№ | Тип поведения | Действия | Речь |
1. | Асоциальное (пассивно – отрицательное отношение) | Ребенок отворачивается, убегает, защищается. | Ребенок хнычет, плачет, кричит о помощи. |
2. | Антисоциальное (появляется отношение – активно отрицательное) | Ребенок бьет других, отнимает игрушки. | Ругается, угрожает, дразнит. |
3. | Пассивно – социальное (отношение пассивно – положительное) | Приветствует, присоединяется и др. | Просит, приветствует, беседует |
4. | Активно – социальное (активно – положительное) | Помогает, показывает, ласкает | Советуется, призывает к сотрудничеству. |
Тема: «Воспитательная работа классного руководителя»
Цель:
- познакомить с понятием «классный руководитель»;
- ознакомить с психолого – педагогическими особенностями работы с младшими школьниками;
- повторить предыдущую тему;
- развитие интереса к предмету, любопытства, активности, пытливости ума, смекалки, воображения, самодисциплины, мышления, умении употреблять в речи педагогические термины, разбираться в них;
Оборудование: учебники «Педагогика начальной школы» И. П. Подласый, «Педагогика» Смирнов С. А. стр.346
План урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение предыдущей темы в форме контрольной работы..
3. Изложение нового материала
План:
Понятие «классный руководитель».
Типы классного руководителя.
План работы классного руководителя.
1. Классный руководитель – педагог, организующий учебно- воспитательную работу в порученном ему классе.
В России до 1917 года, педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения- основополагающим документом в деятельности любой школы.
Педагоги- наставники подбирались очень тщательно. Классный наставник, воспитатель обязан вникать во все жизненные события коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен быть примером во всем. Классным руководителем назначается один учитель, на которого возлагается ответственность за воспитательную работу в данном классе.
Типы классного руководителя:
1. учитель- предметник;
2. классный руководитель с минимальной нагрузкой;
3. просто классный руководитель;
4. классный руководитель = классный наставник + тьютер (опекун, защитник).
5. деятельность школы регламентируется ее Уставом, деятельность классного руководителя – на этом же документе.
Классный руководитель выполняет ряд функций:
1. аналитическая, включает в себя:
- изучение и анализ индивидуальных особенностей учителя с помощью психолога;
- изучение и анализ количества учащихся в его развитии;
-анализ и оценка семейного воспитания учащихся, также данные есть и у психолога, социального педагога.
2. организационно-координирующая:
-работа с учителями данного класса;
-индивидуально- педагогическая работа с каждым учащимся;
- организация внеурочной деятельности;
- установление и поддержка связи школы и семьи;
3. коммуникативная:
-формирование позитивных и оптимальных отношений;
- установление положительных взаимоотношений.
Классный руководитель - административное лицо, которое имеет право:
1. получать информацию о психическом и физическом состоянии ученика,
2. контролировать успеваемость и посещаемость ученика,
3. координировать и направлять в единое русло работу учителя,
4. приглашать родителей,
5. организовать воспитательную работу,
6. получать помощь от педагогического коллектива,
7. определять индивидуальный режим работы с детьми,
8. отказываться от поручений, не касающихся его работы.
9. приглашать родителей.
Обязанности классного руководителя: организация в классе учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности общешкольного коллектива, установление контакта с родителями, оказание помощи в воспитании детей.
Таким образом, эффективность работы классного руководителя заключается в том, чтобы он хорошо знал психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших технологиях.
2. Педагог работает и как учитель и как классный руководитель. Особенно важно знание возрастных особенностей детей из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «благополучные» дети могут стать «трудными».
В младшем школьном возрасте идет усиленное развитие скелета и увеличение мышечной силы ребенка.
Скелет – гибкий, при неправильной посадке – искривление позвоночника, происходят качественные и структурные изменения головного мозга (вес увеличивается до 1350 грамм), образуются новые клетки и синаптические узлы – преобладание непроизвольного вида внимания.
Важно воспитывать познавательные интересы и потребности. Учитель должен формировать у детей способность и умения работать целенаправленно = развивается произвольное внимание.
Большие изменения происходят в памяти: в 1кл. дети умеют запоминать произвольно. Дети легко запоминают песни, сказки, стихи, т.е. то, что вызывает яркие образы и сильные переживания.
Усложнение деятельности связано с тем, что у детей идет развитие произвольного и осмысленного запоминания.
Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогает ребенку перестраивать свое поведение в соответствии с изменившимися условиями, с возросшими требованиями старших.
Нужно учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии детей младшего школьного возраста.
В процессе обучения изменяется содержание чувств ребенка. С приходом в школу эмоции ребенка начинают определять не столько игра и общение в игровой деятельности, сколько процесс и результат учения.
Учебная деятельность стимулирует интерес к играм, требующим смекалки во всем. Положительное чувство возникает отрешения интеллектуальной игровой задачи. Появляются эмоции, связанные с трудовой деятельностью с усвоением способов действий на уроках труда. Ребенок часто не умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха и ужаса. Несовершенство в восприятии ведет за собой внешнее подражание взрослым в выражении чувств.
В целом общее настроение младшего школьника жизнерадостное, доброе, веселое. Это – возрастная норма эмоциональной жизни.
Поведение – один из важнейших факторов, связывающих ребенка с окружающим миро. Поступок ребенка всегда обнаруживает то, что происходит в его сознании и что зачастую скрыто от взрослых.
Таким образом, поведение с одной стороны – это признак зарождения и развития индивидуальных качеств, а с другой стороны – провдник воздействия на ребенка.
На каждом этапе формирования личности ребенка от младенца до юноши возникают новые мотивы поведения, старые уходят на второй план, усложняются переживания, становятся богаче и разнообразнее эмоциональная и интеллектуальная сферы.
Наступает момент, когда словесное и реальное поведение совпадают. За этим непростым явлением стоят два типа мотивации:
1. мотивы, вызванные внешним контролем (например, стремление к поощрению),
2. мотивы, проявляемые бескорыстным общением близких взрослых, их любовью, добротой.
Таким образом, слышим, например, о грубости ребенка в отношении с учениками и родителями. При этом забывают, что грубость может выступать как защитная реакция (протест). Грубость – не всегда означает соответствующую тенденцию в развитии. Нередко на ребенка навешивается ярлык по определенному поступку.
Таким образом, ошибочное представление о ребенке дают толчок отрицательным тенденциям развития личности. Педагоги не должны забывать о глубокой детской потребности в позитивном образе самих себя. Это потребность – фундамент воспитания.
Каждый этап развития личности ребенка полон противоречий между старым и новым, настоящим и будущим. В этапе – движущая сила развития. Таким образом, в начальной школе получает развитие потенциал личности ребенка, формируется его индивидуальность.
3. Подростковый возраст называют «трудным», переходным, «опасным возрастом», «возрастом бурь» главная особенность – переход от детства к взрослости.
К подростковому возрасту относят школьников 11-12 лет до 15-16 лет. Активизируются «зоны роста» трубчатых костей. Наблюдается рост тела в длину на 15 – 30 см. конечности удлиняются. Их рост опережает рост тела. Поэтому они производят впечатления неуклюжих. Интенсивно развивается скелет. Растут и развиваются скелетные мышцы. Сердце увеличивается примерно в 15 раз (по сравнению с сердцем новорожденных).
Мозг увеличивается в объеме. Для девочек характерно стремительное, скачкообразное накопление признаков полового созревания. У мальчиков – менее интенсивно. Девочки – подростки выглядят старше сверстников. Физическое развитие быстрее, чем психическое. Подростки не всегда адекватно оценивают свои возможности. Порой они не различают «хотеть» и «мочь», возникают противоречия между желаниями и возможностями.
Постоянная неуверенность в себе и неудовлетворенность духовных потребностей становится причиной психологического дискомфорта.
В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится «деятельность общения» (Д.Б. Эльконин). Потребность в дружбе, активные поиски друга становятся для них главным.
Раняя юность с 15 – 18 лет. Юность – пора сильных многообразных переживаний. Чувства у юношей разнообразны по содержанию и направленность. В физиологическом отношении – период полового созревания. Идет развитие теоретического мышления. Идет общение со взрослыми.
4.Основное в работе классного руководителя- воспитание коллектива учащихся.
Деловые отношения складываются автоматически с момента организации коллектива (класса).
Положительные межличностные отношения – совместная деятельность во внеурочное время может быть очень разнообразной. Эффективной деятельность является выполнение деятельности всем классом. В выборе вида деятельности классный руководитель практически не ограничен. Дети могут участвовать в работе кружков домов творчества, других внешкольных организаций.
Традиции коллектива – важны для воспитания коллектива и личности, формирует положительный стереотип поведения. Управление взаимоотношениями в классе, идет через информацию о гуманных отношениях к людям.
Педагогическая поддержка – деятельность классного руководителя и других педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем (самоопределение, общение, учебная деятельность).
Превентивная помощь – направлена на предупреждение нежелательного с педагогической точки зрения поведения и общения с ребенка, формирование умения воспитывать себя в необычной жизненной ситуации
Оперативная помощь – своевременное и быстрое исправление травмирующей ребенка ситуации и направление развития событий в оптимальный педагогический режим.
Наиболее важна превентивная помощь ребенку. Воспитание у подростков культуры общения, куда входят знания о правилах общения, умения и навыки. Классный руководитель должен говорить коротко и определенно. Нужно позволять ребенку быть самим собой, умения взглянуть на происходящее его глазами.
Воспитание у детей положительных привычек, чувства собственного достоинства (средство превентивной помощи), т.е. уважение себя и других.
Главное – приучать детей читать. Большую роль в превентивной помощи играет творческая работа. Занятия творческой деятельностью дадут выход энергии детей и возможность раскрыть их способности.
Оперативная помощь – может заключаться в конфеденциальной беседе классного руководителя с учеником.
Существует еще одна форма педагогической поддержки – превентивно – оперативная. К ней относятся обучение методом и приемами психической самореализации (ПСР).
Работа по обучению детей ПСР. Она предполагает следующее:
1. сглаживание внутренней дисгармонии.
2. этическое воспитание.
Занятия ПСР помогает детям видеть себя со стороны, управлять своими эмоциями. Умения владеть собой помогает детям избавиться от комплекса неполноценности.
К формам превентивно – оперативной помощи детям относятся также ролевые игры.
Особое место в воспитательной работе классного руководителя занимает работа с социокультурно и педагогически запущенными детьми.
Социокультурная и педагогическая запущенность – неблагоприятное для развития личности состояния ребенка. Все это приводит к равнодушию ребенка.
Социокультурная запущенность – недоразвитие социальных качеств, ценностных ориентаций, мотивов, потребностей + где растет ребенок.
Педагогическая запущенность – следствие неполноценности ближайшего окружения: неполная семья, присутствие в семье отчима или мачехи, злоупотребление родителей и родственников. Следствием этого является абберация (отклонения) в поведении, общении, ведущих видах деятельности.
Оптимизация по отношению к девиантным детям в самом общем виде должна отвечать требованиям адекватности, гибкости, прогностичности.
Адекватность – умение педагога видеть и понимать индивидуальность ребенка, замечать изменения в духовном мире ребенка.
Гибкость – способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его развития и в связи с различными изменениями его жизни.
Прогностичность – стиль общения педагога с детьми должен опережать появления новых психологических личностных качеств.
У учеников бывают большие трудности в обучении. Об этом учитель должен информировать администрацию школы и по согласованию с ней и школьным психологом направит ученика на психолого - медико – педагогическую помощь (ПМПК) для решения вопроса о целесообразности продолжения его обучения в школе.
В особо сложных ситуациях классному руководителю, психологу, социальному педагогу и администрац
Для решения вопроса целесоиинадо организовать помещение ребенка в центр психолого – педагогической и медико – социальной помощи (ППМС – центр). Они работают во всех крупных городах. ППМС – центры принимают безнадзорных деткй, но на некоторый срок.
План работы классного руководителя
План работы классного руководителя - важный документ, в котором отражаются цели, задачи, способы и формы воспитательной деятельности. Перед началом учебного года проводится августовское педагогическое собрание, т. е. педагогический совет, совещания директоров, школьных психологов, семинары для учителей. Администрация знакомит педагогический коллектив с задачами на учебный год.
Примерный план учебно-воспитательной работы для учителей начальных классов:
Раздел 1. Сведения о классе: количество учащихся, краткие сведения о здоровье, поведении, успеваемости, о занятиях в кружках,, сведенья о семье(количество полных, неполных, место работы, телефон, адрес).
Раздел 2. Цель и задачи учебно- воспитательной работы: работа с учащимися, «памятка» руководителя (всегда сохраняй спокойствие, уважай ребенка и др.).
Раздел 3. Организационно- воспитательная работа: изучение учащихся и их семей, выбор внеклассных мероприятий, опираясь на интересы и потребности детей, работа с документами (ведение личных дел, с дневниками, с журналом).
Раздел 4. Учебно-воспитательная работа: организация дополнительных, факультативных занятий с неуспевающими, разработка конспектов, программ по предметам, работа с учителями.
Раздел 5. Внеклассная работа: участие класса в общешкольных мероприятиях.
Раздел 6. Работа с родителями: проведение родительских собраний, работа с активом родителей, собеседование и консультации для родителей, посещение семей учащихся, психолого-педагогическое просвещение родителей.
Раздел 7. Работа с психологом, социальным педагогом: разработать единый подход в воспитании ребенка.
Раздел 8. Повышение квалификации: поступление в институт, аспирантуру, участие в семинарах, подготовка педагогических статей, учеба на курсах повышения квалификации.
Таким образом, для успешной работы классной руководитель должен уметь достигать поставленной цели, т. е. видеть результат своей работы, оценивать его и с учетом оценки результата корректировать свою профессиональную деятельность.