Рекомендации ISО

ТК 176 ISО (разработчик стандартов ISО серии 9000) в 2002 году предложил Процедуру внедрения системы менеджмента качества по МС ISО 9001:2000 в организации [9].

Эта Процедура включает следующие этапы.

1. Определите цели, которые вы хотите достичь. Типичными целями могут быть следующие:

· повысить эффективность и рентабельность;

· производить продукты и оказывать услуги, полностью отвечающие тре­бованиям потребителя;

· добиться удовлетворенности потребителя:

· увеличить долю на рынке;

· сохранить долго на рынке;

· улучшить взаимоотношения и моральный климат внутри организации;

· сократить затраты и уменьшить задолженность;

· укрепить доверие к системе производства.

2.Определите, чего от вас ждут другие.

Примеры лиц и организаций, заинтересованных в результатах вашей работы:

· клиенты и конечные потребители;

· персонал компании;

· поставщики;

· акционеры;

· общество в целом.

3.Найдите необходимую информацию о стандартах ISО серии 9000.
Это следующая информация:

· общие сведения;

· более детальная информация - см. МС 15О 9000:2000, МС 13О 9001:2000 и МС 15О 9004:2000;

· сопроводительная информация — обращайтесь на сайт ИСО (www.iso.org);

· опыт применения стандартов ISО cерии 9000 во всем мире — читайте публикации журнала ISО Management Systems.

4.Примените стандарты ISО cерии 9000 в вашей системе менеджмента качества.

Решите, собираетесь ли вы получить сертификат соответствия вашей системы менеджмента качества требованиям стандарта ISО 9001:2000 или хотите выдвинуть (зарегистрировать) вашу систему менеджмента качества на со­искание национальной премии в области качества:

· используйте требования стандарта ISО 9001:2000 как основу для получе­ния сертификата;

· используйте требования стандарта ISО 9004:2000 совместно с критерия­ми национальной премии в области качества для выдвижения системы менеджмента качества на соискание этой премии.

5.Приобретите руководство по отдельным разделам системы менеджмента качества.

Такими специальными тематическими стандартами являются: ISО 10006:1997, ISО 10007:1995, ISО 10012-1:1992, ISО 10012-2:1997, ISО /ТО 10013:2001, ISО /ТО 10014:10014:1998, ISО 10015:1999, ISО /ТУ 16949:2002, ISО 19011-А, ISО 19011-В (названия этих документов были приведены ранее (см. табл. 1.3)).

6.Установите ваш статус, определите несоответствия вашей системы менеджмента качества требованиям ISО 9001:2000.

Вы можете провести:

· самооценку;

· оценку с помощью внешней организации.

7.Определите процессы, необходимые для обеспечения вашего потребителя продукцией и услугами.

Проанализируйте требования раздела МС 13О 9001:2000 по процессам со­здания продукции и определите, отвечает ли этим требованиям ваша систе­ма менеджмента качества, включая процессы:

· связанные с потребителем;

· проектирования и/или разработки;

· закупки;

· производства и технического обслуживания;

· контроля средств мониторинга и измерений.

8.Разработайте план, как устранить несоответствия (п. 6) и усовершенство­вать процессы, определенные в п. 7.

Определите действия по устранению выявленных несоответствий, выдели­те ресурсы, необходимые для их исполнения, распределите ответственность и полномочия, установите взаимоотношения исполнителей и составьте график осуществления этих действий. Пп. 4.1, 7.1 МС ISО 9001:2000 содержат информацию, которую вам необходимо рассмотреть при разработке плана.

9.Выполняйте ваш план.

Осуществляйте запланированные действия и отмечайте ход их выполнения в соответствии с графиком.

10.Проводите периодическую внутреннюю оценку.

Используйте МС ISО 19011 в качестве руководства по аудиту, для оценки квалификации аудитора и управления программами аудита.

11.Решите, нуждается ли ваша система менеджмента качества в подтвержде­нии соответствия.

Если да, перейдите к п. 12. Если нет, перейдите к п. 13.

У вас может возникнуть необходимость или желание подтвердить соответ­ствие (получить сертификат/регистрацию) требованиям стандарта с целью:

· удовлетворения требований контракта;

· удовлетворения требований рынка или требований потребителя;

· удовлетворения требований регулирующих организаций;

· обеспечения управления рисками;

· определения задач развития вашей организации в области качества.

12.Проведите независимую аудиторскую проверку.

Привлеките аккредитованную регистрирующую /сертифицирующую орга­низацию для проведения аудиторской проверки и выдачи сертификата со­ответствия вашей системы менеджмента качества требованиям стандарта ISО 9001:2000.

13.Продолжайте совершенствовать ваш бизнес.

Проанализируйте эффективность и пригодность вашей системы менедж­мента качества. Стандарт 15О 9004:2000 содержит методику ее совершен­ствования.

2.2.2. Дополнения к рекомендациям ISO с учетом практики организаций стран СНГ

Организации стран СНГ при создании СМК сталкиваются со значительными труд­ностями. Стандарты ISО серии 9000 разработаны с учетом опыта бизнеса в разви­тых странах. Состояние экономики, опыт управления предприятиями в странах СНГ существенно отличаются от развитых стран. Можно выделить следующие ос­новные причины отставания стран СНГ от развитых стран в темпах и объемах вне­дрения МС 18О серии 9000.

1. До сих пор не преодолены последствия резкого спада производства после распада СССР и массовой приватизации.

2. Не завершены процессы формирования свободного рынка и рыночных от­ношений, насыщения его товарами и услугами, обострения конкурентной борьбы предприятий, появления у них острой потребности улучшения каче­ства продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.

3. Недостаточное количество, невысокое качество и малый опыт работы профессионалов менеджеров. Большинство управленцев до сих пор в странах СНГ — это технические специалисты или экономисты. Подготовка профессиональных менеджеров в области качества в странах СНГ началась в конце 1990 годов, и тем не менее они мало востребованы.

4. Утеряны навыки применения научных методов анализа и принятия решений, практически не применяются методы статистического контроля и регулирования качества продукции.

5. Плохое состояние основных фондов многих предприятий, применение устарев­ших технологий и методов организации и управления предприятиями, в том числе административно-командных методов управления, функционального подхода к организации предприятия. Эти и другие факторы приводят к тому, что основные проблемы качества на предприятиях СНГ связаны в основном с процессами производства продукции, их материальной базой, а не с управлен­ческими и информационными процессами, на совершенствование которых направлены прежде всего стандарты ISО серии 9000.

6. Отсутствие или недостаточный объем применения информационных технологий в организациях.

7. Разработка СМК не для повышения эффективности производства, конкурен­тоспособности продукции и услуг, а для сертификации СМК с целью формального расширения возможностей бизнеса. Наличие сертификата соответствия, по мнению руководства таких организаций, позволит им укрепить свои позиции, а зачастую и увеличить цены на продукцию и услуги на внутреннем и внешнем рынках.

Перечисленные причины приводят к тому, что созданные без их устранения СМК оказываются неэффективны, а затраченные на них средства не оправдывают себя. Как показал анализ [10], 80 % предприятий Российской Федерации, внедривших МС ISО серии 9000:1994, не получили ожидаемого эффекта от своих СМК.

На тех предприятиях (в организациях) СНГ, для которых характерны пере­численные выше проблемы, перед этапами создания СМК, рекомендуемыми ТК 176 ISО (см. пункт 2.2.1), необходимо выполнить следующие работы.

1. Выполнить маркетинговые исследования своей продукции и услуг, оценить перспективы их конкурентоспособности, выбрать стратегию своего развития.

2. Произвести обучение руководящего персонала высшего и среднего звена ос­новным методам общего менеджмента и менеджмента качества, руководите­лей низшего звена и исполнителей на основных операциях — принципам СМК в соответствии с МС ISО серии 9000, их роли в этой системе, статистическим методам анализа, контроля и регулирования качества.

3. Оценить качество своей продукции, установить причины нарушений тре­бований действующей НТД, устранить эти причины, выполнив замену или обучение персонала, замену или ремонт оборудования и оснастки, изменение технологии, методов организации и управления производством (при не­обходимости).

4. Разработать и внедрить статистические методы анализа, контроля и регулиро­вания качества продукции на основных браконесуших объектах производства.

5. Выбрать и применить наиболее подходящие методы и информационные технологии менеджмента качества, управления предприятием.

Как показывает опыт передовых предприятий [11, 12 и др.], подтвердили свою эффективность в наших условиях метод перспективного планиро­вания качества продукции (Advaneed Product Quality Planning – APQP), метод анализа видов и последствий отказов (дефектов) (Failure Mode and Effects Analysis – FMEA), информационная технология ЕRР (Enterprise Resource Planning) — система управления предприятием (поставки про­дукции, внутризаводское перемещение, обработка, склады, чертежи, кад­ры, финансовые потоки и др.).

6.Разработать и внедрить систему учета расходов на качество, потерь от низкого качества, доходов от повышения качества.

После выполнения этих работ можно считать, что организация готова к разра­ботке и применению СМК в соответствии с МС ISО 9000.

Программа оздоровления производства и подготовки к созданию современной СК для российских предприятий описана в работе [13].

Необходимо подчеркнуть, что каждая организация должна разрабатывать свою СМК. Приобрести чью-то СМК, как это часто имело место при создании КСУКП в СССР, невозможно. СМК должна поднять качество не только продукции организации, но и самой организации, а этого можно достичь лишь усилиями всех работников, всего коллектива организации с учетом ее особенностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: