double arrow

Руководство ВКР

Непосредственное руководство ВКР осуществляет научный руководитель. При необходимости заведующим кафедрой может быть назначен консультант (консультанты) по конкретному разделу работы.

В случае если руководитель ВКР является сотрудником сторонней организации (представителя работодателя), в обязательном порядке назначается консультант по ВКР из числа профессорско-преподавательского состава кафедры общей и специальной психологии.

Научными руководителями и консультантами должны быть, как правило, преподаватели, имеющие ученую степень и/или ученое звание.

Руководитель обязан осуществлять руководство ВКР, что предполагает:

‑ разработку задания на выполнение ВКР студентом (приложение Б);

‑ содействие в выборе методики исследования;

‑ осуществление систематического контроля за ходом выполнения ВКР в соответствии с планом и графиком ее выполнения;

‑ информирование заведующего кафедрой в случае несоблюдения студентом графика выполнения ВКР;

‑ предоставление квалифицированных рекомендаций по содержанию ВКР;

‑ проведение оценки качества выполнения ВКР в соответствии предъявляемыми к ней требованиями (отзыв руководителя).

Консультант обязан:

‑ оказывать консультационную помощь студенту в выборе методики исследования, в подборе методической литературы и фактического материала;

‑ давать квалифицированные рекомендации по содержанию ВКР, в том числе консультировать студента по специфическим вопросам работы: особенностям оформления ВКР; использованию математических методов и моделей; особенностям предметной области, рассматриваемой проблемы; особенностям использования средств вычислительной техники и современного программного обеспечения и т.д.

В случае если руководитель ВКР не является работающим на постоянной основе работником кафедры, консультант, назначенный из числа профессорско-преподавательского состава кафедры, обязан:

‑ совместно с научным руководителем осуществлять систематический контроль за ходом выполнения ВКР в соответствии с планом и графиком ее выполнения;

‑ информировать заведующего кафедрой в случае несоблюдения студентом графика выполнения ВКР.

Количество ВКР, руководство которыми может осуществлять один преподаватель, определяется нормами времени для расчета объёма учебной работы профессорско-преподавательского состава Университета.

Требования к структуре и объему ВКР

Объем выпускной квалификационной работы – не менее 70 листов формата А4 (без приложений).

Структурными элементами ВКР традиционно являются:

‑ титульный лист;

‑ оглавление;

‑ введение;

‑ основная часть;

‑ заключение;

‑ библиографический список;

‑ приложения.

Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту.

Оглавление. В нем последовательно излагаются названия глав, пунктов и подпунктов плана ВКР. Их формулировки должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, отражать ее внутреннюю логику. Не рекомендуется вопросы плана формулировать назывными предложениями, они должны носить поисковый характер. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава, пункт или подпункт.

Введение (4-5 страниц для дипломной работы специалиста) содержит:

‑ актуальность исследования;

‑ степень научной разработанности проблемы;

‑ объект исследования;

‑ предмет исследования;

‑ цель исследования;

‑ гипотезу;

‑ задачи исследования;

‑ теоретико-методологические основы исследования;

‑ эмпирические основы исследования;

‑ теоретическую и практическую значимость исследования;

‑ базу эмпирического исследования;

‑ описание структуры работы.

Основная часть содержит три главы:теоретическую, аналитическую и практическую.

Теоретическая глава может включать анализ работ зарубежных и отечественных авторов по проблеме исследования. В ней автором могут излагаться сущность исследуемой проблемы, различные подходы к ее решению и их оценка, обосновываться и излагаться его собственные позиции. Объем теоретической главы – 20 – 25 страниц.

В аналитической главе – 20 – 25 страниц ‑ осуществляется описание используемых методов эмпирического исследования, проводится анализ и интерпретация его результатов; осуществляется построение матриц, графиков, таблиц с их подробным анализом; рассматриваются фактические материалы по изучаемому вопросу; формулируются и аргументируются проблемы с использованием различных методов исследования, включая математические методы.

В практической главе может быть представлено описание методических приемов и способов психолого-педагогических коррекционно-развивающих и диагностических процедур, которые использовались студентом в формирующем эксперименте (если таковой проводился) или предлагаются студентом в качестве конкретных предложений и рекомендаций. Примерный объем практической главы – 10 – 15 страниц.

Заключение логично завершает проведенное исследование и синтезирует наиболее значимые итоги ВКР. Объем заключения примерно равен объему введения и составляет 4 – 5 страниц.

Библиографический список должен содержать не менее 40 источников, включая источники на иностранных языках.

Приложениявключают вспомогательный материал, который не вошел в содержание с целью сокращения объема ВКР. Объем приложений не регламентируется.

Методические рекомендации к выполнению

отдельных разделов ВКР

Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (образец титульного листа представлен в Приложении Б).

В «Оглавлении» последовательно перечисляются заголовки всех разделов (глав) и подразделов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово “ОГЛАВЛЕНИЕ”, записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

Во «Введении» следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса, охарактеризовать нерешенные проблемы, обосновать цель и задачи работы, указать объект и предмет исследования, методы и приемы, использованные при проведении исследования, и источники исходной информации (официальные, литературные, учетные, статистические и др.). Названием раздела является слово “ВВЕДЕНИЕ”, написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы.

Способы обоснования актуальности:

· по отдельным фактам выясняется состояние вопроса на практике;

· анализируются данные специальных исследований, выполненных самим автором или другими учеными;

· выявляются причины, порождающие результат;

· анализируются тенденции развития практики и ее нужды

· выявляются и обосновываются потребности развития практики и теории.

Рассмотрим возможную логику обоснования актуальности на примере темы «Особенности внимания младших школьников с нарушением зрения»:

· обоснование актуальности научного изучения проблемы внимания: показать значимость внимания в психической деятельности человека, его тесную взаимосвязь с познавательными процессами;

· обоснование практической значимости проблемы внимания младших школьников с нарушением зрения:

– показать значимость внимания для учебной деятельности, в том числе, младших школьников;

– дать оценку результатов и качества педагогического процесса: сложность, напряженность, информационной насыщенности современного образовательного процесса, которые предъявляют повышенные требования к качествам и свойствам внимания школьника с нарушенным зрением;

· обоснование значимости своевременной диагностики нарушения внимания младших школьников с нарушением зрения, развития и коррекции свойств внимания: показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты.

Обоснование актуальности выбранной темы по каждому из предложенных пунктов должно быть достаточно кратким, не перегруженным цитатами и ссылками на источники.

От обоснования актуальности логично перейти к постановке проблемы, которая требует своего разрешения. Проблема является основным критерием актуальности намеченного исследования. Поиск, осознание и формулировка проблемы исследования – это исходный пункт творческой деятельности. Источником проблемы, как правило, становятся узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Переход от практической задачи к научной проблеме осуществляется путем выполнения трех относительно обособленных действий:

– изучение, выявление, осознание и формулирование тех запросов практики к теории, которые требуют, но не имеют теоретического решения;

– анализ теории объекта и смежных наук с целью установления границ познанного в исследуемой области, осознания этих границ и фиксации (описания) установленной ограниченности;

– выделение тех проблемных вопросов практики, которые обращены к теории.

В психолого-педагогических исследованиях проблема формулируется в виде:

· проблемной ситуации – учитывая запросы практики к теории, дается характеристика «белых пятен» в ней;

· проблемного вопроса – выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется предмет исследования. Часто начинается со слов: «каковы», «как», «в какой мере» и т.п.;

· проблемной задачи – обозначается предполагаемый результат исследования. Формулируется как цель: «выявить особенности внимания младших школьников с нарушением зрения».

Зачастую проблема формулируется в форме вопроса. Формулировка проблемы должна быть идентична названию темы курсовой работы.

Далее переходят к формулировке цели проводимого исследования. Цель ВКР, как правило, определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик.

Цель исследования логически вытекает из проблемы и представляет собой мысленное предвидение его результата. Структура цели:

· целевой объект – та часть теории и практики, в пределах которой идет реализация исследования;

· целевой предмет – это часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках целевого объекта. Предмет в проблеме – составная часть известного целого, в цели – ядро исследования;

· целевое действие – то действие исследователя, которое он должен совершить над предметом в рамках объекта исследования, например, раскрыть, выявить, установить.

Цель должна отвечать следующим требованиям:

· быть проверяемой;

· быть контролируемой;

· быть диагностируемой;

· быть однозначной.

Обращаясь к теме внимания младших школьников с нарушением зрения, мы могли бы так сформулировать цель работы: выявить особенности внимания младших школьников с нарушением зрения.

Следующим важным шагом является определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, избранное для изучения. Формулируя объект исследования, следует помнить, что он существует объективно, является источником информации, статичен, над ним не производится преобразующих действий. В нашем примере объектом исследования будет внимание как психологический феномен.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта (проблема, над которой работает исследователь), та часть объекта исследования, которая подлежит изучению и преобразованию. Предмет исследования динамичен, способен изменяться под влиянием исследовательских действий в течение времени, отведенного на выполнение исследования. Применительно к теме «Особенности внимания младших школьников с нарушением зрения» предмет может быть обозначен так: «особенности свойств внимания младших школьников с нарушением зрения» или «особенности свойств внимания младших школьников с нарушением зрения в сравнении младшими школьниками с сохранным зрением».

Объект и предмет могут частично совпадать с темой исследования, но лучший вариант – когда предмет ỳже объекта и темы.

Далее следует выстроить гипотезу исследования. Гипотеза исследования – это версия или предположение, истинность которого предстоит проверить. Важно, что в исследованиях по специальной психологии гипотеза должна подтверждаться как теоретическими, так и эмпирическими данными. В ходе исследования гипотеза может быть подтверждена (полностью или частично) или опровергнута. В нашем случае при изучении внимания младших школьников с нарушенным зрением гипотеза может быть следующая: «особенностью внимания младших школьников с нарушением зрения является его недостаточная устойчивость и концентрация» или «внимание младших школьников с нарушением зрения будет иметь количественные и качественные особенности в сравнении с вниманием младших школьников с сохранным зрением».

От выстраивания гипотезы переходят к постановке задач ВКР, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью и гипотезой. Задачей научного исследования не может быть подготовка организационных условий эксперимента, овладение методиками и прочие учебные задачи, это лишь вспомогательные средства в научном исследовании. Типы задач:

· изучение теории вопроса. Начинается глаголами: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и т. п.; например: изучить теоретические аспекты проблемы внимания младших школьников с нарушением зрения;

· изучение состояния практики и проявления предмета исследования: охарактеризовать, изучить, вскрыть, установить, оценить, проследить и т.п.; например: охарактеризовать значение внимания для эффективности учебной деятельности младших школьников с нарушением зрения;

· описание эксперимента, направленного на проверку гипотезы: выполнить экспериментальную проверку, экспериментально изучить, опытно-экспериментальным путем проверить и т. п.; например: провести эмпирическое (экспериментальное) изучение особенностей внимания младших школьников с нарушением зрения;

· разработка на основе исследования практических рекомендаций: разработать, составить, описать, наметить и т. п.; например: разработать рекомендации для развития устойчивости внимания младших школьников с нарушением зрения.

Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов ВКР. Они должны быть точными и краткими. Оптимальное количество задач для ВКР – три – четыре.

После формулировки задач следует указать теоретико-методологические основы исследования, т.е. теории, технологии, методики с указанием фамилий ученых, на труды которых опиралось проведенное исследование. Методологическая база исследования представляет собой краткое описание основных идей и подходов к решению данной проблемы на основе анализа имеющихся в этой области достижений. Указывая основные направления научного поиска, осуществленного в ВКР, и их персональных представителей, вначале следует называть первичные психологические источники (кто первым в психологии начал разрабатывать данное направление), затем – вторичные (более поздние и современные) исследования.

Далее во введении должны быть представлены эмпирические основы или м етоды исследования: это способы решениязадач, выдвигаемых в исследовании. Обычно представляют методы:

· теоретические, или общие, к которым относят методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, диалектический метод, метод системного анализа, индуктивный, дедуктивный и т. д.;

· эмпирические, среди которых могут быть названы группы методов (например, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, методы опроса, тестирования) и конкретные методики (например, корректурная проба, тест Равена и т. д.);

· методы математической статистики (расчет средних величин, критерий Манна Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, шкалирование, ранжирование, рейтинг и др.).

Теоретическая значимость исследования может состоять в теоретическом обобщении в какой-либо области знаний, в достижении непосредственной цели исследования, в анализе определенной проблемы. Теоретическая значимость, таким образом, состоит в расширении и уточнении известных современной науке теоретических аспектов рассматриваемой проблемы.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов дипломного исследования в психолого-педагогической практике (в том числе специалистами смежных специальностей), а также изменениями, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в психолого-педагогическую практику, в учебно-воспитательный процесс, в методику преподавания. Следует кратко описать, в чем конкретно состоит ценность результатов, и кто может их использовать.

База исследования – это организация/учреждение, в которой/ом была выполнена экспериментальная часть исследования. Может быть записана так: «Экспериментальное изучение свойств внимания младших школьников проводилось на базе МБОУ №59 г. Кирова» или «Экспериментальной базой для выполнения курсовой работы стала МБОУ №59 г. Кирова».

Завершает введение описание структуры выпускной квалификационной работы, что может выглядеть следующим образом: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 45 источников, трех приложений (если они есть). Иногда указывают количество таблиц, схем и рисунков в работе.

Основная часть ВКР состоит из трех глав. Количество разделов и подразделов в каждой главе студент определяет самостоятельно, исходя из задач исследования. В основной части необходимо показать глубину проработки вопроса. Материалы данной части следует расположить таким образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывали способы их решения. Работая над основной частью, следует ответственно подойти к подбору литературных источников. Наибольшую ценность представляют материалы научных исследований, характеризующие различные аспекты изучаемого вопроса. Разделы этой части должны иметь краткие и емкие названия, отражающие их суть.

Содержание глав основной части должно полностью раскрывать тему исследования. Особое внимание при этом уделяется языку и стилю написания ВКР. Студент должен показать владение специальным терминологическим аппаратом, свидетельствующим об общем уровне подготовки будущего специального психолога, о его профессиональной культуре. Редактирование ВКР осуществляется самостоятельно студентом – автором работы. Необходимо помнить ряд важных моментов.

Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.

Каждую главу основной части следует завершать краткими (1/3 – 1/2 страницы) выводами, что способствует усилению логики изложения проведенного исследования.

Первая глава носит общетеоретический характер. В задачу данного раздела ВКР входит ознакомление читателя с состоянием дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. В нем следует рассмотреть краткую историю вопроса на основе работ отечественных и зарубежных авторов, а также современное состояние исследований в этой области. Излагать материал стоит не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию подходов, фактов. В целях краткости изложения значительную часть материала целесообразно представлять в форме таблиц. После каждой таблицы делается взвешенный анализ.

Анализируя литературу, рекомендуется выявить:

‑ что особенно удалось автору в ее изучении;

‑ чем отличается позиция автора от традиционной, что нового внес он в изучение этой проблемы;

‑ в чем автор полемизирует с другими исследователями;

‑ какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации;

‑ какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему;

‑ какие основные вопросы проблемы не нашли отражения в его работе;

‑ какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы.

Особенность психолого-педагогической науки состоит в том, что в литературе иногда дается разная трактовка одних и тех же понятий. Поэтому при написании работы необходимо выдерживать терминологическую однозначность, обосновать свое понимание или отношение к уже разработанным другими исследователями понятиям. В их толковании помогут энциклопедии, словари, учебники, монографии по теме исследования.

При написании ВКР следует обратиться к общепсихологическим, общепедагогическим, методическим и специальным периодическим изданиям, имеющим отношение к теме исследования: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Педагогика», «Народное образование», «Детский психолог», «Специальная психология», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Логопед», «Коррекционная педагогика», «Известия вузов специальной психологии», «Воспитание школьников», «Мир образования» и другие.

Ссылки на источники приводятся в квадратных скобках с указанием номера источника в библиографическом списке и страницы, если имеет место дословное цитирование. Допустимо ссылаться на обзорные работы или монографии, цитирующие конкретный источник по теме исследования, указав в скобках (цит. по … - далее указывается номер источника в библиографическом списке).

Вторая глава носит аналитический характер. В ней должны быть описаны:

· организация эмпирического исследования, его этапы;

· испытуемые (респонденты);

· критерии изучения исследуемого феномена и оценки эффективности проведенного эксперимента;

· используемые тесты или методики;

· методы обработки и анализа данных;

· результаты исследования и их обсуждение;

· выводы.

Испытуемые (респонденты ) – указывается экспериментальная база исследования, дается полная характеристика испытуемых (пол, возраст, образование и другие параметры, направленные на решение задач исследования), с указанием их количества, принципов отбора и т.д. Для работ в области специальной психологии значимой бывает характеристика той формы нарушенного развития, которая определена предметом исследования. При этом следует обратить особое внимание на необходимость соблюдения этики психологического исследования, что конкретизируется в требовании сохранения анонимности респондентов при необходимости использования их индивидуальных данных, обозначение в закодированном виде всех упоминаний и ссылок на испытуемых, исключение упоминания таких сведений, на основании которых можно было бы аннулировать анонимность.

Критерии изучения исследуемого феномена и оценки эффективности проведенного эксперимента – важная часть эмпирического раздела выпускной квалификационной работы. Это своего рода маркеры, наблюдаемые проявления изучаемого психологического феномена, а в случае формирующего эксперимента ‑ основа для оценки его эффективности.

Используемые тесты или методики – описание конкретных методик, основного материала и способов обработки. Описание должно быть кратким, но достаточным для понимания читателем их сути, что особенно важно при использовании методик, не получивших широкого распространения. Если методика разработана автором, переведена или адаптирована, следует обосновать правомерность ее применения в исследовательских целях.

Методы обработки – кратко описываются те методы параметрической и непараметрической статистики, которые были использованы для обработки эмпирических данных. По возможности приводятся точные формулы со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы.

В аналитическую часть работы может быть включено пилотажное исследование, которое проводится с целью апробации психодиагностического инструментария на группе, не участвующей в основном эксперименте.

Анализ результатов эксперимента представляет результаты психологического эмпирического исследования и их интерпретацию. С помощью таблиц, графиков, диаграмм констатируются практические результаты и их достоверность, выявляются закономерности, проводится количественный и качественный анализ полученных данных, критический анализ результатов данного эмпирического исследования в сопоставлении с другими (на основе анализа литературы) точками зрения и ранее установленными фактами.

Композиция этого подраздела определяется логикой решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом. Схемы и графики должны содержать все необходимые данные, разъяснять условные знаки и обозначения, что отложено по осям и т.п. В целом данный раздел призван дать исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительно выдвинутой гипотезы. Важно помнить, что результаты научного исследования могут как подтвердить гипотезу, так и опровергнуть ее. Поэтому не стоит бояться отрицательного результата, любой ценой доказывая истинность гипотезы.

Третья глава – практическая посвящена разработке конкретных предложений, рекомендаций по совершенствованию, оптимизации каких-либо психических процессов, свойств и состояний, изучению которых было посвящено дипломное исследование. По своему содержанию предложения и рекомендации должны носить самостоятельный характер, отличаться аргументированностью и целесообразностью, соответствовать современным теоретическим концепциям и передовому мировому опыту. Разрабатывая рекомендации, следует учитывать, что они должны быть конкретными, понятными, адресованными определенной целевой аудитории (рекомендации педагогам, воспитателям, родителям, подросткам и т.п.), основываться на результатах проведенного теоретического и эмпирического исследования.

В том случае, если студентом проводился формирующий эксперимент, практическая глава будет являться описанием его содержания. Здесь могут быть представлены цели и задачи формирующего эксперимента, обоснование его актуальности, этапы эксперимента, план проведения и содержание коррекционно-развивающих занятий.

Заключение (выводы и предложения) должно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые итоги выпускной квалификационной работы. Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, располагаемых в последовательности изложения вопросов основной части работы. В них показывается, как достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, в сжатой, тезисной форме излагаются главные результаты исследования и фиксируются пути или конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемых процессов. Не допускается делать выводы, отражающие какие-либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования.

Библиографический список должен включать не менее сорока наименований литературных источников, в том числе на иностранных языках, и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями.

В библиографический список необходимо включать только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе и на которые имеются ссылки в основной части работы.

При написании ВКР следует обратиться к общепсихологическим, общепедагогическим, методическим и специальным периодическим изданиям, имеющим отношение к теме исследования: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Педагогика», «Народное образование», «Детский психолог», «Специальная психология», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Логопед», «Коррекционная педагогика», «Известия вузов специальной психологии», «Воспитание школьников», «Мир образования» и другие.

Следует отметить, что значительное количество книг и периодических изданий можно найти в сети Интернет. Интернет-ресурсы, на которых представлены необходимые для написания курсовой работы источники, доступны студентам с сайта ВятГГУ (http://vggu.ru – Студенту – Научная библиотека – Электронные ресурсы).

Так, электронный ресурс eLIBRARY.RU содержит уникальный фонд периодических изданий по широкому кругу проблем общей и специальной психологии (адрес для работы: http://www.elibrary.ru/defaultx.asp); электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (адрес для работы: www.biblioclub.ru) и электронно-библиотечная система издательства «ЛАНЬ» (адрес для работы http://e.lanbook.com) предоставляют доступ к учебной и научной литературе, справочникам, словарям, энциклопедиям.

Приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема курсовой работы не вошел в основную часть. Если данный раздел есть, то он должен быть хорошо структурирован и оформлен. В него могут войти таблицы, которые занимают более одной страницы, рисунки, схемы, тексты психодиагностических методик и т.п. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них. Объем приложений не регламентируется, что позволяет варьировать объемом основной части курсовой работы.

Требования к этапам и срокам выполнения ВКР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: