Анализ внутренней среды организации

Внутренняя среда организации - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:

Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.

Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.

Финансы - это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.

Культура и имидж предприятия: факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.

Рассмотрим основные срезы внутренней среды производственно- строительного предприятия ООО «Стройкомплекс-М»:

Таблица 6. Основные срезы внутренней среды организации

Название среза Характеристика Тенденции развития
     
Кадровый - Правильная организация работы, четкое распределение ответственности, конкретная формулировка целей и задач способствует правильному и эффективному взаимодействию руководителей отделов и специалистов. - Непосредственно каждый работник считает себя членом команды, звеном в - Компания стремилась всегда создать и обеспечивать эффективное функционирование организационной системы. «Стройкомплекс-М» всегда будет стремиться к повышению квалификации своих работников, их продвижению по карьерной лестнице и просто к созданию хорошего коллектива.
Продолжение Таблицы 6.
  Цепочке процессов компании. - В компании существует возможность карьерного роста. Нередко работники отправляются на повышение квалификации и различного рода дополнительные курсы за счет организации. - Безусловно, иногда используется и негативный метод подкрепления персонала. - В компании присутствует корпоративная культура.  
Организационный - Организационная структура предприятия относится к типу линейно-функциональной. - Большое внимание уделяется формализации и документированию происходящих в компании процессов. - Нормы, правила, процедуры, распределение прав и ответственности прописаны в нормативной документации. - В связи с тем, что в компании осуществляется процессный подход управления, и ближайшем будущем, аналогично, большое внимание в сфере организации будет уделяться формализации, документированию и нормативно-правовой базе.
Производственный - Производство в данной организации, в связи с особой сложностью архитектуры, не полностью автоматизировано. - Снабжение и ведение складского хозяйства осуществляется компанией «Стройкомплекс-М» самостоятельно. - В связи с возможным появлением новых видов производств и новых направлений деятельности, в компании «Стройкомплеес-М» могут появиться новые отделы с собственным видом производства. Возможны изменения в самом процессе производства.
Продолжение Таблицы 6.
Маркетинговый - Основные составляющие цены продукции – это стоимость материалов и затраты, связанные с качеством. - На рынке товар позиционируется как «качество пропорционально стоимости». - Рынок сбыта имеет тенденцию к расширению. Большая вероятность расширения клиентской базы и объема рынка сбыта.
Финансовый - Предприятие поддерживает должный уровень ликвидности и является прибыльным. - Является привлекательным с точки зрения взаимодействия (приобретение новых поставщиков и партнеров) - Ситуация сохраняется уже несколько лет. Существенных изменений не ожидается.

На основе рассмотрения внутренних срезов организации проанализируем её сильные и слабые стороны, а так же возможности и потенциальные угрозы. Составим SWOT-анализ ООО «Стройкомплекс-М» (См. Таблицу 7). Выявление угроз и слабостей поможет предотвратить появляющиеся проблемы.

Таблица 7. Матрица SWOT-анализа.

  СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S) СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W)
- высокое качество производимой продукции - хорошая репутация - контингент покупателей неоднородный - широкий ассортимент предлагаемой продукции - наличие различного рода бонуса и скидок для постоянных клиентов или в связи с объемом заказа - своевременная доставка и выполнение работ - компания не так много средств тратит на рекламу, следовательно, цены на продукцию не завышены - реальная возможность индивидуального заказа, консультаций, помощи в выборе и разработке дизайна - индивидуальный подход к каждому заказу - компания имеет сравнительно небольшую площадь распространения,следовательно, время а, установки и выполнения работ невелико - постоянное совершенствование, использование новейших технологий и оборудования - постоянное обновление ассортимента - компания ООО «Стройкомплекс-М» имеет достаточно узкую специализацию, не всегда присутствует большой спрос на металлические оригинальные конструкции - компания имеет достаточное количество конкурентов - компания не рекламирует и не продвигает свою продукцию должным образом, например, с помощью телевизионной коммерческой рекламы, а только путем использования баннеров, плакатов, строительных каталогов - малое количество выставок- демонстраций в городе - цены нельзя назвать низкими - продукция компании более всего направлена на определенный контингент населения
ВОЗМОЖНОСТИ (О) SO - стратегия WO – стратегия
- расширение ассортимента продукции - возможность появления новых направлений деятельности - возможность получения нового сертификата качества - увеличение сферы распространения и клиентской базы - получение крупных заказов от государственных и муниципальных учреждений - снижение себестоимости за счет новых технологий; - рост количества частных домов - выход на рынки других регионов - стимулирование персонала фирмы - Выполнение работ по проектам потребителей; - Проведение рекламных акций, демонстраций продукции, выставок - внедрение новых технологий и оборудования - переквалификация специалистов и мастеров, организация дополнительного обучения - открытее новых производственных цехов - открытие новых точек и представительств - разработка конкретной системы цен для постоянных клиентов и крупных организаций, для оптовиков - возможность ведения неценовой конкуренции, акцентирование внимания на особенных чертах компании, рекламирование их - борьба за клиентов и потребителей с конкурентами - привлечение новых потребителей за счет новой ценовой политики и расширения ассортимента продукции - организация выставок и демонстраций в других областях и регионах - пропогандирование организации не только за счет продукции, но и за счет условий работы персонала, обеспечение занятости
УГРОЗЫ (Т) ST - стратегия WT - стратегия
- снижение стоимости предлагаемой продукции у конкурентов - снижение цен у конкурентов - стереотип об отсутствии необходимости архитектурных железных конструкций - появление необходимости рекламы, а следовательно, дополнительного выделения средств из бюджета компании - рост самого числа фирм-конкурентов - рост налогов - рост цен со стороны поставщиков на материал - рост цен рекламных агентств - усилить рекламную кампанию - использование новых технологий и иностранного оборудования - Поиск новых поставщиков или снижение издержек по другим статьям расходов - сократить расходы на маркетинг; - Организовать для сотрудников отдела продаж дополнительные курсы повышения квалификации - - Декларировать качество, как конкурентное преимущество;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: