Подходы к разработке проблемы коллектива и индивидуальности

Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась условиями многих отечественных педагогов и психологов. Взгляды на проблемы коллектива отразили сущность общественных культурно – исторических процессов развития России в советской и постсоветской периодах, поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует рассматривать в исторической перспективе.

Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный известным педагогом А.С. Макаренко. Он рассматривал коллектив как органическую часть социалистического общества, оценивал его как главный инструмент воспитания гражданина.

Творческое развитие идей А.С. Макаренко получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.Т. Куранина, А.В. Мудрика.

В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. «Мудрая власть коллектива» помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушие.

Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т.Е. Конниковой. Т.Е. Конникова показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает на основе воспитания его нравственного облика.

Л.И. Новикова рассматривала пути управления детским коллективом как инструментом всестороннего развития ребенка. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом. Она обратила внимание на двойственную природу детского коллектива:

1. ст. – он объект педагогической деятельности.

2 ст. – спонтанно развивающееся явление, что ярко выражено в свободном общении детей друг с другом.

Важную роль в развитии теории детского коллектива сыграла идея коммунистического движения, которая начала активно проявлять себя в 70-е года в практике школ, внешкольных объединений. Во главе стояли талантливые педагоги И.П. Иванов, М.Н. Ахметов, Ф.Я. Шапиро. Главную цель организаторы видели в развитии коллективного самоуправления детей, их творческой инициативы, общественной направленности. Коллектив все более становился средством усреднения личности, инструментом командно – административной системы управления. Все эти негативные явления стали объектом справедливой критики педагогов в 80-90-е гг.

В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова- выдвинули идею «общности» коллектива, которая объединяет детей и взрослых, что позволяет естественным путем передавать жизненный опыт, традиции, ценности.

Г.Г. Кравцов - идея межвозрастных коллективных объединений детей. В основе новых подходов лежит признание педагогики самоценности каждой личности в детском коллективе.

3. Особенности развития детского коллектива:

Взаимоотношение ребенка с коллективом сверстников различное на разных возрастных этапах. Первоначальная потребность в общении со сверстниками проявляется у ребенка уже в раннем детстве.

В год ребенок интересуется ровесником как неизвестным объектом. Из многообразного окружающего мира (разглядывание как подвижную игрушку) ребенок видит себя самого в других малышах.

В полтора года дети по картинкам, на которых изображены сверстники, сравнивая их одежду, мимику, «видя» себя со стороны. Совместной деятельности нет, т.к. не умеют согласовывать свои желания.

После полутора лет начинает зарождаться детское общение. Малыш видит в сверстнике партнера по совершению кратковременных действий.

К трем годам - общение занимает все большее место в жизни ребенка. Идет общение на равных, хотя контакты еще не устойчивы.

В дошкольные годы ребенок находясь в саду со сверстниками, стремится к совместной деятельности (сад – первая ступенька социальной организации).

В младшем и среднем дошкольном возрасте условием развития детского сообщества выступает коллективный образ жизни в детском саду. В совместных играх разворачивается инициатива ребенка, расширяется диапазон эмоциональных состояний.

Для старших дошкольников свойственно освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование, распределение ролей и обязанностей) воспитатель организует коллективную деятельность, создает благоприятные возможности для развития межличностных отношений детей. все это позволяет установить в группе общий эмоционально – положительный тон общения. Педагог показывает детям способы принятия решения общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности.

С приходом в школу, в первое время отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с д/с. Учитель стимулирует стремление младших школьников к объединению в совместной деятельности – привлекательной по содержанию и результату (игра, подготовка спектакля, концерта, праздника).

В средней школе номинальное образование «класс - становится реальным», у детей формируется чувство «Мы - общность», «Мы – коллектив» которое выражается в стремлении заявить о себе не только в классе, но и в школе. Взаимоотношения подростков становятся более избирательным, появляются устойчивые дружеские объединения, открытие «Я» школьником меняет мотивацию совместной деятельности (И.Е.Кон). цель: желание быть и действовать вместе.

Учитывая особенности подростка, педагог занимает позицию косвенного влияния на характер коллективных связей и отношений. Организуя микроколлективы по интересам, учитель привлекает учащихся к занятиям в кружках, секциях, в общешкольных мероприятиях.

Для юношеского возраста характерна ярко выраженная ориентированность на будущую жизнь, профессию. Педагог создает условия для широкого и многогранного проявления самостоятельности, самоорганизации и инициативности классного коллектива.

Таким образом, на протяжении дошкольного и школьного возраста, коллектив под руководством педагога становится развитой системой социальных связей.

Характеристика особенностей детского коллектива(по А.В.Петровскому):

1. Адаптация личности в коллективе. Активное усвоение личностью действующих норм в коллективе, овладение соответствующими формами и средствами деятельности;

2. Индивидуализацию. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворения потребностью в максимальной персонализацией (например, новый коллектив);

3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность – устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива.

Проявляется феномен, получивший определение «отраженная субъективность» (А. В. Петровский), т.е. идеальная представленность и продолжение одного человека в другом.

Фазы адаптации, персонализации многократно переживаются личностью в результате вхождения в новые коллективы.

Задача педагога в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптацией.

4. Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей.

Применение педагогических технологий в образовании – это четкое определение педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурирование определение путей и способов их реализации. Педагог должен предвосхитить собственный поиск ответа на вопрос как организовать детский коллектив поиском ответа на вопросы что и зачем я собираюсь делать. Педагог помогает ребенку войти в общество сверстников и раскрыться как личность в индивидуальном стиле деятельности и поведения.

Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основывается на следующих принципах:

1) творческая реализация каждого воспитанника как условие развития детского коллективного сотрудничества.

2) учет индивидуальных особенностей детей при определении долевого места в коллективном взаимодействии.

3) управление в процессе коллективной деятельности.

4) комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Мастерство и профессионализм такого педагога включают умения организовать групповое взаимодействие, определить его содержание, исходя из индивидуальных возможностей детей.

Педагог – режиссер является для ребенка источником разнообразного опыта. К такому человеку каждый ребенок охотно обращается за помощью, столкнувшись с проблемами в совместной деятельности.

Успешность деятельности педагога режиссерской направленности обусловлена выбором соответствующей модели взаимодействия с детьми.

В практике образовательных учреждений наблюдаются разные модели педагогического взаимодействия, имеющие неодинаковые последствия для развития личности в коллективе. Модели:

1. учебно – дисциплинарная (моносубъективная) – педагог берет на себя роль авторитарного руководителя, требуя от детей выполнения всех заданий; эта модель не позволяет раскрыться каждому ребенку.

2. личностно – ориентированная. Педагог, как партнер в общении, имеются права детей на собственную точку зрения. Понимание ценности ребенка – для достижения общезначимой цели.

Задача воспитателя и учителя заключается в планировании для каждого ребенка индивидуальной перспективы развития, которая гармонировала бы с творческой жизнью детского коллектива. Развитие педагогом детского коллектива как творческого сообщества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или существующих разновидностей совместной деятельности детей.

Признаки достижения уровня сотрудничества:

1. целенаправленность – стремление к общей цели

2. мотивированность – интерес к совместной деятельности;

3. целостность – взаимосвязь деятельности;

4. структурированность– распределение функций, прав и т.д.;

5. организованность – способность к управлению и самоуправлению

6. результативность – способность достигнуть результатов

7. согласованность – низкий уровень конфликтности

Решение детским коллективом общей задачи:

1. совместное проектирование;

2. совместное планирование достижения общей цели;

3. совместный поиск решение задачи;

4. совместное распределение ролей, взаимная поддержка;

5. оценка общего результата

Эффективным приемом является «День детских интересов» обсуждения. Если дети затрудняются в самостоятельном планировании деятельности, педагог может использовать вопросительный стиль общения.

Особенности детского коллектива:

1) цели предусмотрены и определены взрослыми при объединении детей и их отношений.

2) особое значение имеет соотношение непосредственного отношения детей в общении и задач, поставленных взрослыми.

3) детский коллектив не имеет прямого выхода на реальные произвольные отношения, но позволяет формировать готовность к общественному труду.

4) в детском коллективе можно моделировать отношения, присуще обществу.

Формы коллектива:

1. сборище – сообщество не может существовать самостоятельно, выделяется главарь, который определяет всю жизнь, каждый сам по себе.

2.стадность – появляется что – то общее, что захватывает всех.

3. организованный коллектив – появляется общая цель, объединяющая всех..

Функции коллектива: стимулирующая (формирование личности через межличностные отношения) организующая (основная форма организации детской деятельности), идейно- нравственная, воспитательная (эффективное педагогическое воздействие на личность и группу) и др.

Пути формирования детского коллектива:

1. наличие перспектив (как план)

2. совместная целенаправленная деятельность;

3. наличие традиций.

Отношение личности к воздействию коллектива: принимает или не принимает; сопротивление; приспособление.

Отношение взрослого к личности воспитанника: повышенная, негативная, адекватное, нейтральное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: