Оздоровительные виды гимнастики

В новой классификации видов гимнастики к оздоровительным ее видам были отнесены: гигиеническая, вводная, лечебная, ритмическая гимнастики и физкультурная минутка или физкультурная пауза.

Гигиеническая гимнастика предназначена для решения задач по сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня физической подготовленности, способствующей поддержанию и сохранению на многие годы высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Гигиеническая гимнастика помогает сохранять трудовую и общественную активность, способствует снижению физического, умственного и эмоционального напряжения, обеспечивает активный отдых и нормальное функционирование организма людей.

Гигиеническая гимнастика, проводимая в групповой и индивидуальной форме, широко используется в различных образовательных учреждениях (детских садах, школах, высших учебных заведениях); в домах отдыха, санаториях, оздоровительных лагерях и Российской Армии и на Флоте.

Гигиеническая гимнастика проводится в виде отдельных комплексов, состоящих из большого разнообразия физических упражнений (ходьба, бег, общеразвивающие и прикладные упражнения). Эти упражнения проводятся в сочетании с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление мышц.

Физические упражнения гигиенической гимнастики подбираются и дозируются в соответствии с полом, возрастом, состоянием здоровья, физической подготовленностью и индивидуальными особенностями занимающихся.

В зависимости от целевого использования упражнений гигиеническая гимнастика проводится в любое время дня (утром – для пробуждения организма после сна; днем – для снятия физического и умственного утомления, появившегося в результате трудовой или учебной деятельности; вечером – для подготовки организма ко сну, снятия дневного физического, умственного и эмоционального напряжения). Продолжительность занятия гигиенической гимнастикой от 20 до 30 минут. После занятий гигиенической гимнастикой рекомендуются водные и воздушные процедуры.

Вводная гимнастика – используется для обеспечения быстрого приобщения к повседневной трудовой или учебной деятельности. Она организуется и проводится на производстве до начала работы, а в школе и других учебных заведениях до начала учебы. Цель проведения вводной гимнастики заключается в обеспечении физиологической и психологической подготовки организма занимающихся к предстоящей трудовой или учебной деятельности. Продолжительность проведения вводной гимнастики 5-10 минут.

Лечебная гимнастика предназначена для содействия восстановлению временно утраченных после травм, ранений и заболеваний функций организма занимающихся.

В соответствии с рядом заболеваний, травм и ранений подбираются комплексы физических упражнений, способствующие совместно с другими средствами эффективному восстановлению утраченных функций организма.

Комплексы физических упражнений для лечебной гимнастики в образовательных учреждениях подбираются в зависимости от индивидуальных отклонений в состоянии здоровья занимающихся. В лечебных учреждениях содержание комплексов лечебной гимнастики определяется с учетом характера заболеваний и индивидуальных особенностей больного.

При составлении комплексов физических упражнений для лечебной гимнастики широко используются дозированные ходьба и бег, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (гимнастическими палками, гантелями, мячами и др.), упражнения на гимнастической стенке и скамейке, тренажерные устройства.

Формами занятий лечебной гимнастикой являются урок или лечебные процедуры продолжительностью от 30 до 60 минут. В ходе проведения лечебной гимнастики могут быть использованы нетрадиционные виды оздоровительной гимнастики: дыхательная, суставная, восстановительная, коррекционная и др.

Ритмическая гимнастика – разновидность оздоровительной гимнастики, содержание которой составляют комплексы общеразвивающих упражнений художественной гимнастики, хореографии, разновидности ходьбы, бега, прыжков, выполняемых с музыкальным сопровождением.

Большое разнообразие физических упражнений ритмической гимнастики способствует решению многих задач физического воспитания (развитие функций организма занимающихся, ритма движений, формирование осанки, красивого телосложения, оздоровительный эффект и др.).

Содержание ритмической гимнастики дополняется такими средствами, как аэробика, современные танцы, нетрадиционные виды двигательной активности.

Нетрадиционные виды двигательной активности, появившись в конце XX в., получили большую популярность и стали быстро распространяться в молодежной среде. К этим нетрадиционным видам двигательной активности относятся: стретчинг, калланетика, шейпинг-система и восточные оздоровительные системы гимнастики.

Стретчинг включает в себя разнообразные комплексы поз, способствующих увеличению подвижности мышечных групп и суставов организма человека.

Калланетика – гимнастика статических видов упражнений. Особенностью выполнения упражнений в калланетике является постепенное повышение физической нагрузки путем увеличения времени удержания разнообразных поз.

Шейпинг-система – своеобразная интеграция влияния дозированных физических упражнений, определенного режима питания, специального компьютерного тестирования на организм занимающихся. Шейпинг-система отличается большим разнообразием видов (шейпинг-классик, шейпинг-терапия и др.), способных удовлетворить разнообразные двигательные потребности людей.

Восточные оздоровительные системы гимнастики основаны на возможности использовать латентные (скрытые) энергетические резервы человеческого организма. Использование комплексов восточной оздоровительной гимнастики обеспечивает единство внешней и внутренней деятельности организма под контролем сознания человека.

Физкультурная минутка, или физкультурная пауза, используется для снятия признаков утомления и поддержания умственной и физической работоспособности в течение всего учебного или трудового дня. Проводится во время учебных занятий или работы на производстве. Комплексы составляются из 5-10 простых и известных занимающимся упражнений. Продолжительность выполнения комплексов обычно занимает 2-3 минуты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: