double arrow

Правовые и организационные основы осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок. Формы, принципы и методы валютного контроля


Контроль – обязательный этап любой управленческой деятельности, которая включает в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата.

В Законе Российской Федерации от 08 декабря 2003 года ¹ 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в статье 13 определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, Правительство Российской Федерации в соответствии с данной статьей осуществляет «возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области».

В РФ контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции в целях обеспечения положений ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ о внешнеторговой деятельности, обеспечения защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов РФ, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц (ст. 52 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Данное положение распространяется на все направления внешнеторговой политики, в том числе на валютно-финансовое регулирование внешнеторговой деятельности.

Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов. Это важнейший участок общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Для эффективной организации валютного контроля нужны ясные и строгие определения его целей, приоритетов, функций и задач; устойчивая и стабильная институциональная инфраструктура.

Одной из сфер действия валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности – «деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью» (ст. 2 п.4 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Нормативно-правовая база механизма валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности – это федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры РФ.

К числу основных относятся:

- Федеральный закон от 10 декабря 2003 года ¹ 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

- инструкции Банка России, посвященные валютному контролю за экспортируемыми и импортируемыми товарами[1][1];

Положение «Об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации», утвержденное ГТК России 11.04.1997 г. ¹ 01-23/6678, МВЭС России 09.04.1997 г. ¹ 10-83/1335, ВЭК России от 02.04.1997 г. ¹ 07-26/768;

- нормативные правовые акты ФТС России, касающиеся особенностей технологий валютного контроля.

Субъектами правоотношений по валютному контролю являются:

- контролирующие субъекты (органы и агенты валютного контроля);

- лица, чья деятельность является объектом контроля.

Объект валютного контроля - это валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, предметом которых являются валюта и валютные ценности. Состав валютных операций определен Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст.1 п.9).

Форма валютного контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля – предварительный, текущий, последующий. Все формы находятся в тесной взаимосвязи, в единой системе и отражают непрерывный характер контроля.

Принципы осуществления валютного контроля. Основными принципами валютного контроля в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являются:

- законность;

- объективность;

- независимость от должностных лиц проверяемого объекта;

- гласность;

- разграничение функций и полномочий между органами, осуществляющими валютный контроль;

- подотчетность органов государственного валютного контроля соответствующим вышестоящим государственным органам.

Методы валютного контроля – это приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия).

Наблюдение – ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации.

Обследование затрагивает отдельные стороны финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации как документального, так и не столь формального характера: опросов, анкетирования и т.д.

Анализ характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных аналитических математических приемов. Метод может применяться как дополнительный.

Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства.

Ревизия – изучение любых сторон финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки как документальных, так и фактических данных.

Контрольные действия субъектов валютного контроля в зависимости от источников используемых данных можно разделить на две группы:

1) документальный контроль (формальная и арифметическая проверка финансовых документов; юридическая оценка отраженных в документах финансово-хозяйственных операций; логическая проверка возможности документально оформленных финансово-хозяйственных операций и др.);

2) фактический контроль – все те контрольные действия, которые направлены на изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре: инвентаризация, экспертная оценка, визуальное наблюдение.

Наиболее распространенными методами, используемыми органами и агентами валютного контроля в РФ, выступают наблюдение и проверка.

На ведомственном уровне наиболее полное нормативное закрепление получил метод наблюдения за валютными операциями (Указы Президента РФ, инструкции и нормативные акты ЦБ России, адресованные уполномоченным банкам как агентам валютного контроля, которые определяют методику наблюдения за операциями клиентов в форме предварительного контроля (соответствие валютной операции требованиям валютного законодательства до ее совершения), нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы России). Методика проверок, как правило, в общедоступных нормативных актах не раскрывается и носит закрытый характер.

Данное различие объясняется тем, что наблюдение ведется при непосредственном участии самих подконтрольных субъектов, например, предоставлять информацию о валютных операциях, которые они намереваются совершить и несут ответственность за своевременность и достоверность сообщения сведений. Проверки направлены на выявление уже совершенных нарушений, которые могут являться следствием не только ошибок, но и умышленных действий.

Наблюдение и анализ преследует цель не столько выявления правонарушений, сколько получения общей информации о ситуации в валютной сфере. Наблюдение призвано в первую очередь констатировать правомерное поведение участников валютных операций и во вторую – предупреждать совершение нарушений, которые становятся очевидными «автоматически» в силу самой процедуры наблюдения.

Особенности метода наблюдения, используемого органами и агентами валютного контроля:

- постоянность наблюдения (например, в течение всего периода осуществления валютной операции или деятельности, подлежащей контролю; все операции определенного рода одного субъекта хозяйствования);

- всеобщность наблюдения (контролю подлежат все без исключения лица, совершающие валютные операции, если это предусмотрено законодательством);

- нейтральность наблюдения (процедуры наблюдения должны по возможности быть удобными для контролируемых объектов, не препятствовать совершению разрешенных законодательством валютных операций, не создавать дополнительных издержек для подконтрольных лиц).

Проверка, как метод валютного контроля, чаще всего используется в тех случаях, когда возникает необходимость установить факт нарушения валютного законодательства. Проверка отличается более глубоким исследованием обстоятельств дела с привлечением всех возможных документальных источников информации. Метод проверки вступает в действие в связи с информацией о неправомерном поведении лица, нарушившего порядок проведения в стране какой-либо валютной операции. Проверки не носят сплошного характера и осуществляются выборочно. Преимущественно проверкам подвергаются юридические лица – резиденты, а также действующие на территории РФ отделения иностранных юридических лиц. Физические лица проверяются редко.

По субъектам проверок можно выделить три их вида:

1) проверки, осуществляемые органами валютного контроля;

2) проверки, осуществляемые агентами валютного контроля;

3) проверки, осуществляемые органами валютного контроля во взаимодействии с иными государственными органами, в первую очередь правоохранительными.

Принципиальные правовые требования к процедуре проверок:

1) производимые органами валютного контроля мероприятия по выявлению нарушений валютного законодательства не должны перерастать в ведомственный произвол;

2) законность;

3) презумпция невиновности лица;

4) экономия (затраты государственных органов на проведение проверок, количество проверок должны быть оправданы экономическим эффектом от их проведения).


Сейчас читают про: