ГИГИЕНИЧЕСКИЕ в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.
Воспитатель, следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы,.
Воспитатель не должен допускать переутомления. чередование видов деят-ти.
После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
Точно определить образовательные задачи занятия.
Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.
Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.
Выбирать наиболее рациональные методы и приемы.
Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.
Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
организационные
Иметь продуманный план проведения занятия.Четко определить цель и дидактические задачи занятия.
Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО.
Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.
Экскурсия. В младших группах внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах - за его пределами. непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. требует подготовки: разрабатывается маршрут, структура, определяются методы, материал, который могут собрать дети, необходимое оборудование. сообщается заранее. перед экскурсией беседа, представления детей об объектах наблюдения, напоминают о правилах поведения на экскурсии. размещают так, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Углубление и закрепление представлений, на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). итоговая беседа.
Формы организации обучения в повседневной жизни. фронтальные формы обучения - наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке,.
групповая форма обучения (небольшое количество детей). индивидуальные формы обучения - упражнения, беседы
нетрадиционные формы занятий как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга), "Клуб знатоков", "Что? Где? Когда?",
занятия в центрах активности.- более индивидуальный подход к детям, возможность выбора. Структура занятия - дети приглашается в центр круга (на ковре в центре группы дети садятся в кружок), где происходит ознакомление с новым материалом, либо систематизируется уже известный. После задания на закрепление знаний в таких центрах, как центр искусства - изо; центр манипулятивных материалов - сенсорика; предлагается на выбор 2-3 центра, куда бы они хотели пойти. предусматривает наличие ассистента (помощник воспитателя, родители) который бы мог осуществлять обучение. приобщают родителей к проблемам детского сада. Даст возможность родителям сравнивать уровень развития своих детей с их сверстниками.
Л.Галкина и С.Бобылева по ФЭМП. Нет традиционных объяснений, показа, закрепления материала. занятия строятся в виде практических заданий. Чтобы эти задания выполнялись продуктивно, дети распределяются на подгруппы по 6-8 человек. Важным моментом является подбор состава каждой подгруппы. Необходимо детей обучить культуре общения, правилам поведения, после этого можно формировать подгруппы по желанию ребят
Более сильных к помощи более слабым детям.- ведущими стали групповые и парные.
31 Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигиенические правила.
Значение: трудовое воспитание начинается с него;
приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;
жизненная необходимость, направленная на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка;
приучает к систематическому труду;
узнают цену заботам о себе и приобретают умение действенно заботиться о своих близких;
дополняет внутреннюю культуру ребенка:. Содержание:
в младших группах учат детей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотенцем, садиться за стол только с чистыми руками;
дети средней взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей; в старшем большое значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включают в обучение детей более младших групп элементарным умениям.
Методы:показ действия и объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, самооценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей и др. ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД - поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных процессов. значение в средней
17 Эстетическое воспитание дошкольников.
воспитание художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение).
ЭСТЕТ ВОСП - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекраснов, совершенное, гармоничное, жить "по законам красоты".
ЭСТЕТ В ДОШК - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизнии искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ - это формируемое с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта ребенка представление о совершенстве и красоте человека, окружающей среды, искусстве. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО - эмоциональное переживание, рожденное отношением ребенка к явл сопровождающем восприятие, постижение и оценку данного предмета.
ХУД ОБРАЗОВАНИЕ - процесс освоения знаний, умений, навыков в области искусства и художественного, в том 1исле, самостоятельного творчества.
ХУД ВОСПИТАНИЕ - формирование способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное воспитание неотделимо от побуждения к художественно-творческой деятельности, к посильному созданию эстетических, в том числе художественных ценностей.
ХУД ТВОРЧЕСТВО ДОШК - создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта, придумывание к известному ранее не используемых детали, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание нового начала, конца, новых действий, характеристик героев и.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств «разительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
МЕТОДЫ ЭСТ В -это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.
МЕТОДЫ ХУД ОБУЧ - это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-творческих потребностей и способностей в процессе художественной деятельности.
науки о закономерности эстетического освоения человеком мира, о сущности, законах и роли искусства.: приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно-эстетическую деятельность, художественное образование.
принципах:
- эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;
- детское творчество связано с жизнью, вта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;
- художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;
- вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;
- индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка. Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение.
Задачи группы:
- приобретение теоретических знаний (формирование эстетических знаний; развитие эстетических чувств, восприятий, переживаний; идеала, стремления быть прекрасным во всем);
- формирование практических умений.
средств.: игра и игрушка, искусство, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, праздники и развлечения.
требованиями к оформлению дошкольного учреждения целесообразность обстановки, ее практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции. обращать внимание детей на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а главное - поощрять попытки самих дошкольников украсить комнату.
Методы:
- метод побуадекия к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости
- метод убеждения когда воспринимаемое явление прекрасно;
- метод приучения, упражнения в практических действиях. желание украсить, улучшить окружающее;
- метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. придумать рассказ, рисовать.
В.И.Логинова, П.Г.Саморукова классификации методов:
- методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов;
- методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. показ способа действия или образца, упражнения;
- методы и приемы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. создание поисковых ситуаций,.
Проблема развития детского творчества в "Положении о единой трудовой школе" (1918 г.), где был поставлен вопрос о " систематическом развитии органов чувств и творческих способностей" детей всех возрастов.
К.Бюллера, С.Холла, 3,Фрейда.
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
2. Создание детьми образа.
3. Анализ результатов.
Условия развития детского творчества:
создание непринужденной обстановки;
широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приемов;
общественная направленность занятий, положительная оценка деятельности.
- изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, лепят, -конструируют, делают аппликации;
- художественно-речевая деятельность предполагает чтение детьми стихов, пересказывание сказок, рассказов, придумывание загадок, рассказов, обмен впечатлениями об увиденном или услышанном, обсуждение иллюстраций в книгах и др.;
- музыкальная деятельность,в ходе которой дети поют, водят хороводы, играют в "концерт", одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу.
- театрализованная деятельность предполагает игру детей в кукольном, теневом, плоскостном, пальчиковом театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.
63-64 Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей .
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ – педагогическая готовность их как воспитателей, которая дает положительные результаты.
МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ - совокупность способов воспитательных взаимодействий родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, организацию самостоятельной жизнедеятельности, полноценное психофизическое, духовное, нравственное развитие.
А.Адлер,,. СЕ.Ковалев., А.С.Макаренко, В.А.СухомлинскиЙ, большинство родителей педагогически и психологически беспомощными. просвещения и обучения родителей осуществляется в основном через:
1. обучение основам воспитания детей дошкольного возраста непосредственно в яслях и детских садах;
2. обучение основам воспитания детей школьного возраста в лекториях и университетах педагогических знаний;
3. подготовка к материнству и отцовству в детских и женских консультациях, в специальных лекториях;
4. общее ознакомление взрослого населения с основами семейного воспитания посредством радио, телевидения, печати.
Воспитание родителей, для оптимизации процесса воспитания ребенка,, для здоровья самого общества.
формы работы
на коллективные (родительские собрания, встречи с родителями, вечера вопросов и ответов, заседания "круглого стола", занятия тренингового характера, выставки совместных работ родителей и детей, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции),
индивидуальные (индивидуальные беседы и консультации, посещение на дому, приобщение родителе!! к жизни детского сада),
наглядно-информационные (выставки детских работ, реклама книг, статей из газет и журналов по проблемам семейного воспитания, книги семейного опыта).
Задачи:
1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
5. педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
методы изучения семьи: беседа, наблюдение, решение педагогических ситуаций, изучение рисунков ребенка, посещение воспитателем семьи, анкетирование и др.).
показателями готовности родителей к воспитанию положительного отношения к воспитанию детей, определенного объема знаний, владение навыками и умениями педагогической деятельности, знание основных принципов и методов воспитания.
Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, И.И.Рыданова группы:
I) методы организации поведения и деятельности (упражнение, тренировка, приучение, показ образца, напоминание, контроль, стимулирование к самоконтролю, требование) и
2) методы формирования сознания (слово родителей, личный пример); в самостоятельную группу выделяются дополнительные методы (поощрение, наказание, соревнование).
Л.Ф.Островская методы нравственного воспитания, которые обеспечивают формирование у них практического опыта общественного поведения (упражнение, пример, показ, наблюдение) и методы, которые направлены на формирование у детей нравственных представлений, оценок (беседа, чтение художественной литературы).
Общее в классиф:
а) выделение наиболее типовых, характерных методов (пример родителей, упражнение, переубеждение);
б) учет особенностей воздействия методов на детей разного возраста;
в) применение методов во взаимосвязи, комплексно;
г) учет психофизиологических особенностей воздействия методов на сознание, чувства, поступки детей;
д) чувство меры в применении того или иного метода;
е) тонкость и деликатность в применении методов поощрения и наказания;
ж)избежание методов наказания;
э) неприменение физических наказаний.
61 Преемственность в работе детского сада и школы.
ориентация, направленность работы ДОУ на требования, предъявляемые в школе, учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника.
внутренняя связь в учебной деятельности обучаемых (дошк и шк), внешняя(воспит и учителей). Компоненты внут связи:
I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;
2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;
3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;
4) организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.
внеш связь - опред тип отношения педагогов к детям, в отношении к пед деятельности, к родителям воспитанников и т.д.
В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т.д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность
. Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.
Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.
Проблема преемственности в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников рассматривалась в работах Н.К.Крупской, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, А.Ф.Говорковой, Я.Л.Коломин-ского, А.А.Люблинской, А.М.Леушиной, В.Д.Лысенко, Н.Н.Поддъякова, В.А.Силивон, А.П.Усовой и др.
"Промежуточное" положение шестилеток между дошкольниками и школьниками особенно явно проявляется в настоящее время, когда одни из них уже обучаются в школе, а другие продолжают посещать детский сад. В связи с этим актуализируются поиски новых подходов к проблеме преемственности между школьным и дошкольным образованием.
В РБ разработано и утверждено примерное положение об учебно-воспитательном учреждении "школа-детский сад", создаются "центры развития ребенка" - эти новые интегративные типы учебно-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста и обеспечения преемственности в организации и содержании учебно-воспитательного процесса. Творческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей в подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стаадарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания Министерства образования РБ "Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения и школы в связи с реформированием системы образования" отмечается, что "преемственность необходимо понимать, с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития, личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны - создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития".
Основными задачи преемственности являются:
1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.
2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,
трудовом и эстетическом развитии.
3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.
4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.
5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.
6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.
формами работы школы и детского сада являются:
I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;
2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;
3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;
4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования
школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иуобучении
дошкольников;
5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;
6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.;
7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;
8. взаимопосещения утренников и концертов.
С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.
План преемственностивключает следующие разделы:
I. методическая и организационно-воспитательная работа;
2. воспитание у детей интереса к школе;
3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;
4. работа с родителями.
Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ: общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;
групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.;
лектории для родителей,
педагогические консультации;
семинары;
открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;
совместные праздники;
встречи учителей с родителями будущих первоклассников.