1. «Чему учить?»= ответ на один из главных вопросов дидактики. Нужно учить системе знаний, умений, способов мышления и деятельности, отобранных для изучения в начальной школе. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения (образования), содержание отражает как текущие, так и перспективные потребности общества и отдельных людей.
В наибольшей степени обуславливающих формирование содержания начального обучения, выделяют следующие причины: цели образования, социальные и научные достижения, общественные и личные потребности, педагогические возможности и т.д.
Потребности (общественные и личные) – приоритетный фактор при формировании содержания.
Возможности регулируют уровень оснащения педагогического процесса, имеются ограничения возрастного характера.
В государственной стратегии просматриваются два аспекта: национальный и общественный. В государственных документах определены основы содержания школьного образования: гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности, формирование гражданина; научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий. Особое внимание уделяется гуманизации содержания.
|
|
Разработка содержания основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Государственный стандарт указывает на общественные гарантии получения образования определенного уровня и качества, гарантии относительно образовательных услуг, которые государство обязуется предоставить всем, кто желает получить среднее образование. Государственный стандарт формулирует требование к тем, кто претендует на получение документов об определенном уровне образования.
2. Государственный стандарт включает:
1. базовый учебный план общеобразовательной средней школы;
2. образовательные стандарты, в целом для школы и для всех учебных предметов (цели);
3. государственные требования к минимальному уровню усвоения содержания общего среднего образования для каждой ступени обучения.
Согласно государственному стандарту обучения в целом, содержание каждого предмета состоит из двух частей:
1.инварьетивного (неизменяемого) ядра,
2.варьеативная часть (оболочка, которая систематически обновляется и пересматривается).
Принципиально важно достичь фундаментальности начального образования. По критериям ЮНЕСКО, результаты начального образования 80% относятся к обязательным.
Особенность современной школы - интеграция знаний о развитии современного мира и общества. Появляются интегрированные курсы, построенные на основе слияния нескольких предметов или объединение отдельных тем в интегрированные блоки. В начальной школе интеграция осуществляется вокруг системообразующих: понятий, как слово, величина, форма, размер, пространство, время и др.
|
|
3. Дифференцированный подход к построению содержания образования служит обязательным принципом.
Содержание учебного процесса может иметь разную структуру изложения, где отдельные знания или их элементы «сцепляются» между собой различным образом. Наиболее распространенными являются: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная структуры.
Линейная структура – отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.
Концентрическая структура – предполагает возвращение к изученным знаниям.
Элементы содержания.
1. Знания – отраженные в сознании ученика представления, факты, суждения, понятия. Знания могут быть обыденными (ребенок накапливает в процессе жизни, общения, в результате собственных наблюдений и размышлений.) и научными (формируются в результате целенаправленного обучения и самообучения).
2. Умения – это знания в действии. В процессе обучения ученик овладевает большим числом умений – общеучебных, специальных (вычислительных, речевых), игровых, трудовых, спортивных, эстетических, моральных и т.п.
3. Навык – это умение, доведенное до автоматизма.
4. Опыт творческой деятельности – система общих способов мышления и учебной деятельности, опыт эмоционального, волевого, нравственного, эстетического отношения к окружающей действительности. Ученик научается:
1) переносить ранее усвоенные знания и умения на новую область, в новую ситуацию;
2) обобщать несколько ранее изученных способов в один;
3) понимать проблемные задания, находить способы их решения;
4) опыт эмоционально – целостного отношения ребенка к миру, деятельности, научным знаниям, моральным нормам, идеалам.
Таким образом, не нужно забывать о целенаправленном воспитательном влиянии содержания обучения и школьных предметах.