Отношения ребенка к коллективу

Тип поведения Действия Речь
1. Асоциальное (пассивно – отрицательное отношение) Ребенок отворачивается, убегает, защищается. Ребенок хнычет, плачет, кричит о помощи.
2. Антисоциальное (появляется отношение – активно отрицательное) Ребенок бьет других, отнимает игрушки. Ругается, угрожает, дразнит.
3. Пассивно – социальное (отношение пассивно – положительное) Приветствует, присоединяется и др. Просит, приветствует, беседует
4. Активно – социальное (активно – положительное) Помогает, показывает, ласкает Советуется, призывает к сотрудничеству.

Тема: «Воспитательная работа классного руководителя»

Цель:

- познакомить с понятием «классный руководитель»;

- ознакомить с психолого – педагогическими особенностями работы с младшими школьниками;

- повторить предыдущую тему;

- развитие интереса к предмету, любопытства, активности, пытливости ума, смекалки, воображения, самодисциплины, мышления, умении употреблять в речи педагогические термины, разбираться в них;

Оборудование: учебники «Педагогика начальной школы» И. П. Подласый, «Педагогика» Смирнов С. А. стр.346

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение предыдущей темы в форме контрольной работы..

3. Изложение нового материала

План:

Понятие «классный руководитель».

Типы классного руководителя.

План работы классного руководителя.

1. Классный руководитель – педагог, организующий учебно- воспитательную работу в порученном ему классе.

В России до 1917 года, педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения- основополагающим документом в деятельности любой школы.

Педагоги- наставники подбирались очень тщательно. Классный наставник, воспитатель обязан вникать во все жизненные события коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен быть примером во всем. Классным руководителем назначается один учитель, на которого возлагается ответственность за воспитательную работу в данном классе.

Типы классного руководителя:

1. учитель- предметник;

2. классный руководитель с минимальной нагрузкой;

3. просто классный руководитель;

4. классный руководитель = классный наставник + тьютер (опекун, защитник).

5. деятельность школы регламентируется ее Уставом, деятельность классного руководителя – на этом же документе.

Классный руководитель выполняет ряд функций:

1. аналитическая, включает в себя:

- изучение и анализ индивидуальных особенностей учителя с помощью психолога;

- изучение и анализ количества учащихся в его развитии;

-анализ и оценка семейного воспитания учащихся, также данные есть и у психолога, социального педагога.

2. организационно-координирующая:

-работа с учителями данного класса;

-индивидуально- педагогическая работа с каждым учащимся;

- организация внеурочной деятельности;

- установление и поддержка связи школы и семьи;

3. коммуникативная:

-формирование позитивных и оптимальных отношений;

- установление положительных взаимоотношений.

Классный руководитель - административное лицо, которое имеет право:

1. получать информацию о психическом и физическом состоянии ученика,

2. контролировать успеваемость и посещаемость ученика,

3. координировать и направлять в единое русло работу учителя,

4. приглашать родителей,

5. организовать воспитательную работу,

6. получать помощь от педагогического коллектива,

7. определять индивидуальный режим работы с детьми,

8. отказываться от поручений, не касающихся его работы.

9. приглашать родителей.

Обязанности классного руководителя: организация в классе учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности общешкольного коллектива, установление контакта с родителями, оказание помощи в воспитании детей.

Таким образом, эффективность работы классного руководителя заключается в том, чтобы он хорошо знал психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших технологиях.

2. Педагог работает и как учитель и как классный руководитель. Особенно важно знание возрастных особенностей детей из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «благополучные» дети могут стать «трудными».

В младшем школьном возрасте идет усиленное развитие скелета и увеличение мышечной силы ребенка.

Скелет – гибкий, при неправильной посадке – искривление позвоночника, происходят качественные и структурные изменения головного мозга (вес увеличивается до 1350 грамм), образуются новые клетки и синаптические узлы – преобладание непроизвольного вида внимания.

Важно воспитывать познавательные интересы и потребности. Учитель должен формировать у детей способность и умения работать целенаправленно = развивается произвольное внимание.

Большие изменения происходят в памяти: в 1кл. дети умеют запоминать произвольно. Дети легко запоминают песни, сказки, стихи, т.е. то, что вызывает яркие образы и сильные переживания.

Усложнение деятельности связано с тем, что у детей идет развитие произвольного и осмысленного запоминания.

Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогает ребенку перестраивать свое поведение в соответствии с изменившимися условиями, с возросшими требованиями старших.

Нужно учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии детей младшего школьного возраста.

В процессе обучения изменяется содержание чувств ребенка. С приходом в школу эмоции ребенка начинают определять не столько игра и общение в игровой деятельности, сколько процесс и результат учения.

Учебная деятельность стимулирует интерес к играм, требующим смекалки во всем. Положительное чувство возникает отрешения интеллектуальной игровой задачи. Появляются эмоции, связанные с трудовой деятельностью с усвоением способов действий на уроках труда. Ребенок часто не умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха и ужаса. Несовершенство в восприятии ведет за собой внешнее подражание взрослым в выражении чувств.

В целом общее настроение младшего школьника жизнерадостное, доброе, веселое. Это – возрастная норма эмоциональной жизни.

Поведение – один из важнейших факторов, связывающих ребенка с окружающим миро. Поступок ребенка всегда обнаруживает то, что происходит в его сознании и что зачастую скрыто от взрослых.

Таким образом, поведение с одной стороны – это признак зарождения и развития индивидуальных качеств, а с другой стороны – провдник воздействия на ребенка.

На каждом этапе формирования личности ребенка от младенца до юноши возникают новые мотивы поведения, старые уходят на второй план, усложняются переживания, становятся богаче и разнообразнее эмоциональная и интеллектуальная сферы.

Наступает момент, когда словесное и реальное поведение совпадают. За этим непростым явлением стоят два типа мотивации:

1. мотивы, вызванные внешним контролем (например, стремление к поощрению),

2. мотивы, проявляемые бескорыстным общением близких взрослых, их любовью, добротой.

Таким образом, слышим, например, о грубости ребенка в отношении с учениками и родителями. При этом забывают, что грубость может выступать как защитная реакция (протест). Грубость – не всегда означает соответствующую тенденцию в развитии. Нередко на ребенка навешивается ярлык по определенному поступку.

Таким образом, ошибочное представление о ребенке дают толчок отрицательным тенденциям развития личности. Педагоги не должны забывать о глубокой детской потребности в позитивном образе самих себя. Это потребность – фундамент воспитания.

Каждый этап развития личности ребенка полон противоречий между старым и новым, настоящим и будущим. В этапе – движущая сила развития. Таким образом, в начальной школе получает развитие потенциал личности ребенка, формируется его индивидуальность.

3. Подростковый возраст называют «трудным», переходным, «опасным возрастом», «возрастом бурь» главная особенность – переход от детства к взрослости.

К подростковому возрасту относят школьников 11-12 лет до 15-16 лет. Активизируются «зоны роста» трубчатых костей. Наблюдается рост тела в длину на 15 – 30 см. конечности удлиняются. Их рост опережает рост тела. Поэтому они производят впечатления неуклюжих. Интенсивно развивается скелет. Растут и развиваются скелетные мышцы. Сердце увеличивается примерно в 15 раз (по сравнению с сердцем новорожденных).

Мозг увеличивается в объеме. Для девочек характерно стремительное, скачкообразное накопление признаков полового созревания. У мальчиков – менее интенсивно. Девочки – подростки выглядят старше сверстников. Физическое развитие быстрее, чем психическое. Подростки не всегда адекватно оценивают свои возможности. Порой они не различают «хотеть» и «мочь», возникают противоречия между желаниями и возможностями.

Постоянная неуверенность в себе и неудовлетворенность духовных потребностей становится причиной психологического дискомфорта.

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится «деятельность общения» (Д.Б. Эльконин). Потребность в дружбе, активные поиски друга становятся для них главным.

Раняя юность с 15 – 18 лет. Юность – пора сильных многообразных переживаний. Чувства у юношей разнообразны по содержанию и направленность. В физиологическом отношении – период полового созревания. Идет развитие теоретического мышления. Идет общение со взрослыми.

4.Основное в работе классного руководителя- воспитание коллектива учащихся.

Деловые отношения складываются автоматически с момента организации коллектива (класса).

Положительные межличностные отношения – совместная деятельность во внеурочное время может быть очень разнообразной. Эффективной деятельность является выполнение деятельности всем классом. В выборе вида деятельности классный руководитель практически не ограничен. Дети могут участвовать в работе кружков домов творчества, других внешкольных организаций.

Традиции коллектива – важны для воспитания коллектива и личности, формирует положительный стереотип поведения. Управление взаимоотношениями в классе, идет через информацию о гуманных отношениях к людям.

Педагогическая поддержка – деятельность классного руководителя и других педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем (самоопределение, общение, учебная деятельность).

Превентивная помощь – направлена на предупреждение нежелательного с педагогической точки зрения поведения и общения с ребенка, формирование умения воспитывать себя в необычной жизненной ситуации

Оперативная помощь – своевременное и быстрое исправление травмирующей ребенка ситуации и направление развития событий в оптимальный педагогический режим.

Наиболее важна превентивная помощь ребенку. Воспитание у подростков культуры общения, куда входят знания о правилах общения, умения и навыки. Классный руководитель должен говорить коротко и определенно. Нужно позволять ребенку быть самим собой, умения взглянуть на происходящее его глазами.

Воспитание у детей положительных привычек, чувства собственного достоинства (средство превентивной помощи), т.е. уважение себя и других.

Главное – приучать детей читать. Большую роль в превентивной помощи играет творческая работа. Занятия творческой деятельностью дадут выход энергии детей и возможность раскрыть их способности.

Оперативная помощь – может заключаться в конфеденциальной беседе классного руководителя с учеником.

Существует еще одна форма педагогической поддержки – превентивно – оперативная. К ней относятся обучение методом и приемами психической самореализации (ПСР).

Работа по обучению детей ПСР. Она предполагает следующее:

1. сглаживание внутренней дисгармонии.

2. этическое воспитание.

Занятия ПСР помогает детям видеть себя со стороны, управлять своими эмоциями. Умения владеть собой помогает детям избавиться от комплекса неполноценности.

К формам превентивно – оперативной помощи детям относятся также ролевые игры.

Особое место в воспитательной работе классного руководителя занимает работа с социокультурно и педагогически запущенными детьми.

Социокультурная и педагогическая запущенность – неблагоприятное для развития личности состояния ребенка. Все это приводит к равнодушию ребенка.

Социокультурная запущенность – недоразвитие социальных качеств, ценностных ориентаций, мотивов, потребностей + где растет ребенок.

Педагогическая запущенность – следствие неполноценности ближайшего окружения: неполная семья, присутствие в семье отчима или мачехи, злоупотребление родителей и родственников. Следствием этого является абберация (отклонения) в поведении, общении, ведущих видах деятельности.

Оптимизация по отношению к девиантным детям в самом общем виде должна отвечать требованиям адекватности, гибкости, прогностичности.

Адекватность – умение педагога видеть и понимать индивидуальность ребенка, замечать изменения в духовном мире ребенка.

Гибкость – способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его развития и в связи с различными изменениями его жизни.

Прогностичность – стиль общения педагога с детьми должен опережать появления новых психологических личностных качеств.

У учеников бывают большие трудности в обучении. Об этом учитель должен информировать администрацию школы и по согласованию с ней и школьным психологом направит ученика на психолого - медико – педагогическую помощь (ПМПК) для решения вопроса о целесообразности продолжения его обучения в школе.

В особо сложных ситуациях классному руководителю, психологу, социальному педагогу и администрац

Для решения вопроса целесоиинадо организовать помещение ребенка в центр психолого – педагогической и медико – социальной помощи (ППМС – центр). Они работают во всех крупных городах. ППМС – центры принимают безнадзорных деткй, но на некоторый срок.

План работы классного руководителя

План работы классного руководителя - важный документ, в котором отражаются цели, задачи, способы и формы воспитательной деятельности. Перед началом учебного года проводится августовское педагогическое собрание, т. е. педагогический совет, совещания директоров, школьных психологов, семинары для учителей. Администрация знакомит педагогический коллектив с задачами на учебный год.

Примерный план учебно-воспитательной работы для учителей начальных классов:

Раздел 1. Сведения о классе: количество учащихся, краткие сведения о здоровье, поведении, успеваемости, о занятиях в кружках,, сведенья о семье(количество полных, неполных, место работы, телефон, адрес).

Раздел 2. Цель и задачи учебно- воспитательной работы: работа с учащимися, «памятка» руководителя (всегда сохраняй спокойствие, уважай ребенка и др.).

Раздел 3. Организационно- воспитательная работа: изучение учащихся и их семей, выбор внеклассных мероприятий, опираясь на интересы и потребности детей, работа с документами (ведение личных дел, с дневниками, с журналом).

Раздел 4. Учебно-воспитательная работа: организация дополнительных, факультативных занятий с неуспевающими, разработка конспектов, программ по предметам, работа с учителями.

Раздел 5. Внеклассная работа: участие класса в общешкольных мероприятиях.

Раздел 6. Работа с родителями: проведение родительских собраний, работа с активом родителей, собеседование и консультации для родителей, посещение семей учащихся, психолого-педагогическое просвещение родителей.

Раздел 7. Работа с психологом, социальным педагогом: разработать единый подход в воспитании ребенка.

Раздел 8. Повышение квалификации: поступление в институт, аспирантуру, участие в семинарах, подготовка педагогических статей, учеба на курсах повышения квалификации.

Таким образом, для успешной работы классной руководитель должен уметь достигать поставленной цели, т. е. видеть результат своей работы, оценивать его и с учетом оценки результата корректировать свою профессиональную деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: