Требования. Гигиенические в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.

­ Воспитатель, следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы,.

­ Воспитатель не должен допускать переутомления. чередование видов деят-ти.

­ После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

­ Точно определить образовательные задачи занятия.

­ Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.

­ Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.

­ Выбирать наиболее рациональные методы и приемы.

­ Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.

­ Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

организационные

Иметь продуманный план проведения занятия.Четко определить цель и дидактические задачи занятия.

Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО.

Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

Экскурсия. В младших группах внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах - за его пределами. непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. требует подготовки: разрабатывается маршрут, структура, определяются методы, материал, который могут собрать дети, необходимое оборудование. сообщается заранее. перед экскурсией беседа, представления детей об объектах наблюдения, напоминают о правилах поведения на экскурсии. размещают так, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Углубление и закрепление представлений, на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). итоговая беседа.

Формы организации обучения в повседневной жизни. фронтальные формы обучения - наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке,.

групповая форма обучения (небольшое количество детей). индивидуальные формы обучения - упражнения, беседы

нетрадиционные формы занятий как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга), "Клуб знатоков", "Что? Где? Когда?",

занятия в центрах активности.- более индивидуальный подход к детям, возможность выбора. Структура занятия - дети приглашается в центр круга (на ковре в центре группы дети садятся в кружок), где происходит ознакомление с новым материалом, либо систематизируется уже известный. После задания на закрепление знаний в таких центрах, как центр искусства - изо; центр манипулятивных материалов - сенсорика; предлагается на выбор 2-3 центра, куда бы они хотели пойти. предусматривает наличие ассистента (помощник воспитателя, родители) который бы мог осуществлять обучение. приобщают родителей к проблемам детского сада. Даст возможность родителям сравнивать уровень развития своих детей с их сверстниками.

Л.Галкина и С.Бобылева по ФЭМП. Нет традиционных объяснений, показа, закрепления материала. занятия строятся в виде практических заданий. Чтобы эти задания выполнялись продуктивно, дети распределяются на подгруппы по 6-8 человек. Важным моментом является подбор состава каждой подгруппы. Необходимо детей обучить культуре общения, правилам поведения, после этого можно формировать подгруппы по желанию ребят

Более сильных к помощи более слабым детям.- ведущими стали групповые и парные.

31 Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие­нические правила.

Значение: трудовое воспитание начинается с него;

приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;

жизненная необхо­димость, направленная на удовлетворение повседневных личных по­требностей ребенка;

приучает к систематическому труду;

узнают цену заботам о себе и приоб­ретают умение действенно заботиться о своих близких;

дополняет внутреннюю культуру ребенка:. Содержание:

в младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотен­цем, садиться за стол только с чистыми руками;

дети средней взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей; в старшем большое значение придается длительным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относить­ся к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включа­ют в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

Методы:показ действия и объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, само­оценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произ­ведений, просмотры кукольных спектаклей и др. ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД - поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комна­тах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных про­цессов. значение в средней

17 Эстетическое воспитание дошкольников.

воспита­ние художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение).

ЭСТЕТ ВОСП - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной восприни­мать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекраснов, совершенное, гармоничное, жить "по законам красоты".

ЭСТЕТ В ДОШК - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизнии искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ - это формируемое с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта ребенка представление о совершенстве и красоте человека, окружающей среды, искусстве. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО - эмоциональное переживание, рожденное отношением ребенка к явл сопровождающем восприятие, постижение и оценку данного предмета.

ХУД ОБРАЗОВАНИЕ - процесс освоения знаний, умений, навыков в области искусства и художественного, в том 1исле, самостоятельного творчества.

ХУД ВОСПИТАНИЕ - формирование способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное воспитание неотделимо от побуждения к художественно-творческой деятельности, к посильному созданию эстетических, в том числе художественных ценностей.

ХУД ТВОРЧЕСТВО ДОШК - со­здание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта, придумывание к известному ранее не используемых дета­ли, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание нового начала, конца, новых действий, характеристик героев и.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств «разительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

МЕТОДЫ ЭСТ В -это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.

МЕТОДЫ ХУД ОБУЧ - это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-твор­ческих потребностей и способностей в процессе художественной дея­тельности.

науки о закономерности эстети­ческого освоения человеком мира, о сущности, законах и роли ис­кусства.: приобретение опыта эстетических пережива­ний, практическую художественно-эстетическую деятельность, худо­жественное образование.

принципах:

- эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

- детское творчество связано с жизнью, вта связь обогащает со­держание детской художественной деятельности;

- художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

- вариативность содержания, форм и методов художественной дея­тельности;

- индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении опти­мальных путей развития творческих способностей каждого ребенка. Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в те­чение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение.

Задачи группы:

- приобретение теоретических знаний (формирование эстетических знаний; развитие эстетических чувств, восприятий, переживаний; идеа­ла, стремления быть прекрасным во всем);

- формирование практических умений.

средств.: игра и игрушка, искусство, эстетика бы­та, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая дея­тельность, праздники и развлечения.

требованиями к оформлению дошкольного учреждения целесообразность обстановки, ее практическая оправдан­ность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции. обращать внимание детей на чисто­ту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а глав­ное - поощрять попытки самих дошкольников украсить комнату.

Методы:

- метод побуадекия к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости

- метод убеждения когда воспринимаемое явление прекрасно;

- метод приучения, упражнения в практических действиях. желание украсить, улучшить окружающее;

- метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим про­явлениям. придумать рассказ, рисовать.

В.И.Логинова, П.Г.Саморукова классификации методов:

- методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: наглядных, словесных, прак­тических и игровых методов и приемов;

- методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. показ способа действия или образца, упражнения;

- методы и приемы, направленные на развитие эстетических и ху­дожественных способностей, творческих умений и навыков, спосо­бов самостоятельных действий детей. создание поисковых ситуаций,.

Проблема развития детского творчества в "Положении о единой трудовой школе" (1918 г.), где был поставлен вопрос о " систематическом разви­тии органов чувств и творческих способностей" детей всех возрас­тов.

К.Бюллера, С.Холла, 3,Фрейда.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

2. Создание детьми образа.

3. Анализ результатов.

Условия развития детского творчества:

создание непринужденной обстановки;

широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приемов;

общественная направленность занятий, положительная оценка деятельности.

- изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, лепят, -конструируют, делают аппликации;

- художественно-речевая деятельность предполагает чтение детьми стихов, пересказывание сказок, рассказов, придумывание загадок, рассказов, обмен впечатлениями об увиденном или услышанном, об­суждение иллюстраций в книгах и др.;

- музыкальная деятельность,в ходе которой дети поют, водят хо­роводы, играют в "концерт", одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу.

- театрализованная деятельность предполагает игру детей в ку­кольном, теневом, плоскостном, пальчиковом театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.

63-64 Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей .

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ – педагогическая готовность их как воспитателей, которая дает положи­тельные результаты.

МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ - совокупность способов воспи­тательных взаимодействий родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, организацию самостоя­тельной жизнедеятельности, полноценное психофизическое, духов­ное, нравственное развитие.

А.Адлер,,. СЕ.Ковалев., А.С.Макаренко, В.А.СухомлинскиЙ, большинство родителей педагогически и психологически беспомощными. просвещения и обучения родителей осуществляется в основ­ном через:

1. обучение основам воспитания детей дошкольного возраста не­посредственно в яслях и детских садах;

2. обучение основам воспитания детей школьного возраста в лекториях и университетах педагогических знаний;

3. подготовка к материнству и отцовству в детских и женских консультациях, в специальных лекториях;

4. общее ознакомление взрослого населения с основами семейного воспитания посредством радио, телевидения, печати.

Воспитание родителей, для опти­мизации процесса воспитания ребенка,, для здоровья самого общества.

формы работы

на коллектив­ные (родительские собрания, встречи с родителями, вечера воп­росов и ответов, заседания "круглого стола", занятия тренингового характера, выставки совместных работ родителей и детей, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции),

индивидуальные (индивидуальные беседы и консульта­ции, посещение на дому, приобщение родителе!! к жизни детского сада),

наглядно-информационные (выставки детских работ, рек­лама книг, статей из газет и журналов по проблемам семейного воспитания, книги семейного опыта).

Задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

методы изучения семьи: беседа, наб­людение, решение педагогических ситуаций, изучение рисунков ребенка, посещение воспитателем семьи, анкетирование и др.).

пока­зателями готовности родителей к воспитанию положительного отношения к воспитанию детей, опре­деленного объема знаний, владение навыками и умениями педагогической деятельности, знание основных принципов и ме­тодов воспитания.

Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, И.И.Рыданова группы:

I) методы организации поведения и деятельности (упражнение, тренировка, приучение, показ образ­ца, напоминание, контроль, стимулирование к самоконтролю, тре­бование) и

2) методы формирования сознания (слово родителей, личный пример); в самостоятельную группу выделяются дополни­тельные методы (поощрение, наказание, соревнование).

Л.Ф.Ос­тровская методы нравственного воспитания, которые обеспечивают формирование у них практического опыта общественного поведения (упражнение, пример, показ, наблюдение) и методы, которые нап­равлены на формирование у детей нравственных представлений, оценок (беседа, чтение художественной литературы).

Общее в классиф:

а) выделение наиболее типовых, характерных методов (пример родителей, упражнение, переубежде­ние);

б) учет особенностей воздействия методов на детей разного возраста;

в) применение методов во взаимосвязи, комплексно;

г) учет психофизиологических особенностей воздействия методов на сознание, чувства, поступки детей;

д) чувство меры в приме­нении того или иного метода;

е) тонкость и деликатность в при­менении методов поощрения и наказания;

ж)избежание методов на­казания;

э) неприменение физических наказаний.

61 Преемственность в работе детского сада и школы.

ориентация, направленность работы ДОУ на требования, предъявляемые в школе, учет учите­лем достигнутого общего уровня развития дошкольника.

внутренняя связь в учебной деятельности обучаемых (дошк и шк), внешняя(воспит и учителей). Компоненты внут связи:

I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;

3) учебно-операцио­нальный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организа­ционно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогно­зирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собствен­ной деятельности и товарищей.

внеш связь - опред тип отношения педагогов к детям, в отношении к пед деятельности, к родителям воспитанников и т.д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоро­вительных, организаторских, воспитательных и т.д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

. Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демо­кратизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особеннос­тей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инно­вационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здо­ровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, созда­ние условий, при которых обучение становится для ребенка бла­гом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - ран­нее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечи­вающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

Проблема преемственности в воспитании и обучении дошколь­ников и младших школьников рассматривалась в работах Н.К.Круп­ской, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, А.Ф.Говорковой, Я.Л.Коломин-ского, А.А.Люблинской, А.М.Леушиной, В.Д.Лысенко, Н.Н.Поддъякова, В.А.Силивон, А.П.Усовой и др.

"Промежуточное" положение шестилеток между дошкольниками и школьниками особенно явно проявляется в настоящее время, ког­да одни из них уже обучаются в школе, а другие продолжают по­сещать детский сад. В связи с этим актуализируются поиски но­вых подходов к проблеме преемственности между школьным и до­школьным образованием.

В РБ разработано и утверждено примерное положение об учеб­но-воспитательном учреждении "школа-детский сад", создаются "центры развития ребенка" - эти новые интегративные типы учеб­но-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошколь­ного и школьного возраста и обеспечения преемственности в ор­ганизации и содержании учебно-воспитательного процесса. Твор­ческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей в подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стаадарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания Министерства образования РБ "Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения и школы в связи с реформированием системы образования" отмечается, что "преемственность необходимо понимать, с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития, личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны - создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития".

Основными задачи преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Осуществление преемственности детского сада и школы в фор­мировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в дет­ском саду и первом классе школы.

формами работы школы и детского сада являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования

школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иуобучении

дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных ин­тересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабаты­ваются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственностивключает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ: общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.;

лектории для родителей,

педагогические консультации;

семинары;

открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

совместные праздники;

встречи учителей с родителями будущих первоклассников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: