Препятствия на пути к профессионализму. Синдром профессионального «выгорания» специалиста

Труд в целом положительно воздействует на человека и его личность, но в неблагоприятных условиях труда (перенапряжение нервной системы и двигательного аппарата, психотравмирующие факты, перегрузки, резкие изменения режима работы, монотонные условия труда, плохой психологический климат и конфликтная обстановка, плохие условия труда – недостаточное освещение, шумы, вибрации, производственная пыль и др.) могут возникнуть различные нарушения в профессиональном развитии, деформации и даже профессиональные болезни.

Неблагоприятное протекание профессионального развития проявляется внешне в снижении производительности труда, работоспособности, трудоспособности человека, а также в негативных изменениях психических качеств человека, в утрате ценностных ориентации в труде.

Нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса – профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение.

Так, психологически полная профессиональная деятельность выражается в том, что человек как субъект труда самостоятельно целеполагает, самостоятельно ставит профессиональные задачи; достигает в профессиональной деятельности результата, соответствующего стандартам; умеет анализировать и регулировать предмет, задачи, средства труда. Нарушения в профессиональной деятельности могут состоять в том, что выпадают отдельные звенья в профессиональной деятельности, например, человек не использует имеющиеся у него средства по причине психического состояния усталости или утрачивает трудовые умения и навыки, происходит остановка, разрыв в профессиональной деятельности, снижается результативность труда.

Психологически зрелая профессиональная личность состоит в том, что человек знает профессиональные ценности и следует им, обладает развитым профессиональным сознанием и профессиональными способностями, использует приемы профессионального мышления, проявляет интерес и творческость в труде, соотношение личностных черт человека адекватно личностному профилю профессии. Деформации и отклонения личности человека в труде заключаются в том, что под влиянием условий труда или возраста у человека ослабевают, угасают некоторые позитивные психические качества, например, у учителя уменьшается эмпатия, сопереживание ученику; вначале заостряются пограничные психические качества (например, эмоциональное истощение) и затем появляются негативные признаки, например, эмоциональное равнодушие, безразличие к ученику; необходимый личностный профиль учителя, обязательно включающий эмпатию, распадается, личность перестает соответствовать профессиональным нормам специалиста. Деформация личности может состоять в том, что человек перестает соответствовать социальной профессиональной норме (то есть требованиям профессии к человеку) или индивидуальной профессиональной норме (требованиям человека к самому себе), например, человек очень дорожил творчеством в своем труде, затем по состоянию здоровья он уже не может осуществлять творческую деятельность, создается несоответствие реальной профессиональной деятельности той планке, которую человек сам для себя определил, возникает неудовлетворенность, депрессия.

Зрелое профессиональное общение состоит в постановке человеком широкого спектра задач профессионального общения, в знании профессиональных менталитетов и норм общения в своей профессии, в способности и готовности к сотрудничеству в данном типе профессиональной общности. Деформация профессионального общения заключается в сужении круга общения, в неумении срабатываться, в несовместимости и конфликтности.

Рассмотрим отдельные препятствия на пути человека к профессионализму.

Самым распространенным препятствием в профессиональном развитии являются возрастные изменения, связанные со старением.

В литературе по психогеронтологии описаны виды старения и их признаки:

– биологическое старение организма, связанное с изнашиванием его отдельных систем, причем в наибольшей мере испытывают влияние биологического старения системы, на которые падала наибольшая нагрузка, например, центральная нервная система и мозг у научных работников;

– социально-психологическое старение как ослабление интеллектуальных процессов, мотивационных функций, как повышение или ослабление эмоциональной возбудимости; описаны проявления психологического старения: снижается темп психической деятельности, падает скорость умственной работы, наблюдается торможение познавательных процессов; имеет место снижение новых интегральных видов деятельности при сохранности тех видов деятельности, которые связаны с использованием уже имеющегося опыта, ранее полученной информации, словарного запаса; ослабляется память на свежие события при хорошей сохранности старой информации; в личностном плане усиливается субъективность оценок, происходит заострение прежних пограничных психических состояний;

– профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к новому, канонизацией и универсализацией собственного опыта, использованием стереотипов, то есть достижений прошлого, отсутствием роста, закрытостью для профессионального развития, нарушением отношений партнерства с коллегами;

– нравственно-эстетическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, неумении понять молодежь и ее вкусы, в противопоставлении поколений и т.д.

Профессиональное старение не является фатальной необходимостью профессионального развития. Профессиональное старение не связано неизбежно и с возрастом человека, ибо во всех профессиональных возрастах возможно сохранение человеком мотивов дальнейшего профессионального и личностного совершенствования.

Одним из испытанных способов отодвигания профессионального старения является продолжение человеком профессиональной и другой трудовой деятельности, в которых могут сложиться новые качества, противодействующие профессиональному старению. Так, факторами задерживающими профессиональное старение в умственной работе, является высокий уровень интеллектуального развития личности, профессионализм и интерес к работе, длительная тренировка в сфере умственной деятельности, рациональное использование компенсаторных приспособительных реакций и экономное расходование собственного рабочего потенциала, продуманное чередование труда и отдыха, активная установка человека на свое профессиональное долголетие и большая внутренняя работа в этом направлении.

К деформации профессионального развития также может приводить и утомление.

Трудовое утомление понимается как комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека.

В психологии различают разные виды утомления. При физическом утомлении уменьшается сила и выносливость мышц, снижается точность движений, ухудшается координация; при умственном утомлении снижается внимание, память, замедляется мышление; при эмоционально-мотивационном утомлении возникают субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость.

Длительное утомление без периодов восстановления приводит к хроническому утомлению и переутомлению. Переутомление возникает, если за период отдыха работоспособность не восстанавливается, накапливается утомление, ухудшение психофизиологического состояния не компенсируется отдыхом. Хроническое утомление – это уже пограничное состояние, пока обратимое, оно сопровождаются раздражительностью, снижением интереса к работе, угнетенным настроением. Для переутомления характерно возникновение неврозов и соматических нарушений психогенного характера. При переутомлении возникают устойчивые изменения личности – эпизодическая конфликтность, вялость, раздражительность, нежелание общаться, повышенная эмоциональная лабильность, что на стадии выраженного переутомления перерастает в устойчивые черты – интравертность, замкнутость, агрессивность, высокую личностную тревожность, депрессивность, сужение круга значимых мотивов. Профилактикой переутомления является режим чередования труда и отдыха, овладение приемами восстановления, снижающими усталость человека в труде.

Еще одним неблагоприятным фактором в профессиональной деятельности являются состояния психической напряженности человека, вызванные трудными условиями деятельности, конфликтами, предвосхищением неблагополучного развития событий и сопровождающиеся ощущением дискомфорта, тревоги, фрустрации.

Выделяют следующие виды психической напряженности:

- перцептивную (возникающую, например, в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации);

- интеллектуальную (при невозможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации);

- эмоциональную (при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность);

- волевую (при неспособности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией);

- мотивационную (связанную с борьбой мотивов, например, выполнить долг или уклониться от опасности и риска).

Согласно классификации психической напряженности по характеру нарушений деятельности выделяю следующие ее формы:

- тормозная форма напряженности характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций, когда затрудняется переключение внимания, формирование новых навыков и переделка старых, ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях;

- импульсивная форма напряженности выражается чаще в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы; наблюдается склонность к малоосмысленным импульсивным действиям, забывание инструкций, спешка, суетливость, что характерно для лиц с недостаточно сформированными профессиональными навыками;

- генерализованнай форма напряженности характеризуется сильным возбуждением, резким ухудшением исполнения, двигательной дискоординацией, одновременным снижением темпа работы и нарастанием ошибок, приводящих иногда к срыву деятельности, к безразличию, обреченности, депрессии.

- хроническая эмоциональная напряженность вызывает негативные черты личности, частично сходные с признаками, развиваемыми при переутомлении (интравертность, высокая тревожность, агрессивность, нейротизм, неудовлетворенность собой, сворачивание межличностных контактов) и, может приводит к синдрому профессионального выгорания.

Термин «эмоциональное выгорание» был предложен американским психиатром Х. Фрейденбергом в 1974 г. Он используется для характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном эмоциональном общении с клиентами.

Обычно выделяют три главных компоненты:

– эмоциональное и/или физическое истощение;

– деперсонализация (отгораживание от других людей);

– сниженная рабочая производительность.

Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», сам Фрейденберг выделил: эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.

Синдром «выгорания» обычно характерен для представителей профессий системы «человек – человек»: врачей, учителей, священников, полицейских, юристов, тренеров, консультантов, психотерапевтов.

Синдром эмоционального выгорания – специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства.

Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений.

Например, динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:

– физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);

– аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);

– поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям – хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Психологи для профилактики профессионального выгорания дают несколько простых советов.

1. Научитесь рационально использовать свой труд. Старайтесь распределять свои дела по важности и срочности.

2. Научитесь вовремя говорить «нет». Не позволяйте «навешивать» на себя дополнительные обязанности. Строго очертите зону своей ответственности.

3. Обращайтесь за помощью. Все знать и делать самому – крайне тяжелое бремя. Обращение за помощью не вынуждает вас выглядеть слабым. Знать, как наилучшим образом использовать свои ресурсы, – сила.

4. У вас обязательно должно быть хобби. Если его нет, то стоит им обзавестись. Его характер может быть совершенно разнообразным, главное – чтобы вы получали от него удовольствие.

5. Учитесь отдыхать. Уделяйте особое внимание сну, никогда не пренебрегайте им. Используйте приемы релаксации.

Следующим неблагоприятным фактором в труде человека являются профессиональные кризисы, которые могут происходить неоднократно в течение жизни, в том числе и у высоко профессионального работника. Профессиональные кризисы могут возникать на стыке отдельных периодов внутри зрелости, например, на этапе после получения образования и перед началом профессиональной деятельности, на этапе перехода на- смежную специальность внутри профессии, при необходимости переквалифицироваться. Профессиональные кризисы могут происходить и при отсутствии внешней ломки, а только по внутренним причинам, когда человек существенно пересматривает свои профессиональные ценности и мотивы (ради чего и зачем я работаю), когда человек испытывает неудовлетворенность своими способами и приемами работы, как бы ощущая рассогласование разных компонентов профессиональной деятельности.

При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может появляться ощущение исчерпанности своих возможностей (синдром «конечной остановки» по Л. Питеру, нежелание идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту или, напротив, стремление занять место, не соответствующее уровню компетентности данного человека.

Если человеку не удается справиться с кризисами как естественным сопровождением профессионального роста, то могут возникать личностные деформации, то есть искажение конфигурации личностного профиля за счет угасания позитивных установок и усиления негативных отношений к себе или другим людям.

Профессиональные болезни также являются фактором снижения профессионализма – это заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной средыи повлекшие временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Различают острые профессиональные заболевания и хронические профессиональные заболевания.

Сестринское дело относятся к отраслям с производственными факторами риска. Это и нервно-эмоциональные нагрузки, и значительные физические усилия. Есть и другие факторы риска: вынужденная рабочая поза, напряжение анализаторных систем, дискомфортный микроклимат, различные химические вещества и лекарственные препараты, физические факторы (лазерное, ультразвуковое, ионизирующее, радиационное излучение, воздействие электрических и магнитных полей).

В структуре профессиональных заболеваний медицинских работников преобладают такие нозологические формы: туберкулез органов дыхания, гепатит сывороточный, астма бронхиальная, гепатит инфекционный, аллергия лекарственно-медикаментозная, дерматит, экзема.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: