Официально началом избирательной кампании считается назначение даты выборов. В конституции обычно определяются условия, с которыми связано назначение выборов, например, истечение срока полномочий выборного органа или должностного лица. В этом случае дата выборов назначается специальным нормативным актом. Однако в ряде государств прямо предусматривается дата проведения очередных выборов и не требуется каждый раз издавать акт об их назначении (например, в США президент избирается в первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года).
Избирательная кампания проходит несколько стадий: выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, составление списков избирателей, создание избирательных округов и пр.
Выдвижение кандидатов может осуществляться различными способами: самовыдвижение (иногда требуется собрать определенное количество подписей избирателей); выдвижение политической партией или избирательным объединением; выдвижение кандидата группой избирателей (в этом случае количество избирателей весьма разнится: например, во Франции один человек, а в Болгарии - 500).
|
|
Для регистрации лица в качестве кандидата во многих государствах предусмотрено внесение избирательного залога (т. е. сумма денежных средств – обычно достаточно большая - перечисляется кандидатом на специальный расчетный счет и возвращается ему только в том случае, если он набрал определенный процент голосов на выборах; например, во Франции избирательный залог возвращается кандидатам, набравшим более 12,5% голосов избирателей). В ряде государств регистрация кандидата осуществляется, если в его поддержку будет собрано установленное законом число подписей избирателей (например, 200 тыс. в Украине и пр.).
Предвыборная агитация обычно очень подробно регламентируется избирательным законодательством во всем мире. Устанавливаются сроки ее начала и окончания. Наибольшее внимание законодательство оказывает использованию в агитационных целях СМИ. Детально регулируются вопросы финансирования - создание избирательных фондов, допустимые размеры пожертвований, участие государства в финансировании и пр.
Территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные единицы - округа и участки. Избирательные округа объединяют избирателей для выборов одного или нескольких депутатов (должностных лиц), они бывают территориальные (одномандатные, многомандатные и общегосударственные) и производственные. Первые объединяют избирателей по месту жительства, вторые - по месту работы. Избирательный участок - пункт для голосования, куда приходят избиратели, чтобы выразить свою волю, и где проходит первичный подсчет голосов.
|
|
Для организации и проведения выборов, контроля за соблюдением избирательного законодательства, определения результатов выборов создаются избирательные органы. Обычно они называются избирательными комиссиями, но применяются и другие названия: избирательный совет, избирательный трибунал и пр.
Институт предвыборной агитации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. К ним относятся Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 г., Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 2002 г. и «О выборах Президента Российской Федерации» от 2003 г, «О средствах массовой информации» от 1991 г., а на уровне субъектов Федерации – избирательные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов и глав исполнительных органов государственной власти, о выборах представительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о выборах, как правило, содержат разделы (главы), регламентирующие порядок и условия ведения предвыборной агитации.
Вместе с тем отдельные субъекты Российской Федерации, например, Оренбургская область, разработали и приняли отдельные законы о предвыборной агитации. Учитывая значительную специфику и сложность процедур предвыборной агитации, особенно проводимую через средства массовой информации, в пользу принятия отдельных законодательных актов выступают некоторые ученые и практики. Тем не менее этот путь едва ли приемлем, так как может привести к неоправданному дроблению единого избирательного законодательства. Идею издания отдельных законов о предвыборной агитации, о финансировании избирательных кампаний трудно поддержать и с точки зрения перспектив кодификации избирательного законодательства, которая уже стала реальностью на уровне ряда субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что собственно законами правовая основа предвыборной агитации не исчерпывается. В связи с тем, что предвыборная агитация представляет собой весьма сложный институт, требующий более детального правового регулирования, практика пошла по пути издания Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов федерации подзаконных нормативных актов — инструкций, устанавливающих порядок и условия ведения предвыборной агитации через различные виды средств массовой информации.
В настоящее время действуют две инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятые соответственно в 1995 и 1996 годах, которые регламентируют порядок предоставления эфирного времени на каналах Государственных телерадиокомпаний и печатных площадей в периодических печатных изданиях избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы, а также кандидатам на должность Президента Российской Федерации. (Постановление ЦИК РФ «Положение о группах контроля избирательных комиссий за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 ноября 1995 г.[1], «Об инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием» от 20 сентября 1995 г.[2])
|
|
Назначение выборов. Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. Она может быть установлена конституцией. Например, в Коста-Рике выборы президента осуществляются раз в четыре года в первое воскресенье февраля. Аналогичный порядок, хотя сроки являются иными, установлен в Латвии, Мексике, США. В конституции может быть определена не дата, а условия выборов: они проводятся после истечения срока полномочий данного органа или должностного лица (Болгария, Польша, Чехия), после роспуска представительного органа (через 20 дней в Великобритании). Однако и при этих условиях издается соответствующий акт о точной дате выборов. Дата назначается либо только одним органом (в Белоруссии — президентом, в Коста-Рике — Верховным избирательным трибуналом, в Испании — королем), либо разными органами в зависимости от того, какой орган или какое должностное лицо подлежит избранию. В Болгарии выборы президента назначаются парламентом, а выборы в парламент — президентом.
Дальнейшая избирательная кампания проходит множество стадий. Это создание избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, предвыборная агитация и т.д.
Избирательные округа и избирательные участки. Избирательный округ — наиболее распространенная разновидность избирательных единиц (при многостепенных выборах такими единицами могут стать нижестоящие представительные органы, при косвенных — избирательные коллегии). Избирательный округ объединяет избирателей определенной территории или коллектива для выборов одного или нескольких депутатов. Число и нарезка избирательных округов по выборам в парламент обычно определяются законом, иногда правительством (Италия), специальными комиссиями (Канада); по выборам в органы местного самоуправления — актами этих органов.
|
|
В зависимости от характера представительства избирательные округа бывают территориальными и производственными. Первые объединяют избирателей по месту жительства, вторые — по месту работы. Производственные округа создавались в свое время в Польше и некоторых других странах, в настоящее время они существуют в Китае. Однако только производственных округов не бывает, они всегда сочетаются в масштабе страны или административно-территориальной единицы с территориальными округами. В отдельных странах округа создаются по этническому признаку (Сингапур, Фиджи).
Существуют три основных вида территориальных округов: одномандатные, многомандатные и общегосударственные. Последние в зарубежных странах обычно называют национальными округами (следует помнить, что слово «национальный» на многих языках является синонимом слова «государственный»). От одномандатного округа избирается один депутат в парламент или местный представительный орган (число выдвинутых кандидатов может быть различным), от многомандатного округа избираются два и более депутата (иногда больше 10), национальный округ может включать всех депутатов парламента (так было в свое время в Конго, когда избирателям предлагался список кандидатов от единственной партии, соответствующий числу мест), но он может создаваться и для избрания части депутатов (как, например, в Венгрии), остальные же избираются по одномандатным и многомандатным округам.
Избирательный участок — это пункт голосования, куда приходят избиратели, чтобы выразить свою волю, и где производится первичный подсчет поданных голосов. Остальные избирательные комиссии суммируют данные протоколов, полученных от участковых и нижестоящих избирательных комиссий. Избирательный участок охватывает обычно небольшое число жителей (на выборах в парламент не более нескольких тысяч человек), в больницах, на судах, находящихся в плавании, в гористых местностях могут создаваться и более мелкие избирательные участки.
Как правило, избирательный участок гораздо меньше избирательного округа, на территории округа располагается несколько, а иногда и множество избирательных участков. Однако в небольших населенных пунктах при выборах органов местного самоуправления участок может охватывать несколько избирательных округов, которые включают кандидатов, выдвинутых группами домов или улиц.
Избирательные органы — это обычно избирательные комиссии, в странах Латинской Америки — избирательные трибуналы, избирательные советы, гражданский регистр (орган, который ведет списки избирателей). Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Избирательные трибуналы сочетают функции избирательных комиссий (осуществляют подсчет голосов, объявляют результаты выборов) и некоторые судебные и административные функции:
могут уволить должностных лиц в отставку за нарушения по выборам, но к уголовной ответственности привлечь не могут — это право суда. Кроме того, верховный избирательный трибунал толкует законы о выборах, его заключение необходимо для парламента при принятии избирательного законодательства. В некоторых странах задачи избирательных комиссий (особенно центральных) могут быть возложены на другие государствен-
ные органы, например на министерство внутренних дел или центрально статистическое управление.
Избирательные органы могут формироваться судами (Коста-Рика, парламентом (Узбекистан), правительством (Австрия), органами местного самоуправления (местные избирательные комиссии на Украине), вышестоящими избирательными комиссиями (если не созданы другими органами). Члены этих комиссий рассматриваются как должностные лица, хотя в некоторых странах (например, в Германии) они, по крайней мере их часть, работают на общественных началах. Во многих странах, однако, членство в избирательной комиссии рассматривается как оплачиваемая государственная должность (например, в Испании).
Избирательные комиссии различны в зависимости от охватываемой ими территории. Полномочия общегосударственной комиссии (обычно она называется центральной или национальной) распространяются на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах, окружные избирательные комиссии — в избирательных округах, участковые избирательные комиссии — на пунктах голосования (участках). Окружные комиссии регистрируют кандидатов в депутаты по своему округу, определяют победителя по итогам голосования. Главные задачи участковой избирательной комиссии — составление полного списка избирателей, проведение голосования, подсчет голосов. Победителя они не определяют: для этого свои протоколы они представляют в вышестоящую избирательную комиссию — окружную или территориальную, в зависимости от характера выборов. Все эти комиссии выполняют и другие задачи, о которых говорилось выше в общей форме: контроль за соблюдением законности выборов, организация избирательной кампании и т.д.
Избирательные комиссии и иные избирательные органы бывают постоянными (Испания) и временными, создаваемыми лишь на период выборов (Италия). Центральные комиссии, избирательные трибуналы, гражданский регистр действуют обычно на постоянной основе (избирательные трибуналы и регистр — всегда). Центральные комиссии иногда, в странах тоталитарного социализма, бывают временными, образуемыми только на период выборов, и после подсчета голосов, определения победителей и выдачи документов об избрании прекращают свою работу. Окружные и участковые комиссии, как правило, имеют временный характер. Территориальные комиссии бывают и постоянными, и временными.
Центральная избирательная комиссия создается указами президента, постановлениями парламента, правительства, реже — верховным судом. В Мексике, Германии, некоторых других странах она образуется
из представителей партий, выдвигающих кандидатуры на выборах, не возглавляет ее государственный чиновник, занимающий место председателя комиссии по должности, — министр внутренних дел, начальна статистического управления и др. В Индии, Пакистане, Сирии центральная избирательная комиссия целиком состоит из постоянных государственных служащих. В странах тоталитарного социализма она формируется высшими органами государства из известных общественных деятелей передовых рабочих, крестьян-кооператоров и целиком работает на общественных началах.
Во многих странах центральная избирательная комиссия в качестве специального органа не создается, ее роль выполняет министерство внутренних дел (Великобритания, Италия, Франция и др.). В США вообще нет такой комиссии и ее не заменяет какой-либо орган. Вопросами выборов, в том числе в федеральные органы, ведают штаты, хотя есть федеральные законы, регулирующие некоторые стороны избирательной кампании, в том числе закон о федеральных выборах 1972 г.
Помимо регистрации кандидатов, распределения выделенных бюджетных средств, подведения итогов выборов и т.д. центральная избирательная комиссия в пределах своих полномочий издает инструкции разъяснения и иные акты, которые могут иметь нормативное значение прежде всего для местных избирательных комиссий при проведении избирательной кампании.
Избирательные комиссии субъектов федерации в федеративных государствах, территориальные комиссии административно-территориальных единиц в ряде стран состоят из чиновников, действующих на постоянной основе; в странах тоталитарного социализма эти комиссии, как центральная избирательная комиссия, формируются из различных представителей общественности и действуют только в период выборов.
Окружные избирательные комиссии в Австрии, Германии, некоторых других странах состоят из представителей партий, делегируемых ими i состав комиссий, но возглавляет их назначенный чиновник. В Италии Франции в состав окружных комиссий входят депутаты органов местного самоуправления, судьи, чиновники, но не представители партий. В Великобритании окружные, избирательные комиссии вообще не создаются, их роль выполняют шерифы — должностные лица, ответственные за общественный порядок, а также избранные мэры городов, возглавляющие орган местного самоуправления.
Участковые избирательные комиссии тоже формируются по-разному. Они могут состоять из служащих органов местного самоуправления или формироваться исполнительными комитетами местных представительных органов (страны тоталитарного социализма). Во многих страна? англосаксонского права нет участковых избирательных комиссий. Их
роль выполняют «чиновники-регистраторы», участковые инспектора, которые для технической работы могут нанимать временных сотрудников. Однако на всех уровнях при выдаче бюллетеней, подсчете голосов, определении итогов голосования присутствуют представители кандидатов, политических партий, прессы.
Списки избирателей. По общему правилу голосовать могут только лица, включенные в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения на право голосования (например, в связи с командировкой), заносятся в дополнительный список избирателей и только после этого получают бюллетень. Лишь в отдельных странах, например в Сирии, нет списка избирателей, достаточно предъявить удостоверение личности, в котором делается отметка, что избиратель проголосовал. В некоторых других странах, где велика неграмотность и списки составляются не повсеместно, избиратель ставит свой отпечаток большого пальца, который затем окрашивается несмываемой в течение минимум недели краской.
В большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных властей (Нидерланды, Польша), в латиноамериканских странах для этого существует особая служба — национальный или гражданский регистр, в Израиле списками ведает министерство внутренних дел, в Швеции — налоговое управление. В список избирателей могут быть включены лишь лица, удовлетворяющие избирательным цензам (квалификациям), которые, как уже отмечалось, имеют свои особенности в каждой стране. В Великобритании списки избирателей составляют чиновники-регистраторы, в отдельных странах Латинской Америки — специально назначенные комиссии (там, где нет службы гражданского регистра). Эти списки передаются затем органам, которые проводят голосование, в большинстве стран — участковой комиссии. Она проводит проверку списков, для чего необходимо предъявить соответствующие документы (во многих англосаксонских странах, где нет паспортов для внутреннего употребления, а есть только международные паспорта, используются самые разные документы).
При составлении списков, их проверке и уточнении участковыми избирательными комиссиями, чиновниками-регистраторами и другими органами используются два способа: обязательная регистрация и необязательная. Обязанность или отсутствие обязанности регистрации относится не к избирателю, а к комиссии или чиновнику-регистратору. При системе необязательной регистрации чиновник не включает автоматически избирателя в список, он делает это только по инициативе последнего. Избиратель сам должен обратиться с соответствующим заявлением, если он хочет быть включенным в список избирателей (Испания, Мексика, США). При системе обязательной регистрации (Великобри-
тания, Индия, Италия) избиратель автоматически включается в список, регистратор (комиссия) обязан разыскать всех лиц, имеющих избирательные права, и включить их в этот список. Лицам, включенным в список, выдается специальная карточка избирателя (часто — с отпечатками пальцев и фотографией, иногда с учетом возможности электронного голосования). Списки избирателей бывают либо постоянными, и тогда от пересматриваются через 10—12 лет, либо периодическими, заново составляемыми к каждым выборам.
Избиратель, включенный в список, может в некоторых ситуация? получить удостоверение на право голосования, чтобы в случае отъезда проголосовать в другом избирательном участке. Это, однако, имеет место только при некоторых видах общегосударственных выборов, когда одни и те же кандидаты баллотируются по всей стране, например при выборах президента непосредственно гражданами. Чаще избирателю предоставляется право проголосовать досрочно, ибо в месте его временного пребывания будет баллотироваться другой кандидат. Обычно досрочное голо сование разрешается за одну-две недели до выборов. В этом случае избирательная комиссия вскрывает запечатанный конверт с бюллетенем i день выборов.
Выдвижение и регистрация кандидатов. Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов (особенно это относится к президентским выборам), но официальное выдвижение и последующая регистрация кандидатов начинаются со дня, указанного в акте с. назначении выборов или в избирательном законе. После регистрации кандидата ему разрешается вести предвыборную агитацию, он получает финансовую поддержку, в том числе в большинстве стран со стороны государства. Кандидатами выдвигаются лица, обладающие пассивным избирательным правом, в соответствии с требованиями, предусмотренными для данной должности или для депутатского мандата. Конечно можно выдвигать и других лиц, но это лишено смысла: такие лица ж будут зарегистрированы, не получат права вести агитацию, не буду включены в бюллетень.
Кандидат может быть выдвинут различными способами. Во-первых, возможно самовыдвижение кандидата (Вьетнам, Франция, Япония), но при этом обычно требуется, чтобы его поддержало своими подписями определенное, как правило, очень незначительное число избирателей. В некоторых странах к кандидатам, выдвинутым таким образом, применяются нормы о партийном выдвижении, кандидат рассматривается ка1 выдвинутый партией. Во-вторых, кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями. Иногда допустимо только партийное выдвижения (Австрия, Египет, Португалия). Частным случаем партийного выдвижения кандидатов являются американские праймериз (первичные выбо
ры) — выдвижение кандидатов тайным голосованием на партийных собраниях (на собрания приходят лица, считающие себя сторонниками той или иной партии). Такая система выдвижения кандидатов используется также в Турции. В-третьих, право выдвижения кандидатов предоставляется различным общественным объединениям (Белоруссия, Украина). В-четвертых, выдвижение кандидатов возможно избирателями или группой избирателей, отнюдь не обязательно оформленной как собрание: они могут выступать и порознь. Один избиратель может выдвинуть кандидатуру в Индии, Франции, Японии (часто это и есть самовыдвижение), 2 — в Канаде и с 1989 г. — в Бельгии (один выдвигает и один поддерживает), 10 — в Великобритании, 25 — в Нидерландах и т.д. На самом деле такое выдвижение осуществляется партиями, число независимых кандидатов на выборах всегда очень мало.
В странах тоталитарного социализма кандидаты выдвигаются политическими партиями, общественными организациями, на собраниях избирателей по месту работы, жительства, но самовыдвижение, как и выдвижение группой избирателей, не допускается (кроме Вьетнама). Практически в странах тоталитарного социализма кандидаты выдвигаются правящей партией, использование различных форм служит только прикрытием этого. Наконец, иногда кандидаты могут быть выдвинуты определенным числом членов представительных органов и избираемых должностных лиц (кандидат на должность президента во Франции).
Перечисленные способы выдвижения кандидатов во многих странах комбинируются. Кандидат может быть выдвинут и партией, и группой избирателей, и объединением граждан и т.д. При выдвижении партиями тем из них, которые признаны национальными (общегосударственными), даются некоторые преимущества: они, в частности, не должны представлять подписи избирателей в поддержку кандидатов (в Швеции такими партиями признаются те, которые участвовали в выборах не менее двух раз подряд, в Германии — 6 лет).
Во многих странах закон не разрешает, чтобы на одно место баллотировался один кандидат: в таком случае нет выбора. Поэтому в такой ситуации срок выдвижения кандидатов может быть продлен избирательной комиссией. В Великобритании, Индии, других странах возможно выдвижение одного кандидата на одно место, но в таком случае выборы по данному избирательному округу не проводятся. После окончания срока регистрации кандидатов выдвинутый кандидат объявляется избранным без голосования. На некоторых выборах в парламент Индии таким образом объявлялись избранными несколько человек. В странах Африки с однопартийной системой таким образом «избирались» некоторые президенты.
Как уже говорилось, часто кандидат, чтобы быть зарегистрированным, должен внести избирательный залог. При этом денежные средства, вносимые кандидатом в президенты, обычно во много раз превышают сумму залога кандидата в парламент (во Франции — в 10 раз: соответственно 10 тыс. и 1 тыс. франков). Если кандидат выдвигается национальными (признанными) партиями, залог может составлять меньшую сумму (например, в Шри-Ланке кандидат от признанных партий вносит 50 тыс. рупий, от других — 75 тыс. рупий). Выдвижение кандидатов в президенты имеет и другие особенности: кандидат может быть выдвинут только определенными субъектами, в более сложном порядке, чем кандидат в парламент. Во Франции кандидатура президента может быть предложена лишь 500 гражданами, но они должны занимать определенные посты в государстве (члены парламента, члены местных представительных органов определенного звена и др.), причем они должны представлять определенное число крупных административно-территориальных единиц (приблизительно треть от их общего числа). В ФРГ кандидат на должность президента выдвигается только членами Федерального собрания, в Египте — парламентом, но здесь требуется еще, чтобы кандидатура получила одобрение не менее 2/3 членов парламента, лишь после этого она выносится на голосование избирателей.
Предвыборная агитация. В большинстве стран после регистрации кандидатов или опубликования их списка (Литва) им официально разрешается вести предвыборную агитацию. Лишь в отдельных странах (Румыния) это разрешается со дня объявления даты голосования или с определенной даты до дня голосования (за 15 дней в Турции). Законодательство зарубежных стран по-разному регулирует условия такой агитации, в одних странах довольно жестко, в других — мягче, но всегда закон определяет допустимые методы агитации, запрещая все другие. Закон регулирует начало и время окончания (обычно за сутки до дня выборов) предвыборной агитации, в ряде стран определяются даже места расклейки афиш и их количество, но наиболее детально регулируются вопросы использования средств массовой информации (периодической печати, радио, телевидения) и вопросы финансирования избирательной кампании. Лица, зарегистрированные в качестве кандидатов на выборах, имеют доступ к государственным средствам массовой информации. Кандидаты пользуются такими средствами бесплатно и в равной доле; эти расходы оплачивает казна. Так, в Японии каждый кандидат в парламент имеет право выступить по радио и по телевидению пять с половиной минут один раз, он вправе пять раз опубликовать газетную рекламу, включая фотографию 6х9 см, тиражировать в определенном количестве один цветной плакат. Кроме того, каждый кандидат получает за счет государства 350 тыс. открыток для рассылки и лимит бензина для поез-
док на микроавтобусе. В Великобритании право выступать по государственному радио и телевидению бесплатно предоставляется, однако, только партиям, выдвигающим не менее 50 кандидатов в парламент. Кандидаты могут также купить дополнительные полосы газет, время на радио и телевидении, но закон обычно требует, чтобы такое время предоставлялось всем кандидатам на одинаковых условиях по цене и времени выхода в эфир. Это время стоит довольно дорого, поэтому в США кандидаты выступают обычно по 1—2 минуты в интервалах между другими передачами.
В целях обеспечения равенства шансов кандидатов запрещается участие в предвыборной агитации определенных должностных лиц, органов местного самоуправления. Обычно запрещена агитация в воинских частях, в общественном транспорте; она не должна мешать деятельности государственных органов; запрещается вторгаться в личную жизнь граждан и кандидатов (на деле последнее делается, особенно в США). Закон устанавливает предел финансовых затрат на ведение избирательной кампании, определяется максимально разрешенная сумма пожертвований от юридических и физических лиц, причем размер пожертвований от юридического лица значительно превышает допустимый размер пожертвований физического лица (в Германии, например, в 10 раз). При этом существует довольно строгая градация. В США по закону о федеральных избирательных кампаниях 1974 г. (хотя в него вносились поправки, указанные ниже суммы пожертвований не изменялись) индивиды не могут жертвовать более 1 тыс. долл. в год кандидату на федеральных выборах или уполномоченному им комитету, а фамилии лиц, давших более 200 долл. в год, должны быть обнародованы. Правда, в тех штатах, где есть несколько видов выборов (выдвижение, первичные выборы и общие выборы), сумма может быть утроена. Индивиды не могут пожертвовать
_ более 20 тыс. долл. в год политическому комитету, поддерживающему
I определенную национальную, т.е. действующую в федеральных масштабах, партию. Это же лицо может дать не более 5 тыс. долл. в год другому политическому комитету (другой партии), итого — 25 тыс. долл. в год. В свою очередь партийный комитет не может выделять более 5 тыс. долл. его кандидату на одних выборах (при троякой системе выборов — 15 тыс.). Юридическим лицам разрешаются гораздо более крупные пожертвования, но по сравнению с расходами некоторых кандидатов в сенат, которые достигают десятков миллионов долларов, эти суммы невелики. Запрещено принимать пожертвования от иностранных граждан, иностранных государств, от компаний с участием иностранного капитала (обычно если доля иностранного капитала превышает 25—30%), от международных организаций. Предусматривается гласность крупных пожертвований.
-
14 1465
Нередко государство выделяет из бюджета определенную сумму кандидатам или выдвигающим их партиям на избирательные расходы. Эта сумма может быть выдана в равном размере всем кандидатам, но чаще она зависит от числа собранных партией голосов и выдается партиям после выборов в качестве возмещения избирательных расходов. Такая ситуация существует в Италии, Канаде, Финляндии, Швеции и многих других странах. В ряде из них возмещение получают не все партии, участвовавшие в выборах, а лишь собравшие определенный процент голосов избирателей (например, в Германии — 0,5%, в Италии — 2%). Эти меры, как и другие (избирательный залог, заградительный барьер и т.д.), направлены против очень мелких партий и против кандидатов, заведомо не имеющих влияния среди населения и шансов на успех. Определение размера такого возмещения тоже неодинаково: в Германии с 1994 г. выдают по 1,4 марки за каждый полученный партией голос, тогда как в Италии или Канаде расчеты делаются иначе — в зависимости от бюджетных ассигнований и процента голосов. В Чехии выдают 15 крон за каждый голос, если партия получила более 2% голосов. Однако в некоторых странах (Казахстан, Польша и др.) государство не вправе выделять средства партиям или кандидатам для избирательной кампании. Для того чтобы не влиять на голосование граждан, за несколько дней до выборов запрещается публиковать опросы общественного мнения (во Франции — за 7, в Венгрии — за 8 дней).
18. Правовое регулирование аккредитации представителей СМИ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АККРЕДИТАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ФОНДЕ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИНИЦИАТИВ
утверждено решением Совета Фонда поддержки предпринимательских инициатив от 19.02.2011 № 9
Статья 1. Общие положения
1. Аккредитация на мероприятия, проводимые в Фонде поддержки предпринимательских инициатив (далее - Фонд), осуществляется Советом Фонда в целях объективного освещения в средствах массовой информации (далее - СМИ) деятельности Фонда, создания необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности представителей СМИ.
2. Аккредитация осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», настоящим Положением, а также с иными нормативными правовыми актами.
Статья 2. Право на аккредитацию и порядок ее проведения
1. Право на аккредитацию журналистов на мероприятия, проводимые Фондом, имеют российские СМИ, официально зарегистрированные в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», а также иностранные редакции СМИ, аккредитованные Министерством иностранных дел Российской Федерации.
2. Аккредитация может быть постоянной или временной. Постоянная аккредитация предоставляется на календарный год, а временная - на срок, необходимый для выполнения конкретного редакционного задания либо для замены постоянно аккредитованного журналиста в случае его болезни, отпуска, командировки.
3. Совет Фонда заблаговременно информирует СМИ о правилах и сроках проведения аккредитации. Изменение сроков проведения аккредитации или проведение дополнительной аккредитации оформляется уведомлением.
4. Заявка на аккредитацию подается на имя Председателя Совета Фонда на официальном бланке редакции СМИ за подписью руководителя, заверенная печатью, вместе с копией свидетельства о государственной регистрации СМИ (для вновь учрежденных или впервые аккредитуемых СМИ).
В заявке необходимо указать:
полное наименование СМИ, тираж, периодичность, адрес редакции, регион распространения, почтовый и электронный адреса, номера телефонов и факсов редакции;
фамилию, имя, отчество, занимаемую должность, паспортные данные (номер, серия, кем и когда выдан), номер контактного телефона журналиста, представленного на аккредитацию;
техническую аппаратуру, которую необходимо иметь при себе данному журналисту для выполнения профессиональных обязанностей.
5. Аккредитационное удостоверение, при предъявлении удостоверения личности, обеспечивает вход на мероприятия Фонда.
6. Техническому персоналу, обслуживающему аудиовизуальные СМИ, выдаются Разовые аккредитационные удостоверения. Эти удостоверения дают право вноса (выноса) звукозаписывающей, съемочной и осветительной аппаратуры на мероприятия Фонда с досмотром ее службой режима.
7 Телевизионные СМИ могут аккредитовать 2 - 3 съемочные бригады.
8. Печатные СМИ могут аккредитовать 2 журналиста и 1 фотографа.
9. Радио СМИ могут аккредитовать от 1 до 2 корреспондентов.
10. Интернет СМИ могут аккредитовать 1 - 2 корреспондента.
8. Информационные агентства могут аккредитовать 2 корреспондента.
11. Совет Фонда имеет право отказать в аккредитации редакциям, представившим для оформления аккредитации документы, содержащие не соответствующие действительности сведения. В данном случае заявка возвращается для исправления (дополнения) представленных сведений.
12. Решение об аккредитации принимается Советом Фонда в семидневный срок со дня поступления заявки на аккредитацию.
13. Список аккредитованных журналистов утверждается Председателем Совета Фонда.
14. Совет Фонда имеет право отказать в аккредитации СМИ, которые по роду своей деятельности не отвечают интересам информационного обеспечения деятельности Фонда.
Статья 3. Квоты для аккредитации
1. Совет Фонда имеет право устанавливать квоту (нормативы) аккредитации журналистов на конкретное мероприятие, проводимое Фондом, исходя из возможности предоставления им рабочих мест для профессиональной деятельности.
2. При установлении квот соблюдается принцип открытости и справедливости.
3. Квотирование осуществляется на основе следующих критериев, характеризующих СМИ:
по форме периодического распространения СМИ - периодические печатные издания, информационные агентства, радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, иные СМИ;
по тиражу;
по специализации (заявленной тематической направленности);
по территории распространения (вещания) - зарубежные, федеральные, межрегиональные, региональные, районные и городские.
Квоты, установленные для радио-, теле-, видео-, кинохроникальных программ включают журналистов, а также вспомогательных и технических сотрудников (операторов, инженеров, осветителей и т. д.).
Статья 4. Права аккредитованных журналистов
1. Аккредитованные журналисты имеют право:
заблаговременно получать информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях и других мероприятиях Фонда;
пользоваться технической аппаратурой, необходимой для проведения аудио-, видео- или киносъемки, звукозаписи;
посещать брифинги, пресс-конференции, иные мероприятия Фонда, специально предназначенные для СМИ;
пользоваться содействием Совета Фонда для встреч, бесед с членами Фонда, ответственными сотрудниками аппарата Фонда для получения дополнительной информации.
Статья 5. Обязанности аккредитованных журналистов
1. Журналисты, аккредитованные при Фонде, обязаны:
соблюдать общепризнанные нормы журналистской этики;
объективно информировать аудиторию своего СМИ о мероприятиях, проводимых Фондом;
не вмешиваться в ход мероприятия Фонда, на котором они присутствуют (если оно не организовано специально для прессы);
соблюдать правила, которые определены для мероприятий;
соблюдать порядок организации и проведения персональных встреч и бесед с членами Фонда, ответственными работниками аппарата Фонда;
выполнять иные обязанности, установленные Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Статья 6. Лишение аккредитации
1. Лишение аккредитации проводится в случаях, если журналистом или редакцией СМИ были нарушены правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие авторитет членов Фонда, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
2. Журналист может быть лишен аккредитации в случае:
вмешательства в порядок проведения мероприятий, на которые он приглашен;
нарушения норм настоящего Положения;
увольнения журналиста из редакции СМИ.
3. Письменное решение о лишении журналиста аккредитации принимает Председатель Совета Фонда. Решение должно быть мотивированным и содержать ссылки на действующее законодательство. Решение направляется в редакцию соответствующего СМИ.
4. Аккредитация журналиста аннулируется в случае прекращения деятельности органа СМИ.
Если кратко!!!!!!
Слова «аккредитация», «аккредитовать» происходят от латинского acredere, означающего оказывать доверие.
Первоначальнопонятие «аккредитация» использовалось в международном праве и означало процедуру назначения и принятия (признания) представителя страны (организации) при иностранном государстве или международной организации, а также процедуру представления (признания полномочий) журналистов при международных организациях.
В дальнейшем этот термин стал использоваться шире — как процедура признания полномочий журналистов применительно не только к международным организациям, но и к любым государственным органам, организациям, учреждениям, органам общественного объединения.
В Законе РФ «О средствах массовой информации» понятие «аккредитация» не определено, тем не менее институту аккредитации посвящена специальная статья 48, в соответствии с которой редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Однако, что этому праву не корреспондирует обязанность администрации, должностных лиц аккредитовать журналистов в соответствии с поданной заявкой. Заявленные журналисты аккредитуются при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами. Таким образом, правовое регулирование аккредитации осуществляется на основе Закона о СМИ и правил аккредитации, утверждаемых аккредитующими субъектами.
Институт аккредитации призван регламентировать взаимоотношения СМИ с организациями, являющимися источниками информации, создавая более благоприятные условия для осуществления профессиональной деятельности журналистов. В частности, аккредитованным журналистам предоставляется право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых аккредитовавшим их органом, за исключением случаев, когда было принято решение о проведении закрытого заседания или мероприятия. При этом следует подчеркнуть, что на орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность предварительно извещать его о проведении таких мероприятий, а также создавать благоприятные условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки.
Некоторые организации не считают нужным вводить у себя аккредитацию журналистов, мотивируя это тем, что они работают в режиме полной открытости. Однако по-настоящему открытых организаций, которые заинтересованы предоставлять информацию всем и в полном объеме, пока в России не так уж много. На деле декларируемая открытость часто оборачивается совсем противоположным.
Нередко руководители пресс-служб возражают против введения института аккредитации, опасаясь (по разным мотивам) повышенного интереса, критики деятельности своих организаций со стороны СМИ. Не желая создавать себе дополнительные сложности, они устанавливают различные барьеры к доступу информации, используют организационные способы ее дозирования, устраивают своеобразную цензуру, осуществляя по своему усмотрению отбор «фаворитов» для предоставления информации. Все это не облегчает, а усложняет деятельность журналистов, им труднее получать информацию, заблаговременно узнавать о проводимых мероприятиях, встречаться с людьми, которые обладают социально
значимой информацией.
Таким образом, на данном этапе развития российского общества институт аккредитации призван упорядочить контакты журналистов с представителями власти, ввести взаимоотношения между ними в более цивилизованное русло.
Законодательством России о средствах массовой информации кроме аккредитации журналистов при государственных органах, организациях, учреждениях и при общественных объединениях предусматривается особый порядок аккредитации журналистов иностранных СМИ. Согласие на их аккредитацию дает МИД РФ (ст. 55 Закона о СМИ, Постановление Правительства РФ от 13.09.94 № 1055 «Об утверждении правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации»).