ТК 176 ISО (разработчик стандартов ISО серии 9000) в 2002 году предложил Процедуру внедрения системы менеджмента качества по МС ISО 9001:2000 в организации [9].
Эта Процедура включает следующие этапы.
1. Определите цели, которые вы хотите достичь. Типичными целями могут быть следующие:
· повысить эффективность и рентабельность;
· производить продукты и оказывать услуги, полностью отвечающие требованиям потребителя;
· добиться удовлетворенности потребителя:
· увеличить долю на рынке;
· сохранить долго на рынке;
· улучшить взаимоотношения и моральный климат внутри организации;
· сократить затраты и уменьшить задолженность;
· укрепить доверие к системе производства.
2.Определите, чего от вас ждут другие.
Примеры лиц и организаций, заинтересованных в результатах вашей работы:
· клиенты и конечные потребители;
· персонал компании;
· поставщики;
· акционеры;
· общество в целом.
3.Найдите необходимую информацию о стандартах ISО серии 9000.
Это следующая информация:
· общие сведения;
|
|
· более детальная информация - см. МС 15О 9000:2000, МС 13О 9001:2000 и МС 15О 9004:2000;
· сопроводительная информация — обращайтесь на сайт ИСО (www.iso.org);
· опыт применения стандартов ISО cерии 9000 во всем мире — читайте публикации журнала ISО Management Systems.
4.Примените стандарты ISО cерии 9000 в вашей системе менеджмента качества.
Решите, собираетесь ли вы получить сертификат соответствия вашей системы менеджмента качества требованиям стандарта ISО 9001:2000 или хотите выдвинуть (зарегистрировать) вашу систему менеджмента качества на соискание национальной премии в области качества:
· используйте требования стандарта ISО 9001:2000 как основу для получения сертификата;
· используйте требования стандарта ISО 9004:2000 совместно с критериями национальной премии в области качества для выдвижения системы менеджмента качества на соискание этой премии.
5.Приобретите руководство по отдельным разделам системы менеджмента качества.
Такими специальными тематическими стандартами являются: ISО 10006:1997, ISО 10007:1995, ISО 10012-1:1992, ISО 10012-2:1997, ISО /ТО 10013:2001, ISО /ТО 10014:10014:1998, ISО 10015:1999, ISО /ТУ 16949:2002, ISО 19011-А, ISО 19011-В (названия этих документов были приведены ранее (см. табл. 1.3)).
6.Установите ваш статус, определите несоответствия вашей системы менеджмента качества требованиям ISО 9001:2000.
Вы можете провести:
· самооценку;
· оценку с помощью внешней организации.
7.Определите процессы, необходимые для обеспечения вашего потребителя продукцией и услугами.
Проанализируйте требования раздела МС 13О 9001:2000 по процессам создания продукции и определите, отвечает ли этим требованиям ваша система менеджмента качества, включая процессы:
|
|
· связанные с потребителем;
· проектирования и/или разработки;
· закупки;
· производства и технического обслуживания;
· контроля средств мониторинга и измерений.
8.Разработайте план, как устранить несоответствия (п. 6) и усовершенствовать процессы, определенные в п. 7.
Определите действия по устранению выявленных несоответствий, выделите ресурсы, необходимые для их исполнения, распределите ответственность и полномочия, установите взаимоотношения исполнителей и составьте график осуществления этих действий. Пп. 4.1, 7.1 МС ISО 9001:2000 содержат информацию, которую вам необходимо рассмотреть при разработке плана.
9.Выполняйте ваш план.
Осуществляйте запланированные действия и отмечайте ход их выполнения в соответствии с графиком.
10.Проводите периодическую внутреннюю оценку.
Используйте МС ISО 19011 в качестве руководства по аудиту, для оценки квалификации аудитора и управления программами аудита.
11.Решите, нуждается ли ваша система менеджмента качества в подтверждении соответствия.
Если да, перейдите к п. 12. Если нет, перейдите к п. 13.
У вас может возникнуть необходимость или желание подтвердить соответствие (получить сертификат/регистрацию) требованиям стандарта с целью:
· удовлетворения требований контракта;
· удовлетворения требований рынка или требований потребителя;
· удовлетворения требований регулирующих организаций;
· обеспечения управления рисками;
· определения задач развития вашей организации в области качества.
12.Проведите независимую аудиторскую проверку.
Привлеките аккредитованную регистрирующую /сертифицирующую организацию для проведения аудиторской проверки и выдачи сертификата соответствия вашей системы менеджмента качества требованиям стандарта ISО 9001:2000.
13.Продолжайте совершенствовать ваш бизнес.
Проанализируйте эффективность и пригодность вашей системы менеджмента качества. Стандарт 15О 9004:2000 содержит методику ее совершенствования.
2.2.2. Дополнения к рекомендациям ISO с учетом практики организаций стран СНГ
Организации стран СНГ при создании СМК сталкиваются со значительными трудностями. Стандарты ISО серии 9000 разработаны с учетом опыта бизнеса в развитых странах. Состояние экономики, опыт управления предприятиями в странах СНГ существенно отличаются от развитых стран. Можно выделить следующие основные причины отставания стран СНГ от развитых стран в темпах и объемах внедрения МС 18О серии 9000.
1. До сих пор не преодолены последствия резкого спада производства после распада СССР и массовой приватизации.
2. Не завершены процессы формирования свободного рынка и рыночных отношений, насыщения его товарами и услугами, обострения конкурентной борьбы предприятий, появления у них острой потребности улучшения качества продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.
3. Недостаточное количество, невысокое качество и малый опыт работы профессионалов менеджеров. Большинство управленцев до сих пор в странах СНГ — это технические специалисты или экономисты. Подготовка профессиональных менеджеров в области качества в странах СНГ началась в конце 1990 годов, и тем не менее они мало востребованы.
4. Утеряны навыки применения научных методов анализа и принятия решений, практически не применяются методы статистического контроля и регулирования качества продукции.
5. Плохое состояние основных фондов многих предприятий, применение устаревших технологий и методов организации и управления предприятиями, в том числе административно-командных методов управления, функционального подхода к организации предприятия. Эти и другие факторы приводят к тому, что основные проблемы качества на предприятиях СНГ связаны в основном с процессами производства продукции, их материальной базой, а не с управленческими и информационными процессами, на совершенствование которых направлены прежде всего стандарты ISО серии 9000.
|
|
6. Отсутствие или недостаточный объем применения информационных технологий в организациях.
7. Разработка СМК не для повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, а для сертификации СМК с целью формального расширения возможностей бизнеса. Наличие сертификата соответствия, по мнению руководства таких организаций, позволит им укрепить свои позиции, а зачастую и увеличить цены на продукцию и услуги на внутреннем и внешнем рынках.
Перечисленные причины приводят к тому, что созданные без их устранения СМК оказываются неэффективны, а затраченные на них средства не оправдывают себя. Как показал анализ [10], 80 % предприятий Российской Федерации, внедривших МС ISО серии 9000:1994, не получили ожидаемого эффекта от своих СМК.
На тех предприятиях (в организациях) СНГ, для которых характерны перечисленные выше проблемы, перед этапами создания СМК, рекомендуемыми ТК 176 ISО (см. пункт 2.2.1), необходимо выполнить следующие работы.
1. Выполнить маркетинговые исследования своей продукции и услуг, оценить перспективы их конкурентоспособности, выбрать стратегию своего развития.
2. Произвести обучение руководящего персонала высшего и среднего звена основным методам общего менеджмента и менеджмента качества, руководителей низшего звена и исполнителей на основных операциях — принципам СМК в соответствии с МС ISО серии 9000, их роли в этой системе, статистическим методам анализа, контроля и регулирования качества.
3. Оценить качество своей продукции, установить причины нарушений требований действующей НТД, устранить эти причины, выполнив замену или обучение персонала, замену или ремонт оборудования и оснастки, изменение технологии, методов организации и управления производством (при необходимости).
4. Разработать и внедрить статистические методы анализа, контроля и регулирования качества продукции на основных браконесуших объектах производства.
|
|
5. Выбрать и применить наиболее подходящие методы и информационные технологии менеджмента качества, управления предприятием.
Как показывает опыт передовых предприятий [11, 12 и др.], подтвердили свою эффективность в наших условиях метод перспективного планирования качества продукции (Advaneed Product Quality Planning – APQP), метод анализа видов и последствий отказов (дефектов) (Failure Mode and Effects Analysis – FMEA), информационная технология ЕRР (Enterprise Resource Planning) — система управления предприятием (поставки продукции, внутризаводское перемещение, обработка, склады, чертежи, кадры, финансовые потоки и др.).
6.Разработать и внедрить систему учета расходов на качество, потерь от низкого качества, доходов от повышения качества.
После выполнения этих работ можно считать, что организация готова к разработке и применению СМК в соответствии с МС ISО 9000.
Программа оздоровления производства и подготовки к созданию современной СК для российских предприятий описана в работе [13].
Необходимо подчеркнуть, что каждая организация должна разрабатывать свою СМК. Приобрести чью-то СМК, как это часто имело место при создании КСУКП в СССР, невозможно. СМК должна поднять качество не только продукции организации, но и самой организации, а этого можно достичь лишь усилиями всех работников, всего коллектива организации с учетом ее особенностей.