Дифференцированный подход. Элементы содержания

1. «Чему учить?»= ответ на один из главных вопросов дидактики. Нужно учить системе знаний, умений, способов мышления и деятельности, отобранных для изучения в начальной школе. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения (образования), содержание отражает как текущие, так и перспективные потребности общества и отдельных людей.

В наибольшей степени обуславливающих формирование содержания начального обучения, выделяют следующие причины: цели образования, социальные и научные достижения, общественные и личные потребности, педагогические возможности и т.д.

Потребности (общественные и личные) – приоритетный фактор при формировании содержания.

Возможности регулируют уровень оснащения педагогического процесса, имеются ограничения возрастного характера.

В государственной стратегии просматриваются два аспекта: национальный и общественный. В государственных документах определены основы содержания школьного образования: гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности, формирование гражданина; научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий. Особое внимание уделяется гуманизации содержания.

Разработка содержания основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Государственный стандарт указывает на общественные гарантии получения образования определенного уровня и качества, гарантии относительно образовательных услуг, которые государство обязуется предоставить всем, кто желает получить среднее образование. Государственный стандарт формулирует требование к тем, кто претендует на получение документов об определенном уровне образования.

2. Государственный стандарт включает:

1. базовый учебный план общеобразовательной средней школы;

2. образовательные стандарты, в целом для школы и для всех учебных предметов (цели);

3. государственные требования к минимальному уровню усвоения содержания общего среднего образования для каждой ступени обучения.

Согласно государственному стандарту обучения в целом, содержание каждого предмета состоит из двух частей:

1.инварьетивного (неизменяемого) ядра,

2.варьеативная часть (оболочка, которая систематически обновляется и пересматривается).

Принципиально важно достичь фундаментальности начального образования. По критериям ЮНЕСКО, результаты начального образования 80% относятся к обязательным.

Особенность современной школы - интеграция знаний о развитии современного мира и общества. Появляются интегрированные курсы, построенные на основе слияния нескольких предметов или объединение отдельных тем в интегрированные блоки. В начальной школе интеграция осуществляется вокруг системообразующих: понятий, как слово, величина, форма, размер, пространство, время и др.

3. Дифференцированный подход к построению содержания образования служит обязательным принципом.

Содержание учебного процесса может иметь разную структуру изложения, где отдельные знания или их элементы «сцепляются» между собой различным образом. Наиболее распространенными являются: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная структуры.

Линейная структура – отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.

Концентрическая структура – предполагает возвращение к изученным знаниям.

Элементы содержания.

1. Знания – отраженные в сознании ученика представления, факты, суждения, понятия. Знания могут быть обыденными (ребенок накапливает в процессе жизни, общения, в результате собственных наблюдений и размышлений.) и научными (формируются в результате целенаправленного обучения и самообучения).

2. Умения – это знания в действии. В процессе обучения ученик овладевает большим числом умений – общеучебных, специальных (вычислительных, речевых), игровых, трудовых, спортивных, эстетических, моральных и т.п.

3. Навык – это умение, доведенное до автоматизма.

4. Опыт творческой деятельности – система общих способов мышления и учебной деятельности, опыт эмоционального, волевого, нравственного, эстетического отношения к окружающей действительности. Ученик научается:

1) переносить ранее усвоенные знания и умения на новую область, в новую ситуацию;

2) обобщать несколько ранее изученных способов в один;

3) понимать проблемные задания, находить способы их решения;

4) опыт эмоционально – целостного отношения ребенка к миру, деятельности, научным знаниям, моральным нормам, идеалам.

Таким образом, не нужно забывать о целенаправленном воспитательном влиянии содержания обучения и школьных предметах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: