Задачи и источники анализа

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с анализа формирования и выполнения производственной программы. Данный анализ включает такие вопросы как анализ динамики объема производства и реализации продукции; анализ номенклатуры и ассортимента продукции; анализ структуры продукции; анализ качества продукции; анализ ритмичности производства; анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции; анализ резервов роста объемов производства и реализации продукции.

Задачи анализа:

  • Проверка обоснованности, напряженности, реалистичности планируемых заданий по объемам производства в целом и по отдельным подразделениям по ассортименту и качеству продукции.
  • Общая оценка выполнения плана.
  • Выявление резервов по дальнейшему наращиванию объемов производства, улучшения качества продукции, ритмичности работ по выпуску продукции.
  • Разработка рекомендаций и конкретных мероприятий по использованию имеющихся резервов и контроль за их выполнением.

Источники анализа:

отчетная форма №1-П «Отчет об объемах выпущенной продукции» (за год, квартал, месяц и т.д.); данные оперативного учета по отделам, подразделениям: а) данные планового отдела,

б) данные об отгрузке продукции (отдела сбыта); ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «движение готовых изделий, их отгрузка т реализация», журнал-ордер № 11, карточки складского учета готовой продукции и др.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в отпускных ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

2.Анализ динамики изменения объема производства и реализации продукции.

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.1).

Таблица 1 - Динамика товарной продукции

Год Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб. Темпы роста, %  
Базисные Цепные
   

где ТПi-1; ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

, Тпр = Тср – 100.

Для анализа динамики изменения объема производства и реализации продукции используются данные за несколько периодов. При анализе динамики исследуются размер абсолютного прироста показателей, темпы роста и прироста. Изучаются как базисные, так и цепные темпы роста показателей. Необходимо также помнить и о сопоставимости показателей. Для большей наглядности составим таблицу 2.

Таблица 2 - Анализ динамики изменения объема производства и реализации продукции.

Наименование показателя 2003г. 2004г. 2005г.
1. Объем товарной продукции, у.е.:      
в % к базисному периоду      
в % к предыдущему периоду -    
2. Объем товарной продукции в сопоставимых ценах, у.е. (инфляция 10%)      

По данным таблицы делаются выводы о характере изменений показателей, и дается оценка деятельности предприятия.

В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:

· пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);

· корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

Jц = S VВП1Ц0 / S VВП0 Ц0,

где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле

ВП1ЦП = ВП1: Jц,

где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

3. Общая оценка выполнения плана по производству и реализации продукции.

Для характеристики степени выполнения плана по производству и реализации продукции используются данные формы №1П и плановые показатели соответствующих отделов. Данные сводятся в таблицу следующего вида:

Таблица 3 Выполнение плана по производству и реализации продукции

Показатель За пре-дыд год Отчетный период Абсолютное отклонение Относительное отклонение, %
план отчет плана от преды-дущ. пер. факта от плана факт от предыдущ. пер. плана от преды-дущ. пер. факта от плана факт от преды-дущ. пер.
                   
Объем ТП в сопоставимых ценах       +150 -50 +100   -4  
                   

Данные таблицы позволяют проанализировать:

♦ планирование изменения показателей по сравнению с предыдущим периодом (гр.5, гр.8)

♦ охарактеризовать степень выполнения плана (гр.6,гр.9)

♦ охарактеризовать темпы прироста показателей, т.е. фактическое изменение показателя по сравнению с предыдущим периодом (гр.7, гр.10).

Далее анализируется зависимость реализованной продукции от объемов выпущенной продукции и остатков готовой продукции на складах и товаров отгруженных, но не оплаченных. Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое уравнение имеет вид

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II,

где РП - объем реализованной продукции;

ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ВП - объем выпуска продукции за период.

4. Анализ выполнения договорных обязательств по объемам поставок товарной продукции

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Финансовое состояния предприятия непосредственно зависит от объема реализованной продукции (если оно рентабельно). В современных условиях хозяйствования руководители свою деятельность строят на договорных отношениях. Это связано с тем, что при отсутствии договоров на поставку продукции и наличии нарушений покупателями по отношению к продавцу суд не примет дело к производству.

В настоящее время при заключении договоров руководствуются положениями о поставках продукции. При анализе выполнения плана по договорам исследуют порядок и сроки заключения договоров, количество, ассортимент, сроки и порядок поставки. Необходим учет и контроль за выполнением договорных обязательств, ответственность предприятия за некачественную поставку, за нарушение сроков поставки, за несвоевременную оплату и т.д.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

Кд = (ВП0 - ВПн): ВП0 ,

где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров; ВПн - недопоставка продукции по договорам.

Процент выполнения плана по договорным обязательствам определяется по формуле:

ТП дог.- план по договорам, ТП не дог.- недопоставка.

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

5. Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту продукции

В настоящее время ассортимент выпускаемой продукции задействован в договорных обязательствах по поставкам продукции. Исходя из этого, анализу выполнения плана по ассортименту продукции уделяют значительное внимание руководители соответствующих подразделений. Важно также различать основные категории как номенклатура и ассортимент продукции.

Номенклатура продукции – это классификационный перечень изготавливаемых видов или наименований продукции (обувь, ковры и т.д.)

Ассортимент – набор разновидностей продукции определенного вида или наименования продукции, отличающихся друг от друга по определенным признакам.

Обычно анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту рассматривается как одно целое. Анализ осуществляется за различные промежутки времени (квартал, месяц, сутки, смена). Все большее значение уделяется оперативному контролю, он проводится по предприятию в целом и по подразделениям. Информация поступает из статистической отчетности данных производств, от плановых отделов. Результаты анализа записываются в натуральных и стоимостных единицах. При анализе фактическое количество по отдельным видам продукции сопоставляются с планом, определяется отклонение, изучаются причины отклонений и способы их устранения.

План по ассортименту считается выполненным, если он выполнен по каждому виду изделия. План перевыполненным быть не может, это связано с принципом расчета.

,

где Biф. – фактический выпуск продукции i-го вида продукции в пределах плана.

Таблица 3 - Анализ выполнения плана по ассортименту продукции

Наименование продукции Выпуск продукции, шт. Абсолютное отклонение Выполнение плана, % Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту
По плану По отчету
А     -15    
В     +5    
С -   +35 в 35 раз -
D     +25    
E   - -25   -
ИТОГО     +25    

% вып.пл по ассортименту=285*100/325=87,6%

Вывод: данные таблицы свидетельствуют о перевыполнении плана по объему выпуска продукции на 25 единиц, что составляет 8%, но работу предприятия нельзя признать удовлетворительной, т.к. наблюдается недовыполнение плана по ассортименту.

Далее анализируются причины невыполнения плана, они могут быть следующими:

1. недостатки в организации материально-технического снабжения (отсутствие материалов или их плохое качество и др.);

2. поломка оборудования;

3. несвоевременное освоение нового вида продукции и др.

6. Анализ качества продукции.

В современных условиях хозяйствования качеству выпускаемой продукции уделяется особое внимание. Предприятия стремятся выпускать продукцию соответствующую по виду и качеству мировым стандартам и образцам.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции составляющих ее качество называется показателем качества.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

1.оценивается технический уровень продукции;

2.выявляется отклонение этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым и теоретически возможным уровнем, с зарубежными аналогами.

3 Анализируются показатели, характеризующие качество изготовления продукции, факторы влияющие на качество анализируемой продукции.

4. разрабатываются рекомендации и мероприятия по улучшению показателей.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества. К обобщающим показателям качества относят: удельный вес продукции, соответствующий мировым стандартам; удельный вес экспортируемой продукции; удельный вес аттестованной продукции; удельный вес продукции по сортам и др. Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость). Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

Для анализа качества продукции и технического уровня используются сведения о конструкции технологических процессов изготовления, применяемых средствах и предметах труда (патенты, нормативно техническая документация, акты испытаний, сведения ОТК и т.д.), такие как:

· удельный вес продукции соответствующей стандартам и не соответствующей;

· удельный вес продукции по сортам;

· удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме реализованной продукции;

· экспорт в высокоразвитые страны;

· объем забракованной продукции;

· количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции;

· сдача продукции с первого предъявления;

· коэффициент обновления модели продукции.

Анализ качества выпускаемой продукции осуществляется по итогам месяца и по более длительным промежуткам времени, но в настоящее время предпочтение отдается оперативному анализу. Продукция более высокого качества обычно имеет преимущество в цене. Если продукция подразделяется по сортам, то продукция пониженных сортов имеет торговую скидку с цены 1 сорта, размер которой зависит от вида продукции. Следовательно, можно определить величину влияния изменения качества выпускаемой продукции на ее стоимость, для этого используются следующие показатели:

I. удельный вес продукции первого сорта в объеме выпущенной продукции;

II. коэффициент сортности;

III. средневзвешенная цена единицы продукции.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П). Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид

ВП = (Ц1- Цо) . VВПК ;

В = (Ц1- Цо) . РПК

П = [ (Ц1- Цо) . VВПК] – [ (C1- Cо) . РПК],

где Цо, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

Со, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;

РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

Пример.

1. Себестоимость забракованной продукции - 500 тыс. руб.

2. Расходы по исправлению брака - 80 тыс. руб.

3. Стоимость брака по цене возможного использования - 150 тыс. руб.

4. Сумма удержания с виновных лиц - 10 тыс. руб.

5. Потери от брака (стр1 + стр2 – стр3 – стр4) 420

Для определения потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности.

Пуcть для нашего примера стоимость товарной продукции в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб.

Тогда фактический уровень рентабельности:

(104300 - 84168)/ 84168 . 100 = 23,9%.

Потери товарной продукции: 420 . 1,239 = 520, 38 тыс. руб.

После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Анализ качества продукции осуществляется путем сравнения фактических данных с плановыми или базовыми, и с данными за предыдущие периоды.

По результатам анализа исследуются причины изменения качества:

q технический уровень производства;

q изменение качества исходного сырья;

q уровень квалификации работников;

q стимулирование работников;

q организация труда и производства и др.

Если продукция различается по сортам, то можно определить количественное влияние изменения сортности продукции на ее стоимость, для этого построим таблицу.

Таблица 4 -Влияние изменения сортности продукции на ее стоимость

Наименование продукции Объем выпуска продукции в натуральном выражении Цена изделия, тыс. руб. Стоимость выпуска продукции
По плану По отчету По плану По отчету
Изделие А          
Первый сорт
Второй сорт          
Итого          

Выпуск продукции = Кол-во*Цену среднюю, т.е. ВП=К*Цср.

ВПц=Кф* Цср.

Цср.пл.=297300/2500=118,92 тыс. руб. Цср.ф=315600/2650=119,09

ВП=2650*(119,09-118,92)=450,5 тыс. руб.

Коэффициент сортности (Кс)– определяется отношением стоимости выпущенной продукции с учетом сортности к стоимости этой же продукции по цене первого сорта.

Кс пл.=297300/(2500*120)=0,991 Кс. Ф.=315600/(2650*120)=0,992

Для того, чтобы определить влияние изменения качества на ее стоимость необходимо фактическую стоимость выпущенной продукции сопоставить со стоимостью этой же продукции при плановой сортности:

7.Анализ ритмичности выпуска продукции

Ритмичность характеризуется равномерным выполнением и перевыполнением планового задания с одной стороны, а с другой стороны ритмичность характеризуется равномерным выпуском продукции.

Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растет объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль. Для анализа используются оперативные данные, т.е. за день, пятидневку, декаду. Для характеристики уровня ритмичности существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

q коэффициент ритмичности, который равен отношению суммы фактического объема выпущенной продукции в пределах плана, к плановому выпуску продукции за анализируемый период.

,

где Biф. – фактический выпуск продукции за определенный промежуток времени в пределах плана.

, где

Аmin ср. - средняя из показателей ниже средне арифметической

Amax ср. - средняя из показателей выше средне арифметической

q коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ():

, где n – число суммируемых плановых заданий.

Таблица 6 Анализ ритмичности производства продукции

Показатели Дни итого Ср. арифм.
               
Объем выпуска:                    
план
отчет                   100,4
Объем продукции без учета перевыполнения                    

Критм=789/800=0,986 ВП=ВПпл*(1-Критм.)

Аmin ср. ( 100,4)=(95+96+100+98)/4=97,25

Amax ср.( 100,4)=(103+102+104+105)/4=103,5

Критм=97,25/103,5=0,94

Причины нарушения ритмичности:

поломка оборудования

качество исходного сырья

плохая организация труда

плохое стимулирование и т.д.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др. В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: