девушка самостоятельно, днем и ночью переводила статьи.

Руководство КБ высоко оценило качество перевода и сами статьи. Начальник отдела публично отметил старания девушки и поставил ее в пример коллективу. Некоторое время отдел работал очень эффективно, но затем объемы переводов стали падать.

Заходя в отдел, руководитель видел заплаканную девушку, а в комнате повисала тяжелая тишина. На расспросы в чем дело он не получал ответа. Только в личной беседе с девушкой он узнал, что другие работницы язвительно относятся к ней, посылают в ее адрес колкие шутки по поводу ее одежды, внешнего вида, поведения.

На очередном собрании руководитель предложил прекратить обструкцию девушки, но ничего не изменилось. Тогда он отсадил ее в другой кабинет.

Производительность коллектива стала уменьшаться и достигла очень низкого уровня. В ответ на это, руководитель предложил пересмотреть ставки премий и заработной платы. После этого четыре переводчицы подали заявления об уходе, и начальник отдела остался работать с инициативной девушкой.

? Какие виды конфликтогенов, на ваш взгляд, использовались в данном конфликте?

Тема 5. Динамическая модель описания социального конфликта.

1. Основные этапы и фазы развития конфликта. Конфликт как процесс.

2. Стадия потенциального течения конфликта. Возникновение конфликтной ситуации. Социальная напряженность и ее роль в возникновении и развитии конфликта.

3. Инцидент. Эскалация конфликта и способы ее предотвращения.

4. Агрессия и насилие в конфликте и способы их преодоления и профилактики в системе социальной работы.

5. Конфликтное взаимодействие: стратегии и тактики.

Исследовательские задания:

1. Проблема структурного насилия в российской истории. (Метод «кейс-стадис»)

2. Формы и методы работы с проявлением насилия в социальных отношениях в системе социальной работы г. Новосибирска (Интервью с сотрудниками социальных служб и общественных организаций)

Рекомендуемая литература:

*Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998.

*Ван Де Флирт Э. Беспомощные помощники: интервенция по разрешению межгруппового конфликта. // Социальный конфликт 1996, № 1. С.50-64.

*Вересов Н.Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе. – М.: Флинта, 1998. С.75-76.

Динамика позиций социальных групп и общностей и социальная напряженность. М., 1989.

*Донченко Е.А., Титаренко Т.Ш. Личность: конфликт, гармония.-Киев:Политиздат Украины,1989.

*Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Академия, 2000. С.46-65.

*Здравомыслов А.Г.Социология конфликта:Россия на путях преодоления кризиса:Пособие для студентов вузов.- М.:АО ""Аспект-Пресс"",1994.

* Запрудский Ю. Г. Внутри конфликта:[Анализ социал. конфликтности в о-ве]//Социол.исслед. 1993.-N 7.-С.51-58.

*Зеркин Д.П. Основы конфликтологии (Курс лекций). Ростов-на-Дону. 1998. С. 84-109.

*Карпенков Ю.В. Конструктивное управление эмоциями в конфликте. // Социальный конфликт 1999, № 4. С.23-36.

*Козер Л.А. Завершение конфликта. // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996. С. 546-554.

Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). Под ред. Е.И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С.21-23, 284-298.

*Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – Луганск: Глобус, 1999. С.35-132.

Могилевский В.Д. Конфликтная ситуация: формализация и управление. М., 1991

*Платонов Ю.В. Социальные конфликты на производстве// Соц. исслед. 1991. № 7 С. 23.

*Руковишников О.В., Иванов В.Н. и др. Социальная напряженность: диагноз и прогноз. // Социологические исследования 1992. № 3.

*Скотт Дж.Г. Контроль эмоциональной сферы. // Прикладная конфликтология: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок – Минск: Харвест, 1999. С.120-163.

*Соловьев С.С. Методика измерения социальной напряженности в вооруженных силах. // Социологические исследования 1993 № 12 С.69-70.

Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология решения. Часть 1. М., 1993.

*Фокин В.А. Динамическая модель конфликта //Вестн. Моск.ун-та.Сер.14,Психология.-1996.-N 3.-С.42.

*Цой Л.Н. Конфликт глазами руководителя и управленца. // Социальный конфликт. 2000, № 2, С.46-54.

* Шейнов, Виктор Павлович. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.-Минск:Амалфея,1996.

Методические рекомендации к подготовке вопросов:

Цель первого вопроса – дать общее представление о динамике конфликта. Выделить его основные этапы и фазы. Этапы конфликта выделяют существенные изменения в конфликте во время его развития от зарождения до разрешения. Фазы конфликта (подъем, пик, спад), характеризуют скорее динамику конфликта, с точки зрения степени его напряженности, а соответственно и возможности разрешения, и могут присутствовать на различных этапах конфликта и даже повторяться циклически. Описание динамики предполагает выделение и регуляторов этого процесса. (Не только что происходит, но и как происходит: объективные, социальные и личностные детерминанты)

Второй вопрос посвящен рассмотрению первого этапа конфликта. Как формируется конфликт? Каковы необходимые и достаточные условия возникновения конфликта? С какого момента мы можем сказать, что конфликт есть? Что содержит в себе понятие «конфликтная ситуация»? Как она развивается? Какие обязательные этапы она в себя включает? Как происходит осознание ситуации как конфликтной? Что такое «социальная напряженность» и как она формируется? Какие этапы в развитии социальной напряженности выделяют социологи? Каковы ее показатели? Возможно ли отсутствие в обществе социальной напряженности? Каковы пути понижения социальной напряженности?

Как происходит перерастание конфликта из стадии потенциального течения в стадию открытого конфликта и закономерности развития конфликта, рассматривает третий вопрос. Каков механизм этого процесса? Что такое инцидент? В каких формах осуществляется конфликтное поведение? Какова логика и закономерности эскалации конфликта? Что есть пик конфликта? Каким критериям он соответствует? Как остановить дальнейшую эскалацию конфликта?

Четвертый вопрос посвящен важному компоненту эскалации конфликта - росту агрессивности, которая может сопровождаться и насилием, что часто встречается в практике социальной работы. Здесь, опираясь на знания, полученные в курсе социальной психологии важно разобраться: каковы формы проявления агрессивности в конфликте и способы ее минимизации? Что такое насилие? Каковы основные типы насилия? Как оно проявляется в конфликте? С какими из видов насилия в конфликтах чаще всего сталкиваются социальные работники и каковы виды возможной помощи клиентам социальной работы.

Пятый вопрос темы посвящен рассмотрению избираемых участниками стратегий и тактик конфликтного взаимодействия, которые, в значительной степени, определяют и дальнейший исход конфликта. Стратегии: дать классификацию стратегий конфликтеров, сформулировать позиционные и ситуационные ограничения применимости данных стратегий, целесообразность их взаимного дополнения, остановиться перспективах минимизации деструктивных последствий конфликта - основной цели и критерия эффективности стратегий поведения в конфликте. Тактики: конструктивные и деструктивные приемы взаимодействия в конфликте. Способы воздействия на оппонента.

q Опираясь на схему «Структура социального конфликта» сгруппируйте все элементы конфликта по степени их изменения в процессе развития конфликта:

1. Постоянные, не изменяемые структурные элементы конфликта.

2. Частично изменяющиеся элементы конфликта.

3. Элементы, изменяемые или которые могут быть заменены другими.

Подтвердите свои аргументы примерами.

Ñ В “Папку конфликтолога”: Составить схему динамики социального конфликта

Побудительные механизмы стимулирующие развитие конфликта

А1. Растущая лавина А2. Усиливающееся

спорных пунктов упрощение в отношении

спорных пунктов

       
 
   
 


В1. Расширение арены: В2. Возрастающая

расширение круга участ- персонификация

ников, коллективизация

смешивание интересов

       
   


С1. Пессимистические С2. Самоисполняющиеся

ожидания предсказания

Эскалация конфликта

q Приведите примеры работы механизмов, стимулирующих развитие конфликта на уровне общества, в целом.

q Опираясь на типологию социальной напряженности выделенные в работах Ю.В. Платонова, С.С. Соловьева, отметьте, на каких уровнях развития социальной напряженности в обществе данные механизмы эскалации конфликта начинают проявляться в полной мере?

q Ознакомьтесь с таблицей «Ступени эскалации конфликта», материалами лекций посвященных ей и произведением Н.В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Опираясь на таблицу Ф. Глазла, выделите основные ступени эскалации конфликта, возникшего между героями данного произведения. Свои выводы подтвердить цитатами.

Стратегия интервенции

как форма деэскалации группового конфликта

Стратегия интервенции используется при достаточно высоком уровне эскалации группового конфликта, когда присутствует «черно-белое восприятие», искажение образов носит ментальный характер: образ сформирован в сознании, но не имеет непосредственного выражения в действиях. Наиболее эффективна при социально-эмоциональных конфликтах, когда на карту ставится социальная значимость группы, менее применима, когда предметом конфликта групп становятся дефицитные ресурсы и организационная полити


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: