I. Речевое развитие
1. Развитие импрессивной речи:
• развитие пассивного словаря;
• формирование и совершенствование грамматического
строя речи;
• развитие фонематической системы речи;
• формирование умения вслушиваться в речь, развитие по
нимания простых предложений и коротких текстов (ска
зок, потешек).
2. Развитие экспрессивной речи:
• развитие экспрессивного словаря;
• формирование и совершенствование грамматического
строя речи;
• развитие фонематической системы речи;
• развитие фонетической стороны языка;"
• формирование разговорной (диалогической) речи и рече
вого общения.
II. Познавательное развитие
• Сенсорное развитие;
• развитие психических функций (развитие слухового и зри
тельного внимания, памяти, наглядно-действенного и на-
глядно-образного мышления);
ознакомление с окружающей действительностью; ознакомление с художественной литературой; формирование пространственных, временных и элементарных математических представлений.
|
|
III. Креативное развитие
Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса; художественно-творческая деятельность; музыкальное развитие; игровая и театрализованная деятельность.
IV. Физическое здоровье и развитие
Всестороннее полноценное развитие двигательных способностей, обогащение двигательного опыта детей; укрепление здоровья, закаливание организма; развитие выносливости, быстроты, силы, координации движений, двигательных умений с целью укрепления и развития мышц; профилактика плоскостопия; формирование правильной осанки.
V. Нравственное воспитание
Формирование навыков адекватного поведения в различных ситуациях;
воспитание доброжелательного отношения к окружающим; воспитание вежливости.
VI. Трудовое воспитание
формирование навыков самообслуживания.
Занятия с детьми
Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы
Занятия с детьми
В логопедической группе для детей младшего дошкольного возраста проводится всего 13 занятий в неделю продолжительностью 10—15 минут:
• ознакомление с окружающим ~- 1 занятие;
• развитие элементарных математических представлений —
1 занятие;
• рисование (чередуется с аппликацией, конструированием,
лепкой) — 1 занятие;
• физкультурные — 2 занятия;
• музыкальные — 2 занятия;
• лечебная физкультура (для нуждающихся) — 2 занятия;
• подгрупповые логопедические — 4 занятия.
При этом занятия лечебной физкультурой можно считать лечебными процедурами и вынести за сетку занятий.
Примерный режим дня
Прием детей, игры, утренняя гимнастика.............................. 7.30—8.20
|
|
Подготовка к завтраку.......................................................... 8.20—8.30
Завтрак................................................................................ 8.30—8.50
Подготовка к занятиям........................................................ 8.50—9.00
11ервое занятие воспитателя и первое логопедическое занятие
(Проводятся по подгруппам)................................................ 9.00—9.15
Второе занятие воспитателя и второе логопедическое занятие
(проводятся по подгруппам)................................................. 9.25—9.40
Третье мод1 рупповое логопедическое занятие, индивидуальная
работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке 9.40—10.20
Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми 10.20—12.00
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед. 12.00—12.45
Подготовка ко сну. Сон................................................ 12.45—15.10
Подъем. Бодрящая гимнастика.................................... 15.10—15.30
Подготовка к полднику. Полдник................................ 15.30—16.00
Индивидуальная работа по заданию логопеда, игры
и свободная деятельность, подготовка к прогулке..... 16.00—16.40
Прогулка. Уход домой................................................. 16.40—18.00
В младшей логопедической группе особое внимание следует уделять сбалансированности занятий и свободного времени малышей. Дети должны получать возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде и в первой, и во второй половинах дня. Для игр и отдыха в первой и второй половинах дня выделяется по 40 минут. В это время воспитатель осуществляет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм, а во второй половине дня еще и проводит индивидуальные занятия по заданию логопеда. В первой половине дня в этой деятельности может принимать участие и логопед, если он решит заменить индивидуальные занятия живым общением с детьми.
Занятия логопеда с подгруппами из 3—4 человек в младшей логопедической группе проводятся по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. Продолжительность занятия составляет 10—15 минут. Каждое занятие содержит 2—3 задания или игры продолжительностью 4—5 минут. По средам логопед проводит только индивидуальные занятия с детьми в утренние часы или индивидуальные занятия с детьми с одновременным консультированием родителей в вечернее время.
Примерное расписание работы логопеда
Первое подгрупповое занятие.............................................. 9.00—9.15
Втрое подгрупповое занятие................................................ 9.25—9.40
Третье подгрупповое занятие.............................................. 9.50—10.05
Индивидуальная работа с детьми...................................... 10.05—12.30
Участие логопеда в режимных моментах.......................... 12.30—13.00
Индивидуальная работа логопеда с детьми занимает все остальное время. Логопед проводит ее с детьми и во время Прогулки. Продолжительность индивидуального занятия не Превышает 10 минут. Чтобы восполнить ушедшее на индивидуальные занятия время утренней прогулки, в логопедической Группе выход на вечернюю прогулку происходит на 10 минут раньше, чем в младшей группе массового типа1. Иногда, по
11рогр;шма воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой — М., Мозаика-Синтез, 2005.
Организация развивающей среды и проведение...
Развивающая среда
решению специалиста, возможна замена индивидуальных занятий во время прогулки на живое общение с детьми, проведение разученных ранее игр на свежем воздухе.
Присутствие логопеда в групповом помещении с 12.30 до 13.00 позволяет ему участвовать в «оречевлении» режимных моментов, живом общении с малышами, что позволяет специалисту быстрее вызвать каждого ребенка на контакт, построить с ним доверительные отношения.
Обучение в младшей логопедической группе можно условно разделить на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
|
|
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май, июнь.
В сентябре проводится обследование состояния речи и неречевых психических функций детей для определения этиопа-тогенеза нарушения формирования речи; заполняются схемы обследования на каждого ребенка.
Октябрь: Ноябрь: Декабрь: Январь: |
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в младшей логопедической группе строится на материале следующих лексических тем.
1-я неделя — 2—3-я недели 4-я неделя — 1-я неделя — 2—3-я недели 4-я неделя — 1-я неделя — 2—3-я недели 4-я неделя - 1—2-я недели |
«Семья»;
— “Игрушки
«Части тела и лица».
«Туалетные принадлежности»;
— Одежда
«Обувь».
«Обувь»;
—
«Новый год. Елка».
—у детей зимние каникулы,проводится только индивидуальная работа,
3-я неделя 4 я педеля |
«Продукты питания»; «Посуда».
Февраль: 1-я неделя — «Посуда»;
2—3-я недели — «Домашние птицы»; 4-я неделя — «Домашние животные».
Март: 1-я неделя — «Мамин праздник»;
2-я неделя — «Домашние животные»; 3—4-я недели — «Дикие птицы».
Апрель: 1—2-я недели — «Дикие животные»;
3—4-я недели — «Транспорт»;
Май: 1-я неделя — у детей весенние каникулы,
проводится только индивидуальная работа;
2-я неделя — «Лето. Цветы»;
3-я неделя — «Лето. Насекомые»;
4-я неделя — «Лето. Летние игры {с водой и песком)».
В июне логопедом проводится только индивидуальная работа с детьми, по возможности на свежем воздухе. В этот период закрепляется и повторяется весь материал, пройденный за учебный год. В конце июня логопед дает индивидуальные рекомендации родителям каждого ребенка на лето.