Тема 12. Технологии организации взаимодействия субъектов образовательного процесса

Педагогическое воздействие и взаимодействие субъектов образовательного процесса. Стиль отношений и стиль педагогической деятельности.

Педагогическое общение как основа взаимодействия участников образовательного процесса. Функции педагогического общения, его потенциал. Вербальное и невербальное общение. Стили общения, их влияние на результат педагогического процесса. Этапы, условия и технологические правила организации эффективного общения.

Педагогический конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Виды конфликтов и их типичные причины. Фазы развития конфликта. Стратегии выхода из конфликта, их эффективность. Технологические правила выхода из конфликта на основе стратегии сотрудничества. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Этическая защита педагога, ее функции. Технологические приемы этической защиты педагога. Искусственный конфликт: создание (обострение) противоречия как способ его разрешения. Особенности и границы его применения.

Педагогическое требование как способ предъявления школьнику культурной нормы отношений к окружающему миру и как способ стимулирования его развития. Виды, формы и технологические правила предъявления требований. Условия эффективности.

Ситуация успеха, ее педагогический потенциал. Технология создания ситуации успеха, условия эффективности применения. Условия, определяющие возможность создания ситуации неуспеха, жесткие границы применения ситуации неуспеха. Сочетание и взаимосвязь ситуаций успеха и неуспеха.

Педагогическая оценка как оценивание проявляемого качества, поступка, поведения, деятельности. Способы выражения педагогической оценки. Приемы выражения скрытой оценки «Я-сообщение», «Ты-сообщение», «Положительное подкрепление», «Авансирование», «Доброжелательное толкование поступка», «Рикошет» и другие. Технология педагогической оценки, ее педагогический потенциал. Поощрение, его функции, формы и приемы реализации. Условия эффективности применения. Типы личности, особо нуждающиеся в похвале, тактика работы с такими школьниками. Порицаниекак способ выражения отрицательной оценки поведению, действиям воспитанника или коллектива. Формы и приемы реализации. Педагогические требования к применению наказания. Ситуации, не допускающие применения наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: