Средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, называются межбюджетными трансфертами. Они предоставляются из федерального бюджета бюджетам БС РФ, из бюджетов субъектов РФ и из местных бюджетов в формах:
- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
- субсидий бюджетам субъектов РФ;
- субвенций бюджетам субъектов РФ;
- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Дотация представляет собой межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий ее использования.
Под субсидией понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам в целях совместного финансирования расходных обязательств.
Субвенция - это одна из разновидностей межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органами власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.
|
|
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами РФ. Они образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Объем указанных дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
В составе федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджетам субъектов РФ на совместное финансирование расходных обязательств, а также на выравнивание обеспеченности в целях реализации ими отдельных расходных обязательств. Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов РФ для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами РФ устанавливаются ФЗ и принятыми в соответствии с ними НПА Правительства РФ на срок не менее трех лет. Выделение субсидий субъектам РФ на цели или в соответствии с условиями, не предусмотренными ФЗ или НПА Правительства РФ, не допускается.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им отдельных полномочий РФ, предусмотрено выделение из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов РФ. Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. Допускается выделение субвенций бюджетам субъектов РФ для их предоставления местным бюджетам. Кроме того, субъекты РФ вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.
|
|
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ предоставляются в форме:
■ дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов);
■ субсидий местным бюджетам;
■ субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ;
■ субсидий федеральному бюджету;
■ иных межбюджетных трансфертов бюджетам БС РФ.
■
Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:
■ дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
■ субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
■ субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
■ иных межбюджетных трансфертов.
В-17. Бюджетная классификация: понятие и состав.****************
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов БС РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов БС РФ.
Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов БС РФ, осуществляются Министерством финансов РФ.
Бюджетная классификация РФ включает:
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).
Классификация доходов бюджетов
Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из:
1) кода главного администратора доходов бюджета;
2) кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);
3) кода подвида доходов;
Едиными для бюджетов БС РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1) налоговые и неналоговые доходы:
2) безвозмездные поступления:
Единый для бюджетов БС РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов РФ.
Едиными для бюджетов БС РФ элементами доходов являются:
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов РФ;
3) бюджеты муниципальных районов;
4) бюджеты городских округов;
4.1) бюджеты городских округов с внутригородским делением;
5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
6) бюджеты городских поселений;
6.1) бюджеты сельских поселений;
6.2) бюджеты внутригородских районов;
7) бюджет Пенсионного фонда РФ;
8) бюджет Фонда социального страхования РФ;
|
|
9) бюджет Федерального ФОМС;
10) бюджеты территориальных ФОМС.
Классификация расходов бюджетов
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов (код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент вида расходов);
Едиными для бюджетов БС РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы:
2) национальная оборона:
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
4) национальная экономика:
5) жилищно-коммунальное хозяйство:
6) охрана окружающей среды:
7) образование:
8) культура, кинематография:
9) здравоохранение:
10) социальная политика:
11) физическая культура и спорт:
12) средства массовой информации:
13) обслуживание государственного и муниципального долга:
14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам БС РФ:
Едиными для бюджетов БС РФ группами и подгруппами видов расходов являются:
Например,
1) группа "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами":
подгруппа "Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений";
подгруппа "Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов";
подгруппа "Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны";
подгруппа "Расходы на выплаты персоналу государственных внебюджетных фондов";
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из:
1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;
2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;
Едиными для бюджетов БС РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
|
|
государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;
кредиты кредитных организаций в валюте РФ;
бюджетные кредиты от других бюджетов БС РФ;
кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Код классификации операций сектора государственного управления включает группу, статью и подстатью классификации операций сектора государственного управления.
Едиными для бюджетов БС РФ группами классификации операций сектора государственного управления являются:
1) доходы;
2) расходы;
3) поступление нефинансовых активов;
4) выбытие нефинансовых активов;
5) поступление финансовых активов;
6) выбытие финансовых активов;
7) увеличение обязательств;
8) уменьшение обязательств.